Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:35, реферат
Межбюджетными отношениями принято считать отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящим и нижестоящим уровнями бюджетов. Межбюджетные отношения в соответствии с Бюджетным кодексом РК основываются на следующих принципах:
- равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;
Состав и структура расходов на образование.
Состав расходов на образование формируется в соответствии с бюджетной классификацией - это функциональная группа расходов на образование. Данная функциональная группа подразделяется на дошкольное образование, начальное и среднее образование, среднее специальное образование, профессиональная подготовка кадров, государственный заказ на высшее образование и другие услуги в области образования. В соответствии с вышеприведенными типами и видами учреждений образования осуществляется финансирование образовательных учреждений бюджетными средствами.
Существующую в настоящее время структуру финансовых потоков на содержание учреждений образования классифицируют по уровням бюджетов. Центральный республ уровень включает в себя 3 направления выделения средств:
1. на содержание учреждений центрального (республ) ведения; 2. на реализацию республиканских образовательных программ; 3. на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке.
Региональный и местный уровни аналогичны республиканскому и предусматривают ассигнования на содержание учреждений образования местного ведения и реализацию собственных программ.
Составление, рассмотрение и утверждение местных бюджетов.
Процесс разработки проектов республиканского и местных бюджетов включает в себя три этапа:
-определение основных показателей и приоритетов для разработки проектов республиканского и местных бюджетов;
-разработка и согласование
прогнозных показателей
-одобрение проектов
республиканского и местных бюд
Средства республ бюджета РК хранятся на Едином казначейском счете в НБ РК, средства местных бюджетов - на текущих счетах в соответствующих территориальных органах Казначейства Министерства финансов. Кассовое исполнение республ бюджета и ведение счетов местных бюджетов осуществляется территориальными органами Казначейства в установленном законодательством порядке. Исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляется на основе росписей доходов и расходов республ и местных бюджетов всех уровней, составляемых в соответствии с помесячным распределением утвержденных годовых сумм доходов и расходов этих бюджетов.
Составление, рассмотрение и утверждение республиканского бюджета.
Все этапы бюджетного процесса - составление, рассмотрение, утверждение, исполнение, учет и отчетность - присущи всем уровням бюджетной системы. В Бюджетном кодексе этапы бюджетного процесса регламентированы для каждого вида бюджетов. Разработка проектов бюджетов начинается с прогнозирования поступлений, которое осуществляется уполномоченным органом по бюджетному планированию на основе среднесрочного плана социально-экономического развития страны или региона и среднесрочной фискальной политики. Этим же органом на основе фискальной политики осуществляется формирование лимита расходов бюджета и доведение их до администраторов текущих бюджетных программ и бюджетных программ развития.
Структура бюджета.
Структура бюджета состоит из следующих разделов: 1) доходы: налоговые поступления; неналоговые поступления; поступления от продажи основного капитала; поступления трансфертов; 2) затраты; 3) чистое бюджетное кредитование: бюджетные кредиты; погашение бюджетных кредитов; 4) сальдо по операциям с финансовыми активами: приобретение финансовых активов, поступления от продажи финансовых активов государства; 5) дефицит (профицит) бюджета;
6) финансирование дефицита
(использование профицита)
Структура специфики
экономической классификации
Экономическая классификация расходов бюджета является группировка расходов бюджета по экономическим характеристикам, отражающая операции, осуществляемые государственными учреждениями для реализации бюджетных программ.
Группировка экономической
Следующим важным признаком классификации расходов бюджета является распределение бюджетных средств по функциональным и ведомственным направлениям. По определению, данному в Бюджетном кодексе, функциональной классификацией расходов бюджета называется «группировка расходов бюджетов всех уровней, определяющая направления расходования бюджетных средств по функциональным и ведомственным признакам, отражающим выполнение функций государства, реализацию государственной политики в республике». Согласно Бюджетному кодексу, расходы подразделяются на функциональные группы, функциональные подгруппы (подфункции), администраторов бюджетных программ, бюджетные программы и подпрограммы. Как и в классификации поступлений, уровням классификации расходов бюджета присвоены коды, состоящие из тринадцати знаков.
