Бюджетные отношения и межбюджетные связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:35, реферат

Описание работы

Межбюджетными отношениями принято считать отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящим и нижестоящим уровнями бюджетов. Межбюджетные отношения в соответствии с Бюджетным кодексом РК основываются на следующих принципах:
- равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;

Файлы: 1 файл

20.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

1) динамике внешнеторгового  оборота (объемов импорта и/или экспорта) как в целом по республике (региону), так и в разбивке по странам, товарным группам ТН ВЭД СНГ и таможенным режимам;

2) динамике таможенных  платежей и налогов в соответствии  с кодами бюджетной классификации,  утвержденными Министерством финансов РК на соответствующий год;

3) динамике предоставленных  освобождений по уплате таможенных  платежей и налогов, предоставленных  отсрочек и сумм налогов, уплаченных  по системе взаимозачетов с  налоговыми органами;

4) учете разовых  и внеплановых поступлений таможенных платежей и налогов;

5) влиянии конъюнктуры  казахстанского и международного  рынка.

 

Механизм трансфертов.

Трансферты — это  безвозмездные и невозвратные поступления в бюджет или затраты бюджета, кроме грантов.

       Самым распространенным методом является использование механизма официальных трансфертов - механизма безвозмездных и невозвратных поступлений в бюджет или затрат из бюджета, кроме грантов. Официальные трансферты подразделяются на трансферты общего характера, целевые текущие трансферты, целевые трансферты на развитие. Целевые трансферты и кредитные ресурсы используются местными исполнительными органами только в соответствии с их целевым назначением. Неиспользованные в течение финансового года или использованные не по целевому назначению суммы целевых трансфертов и кредитных ресурсов подлежат обязательному возврату в вышестоящий бюджет.

       Трансфертами общего характера являются бюджетные субвенции и бюджетные изъятия. Бюджетные субвенции - это финансовые средства, передаваемые из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете. Объемы официальных трансфертов общего характера определяются ежегодно в абсолютном выражении как разница между объемами поступлений и расходов соответствующего местного бюджета.

       Трансферты общего характера направлены на горизонтальное выравнивание обеспеченности бюджетными средствами местных бюджетов и обеспечение равных фискальных возможностей для предоставления стандартного уровня государственных услуг в соответствии с расходными полномочиями каждого уровня бюджета.

       Порядок и периодичность перечисления бюджетных изъятий из нижестоящих бюджетов в вышестоящий бюджет и бюджетных субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты в течение года определяются Правительством РК.

       Методика расчетов объемов официальных трансфертов общего характера устанавливается на трехлетний период и утверждается Правительством РК. Расчеты объемов трансфертов общего характера учитывают объективные отличия между регионами, которые не могут контролироваться и регулироваться государством, но при этом не учитываются отличия между регионами, возникающие в результате индивидуальной экономической политики регионов.

       Целевыми текущими трансфертами являются официальные трансферты, которые передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет в пределах утвержденных сумм (помимо бюджетных изъятий или субвенций) для реализации отдельных текущих бюджетных программ. Целевые текущие трансферты могут предоставляться только на выполнение мероприятий государственных, отраслевых и региональных программ, а также по ходатайству акимов в течение финансового года только на мероприятия, финансируемые из резерва Правительства РК или местного исполнительного органа.

        Целевыми трансфертами на развитие являются официальные трансферты, которые передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет в пределах утвержденных сумм для реализации республиканских или областных инвестиционных проектов или программ.

Дотации — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, при недостаточности собственных доходов и других средств бюджетного регулирования.

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определенных целевых расходов.

Взаимные расчеты - это операции по передаче средств из одних бюджетов в другие, вызванные изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию тех или иных расходов, неучтенных при утверждении бюджетов, а также в связи с возникновением условий для бюджетной компенсации.

Бюджетные компенсации - средства, передаваемые из одних бюджетов в другие для возмещения выпадающих доходов и дополнительных расходов, вызванных решениями или действиями органа власти.

