Бюджетный процесс и его стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Республики Казахстан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ....................4
1.1 Бюджетирование как элемент финансового планирования деятельности предприятия. Цели, задачи, роль и функции бюджетного управления.......4
1.2 Понятие бюджета. Классификация бюджетов и методы их разработки...12
1.3 Принцип бюджетирования…………………………………........................19
1.4 Правовое регулирование бюджетной системы……………………........23
ГЛАВА II. СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….29
2.1 Сущность государственного бюджета.....................................................29
2.2 Государственный бюджет страны............................................................30
2.3 Формирование доходов госбюджета…………………………….............. 32
2.4 Состав государственных расходов……………………………................40
2.5 Налоги -состав государственного бюджета……………………………….47
2.6 Бюджет ориентированный на результат…………………………............56
2.7 Бюджетная система зарубежных стран....................................................58
ГЛАВА III. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ………………....63
3.1Бюджетноепланированиеибюджетныйпроцесс…………………………….67
3.2 Бюджетная политика РК………………………........................................65
3.3 Проблемы бюджетной системы................................................................74
3.3 Изменение в бюджетной системе………………………………................76


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..81

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 567.46 Кб (Скачать файл)

Пересмотрены  подходы к реализации бюджета  развития, что также позволило  оптимизировать расходы по инвестиционным проектам и увеличению уставных капиталов  государственных организаций. Темпы  роста расходов госбюджета и ВВП  в 2008 – 2012 годах, показан на рисунке 3.

 

Рисунок 3 –  Темпы роста расходов госбюджета и ВВП

Приложение: www.stat.kz

 

Несмотря  на снижение объема государственных  расходов в 2009 году и их незначительный прирост начиная с 2010 года, бюджетная  политика будет направлена на мобилизацию  и сосредоточение финансовых ресурсов для полного и своевременного осуществления всех взятых государством обязательств и, в первую очередь, это  социальные обязательства, а также  мероприятия, косвенно влияющие на социальную поддержку населения страны, включая  обеспечение занятости.

На рисунке 4 рассмотрим доходы и расходы государственного бюджета в 2008 – 2012 годах.

государственный бюджет дефицит доход

Приложение: www.stat.kz

 

Учитывая, что  доходы государственного бюджета достигнут  уровня 2008 г. только к 2012 г., в планируемый  период будет проводиться политика сдерживания роста государственных  расходов, темпы которого за трехлетний период не превысят в среднем 9,7%. Это  означает, что рост государственных  расходов не будет превышать темпов роста ВВП. Параметры дефицита государственного бюджета определены с учетом необходимости  обеспечения сбалансированности бюджета  исходя из прогнозных объемов поступлений  и расходов бюджета.

Политика  Правительства Республики Казахстан  направлена на создание единой и эффективно функционирующей системы управления долгом страны с учетом её ориентации в ближайшее время на решение  вопросов смягчения влияния последствий  финансового кризиса на экономику  в целом и обеспечение оптимального уровня дефицита бюджета, исключающего значительную нагрузку на бюджет из-за роста расходов на обслуживание долга. В 2008 г. впервые была реализована стабилизационная функция Национального фонда Республики Казахстан, которая призвана финансировать государственные расходы в годы неблагоприятной конъюнктуры цен на сырьевые ресурсы. Доля привлекаемых средств Национального фонда в виде гарантированного и целевого трансфертов в общем объеме поступлений государственного бюджета, рисунок 5: 

Приложение:www.minplan.kz

Рисунок 5 –  Доля привлекаемых средств Национального  фонда в виде гарантированного и  целевого трансфертов в общем  объеме поступлений государственного бюджета. В 2008-2009 гг. из Национального  фонда Республики Казахстан в  республиканский бюджет было выделено 607,5 млрд. тенге и 347,9 млрд. тенге соответственно в виде целевого трансферта. В 2008 году эти средства были направлены на увеличение уставного капитала акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» для реализации мер по обеспечению конкурентоспособности и устойчивого развития национальной экономики Республики Казахстан. В 2009 г. – на реализацию мероприятий Плана действий Правительства Республики Казахстан на 2009 г. по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 г. "Через кризис к обновлению и развитию" (Дорожной карты).

В 2010 – 2012 гг. во избежание «проедания» активов  Национального фонда, будет проводиться  политика ограничения использования  средств Национального фонда  только путем привлечения гарантированного трансферта, не выходя за установленный  предел в 1/3 часть от активов фонда  на конец года, предшествующего году планирования.

Уровень активов  Национального фонда, накопленных  на 1 января 2009 года будет сохранен, а с учетом базового сценария продолжится  их наращивание, в том числе и  в 2010-2011 гг., хотя и небольшими темпами.

