Бюджетные отношения и межбюджетные связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:35, реферат

Описание работы

Межбюджетными отношениями принято считать отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящим и нижестоящим уровнями бюджетов. Межбюджетные отношения в соответствии с Бюджетным кодексом РК основываются на следующих принципах:
- равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;

Файлы: 1 файл

20.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

4) принцип транспарентности  — обязательное опубликование  нормативных правовых актов в  области бюджетного законодательства РК

5) принцип последовательности  — соблюдение государственными  органами ранее принятых решений  в сфере бюджетных отношений;

6) принцип результативности — разработка и исполнение бюджета, ориентированного на достижение прямых и конечных результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов;

7) принцип самостоятельности  бюджета — установление стабильного  распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования в соответствии с настоящим Кодексом

8) принцип преемственности  — планирование республиканского  и местных бюджетов, основанное  на прогнозах социально-экономического  развития и бюджетных параметров, базовых расходах, утвержденных в предыдущие периоды, итогах бюджетного мониторинга, оценке результатов;

9) принцип обоснованности  — планирование бюджета на  основе нормативных правовых  актов и других документов, определяющих  необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов и обоснованность их объемов;

 

Экономическое содержание дефицита бюджета.

         Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над  его  доходами  - это финансовое явление, с которым в те  или иные  периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление:  его финансирование   на   основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью  не  эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем  не  менее  бюджетный  дефицит нельзя  однозначно  относить  к   разряду   чрезвычайных,   катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита.  Он  может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики, и тогда  дефицит  не  является  отражением  кризисного течения общественных процессов, а скорее  становится  следствием  стремления государства  обеспечить  прогрессивные сдвиги  в структуре   общественного воспроизводства.                   

          Превышение  расходов над   доходами вызывает   дефицит   государственного   бюджета. Наличие значительного  и  постоянного  дефицита  характеризует кризисное состояние финансов. При  значительном  и  хроническом дефиците бюджета займы не  покрывают  потребностей государства, которые обеспечиваются дополнительной (то есть сверх потребностей  товарооборота)  эмиссией  денег, что ведет  к  развитию  инфляции,  нарушению законов денежного обращения, обесценению денег, снижению реальных доходов  и  падению  жизненного  уровня населения.

 

Экономическое содержание и значение специфики  расходов бюджетной классификации.

           Классификация бюджетных расходов по определенным признакам способствует выяснению их роли и значения в экономических процессах, происходящих в республике. В теории и практике известны несколько признаков классификации расходов бюджета. Прежде всего, различают территориальную классификацию расходов, связанную с выделением бюджетных средств по уровням государственного управления (расходы республиканского, областного и районного бюджетов). Существенное значение для планирования и использования бюджетных средств имеет экономическая классификация расходов бюджета, связанная с выделением средств из бюджета на развитие экономики, на процессы расширенного воспроизводства. По этому признаку выделяются текущие расходы (текущий бюджет) и капитальные расходы (бюджет развития).

           Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме трансфертов. Эти расходы, носящие постоянный характер, включают в себя затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей экономики, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений).

           Капитальные расходы бюджета — это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной Деятельности. К ним относятся: расходы, предназначенные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели; расходы на развитие инфраструктуры, градостроительство; инвестиции в науку, в человеческий капитал, в создание и развитие информационных систем. В расходах предусмотрена функциональная и экономическая и ведомственная классификации.

          Согласно функциональной классификации расходы подразделяются на шесть разделов: функциональная группа, функциональная подгруппа, администратор бюджетных программ, бюджетные программы, бюджетные подпрограммы.

          Функциональная классификация представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.

           По основным функциональным группам расходы подразделяются на: государственные услуги общего характера, оборона, общественный порядок и безопасность, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальная помощь, жилищно-коммунальное хозяйство, культура, спорт и информационное пространство, отрасли экономики, прочие расходы, обслуживание государственного долга, официальные трансферты нижестоящим бюджетам. Сочетание названных уровней образует код функциональной классификации расходов.

           Функциональная подгруппа конкретизирует направление расходования средств внутри функциональной группы.

           Администратор бюджетных программ - государственный орган, ответственный за планирование, обоснование и реализацию бюджетных программ. Выделяются администраторы республиканских и местных бюджетных программ.