В бюджетной классификации выделены 13 функциональных групп, в которой расходы объединены по отраслевым признакам и функциональному направлению и им присвоен код, состоящий из двух знаков. К примеру, 01 - государственные услуги общего характера, 02 - оборона, 03 - общественный порядок и безопасность, 04 - образование, 05 - здравоохранение и т.д.
Функциональной подгруппе (подфункции), которая показывает конкретное направление расходования бюджетных средств внутри каждой функциональной группы, присвоен код, состоящий также из двух знаков. К примеру, в функциональной группе 01 (государственные услуги общего характера) выделены подфункции: 01 - представительные, исполнительные и другие органы, выполняющие общие функции государственного управления, 02 -финансовая деятельность, 03 -внешнеполитическая деятельность, 04 - фундаментальные научные исследования и т.д. В функциональной группе 02 (оборона) выделены подфункции: 01 - военные нужды, 02 - организация работы по чрезвычайным ситуациям.
Администраторам бюджетных программ, которыми являются государственные органы, несущие ответственность за планирование, обоснование и реализацию бюджетных программ, присвоен код, состоящий из трех знаков. К примеру, в функциональной группе 01, подфункции 01 выделены администраторы: 101 - Администрация Президента РК, 102 - Хозяйственное управление Парламента РК, 104 - Канцелярия Премьер-министра РК и т.д. Функциональная группа 02, подфункция 01 подразделяется: 208 - Министерство обороны РК, 678 - Республиканская гвардия РК; подфункция 02 включает в себя администратора 308 - Агентство РК по чрезвычайным ситуациям.
По существу объединение расходов бюджета, связанных с выделением бюджетных ассигнований различным министерствам, ведомствам, государственным учреждениям, другим юридическим лицам, является ведомственной классификацией расходов.
Бюджетные программы, которыми представлены расходы бюджета по реализации функций государственного управления и государственной политики, выделяют в классификации тремя знаками группировочного кода. По сути, здесь имеет место классификация расходов по целевому назначению, связанная с выделением бюджетных средств на покрытие конкретных видов затрат. К примеру, администратор бюджетной программы 102 - Хозяйственное управление Парламента РК имеет бюджетную программу 001 - обеспечение деятельности Парламента РК, а администратор бюджетной программы 104 - Канцелярия Премьер-министра РК - бюджетную программу 001 - обеспечение деятельности Премьер-министра РК.
Бюджетные подпрограммы, которыми являются определенные и конкретные направления расходования бюджетных ассигнований в рамках бюджетной программы, выделяют в классификации также тремя знаками группировочного кода. К примеру, в бюджетной программе 001 администратора 102 выделены следующие подпрограммы: 001 - аппарат центрального органа, 007 - повышение квалификации государственных служащих, 009 - материально-техническое оснащение государственных органов.
В соответствии с группировкой расходов бюджета по экономическим характеристикам они подразделяются на категории, классы, подклассы и специфики. Категория объединяет расходы по их экономическим признакам - это текущие расходы и капитальные расходы. В классы объединяются расходы по основным видам операций, например, оплата труда государственных служащих, приобретение товаров и оплата услуг, капитальный ремонт и др. В свою очередь, классы подразделяются на подклассы. Например, в классе «Приобретение товаров и оплата услуг» выделяются подклассы приобретение товаров, приобретение услуг и работ и т.д. В каждом подклассе выделяются специфики расходов, которые определяют конкретный вид операции, проводимой государственным учреждением для реализации бюджетной программы.
Понятие «специфики экономической классификации расходов бюджета» по существу означает выделение в каждой бюджетной программе конкретного направления расходов. Например, в текущих расходах по 110 подклассу «Оплата труда» специфика означает основную заработную плату. Ей дано следующее определение - это денежные выплаты работникам государственных учреждений за исполнение ими должностных обязанностей с учетом квалификационных категорий. По данной специфике отражаются надбавки к должностному окладу, носящие постоянный характер и установленные законодательством. Индивидуальный подоходный налог, удерживаемый из заработной платы, равно как и обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды, перечисляются с данной специфики. Перечень таких затрат включает в себя следующие основные виды: должностные оклады (тарифные ставки); доплаты за квалификационные классы, классные чины, воинское звание; классность специалистам; ученая степень; надбавки к должностному окладу; повышение должностных окладов; доплата за проживание в зонах экологического бедствия
Сущность БОР
В целях формирования целостной, эффективной системы государственного планирования, ориентированного на достижение стратегических целей и реализацию приоритетных задач социально-экономического развития страны, и совершенствования бюджетного планирования для создания системы бюджетирования, ориентированной на достижение конечных результатов, Правительство РК разработало концепцию по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты.
