Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:58, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Республики Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ....................4
1.1 Бюджетирование как элемент финансового планирования деятельности предприятия. Цели, задачи, роль и функции бюджетного управления.......4
1.2 Понятие бюджета. Классификация бюджетов и методы их разработки...12
1.3 Принцип бюджетирования…………………………………........................19
1.4 Правовое регулирование бюджетной системы……………………........23
ГЛАВА II. СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….29
2.1 Сущность государственного бюджета.....................................................29
2.2 Государственный бюджет страны............................................................30
2.3 Формирование доходов госбюджета…………………………….............. 32
2.4 Состав государственных расходов……………………………................40
2.5 Налоги -состав государственного бюджета……………………………….47
2.6 Бюджет ориентированный на результат…………………………............56
2.7 Бюджетная система зарубежных стран....................................................58
ГЛАВА III. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ………………....63
3.1Бюджетноепланированиеибюджетныйпроцесс…………………………….67
3.2 Бюджетная политика РК………………………........................................65
3.3 Проблемы бюджетной системы................................................................74
3.3 Изменение в бюджетной системе………………………………................76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..81
Анализируя бюджет Казахстана за 2010-2012 гг., рассмотрим, как изменялся состав доходной части
. Статья 1. Утвердить республиканский бюджет на 2010 – 2012 годы согласно приложениям 1, 2 и 3 соответственно, в том числе на 2010 год в следующих объемах:
1) доходы – 3 278 387 645 тысяч тенге, в том числе по:
налоговым поступлениям – 1 748 919 671 тысяча тенге;
неналоговым поступлениям – 61 816 072 тысячи тенге;
поступлениям от продажи основного капитала – 26 748 312 тысяч тенге;
поступлениям трансфертов – 1 440 903 590 тысячи тенге;
2) затраты – 3 873 418 366 тысячи тенге;
3) чистое бюджетное кредитование – 29 511 098 тысяч тенге, в том числе:
бюджетные кредиты – 128 990 009 тысяч тенге;
погашение бюджетных кредитов – 99 478 911 тысяч тенге;
4) сальдо
по операциям с финансовыми
активами –
приобретение финансовых активов – 179 599 459 тысяч тенге;
поступления от продажи финансовых активов государства – 500 000 тысяч тенге;
5) дефицит – - 803 641 278 тысяч тенге, или 4,6 процента к валовому внутреннему продукту страны;
6) финансирование дефицита бюджета – 803 641 278 тысяч тенге.
Статья 6. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2010 год объемы бюджетных изъятий из областных бюджетов, бюджетов городов Астаны и Алматы в республиканский бюджет в сумме 77 663 111 тысяч тенге, в том числе:
Атырауской – 18 739 180 тысяч тенге;
Мангистауской – 2 431 287 тысяч тенге;
города Алматы – 54 999 926 тысяч тенге;
города Астаны – 1 492 718 тысяч тенге.
Статья 8. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2010 год размер гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан в сумме 1 200 000 000 тысяч тенге.
Статья 9. Установить с 1 января 2010 года:
1) минимальный размер заработной платы – 14 952 тенге;
2) размер
государственной базовой
3) минимальный размер пенсии – 12 344 тенге;
4) месячный
расчетный показатель для
5) величину
прожиточного минимума для
Статья 12. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2010 год объемы субвенций, передаваемых из республиканского бюджета в областные бюджеты, в сумме 645 354 441 тысячи тенге, в том числе:
Акмолинской – 42 771 759 тысяч тенге;
Актюбинской – 23 691 835 тысяч тенге;
Алматинской – 73 799 997 тысяч тенге;
Восточно-Казахстанской – 64 659 125 тысяч тенге;
Западно-Казахстанской – 26 545 434 тысячи тенге;
Костанайской – 45 264 059 тысяч тенге;
Кызылординской – 51 506 999 тысяч тенге;
Павлодарской – 21 736 991 тысяча тенге;
Северо-Казахстанской – 40 432 203 тысячи тенге;
Южно-Казахстанской – 141 930 774 тысячи тенге.
Рассмотрим структуру доходной части государственного бюджета Республики Казахстан за 2010 год.
