Бюджетные отношения и межбюджетные связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:35, реферат

Описание работы

Межбюджетными отношениями принято считать отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящим и нижестоящим уровнями бюджетов. Межбюджетные отношения в соответствии с Бюджетным кодексом РК основываются на следующих принципах:
- равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;

Файлы: 1 файл

20.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку центральным  звеном финансов является государственный  бюджет, то особое значение имеет работа Министерства финансов по составлению  проекта республиканского бюджета, обеспечение исполнения республиканского бюджета, контроля за его кассовым исполнением.В центральном аппарате Министерства финансов имеются специальные подразделения с определенными задачами и функциями, состав и структура этих подразделений постоянно меняются с учетом изменения целей и задач управления, развития функций аппарата, необходимости совершенствования работы. На начало 2001 года центральный аппарат Министерства финансов включал: Бюджетный департамент; Комитет казначейства; Департамент фискальной политики и прогнозов; Департамент макроэкономики и финансовой статистики; Департамент государственного заимствования; Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита; Департамент государственного долга и кредитования; Департамент кадровой и организационной работы; Административный департамент; Департамент юридической службы; РГП «Хозяйственное управление Министерства финансов РК»; РГП «Информационно-учетный центр»; РГП «Реабилитационный фонд»; РГП «Центр информатизации финансовых систем»; Комитет финансового контроля; Комитет государственного имущества и приватизации.

 

Принципы функционирования бюджетной системы и особенности  бюджетных систем унитарного и федерального государств.

Возможны федеративные и унитарные устройства государства: в первом случае применяется трехзвеньевая  бюджетная система: центральный  бюджет (союзный, федеральный, республиканский), бюджеты членов федерации (республик, штатов, земель и т.д.) и местные бюджеты. В унитарных государствах применяется двухзвенная бюджетная система: центральный (республиканский) бюджет и местные бюджеты. При этом в федеративных государствах доходы и расходы  местных бюджетов не входят в бюджеты членов федерации, в свою очередь, бюджеты членов федерации своими доходами и расходами не входят в федеральный бюджет. Аналогично, местные бюджеты в унитарных государствах своими доходами и расходами не входят в республиканский бюджет, т.е. являются самостоятельными.

В обоих случаях возможна различная степень обособления  и самостоятельности бюджетов, но, как правило, за центральным бюджетом сохраняется определенная регулирующая роль по отношению к низовым бюджетам в зависимости от уровня централизации управления социально –экономическими процессами.

 

Прогноз поступлений  ИПН

Индивидуальный подоходный налог с доходов, облагаемых у  источника выплаты, зависит от суммы  получаемого дохода, льгот и вычетов, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством и утвержденных ставок налогообложения. Для расчета прогноза индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты, используются данные налоговых деклараций, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы. Исходя из начисленных сумм облагаемого дохода и размера ИПН, необходимо определить средний процент изъятия налога, сложившийся по региону за предыдущий год и отчетный период текущего года

 

Прогноз поступлений КПН 

Прогноз по корпоративному подоходному налогу определяется несколькими вариантами расчетов. По первому варианту используются сводные данные налоговых деклараций за отчетный период. По данным налоговых деклараций, в первую очередь, определяется налогооблагаемый доход на прогнозируемый период. При этом учитываются изменения в прогнозируемом году размеров вычетов, т.е. налогооблагаемый доход по отчетному периоду корректируется на уровень инфляции текущего года и на прогнозируемый уровень инфляции на налоговый год.

По второму варианту используется информация о начисленной  и уплаченной сумме корпоративного подоходного налога в разрезе крупных налогоплательщиков каждого региона, результаты годовых перерасчетов по налоговым декларациям, изменение сумм недоимки. В данном расчете из ожидаемого поступления исключаются разовые уплаты, не носящие постоянный характер, не зависящие от производственной деятельности, в частности, крупные размеры годовых перерасчетов, полученных за счет временных факторов. Далее ожидаемая сумма налога корректируется на планируемый индекс потребительских цен.

