Бюджетные отношения и межбюджетные связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:35, реферат

Описание работы

Межбюджетными отношениями принято считать отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящим и нижестоящим уровнями бюджетов. Межбюджетные отношения в соответствии с Бюджетным кодексом РК основываются на следующих принципах:
- равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;

Файлы: 1 файл

20.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

 

Роль госбюджета как инструмента управления экономикой.

      Экономическая сущность государственного бюджета характеризуется чертами, специфика которых не выходит за рамки общих с финансами свойств, т.е. способ выражения экономической сущности через соответствующие функции у финансов в целом и у их звеньев однотипны. Следовательно, государственный бюджет, как и вся система финансов выполняет распределительную и контрольную функции. Контрольная функция позволяет судить о том, на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении централизованных средств, экономно и эффективно ли они используются.

      Распределительная и контрольная функции государственного бюджета действуют не изолированно, а в единстве, одновременно в них находят отражение две, неразрывно связанно стороны бюджетных отношений.

      Таким образом, функции бюджета сводятся к следующим:

- предоставление нерыночных  услуг (услуги общественного характера:  образование, охрана здоровья, оборона  и т.д.);

- перераспределение доходов  (налоги, трансферты, субсидии, кредиты);

- государственное регулирование  (антимонопольное регулирование, занятости и т.д.);

- осуществление государственного  контроля (внешний и внутренний  контроли).

       Государство участвует в экономической жизни в большей или меньшей степени в зависимости от ряда факторов:  от выбранной модели развития общества, политического устройства, сложившихся традиций, внешних факторов.

       Экономическая деятельность государства в целом проявляется в следующих функциях:

1) определение правовой базы, способствующей нормальному ходу экономического развития;

2) ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции; 3) перераспределение доходов и богатства;

4) стабилизация экономики; 5) перераспределение ресурсов.

       Действия государства по стабилизации экономики включают контроль за уровнем занятости и инфляции, вызываемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также меры по стимулированию экономического роста.

 

Роль и значение бюджетной классификации, ее структура.

Единая бюджетная классификация  является группировкой поступлений  и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Единая бюджетная классификация  включает в себя: 1) классификацию поступлений бюджета;

2) функциональную классификацию  расходов бюджета; 3) экономическую классификацию расходов бюджета.

Классификация поступлений  бюджета

1. Классификацией поступлений  бюджета является группировка  поступлений бюджетов всех уровней  по определенным характеристикам,  основанная на бюджетном законодательстве РК.

2. Группировка классификации  поступлений бюджета состоит  из категории, класса, подкласса  и специфики.

Категории представляют собой группировку поступлений  по экономическим признакам.

Классы и подклассы  группируют поступления по их источникам и видам.

Специфика определяет вид  платежа или поступления в  бюджет.

Функциональная  классификация расходов бюджета

1. Функциональной классификацией  расходов бюджета является группировка  расходов бюджетов всех уровней,  определяющая направления расходования  бюджетных средств по функциональным и ведомственным признакам, отражающим выполнение функций государства, реализацию стратегических и программных документов РК, стратегических планов государственных органов.

2. Группировка функциональной  классификации расходов бюджета состоит из следующих уровней:

функциональные группы; функциональные подгруппы; администраторы бюджетных программ; бюджетные программы.

3. На основе функциональной  классификации расходов бюджета  может формироваться ведомственная  классификация расходов бюджета, составляемая посредством группировки администраторов бюджетных программ и бюджетных программ.

Экономическая классификация расходов бюджета

1. Экономической классификацией  расходов бюджета является группировка  расходов бюджета по экономическим характеристикам, отражающая операции, осуществляемые государственными учреждениями для реализации бюджетных программ.

2. Группировка экономической  классификации расходов бюджета  состоит из категории, класса, подкласса и специфики.

Категория группирует расходы по экономическим признакам. Класс и подкласс группируют расходы по основным видам операций, проводимых государственными учреждениями. Специфика определяет вид операции, проводимой государственным учреждением для реализации бюджетной программы.

 

Роль казначейства в исполнении бюджета.

Основными задачами Казначейства являются:

1. организация  и контроль кассового исполнения  республиканского бюджета и улучшение  расчетно-кассового обслуживания  государственного бюджета;

2. участие  в развитии и совершенствовании бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной системе и внутреннего аудита в системе органов казначейства;

3. обеспечение  контроля за рациональным и  целевым использованием средств  республиканского и, в пределах  своей компетенции, местных бюджетов;

4. Казначейство в установленном законодательством порядке осуществляет следующие функции:

5. обслуживание  исполнения государственного бюджета;

6. прогнозирование  потоков наличности республиканского  бюджета;

7. обеспечение  распределения государственных  налогов и платежей между республиканским и местными бюджетами и зачисление их в бюджеты разных уровней;

8. осуществление  переводов денег по поручениям  государственных учреждений, контроль  платежных документов, предоставляемых  государственными учреждениями;

9. осуществление перевода денег при погашении и обслуживании государственных внешних займов и негосударственных внешних займов, имеющих государственную гарантию;

 

Содержание  и значение бюджета республики, структура  доходов и расходов бюджета.

Республиканский бюджет - централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений, а также реализации общереспубликанских направлений государственной политики. Республиканский бюджет утверждается законом РК.

Поступления бюджета:

1. Поступлениями бюджета  являются доходы, суммы погашения  бюджетных кредитов, поступления  от продажи финансовых активов государства, займы.

2. Доходами бюджета  являются налоговые, неналоговые  поступления, поступления от продажи  основного капитала, поступления  трансфертов.

3. Доходы не имеют  целевого назначения, за исключением  целевых трансфертов. Введение  новых видов доходов, отмена или изменение действующих осуществляются с обязательным внесением изменений или дополнений в настоящий Кодекс.

