Бюджетный процесс и его стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Республики Казахстан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ....................4
1.1 Бюджетирование как элемент финансового планирования деятельности предприятия. Цели, задачи, роль и функции бюджетного управления.......4
1.2 Понятие бюджета. Классификация бюджетов и методы их разработки...12
1.3 Принцип бюджетирования…………………………………........................19
1.4 Правовое регулирование бюджетной системы……………………........23
ГЛАВА II. СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….29
2.1 Сущность государственного бюджета.....................................................29
2.2 Государственный бюджет страны............................................................30
2.3 Формирование доходов госбюджета…………………………….............. 32
2.4 Состав государственных расходов……………………………................40
2.5 Налоги -состав государственного бюджета……………………………….47
2.6 Бюджет ориентированный на результат…………………………............56
2.7 Бюджетная система зарубежных стран....................................................58
ГЛАВА III. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ………………....63
3.1Бюджетноепланированиеибюджетныйпроцесс…………………………….67
3.2 Бюджетная политика РК………………………........................................65
3.3 Проблемы бюджетной системы................................................................74
3.3 Изменение в бюджетной системе………………………………................76


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..81

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 567.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО

БЮДЖЕТА

2.1 Сущность государственного бюджета

 

Среди финансовых методов, с помощью которых государство  обычно воздействует на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния  на рыночный механизм, наиболее распространенным являются бюджетные рычаги.

Бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов  бюджетной системы страны, - это  по существу основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономикой. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. [1, с. 12]

Обособление части денежных отношений в особую категорию «финансы» связано  с появлением такого важного субъекта хозяйственной жизни, как государство. Государству для выполнения своих  функций всегда были необходимы денежные средства, которые формировались  в основном за счет перераспределения  созданного продукта, через налоги. Само наличие государства обязывало  граждан и хозяйствующих субъектов  отдавать часть своих доходов  на общие нужны. Так возникли денежные отношения, которые нельзя в полной мере назвать эквивалентными.

Государство изымало через налоги денежные средства. Но в каждом конкретном случае, для  каждого налогоплательщика, будь то хозяйствующий субъект или гражданин, установить прямую связь между тем, сколько ты отдал и сколько  получил взамен от государства в  виде общественных благ, было невозможно. В таком случае возникли неэквивалентные денежные отношения, основу которых составляли уже не столько экономические, сколько меры правового, принудительного характера.

В результате этих отношений формировались централизованные денежные фонды государства. Эти  фонды государство использовало на финансирование армии, содержание госаппарата, осуществление экономической и социальной политики. По мере того, как возрастала роль государства, расширялись, прежде всего, его экономические функции, рос объем централизованных денежных фондов государства. Сегодня в бюджетах большинства развитых  стран сосредоточено до половины всего национально ВВП.

В результате перераспределения формировались  не только централизованные фонды государства, но и децентрализованные денежные фонды хозяйствующих субъектов и граждан (домашних хозяйств). Фирмы, реализовав продукцию и уплатив налоги, получали денежные средства, которые они уже могли использовать по своему усмотрению. Граждане, работники, получив заработную плату и уплатив налоги, также получали в свое распоряжение денежные средства, которые использовали для удовлетворения своих потребностей.

Так происходило  обособление части денежных средств  и выделение особой группы денежных отношений, которая функционировала исключительно на стадии распределения  и перераспределения совокупного продукта. Именно она и получила название финансов.

Таки образом, финансы как экономическая категория  представляют собой часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное  движение денег, возникаю на стадии перераспределения  созданного продукта и связаны с  наличием государства как органа управления.

Такой подход отражен и в самом термине  «финансы» (Finances – денежные средства). Считается, что впервые его ввел французский ученый Ж. Боден в 1577 г. В своей работе «Шесть книг о республике». В русский язык этот термин перешел в XVIII в. и в течение долгого времени употреблялся как синоним понятию «казна». Русский профессор права Московского университета Семен Ефимович Десницский в работе «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» так определял финансы: «Финансы заключают в себе смысл пространный: они имеют предлогом доставление государству надельных и довольных по его надобности доходов». [ 2, c. 11]

 

