Бюджетные отношения и межбюджетные связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:35, реферат

Описание работы

Межбюджетными отношениями принято считать отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящим и нижестоящим уровнями бюджетов. Межбюджетные отношения в соответствии с Бюджетным кодексом РК основываются на следующих принципах:
- равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;

Файлы: 1 файл

20.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

        Пособие - это гарантированная денежная выплата при временном перерыве в работе, а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях. Пособия, выплачиваемые в рамках социального страхования включают: выплаты по больничным листам; пособие по уходу за ребенком; пособие по беременности и родам; пособие на похороны; расходы по приобретению путевок в санатории. 
Финансирование по данному направлению осуществляется: за счет средств хозяйствующих субъектов - работодателей - пункты 1, 3, 5, за счет местных бюджетов - пункты 2,4.

Пособия по временной  нетрудоспособности назначаются и выплачиваются в связи с заболеванием, травмой, протезированием, уходом за заболевшими членом семьи, карантином, при временном переводе на другую работу из-за профессионального заболевания или заболевания туберкулезом и в других случаях в порядке, установленном законом.

         Граждане РК имеют право на получение гос социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, а также государственной адресной социальной помощи. Выплаты пособий осуществляются за счет средств республиканского бюджета, за исключением государственной адресной социальной помощи, выплаты по которой производятся из местных бюджетов.

 

Политика государства  на рынке государственных ценных бумаг.

         Направляющая и регулирующая роль в деятельности финансовых институтов, функционирующих на рынке ценных бумаг, отведена гос органам. В РК такими органами являются Нац комиссия РК по ценным бумагам, Министерство финансов, Нацбанк, Гос комитет по управлению имуществом и Гос комитет по приватизации. Регулирующие органы выполняют в основном 3 функции, направленные на защиту инвесторов от финансовых потерь. Это, во-первых, регистрация всех участников рынка ценных бумаг; во-вторых, обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией; и, в-третьих, осуществление контроля и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.

       НКЦБ - это основной орган, регулирующий отношения, возникающие на рынке корпоративных и государственных ценных бумаг, а функции по осуществлению регулирования выпуска государственных ценных бумаг возложены на Министерство финансов, финансовым агентом которого является Нацбанк.

       Кроме НКЦБ к числу государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг, относятся министерства и ведомства, действующие согласно законодательным и нормативным актам РК.

       НБ РК выполняет своеобразную роль на рынке ценных бумаг, выступая одновременно и его профессиональным участником, активно ведущим операции с ценными бумагами, и гос органом регулирования рынка ценных бумаг:

1. Являясь по  сути агентом гос-ва по размещению гос займов, вправе по согласованию с Минфином РК участвовать в регулировании обращения госзаймов, а также покупать и продавать ценные бумаги, выпущенные правительством РК.

2. Выполняет  функции депозитария, клирингового  и расчетного центра по операциям  с отдельными видами государственных  ценных бумаг.

3. В установленном порядке проводит обязательную экспертизу проспектов эмиссий ценных бумаг акционерных банков до их регистрации в НКЦБ.

       Гос комитет РК по приватизации в процессе регулирования рынка ценных бумаг выполняет следующие функции:

* осуществление государственной политики в вопросах приватизации государственной собственности;

* обеспечение  управления государственными паями,  пакетами акций АО;

* организация  продажи объектов государственной  собственности РК;

* лицензирование  деятельности ИПФ и контроль за данной деятельностью.

       Помимо перечисленных организаций имеется огромный перечень субъектов гос регулирования рынка ценных бумаг, которые активно принимают участие в общей программе становления и развития рынка ценных бумаг Каз-на.

      НКЦБ в соответствии со Среднесрочной программой действий Правительства по углублению реформ на 1996-1998 годы разработала Программу развития рынка ценных бумаг в Казахстане. Реализация этой программы позволит осуществить комплексное развитие всех элементов структуры рынка ценных бумаг.

       Одной из проблем в формировании нормативно-правовой базы отечественного РЦБ является необходимость создания законодательной базы выпуска и обращения муниципальных ценных бумаг и еврооблигаций. Согласно действующим законодательным актам в РК, местные органы исполнительной власти не имеют права выпускать муниципальные облигации. В связи с этим в число первоочередных законодательных актов включены проекты законов "О внутреннем долге РК и гос ценных бумагах" и "О ценных бумагах местных органов исполнительной власти", которые разрабатываются Минфином совместно с НКЦБ.

В окт 1997г Нацбанк  принял несколько положений по лицензированию и регулированию частных пенсионных фондов - корпоративные (только для  служащих корпорации) и открытые (которые будут обслуживать различные компании). Так, инвестиции пенсионных фондов ограничены гос ценными бумагами, банковскими депозитами и облигациями международных финансовых институтов, однако когда упрочится рынок корпоративных ценных бумаг, фондам будет позволено инвестировать в акции и облигации компаний - эмитентов казахстанских "голубых фишек". В итоге было решено, что эта система является для добровольных взносов недостаточной, и была разработана новая концепция.