Переход к бюджетированию, ориентированному на результаты, предполагает формирование среднесрочного бюджета, с целью планирования достижения стратегических целей на период, превышающий один год, повышения предсказуемости объема ресурсов, которым располагают и управляют администраторы бюджетных программ.
Управление местными бюджетами
В современных условиях эффективность управления местными бюджетами в значительной степени зависит от их организации и состояния информационного обеспечения. Принятие обоснованных управленческих решений должно обеспечиваться достоверным представлением информации об устойчивости бюджетного потенциала.
Под бюджетным потенциалом следует понимать совокупность экономических и нормативно –правовых условий, оптимальную величину доходов, покрывающих нормативные расходы региона, а также обеспечить их целевое и эффективное использование.
В целях обеспечения эффективного управления бюджетом оценка бюджетного потенциала должна включать данные о расходовании бюджетных средств, динамике доходов бюджета и имеющихся бюджетных ресурсов. Анализ бюджетного потенциала имеет следующие направления: 1) оценка устойчивости бюджетного потенциала; 2) анализ динамики его состояния; 3) выявление факторов, оказывающих положительное и отрицательное влияние на изменение устойчивости бюджетов; 4) разработка прогноза развития бюджетного потенциала.
Формирование и утверждение отчетов об исполнении бюджета.
1. Отчет об исполнении
республиканского и местного
бюджетов отражает
2. Центральный уполномоченный
орган по исполнению бюджета
ежемесячно по состоянию на
первое число месяца, следующего
за отчетным, представляет отчеты
об исполнении
3. Местные уполномоченные органы области, города республ значения, столицы по исполнению бюджета ежемесячно по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным, представляют отчет об исполнении областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, в акимат, ревизионную комиссию области, города республиканского значения, столицы, уполномоченные органы области, города республ значения, столицы по государственному планированию, уполномоченный Правительством РК орган по внутреннему контролю.
Местные уполномоченные органы области, города республиканского значения, столицы по исполнению бюджета ежемесячно и по итогам года представляют отчеты, предусмотренные статьей 124 настоящего Кодекса, в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета.
4. Местный уполномоченный орган района (города областного значения) по исполнению бюджета ежемесячно по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным, представляет отчет об исполнении бюджета района (города областного значения), а также другие отчеты, предусмотренные настоящим Кодексом, в акимат, ревизионную комиссию области, местный уполномоченный орган района по гос планированию, местный уполномоченный орган области по исполнению бюджета и уполномоченный Правительством РК орган по внутреннему контролю.
Формирование расходов по видам бюджета.
Финансирование расходования средств республиканского и местных бюджетов производится на основе росписей доходов и расходов соответствующих бюджетов с учетом изменений, внесенных в них в соответствие законодательством в процесс исполнения бюджетов. Для обеспечения своевременного финансирования администраторов республиканских бюджетных программ Министерство финансов РК ежемесячно до 5 числа текущего месяца определяет прогнозный объем денег на текущий финансовый месяц на основе прогнозов поступлений в бюджет, финансирования дефицита республиканского бюджета и остатков денег на Едином казначейском счете. Объем лимитов финансирования расходования средств республиканского, бюджета по каждому администратору республиканских бюджетных программ, бюджетной программе, подпрограмме и специфике на текущий финансовый месяц утверждается данным министерством в пределах утвержденной росписи расходов республиканского бюджета, с учетом прогнозного объема денег, расходов по не подлежащим секвестированию республиканским бюджетным программам, а также сумма погашения и обслуживания правительственного долга, месячной потребности в бюджетных ассигнованиях администраторов республиканских бюджетных программ. Если фактическое поступление денег в республиканский бюджет ниже прогнозных показателей, объемы лимитов финансирования по каждому администратору республиканских бюджетных программ устанавливаются Министерством финансов РК с учетом следующей приоритетности расходов:
Информация о работе Бюджетные отношения и межбюджетные связи