 

Прогноз поступлений  НДС

Прогнозирование поступления  НДС возможно по двум вариантам. Первый вариант расчета основывается на прогнозном объеме валового внутреннего продукта (ВВП) в соответствии со среднесрочным планом социально-экономического развития страны и среднем проценте изъятия НДС.

 

Прогноз поступлений  социального налога

При прогнозировании  социального налога следует использовать данные налоговых деклараций по социальному налогу за предыдущий год и отчетный период текущего года При прогнозировании величины социального налога следует использовать данные налоговых деклараций по данному налогу за предыдущий период текущего года. Исходя из фактических размеров облагаемого дохода и начисленной суммы социального налога, определяется средняя сложившаяся ставка социального налога по региону за указанные периоды.

 

Прогнозирование поступлений от продажи основного  капитала.трансферты.

Прогнозирование поступления  от продажи основного капитала основывается на законодательных актах, в соответствии с к-рыми уплачиваются платежи Поступлениями от продажи основного капитала явл-ся поступления в бюджет денег:

1) от продажи государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями;

2) от продажи товаров из государственного материального резерва;

3) от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в частную собственность или предоставления их в постоянное или временное землепользование либо реализованных иным способом в порядке, предусмотренном законами РК или международными договорами;

4) от продажи нематериальных активов, принадлежащих государству.

         Государственные трансферты — это выплаты, не связанные с покупкой товаров и услуг.

К гос трансфертам  относятся: пенсии, стипендии, пособия, выплаты по медицинскому страхованию, выплаты по соц страхованию, субсидии фирмам.

Государственные трансферты влияют на потребление и на показатель ВВП.

 

Прогнозирование поступлений от продажи финансовых активов государства

Поступлениями от продажи  финансовых активов государства  являются поступления в бюджет от продажи долей участия, ценных бумаг  юридических лиц, в том числе  международных организаций, находящихся  в государственной собственности, государственных учреждений и государственных предприятий в виде имущественного комплекса, а также иного государственного имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении государственных предприятий.

Приобретением финансовых активов являются бюджетные средства, направляемые на приобретение в государственную собственность долей участия и ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций.

        Прогноз поступлений от продажи финансовых активов осуществляется уполномоченным органом по государственному имуществу на основании предложений органов государственного управления по отношению к государственным предприятиям и органов, осуществляющих права владения и пользования государственными пакетами акций (долями участия) акционерных обществ (товариществ с ограниченной ответственностью) о их продаже.

        На основе информации о прогнозе поступлений от продажи финансовых активов государства уполномоченным органом по гос имуществу формируется перечень объектов, подлежащих приватизации в срок до 1 декабря года, предшествующего планируемому, далее перечень объектов, подлежащих приватизации направляется на согласование органам государственного управления по отношению к гос предприятиям и органам, осуществляющим права владения и пользования гос пакетами акций (долями участия) акционерных обществ (товариществ с ограниченной ответственностью), а затем этот перечень направляется в уполномоченный орган по бюджетному планированию с предоставлением информации в части экономического обоснования по передаче каждого объекта на приватизацию.

 

Распределение доходов и расходов между бюджетами  различных уровней.

Поступления в республиканский бюджет:

1. Налоговыми  поступлениями в республиканский  бюджет являются: 1)КПН, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора; 2)НДС; 3) акцизы на товары, импортируемые на территорию РК; 4) акцизы на сырую нефть, газовый конденсат; 5) налог на игорный бизнес; 6) налог на сверхприбыль, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора; 7) платеж по возмещению исторических затрат; 8) бонусы, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора; 9) налог на добычу полезных ископаемых, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора; 10) рентный налог на экспорт, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора; 11) плата за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи; 12) плата за использование радиочастотного спектра; 13) плата за пользование судоходными водными путями; 14) таможенные пошлины на ввозимые и вывозимые товары; 15) поступления от осуществления таможенного контроля и таможенных операций; 16) пошлины, взимаемые в качестве защитных мер отечественных товаропроизводителей; 17) консульский сбор;

2. Неналоговыми поступлениями в республ бюджет являются: 1) доходы от республ собственности; 2) поступления от реализации товаров государственными учреждениями, финансируемыми из республ бюджета; 3) поступления денег от проведения гос закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета; 4) штрафы, пени, санкции, взыскания; 5) другие неналоговые поступления в республиканский бюджет, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора.