Рис. 2 — Структура доходов государственного бюджета
Приложение: www.minplan.kz
Из рисунка 1 видно, что 68%
доходов бюджета составляют налоговые
поступления. Поступлениями трансфертов
являются поступления трансфертов
из одного уровня бюджета в другой,
из Национального фонда Республики
Казахстан в республиканский
бюджет. Они составляют 28% в структуре
доходов бюджета. Как известно, источниками
Национального фонда Республики
Казахстан является доходы нефтегазового
сектора, доходы от продажи казахстанских
стратегических объектов, и отрасль образующих предприятий. Неналоговыми поступлениями
являются обязательные, невозвратные
платежи в бюджет, установленные Бюджетным
кодексом и другими законодательными
актами Республики Казахстан — 3%.
Итак, налоговые поступления составляют
значительную долю доходной части государственного
бюджета Республики Казахстан. Первым
общим показателем, характеризующим их
роль в экономике той или иной страны,
служит доля всех налоговых поступлений
в валовом внутреннем продукте (ВВП).Доходы
государственного бюджета на 2010-2012 гг.
определены на базе прогнозных параметров
макроэкономических показателей на среднесрочный
период с учетом положений Налогового
кодекса и других нормативных правовых
актов. В таблице 1 рассмотрен прогноз
доходов государственного бюджета.
Таблица 1 Доходы государственного бюджета
Наименование показателей 2010 год 2011 год 2012 год
Доходы 14,2 15,2 15,0
налоговые поступления 13,6 14,6 14,4
неналоговые поступления 0,4 0,5 0,4
Приложение: составлено автором
В расчетах доходов учитывалось повышение заработной платы работникам госуправления и госучреждений с 1.07. 2010 года на 25 %, с 1.07.2011 года на 30 % и снижение поступлений социального налога в результате увеличения отчислений в Государственный фонд социального страхования до 5 % в 2010 году и индивидуального подоходного налога в связи с увеличением размера минимальной заработной платы в 2010 – 2012 годах. Прогноз объемов поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд, на 2010 – 2012 годы составлен на основе прогнозируемых параметров макроэкономических показателей: добычи нефти, мировой цены на нефть, курса тенге к доллару США, а также динамики поступлений за предыдущие годы, анализа текущей ситуации.
Прогноз поступлений прямых налогов в Национальный фонд Республики Казахстан на 2010 – 2012 годы, показан на рисунке 1.
Рисунок 1– Прогноз поступлений прямых налогов в Национальный фонд Республики Казахстан на 2010 – 2012 годы
Приложение: составлено автором в соответствии с www.stat.kz
В 2010 году поступления прямых налогов в НФ РК прогнозируются на уровне – 7,9 % к ВВП, в 2011 году – 8,3 %, в 2012 году – 8,0 %
Прогнозы государственного и республиканского бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан, консолидированного бюджета Республики Казахстан. На протяжении последних лет экономика Казахстана демонстрировала устойчивый рост и обеспечивала профицит консолидированного бюджета. Именно это позволило стране накопить те резервы, которые сегодня смягчают последствия мирового финансового кризиса.
Таким образом, социальная направленность бюджета в среднесрочной перспективе будет сохранена и основным приоритетом при планировании государственных расходов будет являться благополучие граждан Казахстана, а именно их социальная поддержка, здоровье и образование, а также создание условий для качественного посткризисного роста экономики.
При прогнозе расходов государственного бюджета учтены мероприятия по реализации поручений Главы государства, озвученных в ежегодных посланиях народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики», «Через кризис к обновлению и развитию». Доходы классифицируются по четырём подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика.
Категории включают:
доходы от операций с капиталом:
Остальные подразделения
характеризуют доходы в порядке
все большей детализации
Для стабилизации
поступлений доходов в
Гарантированный трансферт
из Национального фонда Республики
Казахстан в республиканский
Гарантированным трансфертом из Национального
фонда Республики Казахстан являются
невозвратные поступления в республиканский
бюджет из Национального фонда Республики
Казахстан.
Размер гарантированного трансферта
из Национального фонда Республики
Казахстан не должен превышать одну
третью часть активов Национального
фонда Республики Казахстан по состоянию
на конец финансового года, предшествующего
году разработки республиканского бюджета.