В соответствии с прогнозом, объем активов Национального  фонда на конец 2012 г. составит 4,7 трлн. тенге или 31 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению с 2008 годом в 1,4 раза.

Инвестиционная  политика в 2010-2012 гг. будет осуществляться с учетом переориентации на наиболее значимые в социально-экономическом  плане проекты, оказывающие наибольший мультипликативный эффект на экономику  и поддержание уровня занятости  населения.

Значительная  часть расходов на финансирование экономики  и социально-культурных мероприятий передаётся в форме субвенций нижестоящим бюджетам. Остальные средства направляются на содержание органов государственной власти, управления, правоохранительных органов, прокуратуры, органов государственной безопасности, национальной гвардии, военные расходы; часть средств поступает на формирование резервного фонда правительства, на обслуживание государственного долга, на осуществление программ и мероприятий, проводимых в рамках Содружества Независимых Государств, и на содержание координационных органов Содружества.

Экономическая классификация расходов распределяет их по экономическим признакам по четырём разделам: категория, класс, подкласс, специфика. Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах:

-    расходы на товары и услуги

-    заработная плата рабочих и  служащих

    • основная заработная плата рабочих и служащих.

В ряде государств применяется практика разделения расходной  части государственного бюджета  на бюджет текущих расходов и бюджет развития.

В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. В текущем бюджете сконцентрированы все расходы, которые вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной обеспеченности. Он полностью сбалансирован за счёт прироста денежных накоплений и поступлений от населения, аккумулируемых в бюджете.

В бюджете  развития объединяются затраты, связанные  с потребностями расширенного воспроизводства, централизованным финансированием новых социально-экономических мероприятий.

Анализ составных  частей бюджета развития предоставляет  возможность более взвешенно  и осмотрительно подойти к новым дополнительным расходам государства. Здесь должен последовательно осуществляться принцип: финансировать потребности строго в пределах фактически получаемых источников, собственных и заёмных.

Предусмотренные расходы бюджета развития не должны носить обязательного характера, и  их следует рассматривать как  верхний предел, то есть если в ходе исполнения бюджета не удастся получить больше доходов, то придётся сократить расходы бюджета развития.

Средства  республиканского бюджета расходуются  на финансирование государственной деятельности, например, на осуществление внешнеполитической, финансовой, налоговой, фундаментальной и прикладной научной деятельности, оборону, обслуживание правительственного долга и др. задачи республиканского значения'

Средства  местных бюджетов расходуются на финансирование задач местного значения: дошкольное, общее, профессиональное образование. эксплуатация и реконструкция дорог, благоустройство населенных пунктов, обслуживание долга местных исполнительных органов и др. проблемы местного значения.

Законодатель  внес дополнение о том, что с 1 апреля в республиканском бюджете предусмотрены расходы по предоставлению социальных государственных пособий социально защищаемым категориям граждан в порядке и размерах, установленных законодательством РК.

Формы и методы взимания платежей в бюджет под влиянием экономических, политических и социальных изменений в развитии общества, роста масштабов производства постоянно совершенствуются для создания финансовой базы устойчивости функционирования народного хозяйства в условиях перехода к рыночной экономике.

Экономическая сущность расходов госбюджета выражается в том, что они способствуют процессу капиталистического воспроизводства, накопления капитала.

Бюджетные расходы  служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перерасопределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономикой, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства.

Расходы по роли в общественном воспроизводстве  можно подразделить на затраты по обеспечению непрерывного процесса производства, увеличение производственных фондов и на расходы по удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества. К первой группе относятся расходы государственного бюджета, направляемые на финансирование основных фондов отраслей народного хозяйства, обеспечение их непрерывного финансирования.

Ко второй группе относятся затраты бюджета  на финансирование социально-культурных мероприятий, оборону и управление государством. К сожалению, наблюдается ежегодное сокращение средств на социальные нужды населения, что отрицательно сказывается на уровне жизни населения республики.

Соотношение между этими группами расходов определяет эффективность бюджета. Чем выше уровень затрат, направленных на развитие отраслей народного хозяйства, и соответственно ниже уровень потребительских затрат бюджета, тем эффективнее использование бюджетных средств.

Бюджет в  основном несет расходы, связанные  с экономическими функциями государства. С переходом на рыночные условия  хозяйствования бюджет должен изменяться.

Реализация  расходной части бюджета может  быть осуществлена в результате постепенного перехода к сокращению только самых  необходимых дотаций и субсидий, предоставляемых преимущественно по прямому назначению предприятиям. Существенным в сокращении расходов бюджета должен стать отказ от кредитования долгов предприятий, повышение ответственности госпредприятий за финансовые результаты.

