Бюджетный процесс и его стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Республики Казахстан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ....................4
1.1 Бюджетирование как элемент финансового планирования деятельности предприятия. Цели, задачи, роль и функции бюджетного управления.......4
1.2 Понятие бюджета. Классификация бюджетов и методы их разработки...12
1.3 Принцип бюджетирования…………………………………........................19
1.4 Правовое регулирование бюджетной системы……………………........23
ГЛАВА II. СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….29
2.1 Сущность государственного бюджета.....................................................29
2.2 Государственный бюджет страны............................................................30
2.3 Формирование доходов госбюджета…………………………….............. 32
2.4 Состав государственных расходов……………………………................40
2.5 Налоги -состав государственного бюджета……………………………….47
2.6 Бюджет ориентированный на результат…………………………............56
2.7 Бюджетная система зарубежных стран....................................................58
ГЛАВА III. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ………………....63
3.1Бюджетноепланированиеибюджетныйпроцесс…………………………….67
3.2 Бюджетная политика РК………………………........................................65
3.3 Проблемы бюджетной системы................................................................74
3.3 Изменение в бюджетной системе………………………………................76


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..81

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 567.46 Кб (Скачать файл)

Приложение:www mianplan.kz

 

Доходная  часть бюджета большинства государств зависит от налоговых поступлений. Поэтому для уяснения того, как изменялась доходная часть бюджета Казахстана, логично остановиться на этапах формирования налоговой системы, проблемах налогообложения нашей страны.

Изучив литературные источники, можно вывести определение  налога, это:

    • установленный государством в лице уполномоченного органа в одностороннем порядке и в надлежащей правовой форме обязательный денежный или натуральный платеж в доход государства.
    • это обязательный безвозмездный, законодательно установленный платеж (взнос) и осуществляемый плательщиком, в определенном размере и определенный срок.
    • это всегда денежный платеж.
    • это всегда принудительное взимание денег и правомерное изъятие денег.

Итак, Налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками  в бюджет соответствующего уровня и  государственные внебюджетные фонды  на основании налогового кодекса  и актах законодательных органов  Республики Казахстан, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система - совокупность предусмотренных  налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также  принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

1) объект  налога - это доходы, стоимость отдельных  товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами,  имущество юридических и физических  лиц и другие объекты, установленные  законодательными актами.

2) субъект  налога - это налогоплательщик, то  есть физическое или юридическое  лицо;

3) источник  налога - т.е. доход из которого  выплачивается налог;

4) ставка  налога - величина налога с единицы  объекта налога;

5) налоговая  льгота - полное или частичное  освобождение плательщика от  налога.

Налоги  могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый  - (от слова кадастр - таблица,  справочник) когда объект налога  дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки  заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена  индивидуальная ставка налога. Такой  метод характерен тем, что величина  налога не зависит от доходности  объекта.

Примером  такого налога может служить налог  на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это  транспортное средство или простаивает.

2) на  основе декларации

Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата  налога производится после получения  дохода и лицом получающим доход.

Существуют  два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены  различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц  облагаются одинаково. Такая система  облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная  налоговая система широко применяется  в Западных государствах.

Функции налогов.

Регулирующая.

Государственное регулирование осуществляется в  двух основных направлениях:

- регулирование  рыночных, товарно-денежных отношений.  Оно состоит главным образом  в определении "правил игры", то есть разработка законов,  нормативных актов, определяющих  взаимоотношения действующих на  рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.  К ним относятся законы, постановления,  инструкции государственных органов,  регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность  банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых  домов, устанавливающие порядок  проведения аукционов, ярмарок,  правила обращения ценных бумаг  и т.п. Это направление государственного  регулирования рынка непосредственно  с налогами не связано;

- регулирование  развития народного хозяйства,  общественного производства в  условиях, когда основным объективным  экономическим законом, действующим  в обществе, является закон стоимости.  Здесь речь идет главным образом  о финансово-экономических методах  воздействия государства на интересы  людей, предпринимателей с целью  направления их деятельности  в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем  применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом  и процентными ставками, выделения  из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок  и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место  в этом комплексе экономических  методов занимают налоги.

Стимулирующая

С помощью  налогов, льгот и санкций государство  стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные  вложения в расширение производства и др.

Стимyлирование  технического прогресса с помощью  налогов проявляется прежде всего  в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного  потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством  налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так  и социальных, финансирование крупных  межотраслевых, комплексных целевых  программ - наyчно-технических, экономических  и др.

С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие  и фондоемкие отрасли с длительными  сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит  ярко выраженный социальный характер, соответствующим образом построенная  налоговая система позволяет  придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано  в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части  бюджета средств на социальные нужды  населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся  в социальной защите.

Наконец, последняя  функция налогов - Фискальная, изъятие  части доходов предприятий и  граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той  части непроизводственной сферы, которая  не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они  недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная  наука, театры, музеи и многие учебные  заведения и т.п.

С учетом исторических особенностей образования современной  налоговой системы и потребностей налогового планирования все существующие сейчас налоги можно классифицировать в виде следующей схемы:

НАЛОГИ с натуральной базой обложения:

- подомовые  налоги;

- подушевые  налоги;

- специфические  таможенные пошлины;

- со стоимостной  базой обложения:

а) налоги на базе валового дохода:

- акцизы;

- налоги  с оборота;

- таможенные  пошлины;

- налоги  на имущество, капиталы и т.д.;

- налоги  на проценты, дивиденды и т.д.;

б) налоги на базе очищенного дохода:

- корпорационный  налог;

- корпоративный  подоходный налог;

- налог на  добавленную стоимость;

- налог на  наследства.

