Бюджетный процесс и его стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Республики Казахстан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ....................4
1.1 Бюджетирование как элемент финансового планирования деятельности предприятия. Цели, задачи, роль и функции бюджетного управления.......4
1.2 Понятие бюджета. Классификация бюджетов и методы их разработки...12
1.3 Принцип бюджетирования…………………………………........................19
1.4 Правовое регулирование бюджетной системы……………………........23
ГЛАВА II. СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….29
2.1 Сущность государственного бюджета.....................................................29
2.2 Государственный бюджет страны............................................................30
2.3 Формирование доходов госбюджета…………………………….............. 32
2.4 Состав государственных расходов……………………………................40
2.5 Налоги -состав государственного бюджета……………………………….47
2.6 Бюджет ориентированный на результат…………………………............56
2.7 Бюджетная система зарубежных стран....................................................58
ГЛАВА III. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ………………....63
3.1Бюджетноепланированиеибюджетныйпроцесс…………………………….67
3.2 Бюджетная политика РК………………………........................................65
3.3 Проблемы бюджетной системы................................................................74
3.3 Изменение в бюджетной системе………………………………................76


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..81

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 567.46 Кб (Скачать файл)

Местные бюджеты, как и бюджет центрального правительства, используются для вмешательства  в процесс воспроизводства. Местные  самоуправления выполняют те функции  государства, которые целесообразнее осуществлять на местах, а не из центра.

Система местных  бюджетов также определяется государственным  устройством (федеративное или унитарное  государство) и соответствующим  административным делением. В 1960 — 1970 гг. во всех западных странах, произошел  процесс укрупнения местных административных единиц и, следовательно, усиления централизации местных финансов.

Доходы местных  бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных  налогов. В эти бюджеты поступают  также отдельные акцизы и сборы. Помимо налогов местные органы власти получают доходы от муниципальной собственности в виде ренты от домов, доходы от водоснабжения, других коммунальных услуг, а также различные административные сборы и местные налоговые лицензии.

Доходы бюджетов членов федерации также формируются  в основном за счет налогов. В США в бюджетах штатов преобладают косвенные налоги, наиболее важные из которых - налог на продажи и валовую выручку.

Бюджетная система США представляет собой сложный механизм, характеризующий  особенности взаимоотношений государства  и  штатами, а также местными органами власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ

3.1 Бюджетное планирование и бюджетный процесс

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового  планирования, подчиненная требованиям  финансовой политики государства. Его  экономическая сущность заключается  в централизованном распределении  и перераспределении стоимости  общественного продукта и национального  дохода между звеньями финансовой системы  на основе государственной социально-экономической  программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его  нормативно-правовую базу и организационную  основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности,

  • единство правового регулирования,
  • непрерывность планирования годового бюджета,
  • адресный и целевой характер направления бюджетных средств;
  • стабильность финансовых показателей
  • балансовый метод и др.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждению и  исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РК).

Бюджетный процесс  включает в себя 4 стадии бюджетной  деятельности:

  1. составление проектов бюджетов;
  2. рассмотрение и утверждение бюджетов;
  3. исполнение бюджетов;
  4. составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное  регулирование - перераспределение  финансовых ресурсов меду бюджетами  разного уровня.

В настоящее  время нормы, касающиеся осуществления  бюджетного процесса, содержатся в  ряде законов РК, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке  составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерством  финансов РК).

В систему  органов, обладающих бюджетными полномочиями, Закон о бюджетной системе  РК включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного финансового контроля (контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент Республики Казахстан;
  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти, (главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы, на которые законодательством РК, возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
  • бюджетные учреждения, государственные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Основные  задачи бюджетного процесса:

  • выявление материальных и финансовых резервов государства;
  • максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;
  • максимально точный расчет расходов бюджетов;
  • обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;
  • согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;
  • осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

Принципы организации бюджетного процесса:

    • единство – единая правовая база, единая бюджетная классификация, единство форм бюджетной документации, для статистической и бюджетной информации;
    • самостоятельность бюджетного процесса каждого   законодательной и исполнительной власти – обеспечивать наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования;
    • реальность, гласность;
    • балансовый метод – установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также между натуральными и финансовыми показателями.

Составление и исполнение бюджетов являются функциями органов исполнительной власти, рассмотрение, утверждение  и контроль за исполнением  законодательной  власти.

 

 

 

 

3.2 Бюджетная политика РК и направления ее совершенствования

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной  политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом  и государственным долгом, то и  эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие  на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей  также может выступать одним  и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

Существует  несколько концепций бюджетной  политики.

Первая концепция  базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего  времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидно, что  такое состояние бюджета исключает  или в значительной степени уменьшает  эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность.

Вторая концепция  базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция  предполагает, что правительство  осуществляет антициклическое воздействие  и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для  того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и  увеличивает расходы, т.е. сознательно  вызывает дефицит бюджета.

В ходе последующего инфляционного подъема правительство  повышает налоги и снижает правительственные  расходы. Возникающее положительное  сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в  период спада. Таким образом, правительство  проводит позитивную антициклическую  политику и одновременно балансирует  бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно за период в несколько  лет.

Третья концепция  связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией целью государственных  финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета в данной концепции является второстепенной проблемой.

Вторая и  третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной  на бюджетный дефицит и опирающейся  на потенциал денежного хозяйства  страны. Такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного  потенциала страны, контроль за развитием  бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных  средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Однако при  всей привлекательности политики бюджетного дефицита крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для “богатых” в экономическом  отношении стран. В конечном счете  нарастание бюджетного дефицита приводит в экономике к появлению и  росту государственного долга.

Государственный долг - это сумма накопленного за определенный период времени бюджетных  дефицитов за вычетом имевшихся  за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и  государственный долг тесно связаны, так как, во первых, государственный  займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без  анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Обязательства Республики Казахстан по погашению  и обслуживанию государственного долга

1. Правительство  Республики Казахстан несет обязательства  по погашению и обслуживанию  правительственного долга, которые  обеспечиваются средствами республиканского  бюджета Республики Казахстан.

2. Национальный  Банк Республики Казахстан несет  обязательства по погашению и  обслуживанию долга Национального  Банка Республики Казахстан, которые  обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

3. Местные исполнительные  органы несут обязательства по  погашению и обслуживанию их  долга, которые обеспечиваются  имуществом, финансовыми ресурсами  и другими активами, находящимися  в распоряжении местных исполнительных  органов на правах собственности.

4. Государственный  долг считается погашенным при  возврате суммы основного долга  и выплате в полном объеме  платежей по обслуживанию долга.  Правительство Республики Казахстан,  Национальный Банк Республики  Казахстан и местные исполнительные  органы имеют право досрочного  погашения обязательств по договору (соглашению) о займе, досрочного  выкупа государственных эмиссионных  ценных бумаг в случае, если  это предусмотрено условиями  такого договора (соглашения), условиями  выпуска таких бумаг.

Управление  государственным долгом включает в  себя:

1) ежегодную  оценку состояния и прогноза  на предстоящий десятилетний  период государственного и гарантированного  государством заимствования и  долга, с определением в ней  показателей, в соответствии с  которыми устанавливаются объемы  погашения и обслуживания, лимиты  правительственного долга, заимствования  и долга местных исполнительных  органов, предоставления государственных  гарантий.

Подготовка  этого документа осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан и уполномоченным на разработку Программы государственных инвестиций государственным органом на основе долгосрочного прогноза экономического развития страны, объемов и структуры накопленного государственного и гарантированного государством долга, прогнозов изменений на рынках ссудного капитала;

Информация о работе Бюджетный процесс и его стадии