Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:35, реферат
Межбюджетными отношениями принято считать отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящим и нижестоящим уровнями бюджетов. Межбюджетные отношения в соответствии с Бюджетным кодексом РК основываются на следующих принципах:
- равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;
К основным методам бюджетного контроля относятся - документальная и камеральная проверки, ревизия и обследование.
Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации, учреждении в присутствии должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская и статистическая отчетности, сметы расходов и расчеты к ним, декларации и пр. документация.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов, представленных ему предприятиями, учреждениями и организациями. Основные задачи камеральной проверки: получение, проверка и обеспечение сохранности отчетов, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов к ним; осуществление контроля за правильностью начисления финансовых санкции к нарушителям бюджетно-налоговой дисциплины.
Обследование - заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово–хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом не обязательно проверять первичные бух документы, могут проводится контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии и т. д.
Ревизия – комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета.
Классификация доходов бюджета.
Классификация поступлений является группировкой доходов бюджетов всех уровней, определенных Бюджетным кодексом, а также другими законодательными актами, устанавливающими источники формирования доходов. По определенным характеристикам поступления бюджетов всех уровней классифицируются по категориям, классам, подклассам и спецификам, В зависимости от экономических признаков поступления группируются по категориям, в зависимости от источников и видов поступлений - по классам и подклассам, в зависимости от вида платежа или поступления - по спецификам. Остальные подразделения характеризуют доходы в порядке все большей детализации доходных источников. Например, в налоговых поступлениях класс означает налоговую группу, подкласс - вид налога, специфика - конкретно плательщика или объекта налога.
Этим группам классификации поступлений присваиваются группировочные коды, состоящие из шести знаков. Первый знак показывает категорию поступлений, определяющий деление поступлений по способу взимания. Так, цифра 1 означает, что в этом разделе все виды платежей относятся к налоговым поступлениям, 2 - неналоговым поступлениям, 3 - поступлениям от продажи основного капитала, 4 - поступлениям официальных трансфертов, 5 - поступлениям от погашения выданных бюджетных кредитов, продажи финансовых активов, а также к правительственным займам.
Аналогичным образом в бюджетной классификации расписаны все другие категории поступлений. Бюджетные доходы можно классифицировать по различным основаниям.
Так, по социально-экономическому признаку, в основе чего лежит наличие разных видов собственности (гос и частной), закрепленных Конституцией РК (пункт 1 статьи 6), поступления в бюджет можно подразделить на:
- поступления от гос сектора экономики, где источником поступления выступает деятельность гос организаций, а также имущество, находящееся в собственности государства в целом. В данном случае движение денежных средств осуществляется в рамках гос собственности;
- поступления от негос организаций и граждан, где поступление образуется за счет обращения частной собственности в государственную.Здесь движение денежных ср-в сопровождается сменой формы собственности.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что казахстанское бюджетное законодательство вместо понятия «доход» часто употребляет термин «поступление».
По территориальному признаку поступления в бюджет подразделяются на:
1) на центральные (в Казахстане - республиканские), т. е. поступления, зачисляемые в республиканский бюджет;
2) местные - поступления, зачисляемые местные бюджеты.
В зависимости от метода бюджетной деятельности поступления в бюджет подразделяются на поступления, основанные на:
1) принудительно-безвозвратном изъятии денежных средств (например, налоги);
2) принудительно-возвратном изъятии денег (например, принудительные государственные займы);
3) добровольно-безвозвратном привлечении денежных средств (например, пожертвования юр и физ лиц);
4) добровольно-возвратном
привлечении денежных средств (
5) эмиссия (выпуск в обращение новых денежных знаков).
К данной классификации примыкает деление доходов в зависимости от методов аккумуляции на обязательные и добровольные платежи. К первым относятся налоги, сборы, пошлины, штрафы разного рода, финансовые санкции и т. п. Ко вторым - средства организаций и граждан, привлекаемые в бюджет путем размещения государственных займов, проведения лотерей, выпуска акций, полученные в результате оказания финансовой помощи, грантов, дарения, пожертвований и т. д.
По юридической форме поступления в бюджет могут основываться на:
- односторонне-властном велении государства. Например, налоги;
- соглашении государства с плательщиком либо даже на одностороннем акте плательщика. Примером доходов первого рода выступают, доходы, полученные от реализации гос имущества, где эта реализация представляет собой двухсторонний договор купли-продажи Примером доходов второго рода выступают пожертвования, применительно к которым бюджетное законодательство использует термин «гранты», которые представляют собой одностороннюю сделку плательщика.
Традиционно деление доходов на налоговые и неналоговые. С теоретической точки зрения к налоговым доходам относятся собственно налоги. Однако к такого рода доходам обычно относят и гос сборы. Все остальные поступления будут носить неналоговый характер.
Следует отметить, что бюджетное законодательство РК придерживается в данном случае несколько иной классификации. Как уже отмечалось, оно применяет термин «доход бюджета» в более узком значении, чем обозначено выше, но зато употребляет более широкую категорию - «поступления в бюджет».