2.2 Государственный бюджет страны

Государственный бюджет формируется на основе республиканского и местных бюджетов. О принятии государственного бюджета незамедлительно информируется Парламент Республики  Казахстан. 
На время действия государственного бюджета действие закона о республиканском бюджете и решений маслихатов о бюджетах всех уровней местного бюджета приостанавливается. 
Государственный бюджет действует в течение срока, на который введено чрезвычайное или военное положение. 
С прекращением действия  государственного бюджета производится уточнение республиканского и местных бюджетов. 
Доходы государственного бюджета на 2011 – 2013 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей социально-экономического развития страны на среднесрочный период с учетом положений Налогового и Таможенного кодексов и других нормативных правовых актов, а также влияния вступления Казахстана в Таможенный союз. 
В расчетах доходов на 2011 год учитывалось повышение заработной платы работникам  бюджетной  сферы на 30%.     Доходы государственного бюджета (без учета трансфертов), в % к ВВП:

 

 

 

 
Наименование показателей

 
2011 год

 
2012 год

 
2013 год

 
Доходы

 
16,8

 
17,0

 
17,4

 
налоговые поступления

 
16,3

 
16,7

 
17,0

 
неналоговые поступления

 
0,4

 
0,3

 
0,3

 
поступления от продажи основного  капитала

 
0,1

 
0,1

 
0,1





 

Доходы (без учета поступлений транфертов) и расходы государственного бюджета в 2008 – 2013 годах 
 
   
Приложение: www.minfin.kz

 
Прогноз расходов государственного бюджета  демонстрирует умеренные темпы  роста по сравнению с докризисным  периодом, на уровне, не превышающем  темпы роста ВВП, что не означает отказа от социальных обязательств государства. 
 
Темпы роста расходов госбюджета и ВВП в 2008 – 2013 годах 
 
   
Приложение: www.minfin.kz

 
Несмотря на незначительный прирост  доходов, социальная направленность бюджета  в среднесрочной перспективе  будет сохранена, и основным приоритетом  при планировании государственных  расходов будет являться устойчивый рост и повышение уровня жизни  людей без принятия новых завышенных обязательств, влекущих за собой рост дефицита бюджета. 
При прогнозе расходов государственного бюджета учтены мероприятия по реализации поручений Главы государства, озвученных в ежегодных посланиях народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики», «Через кризис к обновлению и развитию», «Новое десятилетие – новый экономический подъем–новые возможности Казахстана».  
Как и в прежние годы в системе социального обеспечения особое внимание будет уделено формированию финансово-устойчивой пенсионной системы. В 2011 году в реализацию поручений Главы государства размеры пенсионных выплат будут увеличены на 30%. К 2015 году размер базовой пенсионной выплаты будет повышен до уровня 60 % от величины прожиточного минимума, а размеры государственных социальных пособий - увеличены в 1,2 раза по отношению  к 2010году.  
Приложение: www.stat.kz

 

2.3 Формирование доходов госбюджета

Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные им. Доходы бюджета - объем поступлений от налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, неналоговых и иных поступлений. а также доходов от операций с капиталом, поступающих в бюджет на безвозвратной основе.

Формирование  доходов государственного бюджета - важный процесс, определяющий возможности государства в направлении средств на основные цели: развитие производственное и социальной сферы, финансирование социально-культурных мероприятий, затраты на содержание органов хозяйственной власти и управления, оборону.

Порядок исчисления различных видов поступлений, сроки внесения платежей в бюджет устанавливаются с учетом особенностей их формирования, объемов поступления платежей в бюджет, при этом главным условием является обеспечение устойчивого поступления средств.

С 1996 и по состоянию 01.01.2005 г. структура государственного бюджета строится на основе новой бюджетной классификации и состоит из пяти частей.

Первая часть "Доходы и полученные официальные  трансферты" включает четыре категории  доходов:

1. Налоговые поступления (75,1%) (кроме сумм, зачисляемых в финансовые бюджеты специальных экономических зон):

    • подоходного налога с юридических, физических лиц, социального налога, за исключением сумм, зачисляемых в местные бюджеты;
    • сбора на социальное обеспечение;
    • сбора на регистрацию эмиссии ценных бумаг;
    • налога на добавленную стоимость;
    • акцизов, бонусов;
    • доли РК по разделу продукции, кроме сумм, зачисляемых в местные бюджеты;
    • сбора за проезд автотранспортных средств по территории РК, кроме сумм, зачисляемых в местные бюджеты;
    • таможенных платежей;
    • поступлений от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур;
    • отчислений от местных налогов и сборов, поступающих от специальных экономических зон, для которых вышестоящим органом является республиканский бюджет.