4. Налоговыми поступлениями  являются налоги и другие обязательные  платежи в бюджет, установленные  Налоговым и Таможенным кодексами РК.

5. Неналоговыми поступлениями  являются обязательные, невозвратные  платежи в бюджет, установленные  настоящим Кодексом и другими  законодательными актами РК, кроме предусмотренных Налоговым кодексом РК, таможенным законодательством таможенного союза и (или) РК, не относящиеся к поступлениям от продажи основного капитала, связанные гранты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе, кроме трансфертов.

6. Поступлениями от  продажи основного капитала являются  поступления в бюджет денег:

1) от продажи государственного  имущества, закрепленного за государственными  учреждениями;

2) от продажи товаров  из государственного материального  резерва;

3) от продажи земельных  участков, находящихся в государственной  собственности, в частную собственность или предоставления их в постоянное или временное землепользование либо реализованных иным способом в порядке, предусмотренном законами РК или международными договорами;

4) от продажи нематериальных  активов, принадлежащих государству.

7. Поступлениями трансфертов являются поступления трансфертов из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда РК в республиканский бюджет.

8. Суммами погашения  бюджетных кредитов являются  поступления в бюджет, связанные  с возвратом основного долга  по полученным из бюджета кредитам, а также юридическими лицами требований по оплаченным государственным гарантиям.

9. Поступлениями от  продажи финансовых активов государства  являются поступления в бюджет  от продажи долей участия, ценных  бумаг юридических лиц, в том  числе международных организаций, находящихся в государственной собственности, государственных учреждений и государственных предприятий в виде имущественного комплекса, а также иного государственного имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении государственных предприятий.

10. Займами являются  поступления денег в бюджет, связанные  с выпуском государственных эмиссионных  ценных бумаг и (или) заключением  договоров займов.

Расходы бюджета: 1. Расходами бюджета являются затраты, бюджетные кредиты, приобретение финансовых активов, погашение займов. 2. Затратами являются бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе.

3. Бюджетными кредитами  являются деньги, выделяемые из  бюджета на возвратной, срочной  и платной основе.

4. Приобретением финансовых активов являются бюджетные средства, направляемые на приобретение в государственную собственность долей участия и ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций. 5. Погашением займов являются бюджетные средства, направляемые на погашение основного долга в соответствии с международными договорами о государственных займах, ратифицированными Республикой Казахстан, а также по внутренним займам.

 

Содержание, задачи и значение бюджетного контроля.

           Бюджетный контроль представляет собой одно из направлений финансового контроля. Бюджетный контроль - деятельность уполномоченных на то госорганов (органов бюджетного контроля) по проверке соблюдения порядка формирования и распределения бюджетов, а также законности и целесообразности использования бюджетных средств их получателями. Его значение заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, в  обеспечении  процесса формирования и эффективного использования денежных средств. Задачами бюджетного контроля являются: обеспечение правильности составления и исполнения бюджета; соблюдение налогового и бюджетного законодательства; контроль за правильностью ведения бух учета и отчетности; проверка эффективности и целевого использования  бюджетных  средств  и средств внебюджетных фондов; улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней.

 

Состав и  структура расходов бюджета по функциональной группе «Общественный порядок», финансирование правоохранительной, правовой, судебной деятельности государства.

        Финансирование расходов бюджета по обеспечению правоохранительной, правовой и судебной деятельности государства осуществляется по функциональной группе 03 «Общественный порядок и безопасность», которая включает в себя следующие подфункции: 01 «Правоохранительная деят-ть»; 02 «Правовая деят-ть»; 03 «Судебная деят-ть»; 04 «Деят-ть по обеспечению законности и правопорядка»; 05 «Деят-ть по обеспечению безопасности личности, общества и государства»; 06 «Уголовно-исполнительная система»; 09 «Прочие услуги в области общественного порядка и безопасности».

        Администратором бюджетных программ, отражающих расходование средств на обеспечение правоохранительной деятельности, является Министерство внутренних дел РК. В состав расходов бюджета входят затраты на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на республиканском уровне, на обеспечение экономической безопасности в сфере экономической и финансовой деятельности, на обеспечение защиты прав и свобод лиц, участвующих в уголовном процессе. Расходы предусмотрены также на содержание следственно арестованных лиц, на изготовление паспортов и удостоверений личности, водительских удостоверений, документов, номерных знаков для регистрации транспортных средств и другие не менее важные статьи расходов.

         Администратором бюджетных программ, включающих в себя финансирование расходов бюджета на обеспечение правовой деятельности, является Министерство юстиции РК, а судебной деятельности - Верховный суд РК. Генеральная прокуратура РК, являясь администратором бюджетной программы, направленной на финансирование деятельности по обеспечению законности и правопорядка, осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов и подзаконных актов на всей территории страны.

 

Состав и  структура расходов на здравоохранение.

Состав расходов республиканского бюджета в соответствии с бюджетной классификацией определен в функциональной группе 05 «Здравоохранение», которая включает в себя затраты по подфункциям 01 «Больницы широкого профиля», 02 «Охрана здоровья населения», 03 «Специализированная медицинская помощь», 09 «Прочие услуги в области здравоохранения». Состав расходов на здравоохранение в областном бюджете и бюджете города республиканского значения, столицы содержит затраты по обеспечению гарантированного объема медицинской помощи, санитарно-эпидемиологического благополучия местного населения, затраты на приобретение различных медицинских препаратов, на производство крови, ее компонентов и препаратов, а также на Другие мероприятия, кроме мероприятий, финансируемых из республиканского бюджета. 

Информация о работе Бюджетные отношения и межбюджетные связи