Согласно этой концепции пенсионные фонды будут инвестировать через профессиональных управляющих активами, лицензирование и контроль которых будет осуществлять НКЦБ. По некоторым оценкам, через три года частные пенсионные фонды в совокупности смогут инвестировать до $500 млн. в корпоративные ценные бумаги, что обеспечит инвестиции как в нуждающиеся предприятия, так и создание группы внутренних институциональных инвесторов, недостаток в которых испытывает на сегодняшний день рынок. НКЦБ ожидает, что управляющим пенсионными активами будет разрешено инвестировать до 20% своих активов в корпоративные акции компаний, входящих в листинг А, и до 10% - в корпоративные облигации компаний, входящих в листинг В, но основная масса их активов - минимум 5% - первоначально будет инвестирована в государственные ценные бумаги.

О том, что пенсионная реформа все-таки состоялась говорит  тот факт, что на сегодня существует 11 лицензированных негосударственных  накопительных пенсионных фондов (ННПФ), 4 компании по управлению пенсионными  активами, 6 банков-кастодианов.3 Изначально суть пенсионной реформы строилась на создании негосударственных ПФ. А в реальности государство создало государственный пенсионный фонд в виде акционерного общества, который является фондом "по умолчанию", вследствие чего за период с января по март текущего года (то есть до момента получения первых лицензий КУПА) ГНПФ поглотил более половины вкладчиков. В данном случае естественным будет предположить, что ГНПФ отнюдь не является наилучшим из существующих фондов, так как уже сегодня крупные суммы вложенных средств государство отправляет на выплату текущих пенсий. Но ситуация остается неизменной: государственный монополист и крайне слабые негосударственные пенсионные фонды, из числа которых выделяется только пенсионный фонд Народного банка. Остальные же фонды получили всего около 10% всех вкладчиков, поэтому неудивительно, что долгосрочные государственные обязательства оказались невостребованными - пенсионные фонды просто не имеют средств для их приобретения.

На основании  вышеприведенного становится явной необходимость новой среднесрочной программы развития рынка ценных бумаг на 1998-2000 годы и соответствующих краткосрочных планов, предназначенных для решения след задач:

* завершение  программы "голубых фишек";

* создание законодательной  базы для реструктуризации долгов АО в ценные бумаги;

* разработка  мер по выводу на фондовый  рынок "второго эшелона"  ценных бумаг;

* решение правовых  вопросов эмиссии муниципальных  ценных бумаг, выпускаемых в  целях покрытия календарных разрывов  в кассовом исполнении местных бюджетов, а также для целевого финансирования коммерческих проектов;

* эмиссии акций  инвестфондов.

Рынок ценных бумаг  как часть финансового рынка  страны жизненно необходим для развития производства, но в то же время невозможно существование эффективного фондового рынка без наличия определенного количества достаточно ликвидных предприятий. Поэтому в проведении реформ нельзя отделять финансовую сферу от производства, интересы государства от интересов компаний и т.д. Только при осуществлении взаимосвязанного продуманного регулирования, нацеленного прежде всего на создание условий для эффективной деятельности инвесторов возможно появление в Казахстане действительно развитого рынка ценных бумаг.

 

Политика доходов

Политика доходов в  целом является дополнением к денежно-кредитной политике и налоговой политике, включает специальные мероприятия по контролю над ценами и зарплатой, в ходе которых предпринимаются меры по стимулированию роста доходов и занятости с тем, чтобы обеспечить стабильность цен в условиях высокого уровня занятости в экономике п.д. является антиинфляционной политикой, которая не затрагивает совокупный спрос. Изменения совокупного спроса непосредственно связаны с изменениями цен. С точки зрения стратегии управления спросом, снижение спроса необходимо для сдерживания инфляции. временно контроль над ценами может снизить инфляцию, нанося ущерб совокупному спросу, но такая мера не может длительно использоваться. в графическом изображении решением проблемы является политика, способствующая увеличению совокупного спроса. такая альтернатива получила название `экономика предложения.

 

Политика расходов

При всем многообразии государственных  расходов можно выделить два основных вида расходов бюджета:

1. содержание правительства  и государственного сектора;

2. регулирование экономического  развития страны.

     Содержание правительства и государственного сектора подразумевает финансирование правительственного аппарата, а также деятельность правительственных учреждений государственного сектора, например учебных и медицинских учреждений, электростанций, аэропортов, если в этом есть необходимость. Сюда же относится поддержание безопасности и правопорядка, которое включает финансирование армии, флота, милиции, таможни и подобных подразделений.