           Бюджетная программа - расходы бюджета по реализации функций государственной политики и гос управления. Бюджетные программы могут конкретизироваться в бюджетных подпрограммах. В зависимости от уровня гос управления бюджетные программы подразделяются на республиканские, областные, столицы, города республиканского значения, районные. В зависимости от экономических результатов бюджетные программы подразделяются на:

1) текущие - направленные на выполнение функций, имеющих постоянный характер;

2) программы развития - направленные на осуществление бюджетных инвестиций.

             В зависимости от способа реализации бюджетные программы подразделяются на индивидуальные и распределяемые (между различными администраторами бюджетных программ).

           Экономической классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджета по экономическим характеристикам, отражающая операции, осуществляемые гос учреждениями для реализации бюджетных программ. Группировка экономической классификации расходов бюджета состоит из категории, класса, подкласса и специфики.

            Категория группирует расходы по экономическим признакам.

            Класс и подкласс группируют расходы по основным видам операций, проводимых гос учреждениями.

           Специфика определяет вид операции, проводимой гос учреждением для реализации бюджетной программы.

            Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги - заработная плата рабочих и служащих - основная заработная плата и служащих.

            При исполнении бюджета используется сочетание функциональной и экономической классификаций в виде перекрестной классификации, включающей основные подразделения обеих классификаций.

            Ведомственная классификация составляется посредством группировки расходов бюджета по администраторам бюджетных программ, функциональных групп и бюджетных программ (подпрограмм); например, Администрация Президента РК, Хозяйственное управление Парламента, Канцелярия Премьер-Министра, Акимы областей и городов Алматы и Астаны, министерства, комитеты, агентства, другие ведомства и службы РК.

            Бюджетная классификация позволяет всесторонне четко и адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.

                  Разделение расходной части государственного бюджета (бюджетных программ) на бюджет текущих расходов (программ) и бюджет развития имеет следующий социально-экономический смысл. В текущем бюджете сконцентрированы все расходы, которые вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной обеспеченности. Он полностью сбалансирован за счет прироста денежных накоплений и поступлений, аккумулируемых в бюджете. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. В бюджете развития объединяются затраты, связанные с потребностями расширенного воспроизводства, централизованным финансированием новых социально-экономических мероприятий; анализ составных частей бюджета развития предоставляет возможность более взвешенно и осмотрительно подойти к новым дополнительным расходам государства. Здесь должен последовательно осуществляться принцип: финансировать потребности строго в пределах фактически получаемых источников, собственных и заемных. Предусмотренные расходы бюджета развития не должны носить обязательного характера и их следует рассматривать, как верхний предел, то есть если в ходе исполнения бюджета не удастся получить больше доходов, то придется сократить расходы бюджета развития.

 

Этапы бюджетного процесса.

             1. Составление, рассмотрение и утверждение республиканского бюджета

        Все этапы бюджетного процесса - составление, рассмотрение, утверждение, исполнение, учет и отчетность - присущи всем уровням бюджетной системы. В Бюджетном кодексе этапы бюджетного процесса регламентированы для каждого вида бюджетов. Разработка проектов бюджетов начинается с прогнозирования поступлений, которое осуществляется уполномоченным органом по бюджетному планированию на основе среднесрочного плана социально-экономического развития страны или региона и среднесрочной фискальной политики. Этим же органом на основе фискальной политики осуществляется формирование лимита расходов бюджета и доведение их до администраторов текущих бюджетных программ и бюджетных программ развития.

            2. Порядок рассмотрения и утверждения проектов местных бюджетов

          Процесс разработки проектов республиканского и местных бюджетов включает в себя три этапа:

- определение основных показателей и приоритетов для разработки проектов республиканского и местных бюджетов;


- разработка и согласование прогнозных показателей местных бюджетов и бюджетных заявок администраторов бюджетных программ;

- одобрение проектов республиканского и местных бюджетов.

          Средства республиканского бюджета РК хранятся на Едином казначейском счете в Национальном банке РК, средства местных бюджетов - на текущих счетах в соответствующих территориальных органах Казначейства Министерства финансов. Кассовое исполнение республиканского бюджета и ведение счетов местных бюджетов осуществляется территориальными органами Казначейства в установленном законодательством порядке. Исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляется на основе росписей доходов и расходов республиканского и местных бюджетов всех уровней, составляемых в соответствии с помесячным распределением утвержденных годовых сумм доходов и расходов этих бюджетов. 


Информация о работе Бюджетные отношения и межбюджетные связи