3. Поступлениями от продажи основного капитала в республиканский бюджет являются деньги:1) от продажи гос имущества, закрепленного за гос учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета; 2) от продажи товаров из гос материального резерва; 3) от продажи нематериальных активов, принадлежащих государству.

4. Поступлениями трансфертов в республиканский бюджет являются: 1) трансферты из областных бюджетов, бюджетов города республ значения, столицы; 2) гарантированный трансферт в республ бюджет из Нац фонда РК.

Поступления в местный бюджет:

1. Налоговыми поступлениями являются: 1) ИПН; 2) соц налог; 3) налог на имущество физ и юр лиц, индивидуальных предпринимателей; 4) земельный налог; 5) единый земельный налог; 6) налог на транспортные средства; 7) фиксированный налог; 8) акцизы 9) плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников; 10) плата за лесные пользования;

2. Неналоговыми поступлениями являются: 1) доходы от коммунальной собственности: поступления от аренды имущества областной коммунальной собственности; вознаграждения, полученные от размещения в депозиты временно свободных бюджетных денег; другие доходы от областной коммунальной собственности; 2) поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из бюджетов города республиканского значения, столицы; 3) поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из бюджетов города республиканского значения, столицы; 4) штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из бюджетов города республиканского значения, столицы; 5) другие неналоговые поступления в бюджет города республиканского значения, столицы.

3. Поступлениями от продажи основного капитала являются: 1) деньги от продажи гос имущества, закрепленного за государственными учреждениями, финансируемыми из местного бюджета; 2) поступления от продажи земельных участков, за исключением земельных участков с/х назначения; 3) плата за продажу права аренды земельных участков.

Расходы республиканского бюджета осуществляются по следующим направлениям: 1) гос функции общего хар-ра; 2) оборона, общественный порядок, безопасность; 3) правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность; 4) образование; 5) здравоохранение;6) соц помощь и соц обеспечение; 7) культура, спорт, туризм и информационное пространство; 8) агропромышленный комплекс, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории и охрана окр среды, земельные отношения; 9) промышленность, недропользование, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность; 10) транспорт и коммуникации; 11) регулирование эконом деят-ти

Расходы местного бюджета осуществляются по следующим направлениям: 1) гос функции общего характера: функционирование местных представительных и исполнительных органов; организация исполнения областного бюджета; 2) оборона, общественный порядок, безопасность: охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; 3) образование: приобретение и доставка учебников и учебно-методических комплексов для организаций образования, а также специальные и специализированные общеобразовательные учебные программы;

4) здравоохранение: обеспечение  гарантированного объема бесплатной  медицинской помощи, приобретение  вакцин и других медицинских препаратов, производство крови, ее компонентов и препаратов для местных организаций здравоохранения; 5) соц помощь и соц обеспечение: соц обеспечение сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; соц обеспечение престарелых и инвалидов; 6) жилищно-коммунальное хозяйство: газификация; меры по защите коммунальной собственности; 7) культура, спорт, туризм и информационное пространство: поддержка театрального и музыкального искусства местного значения; поддержка культурно-досуговой работы; 8) агропромышленный комплекс, водное, лесное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения: 9) архитектурная, градостроительная и строительная деят-ть(за исключением расходов, финансируемых из республиканского бюджета); 10) транспорт и коммуникации: строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог, а также технических средств регулирования дорожного движения на них.

 

Расходы по обслуживанию правительственного долга.

Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик подразделяется на внутренний и внешний государственный долг. Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный - представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения  денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.

Причиной возникновения  и нарастания государственного долга  является постоянный дефицит государственного бюджета.

Информация о работе Бюджетные отношения и межбюджетные связи