        Приведенные выше методы горизонтального бюджетного выравнивания применяются практически во всех странах с рыночной экономикой. Тем не менее, соотношение этих методов, практика их применения и методика расчетов размеров оказываемой помощи во всех странах различны, поскольку они адаптируются к конкретной экономической ситуации, в которой формируется определенная модель межбюджетных отношений.

 

Национальный  фонд.                                                                             

Нац фонд РК был создан в соответствии с Указом Президента РК от 23.08.2000г №402 «О Нац фонде РК» в мае 2001г.

        Нац фонд представляет собой активы государства в виде финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства РК в Нац Банке РК, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов.

        Целью создания Национального фонда явилось обеспечение стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений (сберегательная функция) и снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов (стабилизационная функция)

Управление Национальным фондом осуществляет консультативно-совещательный орган при Президенте РК – Совет по управлению Национальным фондом, основной задачей которого является оказание содействия и выработка рекомендаций Президенту РК по вопросам использования Национального фонда.

Средства Национального  фонда могут направляться на обеспечение  гарантированного трансферта и покрытие расходов, связанных с управлением  Национальным фондом и аудитом. При  этом из Национального фонда не должны изыматься дополнительные средства для финансирования расходов на текущие бюджетные программы вследствие снижения поступлений от ненефтяного сектора. Также, хотелось бы отметить, что Национальный фонд не может использоваться на кредитование физических и юридических лиц в качестве обеспечения исполнения обязательств.

                                                                 

Общие принципы бюджетной классификации.

        Бюджетный процесс в РК осуществляется на основе единой бюджетной классификации, которая для всех уровней бюджетов является единой и обязательной. По определению, данному в Бюджетном кодексе, единая бюджетная классификация представляет собой обязательную группировку доходов и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации бюджета определенных наименований и группировочных кодов.

         Классификация поступлений является группировкой доходов бюджетов всех уровней, определенных Бюджетным кодексом, а также другими законодательными актами, устанавливающими источники формирования доходов. По определенным характеристикам поступления бюджетов всех уровней классифицируются по категориям, классам, подклассам и спецификам, В зависимости от экономических признаков поступления группируются по категориям, в зависимости от источников и видов поступлений - по классам и подклассам, в зависимости от вида платежа или поступления - по спецификам. Остальные подразделения характеризуют доходы в порядке все большей детализации доходных источников. Например, в налоговых поступлениях класс означает налоговую группу, подкласс - вид налога, специфика - конкретно плательщика или объекта налога.

          Разделение расходной части государственного бюджета (бюджетных программ) на бюджет текущих расходов (программ) и бюджет развития имеет следующий социально-экономический смысл. В текущем бюджете сконцентрированы все расходы, которые вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной обеспеченности. Он полностью сбалансирован за счет прироста денежных накоплений и поступлений, аккумулируемых в бюджете. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. В бюджете развития объединяются затраты, связанные с потребностями расширенного воспроизводства, централизованным финансированием новых социально-экономических мероприятий; анализ составных частей бюджета развития предоставляет возможность более взвешенно и осмотрительно подойти к новым дополнительным расходам государства. Здесь должен последовательно осуществляться принцип: финансировать потребности строго в пределах фактически получаемых источников, собственных и заемных. Предусмотренные расходы бюджета развития не должны носить обязательного характера и их следует рассматривать, как верхний предел, то есть если в ходе исполнения бюджета не удастся получить больше доходов, то придется сократить расходы бюджета развития.

 

Определение бюджетных  программ и их администраторов

          Под бюджетной программой, имеющей четкую, реалистичную и достижимую цель в виде определенного конечного результата, понимаются расходы бюджета по реализации функций государственного управления и государственной политики. В целях конкретизации направлений расходов бюджетные программы могут подразделяться на подпрограммы. Бюджетные программы отражают не только государственные функции, предусмотренные законами и другими нормативными актами страны, но и задачи социально-экономического развития, определенные государственными, отраслевыми и региональными программами.

         В зависимости от экономических результатов бюджетные программы могут быть текущими бюджетными программами и бюджетными программами развития. Текущие бюджетные программы представляют собой постоянные расходы бюджета, обеспечивающие выполнение функций государственного управления и обязательств государства. Бюджетные программы развития по существу являются бюджетными инвестициями, направленными на осуществление долгосрочных проектов капитального характера.

