Бюджетные отношения и межбюджетные связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:35, реферат

Описание работы

Межбюджетными отношениями принято считать отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящим и нижестоящим уровнями бюджетов. Межбюджетные отношения в соответствии с Бюджетным кодексом РК основываются на следующих принципах:
- равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;

Файлы: 1 файл

20.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

      К основным методам бюджетного контроля относятся - документальная и камеральная проверки, ревизия и обследование.

Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации, учреждении в присутствии должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская и статистическая отчетности, сметы расходов и расчеты к ним, декларации и пр. документация.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов, представленных ему предприятиями, учреждениями и организациями. Основные задачи камеральной проверки: получение, проверка и обеспечение сохранности отчетов, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов к ним; осуществление контроля за правильностью начисления финансовых санкции к нарушителям бюджетно-налоговой дисциплины.

Обследование - заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово–хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом не обязательно проверять первичные бух документы, могут проводится  контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии и т. д.

Ревизия – комплекс  взаимосвязанных проверок  финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета.

 

Классификация доходов бюджета.

        Классификация поступлений является группировкой доходов бюджетов всех уровней, определенных Бюджетным кодексом, а также другими законодательными актами, устанавливающими источники формирования доходов. По определенным характеристикам поступления бюджетов всех уровней классифицируются по категориям, классам, подклассам и спецификам, В зависимости от экономических признаков поступления группируются по категориям, в зависимости от источников и видов поступлений - по классам и подклассам, в зависимости от вида платежа или поступления - по спецификам. Остальные подразделения характеризуют доходы в порядке все большей детализации доходных источников. Например, в налоговых поступлениях класс означает налоговую группу, подкласс - вид налога, специфика - конкретно плательщика или объекта налога.

         Этим группам классификации поступлений присваиваются группировочные коды, состоящие из шести знаков. Первый знак показывает категорию поступлений, определяющий деление поступлений по способу взимания. Так, цифра 1 означает, что в этом разделе все виды платежей относятся к налоговым поступлениям, 2 - неналоговым поступлениям, 3 - поступлениям от продажи основного капитала, 4 - поступлениям официальных трансфертов, 5 - поступлениям от погашения выданных бюджетных кредитов, продажи финансовых активов, а также к правительственным займам.

        Аналогичным образом в бюджетной классификации расписаны все другие категории поступлений.  Бюджетные доходы можно классифицировать по различным основаниям.

       Так, по социально-экономическому признаку, в основе чего лежит наличие разных видов собственности (гос и частной), закрепленных Конституцией РК (пункт 1 статьи 6), поступления в бюджет можно подразделить на:

- поступления от гос сектора экономики, где источником поступления выступает деятельность гос организаций, а также имущество, находящееся в собственности государства в целом. В данном случае движение денежных средств осуществляется в рамках гос собственности;

- поступления от негос организаций и граждан, где поступление образуется за счет обращения частной собственности в государственную.Здесь движение денежных ср-в сопровождается сменой формы собственности.

       Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что казахстанское бюджетное законодательство вместо понятия «доход» часто употребляет термин «поступление».


        По территориальному признаку поступления в бюджет подразделяются на:

1) на центральные (в  Казахстане - республиканские), т. е.  поступления, зачисляемые в республиканский бюджет;

2) местные  - поступления, зачисляемые местные бюджеты.

        В зависимости от метода бюджетной деятельности поступления в бюджет подразделяются на поступления, основанные на:

1) принудительно-безвозвратном изъятии денежных средств (например, налоги);

2) принудительно-возвратном изъятии денег (например, принудительные государственные займы);

3) добровольно-безвозвратном  привлечении денежных средств (например, пожертвования юр и физ лиц);

4) добровольно-возвратном  привлечении денежных средств (например, правительственные и местные займы);

5) эмиссия  (выпуск в обращение новых денежных знаков).

       К данной классификации примыкает деление доходов в зависимости от методов аккумуляции на обязательные и добровольные платежи. К первым относятся налоги, сборы, пошлины, штрафы разного рода, финансовые санкции и т. п. Ко вторым - средства организаций и граждан, привлекаемые в бюджет путем размещения государственных займов, проведения лотерей, выпуска акций, полученные в результате оказания финансовой помощи, грантов, дарения, пожертвований и т. д.

         По юридической форме поступления в бюджет могут основываться на:

- односторонне-властном велении государства. Например, налоги;

- соглашении государства с плательщиком либо даже на одностороннем акте плательщика. Примером доходов первого рода выступают, доходы, полученные от реализации гос имущества, где эта реализация представляет собой двухсторонний договор купли-продажи Примером доходов второго рода выступают пожертвования, применительно к которым бюджетное законодательство использует термин «гранты», которые представляют собой одностороннюю сделку плательщика.

       Традиционно деление доходов на налоговые и неналоговые. С теоретической точки зрения к налоговым доходам относятся собственно налоги. Однако к такого рода доходам обычно относят и гос сборы. Все остальные поступления будут носить неналоговый характер.

       Следует отметить, что бюджетное законодательство РК придерживается в данном случае несколько иной классификации. Как уже отмечалось, оно применяет термин «доход бюджета» в более узком значении, чем обозначено выше, но зато употребляет более широкую категорию - «поступления в бюджет».

       Поступления в бюджет указанный Закон определяет как совокупность:

- доходов бюджета;

- официальные трансферты (кроме расходов бюджета), включая субвенции и бюджетные изъятия;

- погашения основного долга по ранее выданным из бюджета кредитам, т. е. суммы, полученные бюджетом в результате погашения долга субъектами, получившими бюджетную ссуду (т. е. заемщиком бюджетных средств).

