Бюджетные отношения и межбюджетные связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:35, реферат

Описание работы

Межбюджетными отношениями принято считать отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящим и нижестоящим уровнями бюджетов. Межбюджетные отношения в соответствии с Бюджетным кодексом РК основываются на следующих принципах:
- равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;

Файлы: 1 файл

20.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

-    на  социальную помощь и социальное  обеспечение;

-    на  погашение и обслуживание правительственного  долга;

- расходы,  неисполнение которых влечет за собой возникновение  кредиторской   задолженности   государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета.

 

Функциональная  классификация расходов бюджета.

1. Функциональной  классификацией расходов бюджета  является группировка расходов бюджетов всех уровней, определяющая направления расходования бюджетных средств по функциональным и ведомственным признакам, отражающим выполнение функций государства, реализацию государственной политики в республике.

2.  Группировка  функциональной классификации расходов бюджета состоит из следующих уровней: функциональные группы; функциональные подгруппы; администраторы бюджетных программ; бюджетные программы и подпрограммы.

3.  Функциональная группа — объединение расходов бюджета по отраслевым признакам и функциональному направлению.

Функциональная  подгруппа конкретизирует направление  расходования бюджетных средств внутри функциональной группы.

4. На основе функциональной классификации расходов бюджета может формироваться ведомственная классификация расходов бюджета, составляемая посредством группировки администраторов бюджетных программ, функциональных групп и бюджетных программ (подпрограмм).

        В бюджетной классификации выделены 13 функциональных групп, в которой расходы объединены по отраслевым признакам и функциональному направлению и им присвоен код, состоящий из двух знаков. К примеру, 01 - государственные услуги общего характера, 02 - оборона, 03 - общественный порядок и безопасность, 04 - образование, 05 - здравоохранение и т.д.

       Функциональной подгруппе (подфункции), которая показывает конкретное направление расходования бюджетных средств внутри каждой функциональной группы, присвоен код, состоящий также из двух знаков. К примеру, в функциональной группе 01 (государственные услуги общего характера) выделены подфункции: 01 - представительные, исполнительные и другие органы, выполняющие общие функции государственного управления, 02 -финансовая деятельность, 03 -внешнеполитическая деятельность, 04 - фундаментальные научные исследования и т.д. В функциональной группе 02 (оборона) выделены подфункции: 01 - военные нужды, 02 - организация работы по чрезвычайным ситуациям. Функциональной подгруппе (подфункции), которая показывает конкретное направление расходования бюджетных средств внутри каждой функциональной группы, присвоен код, состоящий также из двух знаков. К примеру, в функциональной группе 01 (государственные услуги общего характера) выделены подфункции: 01 - представительные, исполнительные и другие органы, выполняющие общие функции государственного управления, 02 -финансовая деятельность, 03 -внешнеполитическая деятельность, 04 - фундаментальные научные исследования и т.д. В функциональной группе 02 (оборона) выделены подфункции: 01 - военные нужды, 02 - организация работы по чрезвычайным ситуациям.

 

Характеристика  налоговых и неналоговых источников формирования бюджета.

Налоговые поступления — это все виды налогов, которые являются обязательными денежными платежами в бюджет, производимыми в определенных размерах, носящими безвозвратный и безвозмездный характер.

К налоговым поступлениям относятся и другие обязательные платежи в бюджет, как то: плата, сборы, пошлины, устанавливаемые Налоговым  кодексом РК. Налоговые поступления  составляют основную часть доходов. Также, как и в других странах, этот вид поступлений представляет собой основу бюджетно-налоговой системы без которой немыслимо существование государства и реализация государственных программ. С помощью налогов мобилизуются и перераспределяются средства физ и юр лиц — налогоплательщиков. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%.

Экономическое содержание налоговых поступлений обуславливается  составляющими их основу налогами, которые, участвуя в перераспределении  материального источника доходов — национального дохода, являются специфической формой производственных отношений.

Налоговые поступления  характеризуются устойчивыми внутренними  свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Они обусловлены реально существующими денежными отношениями и, как часть финансовых отношений, постоянно находятся в движении.

Налоги, сборы, пошлины  могут способствовать ускоренному  развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий или замедлять их развитие, играть антимонопольную и антиинфляционную роль, регулировать доходы отдельных групп населения, стимулировать определенную экономическую деятельность, или заставляют отказаться от нее.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РК в состав налоговых поступлений всех видов бюджетов включены следующие виды налогов: КПН, ИПН, Налог на добавленную стоимость, Акцизы, Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, Специальные платежи и налоги недропользователей, Соц налог, Земельный налог, Налог на ТС, Налог на имущество, Налог на игорный бизнес, Фиксированный налог, Единый земельный налог.

Под неналоговыми поступлениями понимаются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные Бюджетным кодексом, кроме предусмотренных в Налоговом кодексе платежей. Эти платежи не относятся к поступлениям от продажи основного капитала, но в составе неналоговых поступлений учитываются также гранты и деньги, переданные в бюджет на безвозмездной основе (кроме официальных трансфертов).

Неналоговые формы мобилизации  финансовых ресурсов имеют характерные черты, отличающие их от налоговых поступлений:

- порядок установления, исчисления и взимания регламентируется  комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые  доходы могут носить обязательный  и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе;

- не определены конкретные  ставки, сроки уплаты, льготы и  другие налоговые элементы;

- большая целевая направленность  использования поступлений, закрепленная  в правовых актах по порядку  исчисления и взимания каждого конкретного платежа;

- нет жесткого планирования; на практике оно осуществляется  исходя из фактических поступлений  за предыдущие периоды, с учетом  динамики, темпов инфляции и изменений  в законодательстве.

В группу неналоговых  доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания.

