Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:58, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Республики Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ....................4
1.1 Бюджетирование как элемент финансового планирования деятельности предприятия. Цели, задачи, роль и функции бюджетного управления.......4
1.2 Понятие бюджета. Классификация бюджетов и методы их разработки...12
1.3 Принцип бюджетирования…………………………………........................19
1.4 Правовое регулирование бюджетной системы……………………........23
ГЛАВА II. СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….29
2.1 Сущность государственного бюджета.....................................................29
2.2 Государственный бюджет страны............................................................30
2.3 Формирование доходов госбюджета…………………………….............. 32
2.4 Состав государственных расходов……………………………................40
2.5 Налоги -состав государственного бюджета……………………………….47
2.6 Бюджет ориентированный на результат…………………………............56
2.7 Бюджетная система зарубежных стран....................................................58
ГЛАВА III. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ………………....63
3.1Бюджетноепланированиеибюджетныйпроцесс…………………………….67
3.2 Бюджетная политика РК………………………........................................65
3.3 Проблемы бюджетной системы................................................................74
3.3 Изменение в бюджетной системе………………………………................76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..81
Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:
Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода и от 10 до 15% валового общественного продукта (расходная часть). Он распределяет денежные средства между различными отраслями народного хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности. экономическими районами и территориями страны.
Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего народного хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего народного хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение операционных и других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.
Бюджетные ассигнования в непроизводственной сфере являются основным источником её функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и находится на бюджетном финансировании. Расходы государства на просвещение и здравоохранение, социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба. Большое значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы. Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство через бюджет может формировать окончательные размеры фонда потребления, влиять на территориальные пропорции в его использовании. Анализируя сущность госбюджета, мы выяснили, что роль этого инструмента в народном хозяйстве предопределилась двумя факторами:
1) всеобщей регулируемостью экономических связей, обуславливающей форму использования бюджетных отношений через основной финансовый документ;
2) распределительной природой государственного бюджета, позволяющей использовать его в качестве важного экономического рычага воздействия на общественное производство. Особенности бюджета как экономического рычага заключаются в том, что он является стоимостным рычагом сферы распределения общественного продукта.
Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы. В нем находят взаимосвязь различные виды доходов, расходов и государственные займы. Доходная часть содержит перечень поступающих средств, а расходная - объединяет все виды производимых займов. Т.е. госбюджет - это экономическая категория, которая выражает производственные отношения в денежной форме, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта.
Структура бюджетного
механизма отражает такие группы
бюджетных отношений, как доходы,
расходы, межбюджетные взаимосвязи. Поэтому
в бюджетном механизме от форм
правления бюджетных отношений
можно выделить такие структурные
звенья: методы мобилизации денежных
средств в распоряжение государства;
формы и порядок составления
бюджета и представления
Каждому структурному звену и элементу бюджета как механизма присущи свои функциональные особенности, они обусловлены теми задачами, для решения которых предназначены. Несмотря на относительную самостоятельность, элементы и звенья бюджетного механизма функционируют как единое целое, и именно взаимосвязанное действие всех структурных звеньев и элементов обеспечивает слаженное функционирование бюджетного механизма в целом.
Формирование доходной части бюджета имеет немало проблем, решение которых во многом зависит от состояния налоговой системы. Частые корректировки налогового законодательства, нередко усугубляющие финансовое состояние предприятий, негативным образом влияют на процесс производства, дестабилизируя его. Напротив, устойчивое налоговое законодательство, позволяющее налогоплательщикам прогнозировать финансовые результаты своей деятельности, способствует стабильности производства, развитие инвестиционной деятельности. Поэтому в основе политики в области доходов бюджета должен быть заложен принцип предсказуемости налоговой политики, ее преемственности, что, однако, не исключает возможности внесения изменений в налоговую систему, не нарушающих ее основ и направленных на ее совершенствование.
Нельзя использовать налогообложение в качестве инструмента для достижения политических целей. Так, например, снижение ставки налога на добавленную стоимость вопреки ожиданиям не отразилось на уровне цен. но привело в значительному выпадению доходов бюджетной системы. А это, в свою очередь, потребовало привлечения дополнительных кредитных ресурсов банка, и, следовательно, усилило инфляцию. Нехватка источников финансирования государственных программ и мероприятий привела к необходимости изыскания дополнительных финансовых ресурсов, в связи с чем в настоящее время прорабатывается предложение о введении финансовой поддержки агропромышленного комплекса.
Однако усложнение налоговой системы, несомненно, негативно влияет на налогоплательщиков, не способствует соблюдению налоговой дисциплины. Поэтому целесообразно не вводить дополнительные виды налогов, а корректировать ставки уже действующих. Следует вернуться к рассмотрению размера НДС, т.к. косвенные налоги являются наиболее стабильным доходным источником бюджета в условиях инфляции. Вмешательство в налоговую систему, каким бы оно ни было, должно быть обоснованным, а результаты такого вмешательства должны быть четко просчитаны. Предложение: свой формат бюджета доходов и расходов. Данный формат бюджета доходов и расходов, позволит прогнозировать и оценивать эффективность как основной деятельности бюджетной системы, так и финансовой и инвестиционной, а так же эффективно контролировать расходы по всем центрам финансовой ответственности.