      Т.О, бюджетное законодательство РК употребляет термин «доходы бюджета» в более узком значении, по сравнению с общепринятым, зато вводит понятие «поступления в бюджет», которое соответствует широкому толкованию бюджетных доходов. При этом сами поступления в бюджет законодательство РК подразделяет на три названных вида.

 

Межбюджетные  отношения и бюджетные трансферты.  

1. Межбюджетными отношениями  являются отношения между республиканским,  областными бюджетами, бюджетами  города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) в бюджетном процессе.

2. В бюджетном процессе  не допускаются взаимоотношения  республиканского бюджета с бюджетами  районов (городов областного значения) и бюджетов районов (городов  областного значения) друг с другом.

3. По решению Правительства РК допускаются взаимоотношения областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы с другими областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы в бюджетном процессе в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, угрожающих политической, экономической и социальной стабильности административно-территориальной единицы, жизни и здоровью людей, проведения мероприятий общереспубликанского либо международного значения по ходатайству акимов областей, города республиканского значения, столицы, а также по поручению Президента РК.

4. Межбюджетные отношения  основаны на четком разграничении  функций и полномочий между  уровнями государственного управления, едином распределении поступлений и расходов между республиканским, областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения), а также на единстве и прозрачности методов определения межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные отношения  основываются на следующих принципах:

1) равенство обл бюджетов, бюджетов города республ значения, столицы во взаимоотношениях с республ бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) во взаимоотношениях с вышестоящим областным бюджетом;

2) эффективное распределение поступлений

3) выравнивание уровней  бюджетной обеспеченности административно-территориальных  единиц РК;

4) обеспечение предоставления  местными исполнительными органами  одинакового уровня государственных  услуг;

5) эффективность и  результативность предоставления государственных услуг

6) максимальное приближение уровня  предоставления гос услуги к ее получателям.

Межбюджетные отношения регулируются:

1) м/у республ и обл бюджетом, бюджетами города республ значения, столицы: трансфертами; бюджетными кредитами.

2) м/у обл и районными бюджетами: трансфертами; бюджетными кредитами; нормативами распределения доходов.

Трансферты между уровнями бюджетов подразделяются на трансферты общего характера, целевые текущие  трансферты, целевые трансферты на развитие.

Трансферты общего характера 

1. Трансфертами общего характера  являются бюджетные субвенции  и бюджетные изъятия.

2. Бюджетными субвенциями являются трансферты, передаваемые из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете.

3. Бюджетными изъятиями являются  трансферты, передаваемые из нижестоящих  бюджетов в вышестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете.

Целевые трансферты

1. Целевые трансферты подразделяются  на целевые текущие трансферты  и целевые трансферты на развитие.

2. Целевыми текущими трансфертами  являются трансферты, передаваемые в период действия трехлетних объемов трансфертов общего характера в пределах сумм, утвержденных в республиканском или местных бюджетах

3.Целевыми трансфертами  на развитие являются трансферты, передаваемые вышестоящими бюджетами  в нижестоящие в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете, для реализации местных бюджетных программ развития.      

 

Методы бюджетного планирования.

В финансовом планировании используются различные методы, которые  обогащают процесс разработки планов: коэффициентный метод; балансовый метод; программно-целевой метод; экономико-математический метод; нормативный метод о которых подробно излагается в учебной литературе.

- Метод экстраполяции (или коэффициентов). Состоит в определении финансовых показателей на основе установления их динамики. Расчеты производятся на базе достижений отчетного периода и их корректировки на относительно устойчивый темп роста или снижения.

- Большое распространение получает нормативный метод, когда финансовые показатели рассчитываются на основе установленных норм и нормативов.

- Балансовый метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей.

- Программно – целевой метод получит в условиях рынка развитие как один из методов финансового прогнозирования на базе научно – технических программ, осуществляемых на разных уровнях – народнохозяйственном, отраслевом, первичном.

- Многовариантность расчетов, выбор наилучших решений предполагают более широкое использование экономико-математических методов, ЭВМ для финансовых прогнозов на длительный период.

 

Методы прогнозирования  доходов бюджета, этапы прогнозирования, документы, используемые при прогнозировании  доходов.

Прогнозирование поступлений в гос и республиканский бюджеты, в Нац фонд РК по категориям, классам и подклассам единой бюджетной классификации осуществляется центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию с учетом прогноза социально-экономического развития. Прогнозирование поступлений в местный бюджет осуществляется местным уполномоченным органом по гос планированию с учетом прогноза социально-экономического развития.

Методика прогнозирования поступлений бюджета разрабатывается и утверждается центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.

Для планирования расходов бюджета соответствующие администраторы бюджетных программ представляют:

- в центральный уполномоченный орган по государственному планированию в срок до 1 апреля текущего финансового года проекты стратегических планов или проекты изменений и дополнений в стратегические планы, а также предложения по приоритетным бюджетным инвестициям;

- в местный уполномоченный орган по гос планированию в срок до 15 мая текущего финансового года - бюджетные заявки, проекты стратегических планов или проекты изменений и дополнений в стратегические планы и предложения по приоритетным бюджетным инвестициям.

      Настоящая Методика предназначена для использования налоговыми и таможенными органами при прогнозировании поступлений таможенных платежей и налогов.

      Таможенное дело, являясь областью специальных знаний, требует: более тщательного подхода при прогнозировании поступлений таможенных платежей и налогов; учета основных макроэкономических показателей (ВВП, внешнеторговый оборот, уровень инфляции); мировых цен на основные экспортные товары; изменений в налоговом и таможенном законодательствах.

       Методика прогнозирования поступлений таможенных платежей и налогов должна основываться на:

Информация о работе Бюджетные отношения и межбюджетные связи