2. Неналоговые поступления: от государственной собственности, имущества, предпринимательской деятельности государства, административные сборы и пошлины, штрафы и санкции (11,1%):

    • доли фактической прибыли государственных предприятий;
    • поступлений от доходов Нацбанка РК;
    • вознаграждений (интересов), полученных по депозитам Правительства РК;
    • поступлений дивидендов на принадлежащие государству пакеты акций;
    • платы за использование радиочастотного ресурса РК;
    • поступлений от реализации конфискованного, бесхозяйственного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, кладов, находок, кроме сумм, зачисляемых в местные бюджеты;
    • вознаграждений (интересов), полученных за предоставление Правительством РК ссуд и кредитов внутри республики;
    • арендной платы за пользование комплексом "Байконур";
    • платы за предоставление в пользование информации о недрах, находящейся в государственной собственности;
    • поступлений от продажи имущества государственными учреждениями и казенными предприятиями, финансируемых из республиканского бюджета;
    • вознаграждений (интересов), полученных за предоставление государственных кредитов правительствам иностранных государств;
    • платы за выдачу паспортов и удостоверений личности гражданам РК;
    • поступлений от аренды и продажи республиканского государственного имущества;
    • поступлений от консульских сборов;
    • административных штрафов и иных санкций (за исключением налагаемых налоговыми и таможенными органами), кроме сумм, зачисляемых в местные бюджеты;
    • поступлений сумм штрафов за вывоз продукции без лицензии;
    • прочих санкций и штрафов, кроме сумм, зачисляемых в местные бюджеты;
    • прочих неналоговых поступлений, кроме сумм, зачисляемых в местные бюджеты;
    • платы за использование судоходных водных путей;
    • поступлений от реализации услуг, предоставляемых государственными учреждениями, содержащимися за счет средств республиканского бюджета (за исключением школ и школ-интернатов);
    • поступлений от погашения задолженности за полученные товары из государственных резервов и реализации зерна из государственных запасов;
    • отчислений от неналоговых платежей, поступающих от специальных экономических зон, для которых вышестоящим бюджетом является республиканский бюджет.

3. Доходы от операций с капиталом: продажа основного капитала -от приватизации государственных предприятий, товаров из государственных резервов (13,5%),

4. Полученные официальные трансферты (гранты) из внешних и внутренних источников (0,3%).

Доходы местных бюджетов формируются за счет (статьи 4 и 5 Закона):

Налогов и  платежей, налога на имущества;

    • налога на землю;
    • налога на транспортные средства:
    • сбора за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
    • сбора за право занятия отдельными видами деятельности;
    • сбора за государственную регистрацию юридических лиц;
    • корпоративного подоходного налога, физических лиц, социального налога, кроме сумм, зачисляемых в республиканский бюджет;
    • доли РК по разделу продукции, кроме сумм, зачисляемых в республиканский бюджет;

Неналоговых поступлений и доходов от операций с капиталом'.

    • поступлений от реализации конфискованного, бесхозяйственного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, кладов, находок, за исключением сумм, зачисляемых в республиканский бюджет;
    • поступлений от продажи права собственности на землю, права землепользования, включая аренду земельных участков;
    • поступлений от продажи имущества государственными учреждениями и казенными предприятиями, финансируемых из местных бюджетов;
    • платы за содержание детей в школах-интернатах;
    • поступлений от организаций за работы и услуги, выполняемые административно арестованными;
    • платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    • поступлений от продажи домовых книг;
    • доходов, получаемых от деятельности уголовно-исполнительной инспекции;
    • платы за регистрацию оружия;
    • прочих административных сборов;
    • административных штрафов и иных санкций (за исключением налагаемых налоговыми и таможенными органами), кроме сумм, зачисляемых в республиканский бюджет;
    • прочих санкций и штрафов, кроме сумм, зачисляемых в республиканский бюджет;
    • прочих неналоговых поступлений, кроме сумм, зачисляемых в республиканский бюджет;
    • поступлений от аренды приватизации объектов коммунальной собственности;
    • прочих платежей и доходов от некоммерческих и сопутствующих продаж.

Информация о работе Бюджетный процесс и его стадии