      Не всегда расходы бюджета покрываются государственными доходами. Когда расходы бюджета превышают ею доходы, образуется бюджетный дефицит-. В силу того что дефицит финансируется посредством внутренних и внешних займов, он ведет к появлению государственного долга.

      Зависимость между изменением государственных расходов и совокупным спросом в виде объема ВВП отражает мультипликатор государственных расходов.

 

Порядок отнесения  доходов на единый казначейский счет.

1. Единый казначейский  счет открывается в НБ РК в национальной валюте для централизованного осуществления переводных операций и ведения их учета.

Единый казначейский счет открывается центральному уполномоченному  органу по исполнению бюджета в порядке, предусмотренном банковским законодательством  РК.

2. Единый казначейский счет включает остатки денег контрольных счетов наличности.

Статья 88. Контрольные счета наличности предназначены для учета операций, связанных:

1) с зачислением поступлений  в республиканский и местные  бюджеты и проведением расходов  из республиканского и местных бюджетов;

2) с зачислением денег  от реализации государственными  учреждениями товаров (работ,  услуг) и проведением за счет  них расходов (счет платных услуг);

3) с зачислением поступлений,  направляемых в Нац фонд РК, и их переводом на счета Правительства РК в НБ РК;

4) с зачислением и  расходованием денег от спонсорской,  благотворительной помощи для  государственных учреждений, получаемой  ими в соответствии с законодательными  актами РК (счет спонсорской, благотворительной  помощи);

5) с зачислением денег, передаваемых государственному учреждению в соответствии с законодательными актами РК физическими и (или) юридическими лицами на условиях их возвратности либо перечисления при наступлении определенных условий в соответствующий бюджет или третьим лицам (счет временного размещения денег);

6) с зачислением бюджетных  денег и их использованием  на проведение особых расходов (счет целевого финансирования).

Статья 91. Зачисление поступлений  на единый казначейский счет

1. Поступления в бюджет  осуществляются в денежной форме и зачисляются в полном объеме на единый казначейский счет в соответствии с классификацией поступлений в бюджет в порядке, установленном Правительством РК.

2. Поступления в бюджет  в иностранной валюте, зачисленные  Национальным Банком РК на счета центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета в иностранной валюте, должны быть реконвертированы и зачислены на единый казначейский счет.

 

Поступления от продажи финансовых активов государства 

      Поступления от продажи финансовых активов государства - поступления в бюджет, связанные с операциями по продаже долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций, находящихся в государственной собственности, государственных учреждений и государственных предприятий в виде имущественного комплекса, а также иного государственного имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении государственных предприятий.

       Приобретение финансовых активов и поступления от продажи финансовых активов государства осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами РК.

 

Правовое положение  и значение Министерства финансов в  планировании бюджета

Министерство  финансов РК является центральным исполнительным органом РК, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию в сфере управления и контроля государственными финансами, а также учета и контроля за использованием государственной собственности.

Министерство в установленном законодательством порядке осуществляет следующие основные функции: участие в определении целей и приоритетов государственной политики в сфере управления государственными финансами и государственной собственностью; участие в разработке государственных и иных программ, стратегических и индикативных планов, основных макроэкономических показателей; прогнозирование поступления в республиканский и местный бюджеты; расчеты объемов поступлений и расходов, расчеты по лимитам правительственного долга и предоставления государственных гарантий, а также по лимитам заимствования местными исполнительными органами; разработка проекта закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, а также прогнозных показателей государственного бюджета РК на предстоящий трехлетний период; анализ и обобщение практики применения законодательства в области государственных финансов, фискальной политики и государственной собственности, разработка предложений по его совершенствованию, подготовка проектов нормативных правовых актов в области управления государственными финансами, владения, пользования и распоряжения государственной собственностью; осуществление налоговой экспертизы контрактов на недропользование, а также проведение проверок за ходом выполнения контрактных условий совместно с органами налоговой службы; участие в подготовке проектов международных договоров, контрактов и соглашений; осуществление финансирования расходов и кредитования из республиканского бюджета; составление годовых отчетов об исполнении республиканского бюджета, а также отчета по выполнению особо важных программ; осуществление контроля за правильностью составления и утверждения смет расходов государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, а также за целевым использованием средств республиканского бюджета и иного имущества, находящегося в государственной собственности за разработкой и исполнением местных бюджетов; ведение и учет валютных операций государственных учреждений через соответствующие счета Комитета казначейства в НБ РК, организация проверок по соблюдению законодательства при их проведении; определение финансовых условий правительственных займов, согласование привлечения займов местными исполнительными органами, проведение финансовой экспертизы условий негосударственных займов, привлекаемых под государственные гарантии, и займов местных исполнительных органов; получение, использование, погашение и обслуживание правительственных займов, обеспечение выполнения обязательств по государственным гарантиям негосударственных займов резидентов РК.

Информация о работе Бюджетные отношения и межбюджетные связи