Помимо БДР важнейшим финансовым бюджетом является Бюджет движения денежных средств (БДДС). Этот бюджет в большинстве своем отталкивается от бюджета доходов и расходов на определенный период и от существующей у компании на начало данного периода дебиторской и кредиторской задолженности (отраженной в балансе). Его главное предназначение – это обеспечение ликвидности компании, избежание, так называемых, кассовых разрывов.
Как и все остальные функции финансового менеджмента, финансовое планирование направлено на достижение главной (основной) цели управления финансами – максимизации богатства собственников компании. Основными задачами финансового планирования являются обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами выполнения производственно-хозяйственных и инвестиционных планов предприятия; планирование дивидендной политики; предоставление информации для выбора наиболее эффективных направлений инвестирования; определение сумм налоговых платежей с учетом законодательно разрешенных возможностей их минимизации; формирование содержания и перечня плановых документов, достаточных для проведения анализа будущего финансового состояния и расчета показателей эффективности деятельности предприятия и пр.
Каждая из задач финансового планирования реализуется в разрезе краткосрочных (сроком до одного года), среднесрочных (до пяти лет) и перспективных планов. При этом, бюджетирование является основным инструментом оперативного финансового управления, включающим анализ, планирование, контроль исполнения плановых показателей.
Существует
три основных подхода к
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ | ||||
к Закону Республики Казахстан | ||||
«О республиканском бюджете на 2010-2012 годы» | ||||
от 7 декабря 2009 года № 219-IV | ||||
Республиканский бюджет на 2012 год | ||||
Категория |
Наименование |
Сумма, | ||
Класс | ||||
Подкласс | ||||
1 |
2 |
3 | ||
I. Доходы |
3 607 742 933 | |||
1 |
Налоговые поступления |
2 118 478 703 | ||
1 |
Подоходный налог |
1 057 394 000 | ||
1 |
Корпоративный подоходный налог |
1 057 394 000 | ||
5 |
Внутренние налоги на товары, работы и услуги |
864 181 633 | ||
1 |
Hалог на добавленную стоимость |
729 158 300 | ||
2 |
Акцизы |
27 907 113 | ||
3 |
Поступления за использование природных и других ресурсов |
104 360 623 | ||
4 |
Сборы за ведение
предпринимательской и |
1 900 332 | ||
5 |
Налог на игорный бизнес |
855 265 | ||
6 |
Hалоги на международную торговлю и внешние операции |
184 836 225 | ||
1 |
Таможенные платежи |
167 855 910 | ||
2 |
Прочие налоги на международную торговлю и операции |
16 980 315 | ||
7 |
Прочие налоги |
14 050 | ||
1 |
Прочие налоги |
14 050 | ||
8 |
Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами |
12 052 795 | ||
1 |
Государственная пошлина |
12 052 795 | ||
2 |
Неналоговые поступления |
67 133 160 | ||
1 |
Доходы от государственной собственности |
46 023 578 | ||
1 |
Поступления части чистого дохода государственных предприятий |
1 266 387 | ||
3 |
Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности |
8 199 706 | ||
4 |
Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности |
30 340 | ||
5 |
Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности |
25 423 712 | ||
6 |
Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах |
150 679 | ||
7 |
Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета |
1 312 122 | ||
9 |
Прочие доходы от государственной собственности |
9 640 632 | ||
2 |
Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета |
2 307 768 | ||
1 |
Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета |
2 307 768 | ||
3 |
Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета |
45 810 | ||
1 |
Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета |
45 810 | ||
4 |
Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан |
7 249 275 | ||
1 |
Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора |
7 249 275 | ||
5 |
Гранты |
303 550 | ||
2 |
Финансовая помощь |
303 550 | ||
6 |
Прочие неналоговые поступления |
11 203 179 | ||
1 |
Прочие неналоговые поступления |
11 203 179 | ||
3 |
Поступления от продажи основного капитала |
24 756 166 | ||
1 |
Продажа государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями |
668 184 | ||
1 |
Продажа государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями |
668 184 | ||
2 |
Продажа товаров из государственного материального резерва |
24 087 982 | ||
1 |
Продажа товаров из государственного материального резерва |
24 087 982 | ||
4 |
Поступления трансфертов |
1 397 374 904 | ||
1 |
Трансферты из
нижестоящих органов |
131 374 904 | ||
1 |
Трансферты из областных бюджетов, бюджетов городов Астаны и Алматы |
131 374 904 | ||
4 |
Трансферты из Национального фонда |
1 266 000 000 | ||
1 |
Трансферты из
Национального фонда в |
1 266 000 000 |