         В зависимости от уровня государственного управления и от уровня бюджетной системы, в составе которого утверждаются бюджетные программы, они подразделяются на республиканские и местные бюджетные программы. Местные бюджетные программы, в свою очередь, подразделяются на областные, городов республиканского значения, столицы, районные (городские). Могут быть также бюджетные программы района в городе, города районного значения.

         Администраторами бюджетных программ являются государственные органы, ответственные за планирование, обоснование и реализацию бюджетных программ и определяемые согласно возложенным на них функциям и полномочиям. Они самостоятельно используют бюджетные средства в соответствии с паспортами бюджетных программ и несут ответственность за их целевое и эффективное использование.

 

Организация и  порядок исполнения бюджета по уровням  бюджетной системы.

      Под исполнением бюджета понимаются действия Правительства РК и местных исполнительных органов по мобилизации бюджетных средств и их использованию. Эти действия включают в себя комплекс мероприятий по обеспечению поступлений в бюджет, расходованию бюджетных денег, реализации бюджетных программ, финансированию дефицита или использованию профицита бюджета и другие операции, связанные с осуществлением бюджетного процесса. Центральный уполномоченный орган по планированию и исполнению бюджета - Министерство финансов РК - в соответствии с Бюджетным кодексом обеспечивает исполнение республ бюджета и осуществляет обслуживание исполнения местных бюджетов.

        В Бюджетном кодексе изложены четыре принципа исполнения бюджета - целевого и равномерного использования бюджетных средств, своевременности и единства кассы.

        В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти с учетом рекомендаций бюджетных комиссий могут вносить изменения и корректировки в показатели бюджетов. Процесс внесения изменений и дополнений в соответствующем финансовом году в Закон о республиканском бюджете и в решения маслихатов о местных бюджетах принято называть уточнением бюджета. Уточнение бюджета осуществляется при соблюдении следующих принципов:

- принципа своевременности, т.е. необходимо уточнять бюджет в такие сроки, которые будут способствовать эффективной реализации бюджетных программ;

- принципа обоснованности, т.е. необходимость уточнения бюджета должна подтверждаться соответствующими расчетами и нормативно-правовыми актами;

- принцип  сбалансированности, т.е. любое уточнение  бюджета не должно изменять установленного на соответствующий финансовый год Законом о республиканском бюджете или решением маслихата о местном бюджете размера дефицита бюджета.

Законодательное и нормативное обеспечение исполнения бюджета

      Исполнение бюджета- одной из стадий бюджетного процесса - регламентируется положениями законодательных и нормативных актов. Основным законодательным актом, регулирующим все процессы исполнения бюджета, является Бюджетный кодекс. Он определяет основные положения и принципы исполнения бюджета, процессы его исполнения, уточнения и корректировки, порядок финансирования государственных учреждений, сроки исполнения бюджета.

       Другими важными документами, устанавливающими порядок и процедуры исполнения бюджета на соответствующий финансовый год, являются постановления Правительства РК или местных исполнительных органов о реализации Закона о республиканском бюджете или решения маслихата о местном бюджете. В этих документах определяются основные бюджетные показатели (объем доходов, затрат, кредитов, трансфертов, возврата кредитов, размер дефицита бюджета), принимаемых к исполнению, утверждается перечень бюджетных программ, а также устанавливаются сроки разработки и внесения центральными уполномоченными органами и администраторами бюджетных программ необходимых процедур, связанных с реализацией бюджета.

        Исполнение республиканского бюджета начинается после его утверждения на совместном заседании палат Парламента РК не менее чем в двух чтениях и не позднее 15 декабря текущего года. Правительство РК по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организуют порядок исполнения бюджета в соответствии с утвержденными постановлением Правительства РК «Правилами исполнения республиканского и местных бюджетов». Эта стадия бюджетного процесса включает в себя исполнение бюджета по поступлениям и по расходам.

Информация о работе Бюджетные отношения и межбюджетные связи