Переход к  системе обложения на основе прироста только состояния налогоплательщика (т.е. годовой суммы его чистого  дохода) потребовал создания условий  для того, чтобы общая сумма  взимаемых с него налогов не превысила  пределов этого дохода.

В прошлом  этому ограничению не придавалось  значения, разные виды налогов вводились  сами по себе, действовали обособленно  друг от друга, поэтому суммирование внешне невысоких ставок разных налогов, но устанавливаемых на базе валового, а не чистого дохода, нередко приводило  для некоторых категорий населения  к обложению, превышающему весь объем  реализуемыми доходов и, соответственно, к их разорению и прогрессирующему обнищанию. Сейчас этому условию предается весьма важное значение, особенно если учесть, что в некоторых странах через налоги перераспределяется до трех пятых всей суммы национального дохода.

Поэтому для  обеспечения этого условия пришлось создать новые формы взаимного  учета различных видов налогов, и среди них наиболее важное значение имеет система подоходных налогов.

Эта система  включает в себя ряд предварительных, авансовых налогов (withholding taxes) и окончательный  налог, в котором эти налоги суммируются  путем так называемого налогового кредита. В общем виде эта система  может быть представлена следующим  образом:

ОТЧЕТНОСТЬ  И ПРАВА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Формально при  предоставлении отчетов налоговым  органам компании могут выбрать  любой представляющийся им подходящим метод составления своей отчетности, не запрашивая предварительно их одобрения. Однако при этом следует иметь  в виду, что налоговые органы могут  потребовать пересчета всей отчетности налогоплательщика, если будет найдено, что выбранный им метод недостаточно полно и правильно, с точки  зрения налогообложения, отражает реальные размеры полученных доходов. Кроме  того, применение какого-либо необычного метода может повлечь за собой  осложнения с аудитором (в тех  случаях, когда его заключение обязательно  по закону), которому, к тому же, придется выплатить дополнительное вознаграждение. Поэтому на практике выбор обычно ограничен несколькими общепризнанными  методами.

Среди них  наиболее известными являются кассовый метод и метод "по отчетному  периоду". Метод "по отчетному  периоду" состоит в том, что  при сведении баланса учитываются  все расходы и поступления, относящиеся  к данному периоду, независимо от времени их реальной оплаты, и исключаются  расходы и поступления, относящиеся  к другим (прошлым или будущим) отчетным периодам, хотя бы и оплаченные в пределах данного периода. При  кассовом методе отчетный баланс составляется на основе учета только расходов и  поступлений, оплаченных и полученных в пределах отчетного периода. При  этом некоторые расходы, не проводимые через кассу - начисление амортизации, списание некоторых видов убытков  и т.д. - разрешается учитывать  в том же порядке, что и при  методе "по отчетному периоду".

Метод "по отчетному периоду" применяется  значительно чаще, чем кассовый метод. Иногда применяются также различные  комбинации этих двух методов и в  особых случаях - некоторые специальные  методы (в этом случае налогоплательщик обычно заранее согласовывает свой выбор с налоговыми властями, гарантирую себя тем самым от возможных в  будущем осложнений).

Специальные методы применяются, например, в строительстве - для объектов, строящихся в течение  нескольких лет. В этом случае обычно применяется метод "по проценту выполнения", согласно которому доход в каждом году определяется как доля от общей  суммы контракта, соответствующая выполненной в данном году и выраженной в процентах части всех работ, предусмотренных по контракту. Из этой доли дохода затем вычитаются все расходы, осуществленные в данном году.

Кроме того, иногда может применяться и метод, по которому вся отчетность и все  расчеты по налогам осуществляются только по окончании строительства  объекта и приема его заказчиком. Налоговые власти обычно ограничивают применение этого метода.

Граждане, осуществляющие коммерческую деятельность за свой счет, не в форме предприятия, в принципе составляют свою отчетность по тем  же правилам. Но они обязаны представлять декларации уже по налогу на индивидуальные доходы

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СТАТИСТИКИ.

Все налоги, сборы, платежи питают бюджетную  систему государства. Налоговые  платежи поступают в центральный  и местные бюджеты. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. Как правило, в местные бюджеты целиком поступают акцизные сборы, налоги на недвижимость и некоторые незначительные налоги. Поступления от налогов на прибыль, на индивидуальные доходы делятся между центральным и местными бюджетами в заранее согласованных пропорциях. Местные бюджеты в случае необходимости получают из центрального бюджета субсидии .

В связи с  определенными противоречиями интересов  центрального правительства и региональных экономических интересов вокруг разделения налоговых поступлений  идет политическая борьба. Местные  жители и власти заинтересованы, чтобы больше средств поступало в бюджеты штатов, земель, муниципалитетов, общин, так как из этих средств финансируются образование, здравоохранение, благоустройство территории, местное общественное строительство, охрана порядка и окружающей среды. У центрального правительства постоянно не хватает средств на административные и военные расходы, решение глобальных экономических и социальных задач. Общая долгосрочная тенденция - все большая доля совокупных налоговых поступлений направляется в бюджет центрального правительства в ущерб местным бюджетам.

Информация о работе Бюджетный процесс и его стадии