В состав неналоговых  поступлений входят: 1) доходы от гос собственности; 2) поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из гос бюджета; 3) поступления денег от проведения гос закупок, организуемых гос учреждениями, финансируемыми из госбюджета; 4) штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из госбюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Нац Банка РК; 5) гранты; 6) прочие неналоговые поступления.

Основным источником неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РК являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной  собственности. В рассматриваемой группе неналоговых доходов учитываются: поступления части чистого дохода государственных предприятий, Нац банка РК; дивиденды на гос пакеты акций, находящихся в государственной собственности; доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности; вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах и по кредитам, выданным из государственного бюджета и др. Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из госбюджета включают в себя поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского и местного бюджетов.

 

Характеристика  правительственного долга и долга  местных исполнительных органов.

       Расходы по обслуживанию правительственного долга и долга местных исполнительных органов представляют собой совокупные выплаты в отчетном периоде вознаграждений, комиссионных, штрафов и иных платежей, предусмотренных условиями заимствования. Государственные займы представляют собой экономические отношения между государством и юридическими (физическими) лицами, при которых заемщиком выступает государство. Под заимствованием понимается процесс, который начинается с принятия решения о необходимости привлечения заемных средств, определения порядка и условий привлечения, использования, погашения и обслуживания займа. Этот процесс охватывает также процедуры переговоров, обеспечения и гарантий исполнения обязательств, оформления и подписания договора по займу, при необходимости ее ратификации (при государственном внешнем заимствовании), процедуры получения, использования и учета средств займа, контроля и анализа исполнения обязательств сторонами.

 

Экономическая классификация расходов бюджета.

1) Экономическая классификация расходов бюджета является группировка расходов бюджета по экономическим  характеристикам, отражающая  операции, осуществляемые государственными учреждениями для реализации бюджетных программ.

2) Группировка экономической  классификации расходов бюджета состоит из категории, класса, подкласса и специфики.  Категория группирует расходы по экономическим признакам.         Класс и подкласс  группируют расходы по основным видам операций, проводимых государственными учреждениями.  Специфика определяет вид операции, проводимой государственным учреждением для реализации бюджетной программы.  

       В бюджетной классификации выделены 13 функциональных групп, в которой расходы объединены по отраслевым признакам и функциональному направлению и им присвоен код, состоящий из двух знаков. К примеру, 01 - государственные услуги общего характера, 02 - оборона, 03 - общественный порядок и безопасность, 04 - образование, 05 - здравоохранение и т.д.

        Понятие «специфики экономической классификации расходов бюджета» по существу означает выделение в каждой бюджетной программе конкретного направления расходов. Например, в текущих расходах по 110 подклассу «Оплата труда» специфика означает основную заработную плату. Ей дано следующее определение - это денежные выплаты работникам государственных учреждений за исполнение ими должностных обязанностей с учетом квалификационных категорий. По данной специфике отражаются надбавки к должностному окладу, носящие постоянный характер и установленные законодательством. Индивидуальный подоходный налог, удерживаемый из заработной платы, равно как и обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды, перечисляются с данной специфики. Перечень таких затрат включает в себя следующие основные виды: должностные оклады (тарифные ставки); доплаты за квалификационные классы, классные чины, воинское звание; классность специалистам; ученая степень; надбавки к должностному окладу; повышение должностных окладов; доплата за проживание в зонах экологического бедствия и др.

 

Экономическая сущность госбюджета.     

Государственный бюджет - это экономические отношения  между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного  фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Государство нуждается  в централизованных средствах для  финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего  общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Таким образом, существование  государственного бюджета не результат субъективного желания людей, а объективная  необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.                                   

 

Экономические и организационные формы функционирования бюджета. 

         Функционирование бюджета связано с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства и осуществляется на основе применения особых экономических и организационных форм.

Под экономическими формами  понимаются категории доходов и  расходов бюджета, которые объективно выражают отдельные стороны стоимостного распределения валового внутреннего  продукта. Эти категории имеют специфическое назначение, поскольку доходы предназначены для обеспечения государства бюджетными ресурсами (необходимыми денежными средствами), расходы – для распределения бюджетных ресурсов в целях удовлетворения общегосударственных потребностей.

 

Экономическое содержание бюджетной системы и  ее функционирования. 

           Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность отдельных самостоятельных бюджетов (всех видов бюджетов). В Бюджетном кодексе РК бюджетная система — совокупность бюджетов и Национального фонда РК, а также бюджетных процесса и отношений.

           В РК утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней: республиканский бюджет; областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы; бюджет района.

          Функционирование бюджетной системы основывается на следующих группах финансовых отношений:

1. государства с предприятиями в процессе формирования централизованных денежных фондов;

2. гос-ва с организациями и учреждениями непроизводственной сферы, находящихся на бюджетном финансировании;

3. государства с населением по поводу формирования доходов бюджета и выплаты различных компенсаций, а также оказания социальной поддержки малообеспеченным гражданам;

4. между институтами финансово –банковской системы (Минфином, Национальным банком и др.);

5. государства с зарубежными странами по формированию централизованных денежных фондов и др.

функционирование  бюджетной системы

Бюджетная система –совокупность бюджетов и Национального фонда РК, а также бюджетных процесса и отношений, и основывается на следующих принципах:

Бюджетная система РК основывается на принципах:

1) принцип единства  — применение единых принципов  организации и функционирования бюджетной системы, использование единой бюджетной классификации и единых процедур бюджетного процесса в Республике Казахстан;

2) принцип полноты  — отражение в бюджете и  Национальном фонде РК всех поступлений и расходов

3) принцип реалистичности — соответствие утвержденных (уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам, направлениям прогнозов социально-экономического развития и бюджетных параметров, стратегических планов государственных органов;

Информация о работе Бюджетные отношения и межбюджетные связи