Поступления в бюджет указанный Закон определяет как совокупность:
- доходов бюджета;
- официальные трансферты (кроме расходов бюджета), включая субвенции и бюджетные изъятия;
- погашения основного долга по ранее выданным из бюджета кредитам, т. е. суммы, полученные бюджетом в результате погашения долга субъектами, получившими бюджетную ссуду (т. е. заемщиком бюджетных средств).
Т.О, бюджетное законодательство РК употребляет термин «доходы бюджета» в более узком значении, по сравнению с общепринятым, зато вводит понятие «поступления в бюджет», которое соответствует широкому толкованию бюджетных доходов. При этом сами поступления в бюджет законодательство РК подразделяет на три названных вида.
Межбюджетные
отношения и бюджетные
1. Межбюджетными отношениями
являются отношения между
2. В бюджетном процессе
не допускаются
3. По решению Правительства РК допускаются взаимоотношения
областного бюджета, бюджетов города республиканского
значения, столицы с другими областными
бюджетами, бюджетами города республиканского
значения, столицы в бюджетном процессе
в случаях возникновения чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера,
угрожающих политической, экономической
и социальной стабильности административно-
4. Межбюджетные отношения
основаны на четком
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
1) равенство обл бюджетов, бюджетов города республ значения, столицы во взаимоотношениях с республ бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) во взаимоотношениях с вышестоящим областным бюджетом;
2) эффективное распределение поступлений
3) выравнивание уровней
бюджетной обеспеченности
4) обеспечение предоставления
местными исполнительными
5) эффективность и результативность предоставления государственных услуг
6) максимальное приближение
Межбюджетные отношения
1) м/у республ и обл бюджетом, бюджетами города республ значения, столицы: трансфертами; бюджетными кредитами.
2) м/у обл и районными бюджетами: трансфертами; бюджетными кредитами; нормативами распределения доходов.
Трансферты между уровнями бюджетов подразделяются на трансферты общего характера, целевые текущие трансферты, целевые трансферты на развитие.
Трансферты общего характера
1. Трансфертами общего характера являются бюджетные субвенции и бюджетные изъятия.
2. Бюджетными субвенциями являются трансферты, передаваемые из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете.
3. Бюджетными изъятиями являются трансферты, передаваемые из нижестоящих бюджетов в вышестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете.
Целевые трансферты
1. Целевые трансферты
2. Целевыми текущими
3.Целевыми трансфертами
на развитие являются
Методы бюджетного планирования.
В финансовом планировании используются различные методы, которые обогащают процесс разработки планов: коэффициентный метод; балансовый метод; программно-целевой метод; экономико-математический метод; нормативный метод о которых подробно излагается в учебной литературе.
- Метод экстраполяции (или коэффициентов). Состоит в определении финансовых показателей на основе установления их динамики. Расчеты производятся на базе достижений отчетного периода и их корректировки на относительно устойчивый темп роста или снижения.
- Большое распространение получает нормативный метод, когда финансовые показатели рассчитываются на основе установленных норм и нормативов.
- Балансовый метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей.
- Программно – целевой метод получит в условиях рынка развитие как один из методов финансового прогнозирования на базе научно – технических программ, осуществляемых на разных уровнях – народнохозяйственном, отраслевом, первичном.
- Многовариантность расчетов, выбор наилучших решений предполагают более широкое использование экономико-математических методов, ЭВМ для финансовых прогнозов на длительный период.
Методы прогнозирования доходов бюджета, этапы прогнозирования, документы, используемые при прогнозировании доходов.
Прогнозирование поступлений в гос и республиканский бюджеты, в Нац фонд РК по категориям, классам и подклассам единой бюджетной классификации осуществляется центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию с учетом прогноза социально-экономического развития. Прогнозирование поступлений в местный бюджет осуществляется местным уполномоченным органом по гос планированию с учетом прогноза социально-экономического развития.
Методика прогнозирования поступлений бюджета разрабатывается и утверждается центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
Для планирования расходов бюджета соответствующие администраторы бюджетных программ представляют:
- в центральный уполномоченный орган по государственному планированию в срок до 1 апреля текущего финансового года проекты стратегических планов или проекты изменений и дополнений в стратегические планы, а также предложения по приоритетным бюджетным инвестициям;
- в местный уполномоченный орган по гос планированию в срок до 15 мая текущего финансового года - бюджетные заявки, проекты стратегических планов или проекты изменений и дополнений в стратегические планы и предложения по приоритетным бюджетным инвестициям.
Настоящая Методика предназначена для использования налоговыми и таможенными органами при прогнозировании поступлений таможенных платежей и налогов.
Таможенное дело, являясь областью специальных знаний, требует: более тщательного подхода при прогнозировании поступлений таможенных платежей и налогов; учета основных макроэкономических показателей (ВВП, внешнеторговый оборот, уровень инфляции); мировых цен на основные экспортные товары; изменений в налоговом и таможенном законодательствах.
Методика прогнозирования поступлений таможенных платежей и налогов должна основываться на:
Информация о работе Бюджетные отношения и межбюджетные связи