Во многих странах происходит непропорциональное возрастание государственного долга, вызывающее вполне понятное беспокойство законодателей. Несомненно, ежегодные объемы привлечения кредитов для покрытия бюджетного дефицита должны находиться в определенных законодательных рамках.

Важной характеристикой  государственного бюджета является именно соотношение доходов и  расходов. Резкое возрастание экономической  роли государства и огромное увеличение его расходов привели к хроническому бюджетному дефициту (превышению затрат над поступлениями). Этот дефицит  стал злободневной национальной проблемой. Это относится и к положению в Республике Казахстан.

В целях сокращения расходов госбюджета требуется правительству:

    1. ограничить объем субсидий из республиканского бюджета;
    2. установить жесткий контроль за использованием направляемых на эти цели средств;
    3. сократить уровень дотирования сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства.

 

2.5 Налоги - составная часть госбюджета

Роль налогов в формировании бюджета. 
      Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжении государства, поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. 
 Наше молодое суверенное государство делает первые шаги в фискальной политики. От четкого осознания того какой должна быть налоговая система зависит успех налогового законодательства государства. Налоговая система должна отвечать следующим требованиям: 
-Стабильность налоговой системы; 
-Упорядоченность механизма сбора налогов (что упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов); 

-Льготирования  конечной продукции, а не факторов  производства (с предоставлением  льгот после подтверждения наличия  практического эффекта льготируемых  величин). Проблема налоговой реформы  тесно связана с проблемой  стимулирования производственных  инвестиций. Такая связь обусловлена  тем, что в рамках налоговой  и кредитной политики формируется  система льгот и других экономических  мер, которые направлены на  стимулирование инвестиций в  производство; 
 -Субординация местных и общегосударственных налогов. (Разграничение сфер общегосударственных и местных налогов исключительный произвол в формировании ресурсов всех уровней административной иерархии, является гарантом их самостоятельного самоуправления развития). 
Плательщикам Подоходного налога являются физические и юридические лица, имеющие налогооблагаемый доход в налоговом году. К физическим лицам относятся граждане Казахстана, граждане иностранных государств и лиц без гражданства. Объектом обложения подоходным налогом является облагаемый доход физического лица, в том числе занимающегося предпринимательской деятельностью, исчисленный, как разница между совокупным годовым доходом и вычетами (разрешается в целях налогообложения 
Н.Д.С. (налог на добавленную стоимость). Представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости добавленной в процессе производства и обращения товаров в Казахстане, работ, услуг и импортного товара. Н.Д.С., подлежащий уплате в бюджет, определяется, как разница между суммами Н.Д.С., начисленные за реализованные товары, работы, услуги, и суммами налога, подлежащий уплате (уплаченными) за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Плательщикам Н.Д.С. являются физические лица, занимающиеся коммерческой (предпринимательской) деятельностью, которые встали или обязаны встать на учет по Н.Д.С.. По импортируемым товарам плательщиками являются физические лица, осуществляющие импорт на таможенную территорию Казахстана. 
Акцизы. Ими облагаются товары, произведенные на территории Казахстана и импортируемые на территорию Казахстана по следующему перечню: все виды спирта, ликероводочные изделия, коньяк, вина, пиво, виноматериалы, табачные изделия, осетровая и лососевая рыба, ювелирные изделия из золота, платины и серебра, выделанный и невыделанный мех, шкурки (кроме кролика, крота, собаки, оленя, овчины), изделия из натурального меха, одежда из натуральной кожи, изделия из хрусталя, хрустальные осветительные приборы, бензин (кроме авиационного), дизельное топливо, легковые автомашины, огнестрельное и газовое оружие и игорный бизнес. 
  Налог на имущество. Плательщиками налога являются физические лица по объектам обложения, используемым в предпринимательской деятельности, физические лица по объектам обложения неиспользуемым в предпринимательской деятельности, имеющие на территории Казахстана объективные обложения на праве собственности, доверительного управления собственностью, хозяйственного ведения, оперативного управления. Налог на производственные и непроизводственные фонды физических лиц (занимающихся предпринимательской деятельностью) ежегодно составляет по 0,5% от стоимости указанного фонда. 
Земельный налог. Плательщиками являются физические лица имеющие во владении или пользовании земельные участки. Базовые ставки земельного налога установлены по категории основного целевого назначения земель. Размер земельного налога определяется не по результатам хозяйственной деятельности землевладельца, а от качества, местоположения и водообеспечения земельного участка. Предусмотрены льготы.  

Информация о работе Бюджетный процесс и его стадии