Размеры гарантированного трансферта
из Национального фонда Республики
Казахстан на трехлетний период определяются
в установленном Правительством Республики
Не перечисленную за отчетный финансовый
год сумму гарантированного трансферта
из Национального фонда Республики Казахстан
в республиканский бюджет Правительство
Республики Казахстан по предложению
Республиканской бюджетной комиссии и
в соответствии с утвержденным Правительством
Республики Казахстан порядком имеет
право использовать в текущем финансовом
году для финансирования бюджетных программ
развития, утвержденных в республиканском
бюджете истекшего финансового года, в
объеме не более суммы неоплаченных зарегистрированных
обязательств по соответствующим бюджетным
программам посредством корректировки
бюджета.
Привлечение не перечисленной за отчетный
финансовый год суммы гарантированного
трансферта из Национального фонда Республики
Казахстан в республиканский бюджет осуществляется
на сумму разницы неоплаченной части зарегистрированных
обязательств истекшего финансового года
по бюджетным программам развития и остатков
бюджетных средств на начало финансового
года.
Доля привлекаемых средств Национального
фонда в виде гарантированного и целевого
трансфертов в общем объеме поступлений
государственного бюджета
Приложение: www.minplan.kz
С учетом вышеизложенных подходов, дополнительные
накопления в Национальном фонде
к 2020 году составят более 40 млрд. долл.
США, а активы должны возрасти до 90 млрд.
долл. США, что составит не менее 30% к ВВП. Достижение
плановых показателей обеспечит повышение
суверенного рейтинга страны. Это в свою
очередь, позволит привлекать новые займы
по более льготным финансовым условиям,
что будет способствовать стимулированию роста
2.4 Состав государственных расходов
Государственные
расходы представляют собой денежные
расходы, связанные с функционирование
государства. Как экономическая
категория государственные
Понятие «расходы» имеет двойной смысл.
1. использование денежных доходов по их целевому назначению, то есть непосредственно трату денежных средств в процессе обмена. В этом случае в состав расходов включаются расходы предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы, населения, осуществляемые за счет конечных доходов, а валовой общественный продукт распадается на три фонда: фонд возмещения, фонд накопления, фонд потребления.
2. От фактического расходования средств в процессе обмена следует отличать расходы распределительного характера, которые формируются посредством финансов: при использовании общегосударственных фондов и распределении фондов предприятий по их целевому назначению: денежные расходы служат основой формирования конечных доходов всех субъектов хозяйствования. Роль государственных расходов определяется тем, что преобладающая их часть направляется для производства или обеспечения товарами, благами. услугами населения страны.
Государственные
расходы в подавляющей своей
части производятся за счет чистого
дохода общества, централизуемого в
бюджете государства или
Расходы государственного
бюджета выполняют функции
Расходы бюджета - средства, выделяемые на безвозвратной основе, в пределах утвержденного бюджета.
Состав и структура расходов государственного бюджета определяется их экономическим содержанием и задачами, которые стоят перед государством. Вторая часть структуры госбюджета Республики Казахстан "Расходы" включает следующие функциональные группы:
1. Государственные услуги общего характера: законодательные, исполнительные органы, фундаментальные научные исследования, прочие услуги общего характера (10.6%).
2. Оборона (5%).
3. Образование (17,8%).
5. Здравоохранение (13,9%).
6. Социальное страхование и обеспечение (11,6%).
7. Жилищно-коммунальное хозяйство.
8. Организация отдыха и деятельность в сфере культуры (3,2%).
9. Топливно-энергетический комплекс (0,3%).
10. Горнодобывающая промышленность и полезные ископаемые, за исключением топлива; обрабатывающая промышленность, строительство (1,4%).
11. Расходы, не отнесённые к основным группам: по обслуживанию государственного долга, субвенции местным бюджетам, резервный фонд правительства (14,9%).
Социально-экономическая направленность расходной части бюджета проявляется в том, что 46,5% средств направляется на финансирование социально-культурных мероприятий. Социальные статьи в бюджетных расходах занимают первое место: социальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главное направление бюджетной политики - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к изменяющимся условиям. Однако дальнейшее использование накопленных активов, без принятия мер по снижению расходной нагрузки на бюджет, осуществляться не будет. Соответствующие меры были уже предприняты при уточнении республиканского бюджета на 2009 год, когда по ряду направлений расходы были сокращены, в том числе административные расходы центральных и местных государственных органов, холдингов, национальных компаний, социально-предпринимательских корпораций, а также их материально-техническое оснащение и капитальный ремонт.