Бюджетный процесс и его стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Республики Казахстан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ....................4
1.1 Бюджетирование как элемент финансового планирования деятельности предприятия. Цели, задачи, роль и функции бюджетного управления.......4
1.2 Понятие бюджета. Классификация бюджетов и методы их разработки...12
1.3 Принцип бюджетирования…………………………………........................19
1.4 Правовое регулирование бюджетной системы……………………........23
ГЛАВА II. СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….29
2.1 Сущность государственного бюджета.....................................................29
2.2 Государственный бюджет страны............................................................30
2.3 Формирование доходов госбюджета…………………………….............. 32
2.4 Состав государственных расходов……………………………................40
2.5 Налоги -состав государственного бюджета……………………………….47
2.6 Бюджет ориентированный на результат…………………………............56
2.7 Бюджетная система зарубежных стран....................................................58
ГЛАВА III. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ………………....63
3.1Бюджетноепланированиеибюджетныйпроцесс…………………………….67
3.2 Бюджетная политика РК………………………........................................65
3.3 Проблемы бюджетной системы................................................................74
3.3 Изменение в бюджетной системе………………………………................76


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..81

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 567.46 Кб (Скачать файл)

2) осуществляемое  Министерством финансов Республики  Казахстан определение объемов,  форм и условий заимствования  Правительством Республики Казахстан,  лимитов и объемов погашения  и обслуживания правительственного  долга, лимитов заимствования  и долга местных исполнительных  органов, утверждаемых в республиканском  и местных бюджетах на соответствующий  год. По займам Национального  Банка Республики Казахстан эти  процедуры осуществляются Национальным  Банком Республики Казахстан;

3) регистрацию  Министерством финансов Республики  Казахстан займов Национального  Банка Республики Казахстан, Правительства  и местных исполнительных органов  Республики Казахстан, контроль  и мониторинг условий правительственных  займов и займов местных исполнительных  органов и их изменений;

4) осуществляемый  Министерством финансов Республики  Казахстан контроль и мониторинг  получения, погашения и обслуживания  займов Правительства Республики  Казахстан и местных исполнительных  органов, государственного долга  Республики Казахстан;

5) подготовку  и реализацию мероприятий по  оптимизации структуры долга,  в том числе по государственным  ценным бумагам, по реструктуризации  государственного долга, управлению  рисками государственного заимствования.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство  в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной  части населения. Во-вторых, повышение  ставок налогов (как средство выплаты  государственного долга или его  уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. В-третьих, когда правительство берет  займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно  влечет за собой сокращение частных  капиталовложений.

В качестве критериев эффективности бюджетной  политики можно предложить следующие:

    • уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
    • уровень выполнения бюджетных обязательств;
    • величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
    • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
    • уровень монетизации бюджетного дефицита;
    • величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
    • динамику валового внутреннего продукта;
    • уровень безработицы;
    • степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В условиях Казахстана к вышеназванным показателям  можно добавить критерии, характеризующие  специфику современного этапа в  развитии российской экономики:

    • масштабы эмиссии денежных суррогатов;
    • величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;
    • величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

К сожалению. Правительство еженедельно констатирует срывы в запланированных бюджетных проектах по доходным и расходным статьям, можно подытожить, что фискальная функция социального налога не состоялась. В целях увеличения поступлений в бюджет была установлена ставка социального налога в размере 49% от месячного расчетного показателя на каждого работника в месяц, а также дополнительно 5% от месячного дохода за минусом расходов, связанных с его получением. Практически предприятия отчисляли 21% от фонда оплаты труда. Жизнь показала, что введение социального налога явилось провалом. Не состоялись его фискальная, регулирующая, распределительная функции. Непродуманная политика в отношении иностранных граждан оказалась просто дискриминационной.

Если в  начале февраля 2003 г. налоговая доля поступлений в бюджет увеличилась за счет поступления именно этого социального налога (в объеме 18,7% в 2003 г. от ВВП против 12,3%-ного уровня прошлого года), то 16 марта выявилось недопоступление в размере 3,3 млрд. тенге от общего недопоступления 13 млрд. тенге. В целом уровень исполнения государственных планов в соответствии с утвержденным бюджетом составляет лишь 76%. Следующими позициями по неисполнению были названы акцизы на товары внутреннего производства (2,3 млрд. тг), подоходный налог с физических лиц, удерживаемых с источника выплаты. Большой объем неисполнения также составляют НДС на импортируемые товары - 2,2 млрд. тг, таможенные платежи и сборы - 3,5 млрд. тг.

16 марта 2003 г. состоялось расширенное заседание правительства РК, на обсуждение которого были вынесены вопросы о мерах по повышению эффективности работы важнейших предприятий по обеспечению полноты поступлений налогов и сборов в госбюджет.

Премьер-министр подчеркнул, что "из-за отсутствия четкой перспективы, прозрачности проводимой политики, допущенных просчетов в законодательной базе реальный сектор экономики уменьшает свое участие в формировании доходной части госбюджета". Если в 2002 г. по республике установленный прогноз по налогам и другим обязательным платежам в бюджет был выполнен на 89,3%, то за два месяца 2003 г. - на 78,9%. В денежном выражении государство недобрало более чем на 13 млн. тенге.

Было бы неверным считать, что в бюджете должно быть равенство доходов и расходов. Как ни парадоксально, госбюджет не должен быть ежегодно сбалансированным. Экономическая теория рассматривает госбюджет как отражение циклического движения экономики. Проводимая государством антициклическая фискальная политика имеет два неодинаковых результата при формировании результата соотношения дохода и расхода бюджета.

Во многих странах Запада в 80-е гг. был взят курс на ограничение темпов роста  государственных расходов и стабилизацию их уровня в валовом национальном продукте. С этой целью свертывались низкоэффективные. малопопулярные социально-экономические программы, сокращались военные расходы, проводилась частичная конверсия оборонной промышленности, что благоприятно сказалось на снижении бюджетного дефицита.

Взяв на вооружение мировую практику по преодолению  бюджетного дефицита, для стабилизации поступлений доходов в госбюджет  в 2003 г. можно выявить следующие приоритеты:

1. Взимание налогов обеспечить в соответствии с налоговым кодексом РК, не допускать введение таких "неудачных" налогов, как социальный.

2. Исключить практику предоставления налоговых льгот, не предусмотренных законодательством РК.

Чем объясняется  такая нестабильность? Видимо в том, что действующее налоговое законодательство построено не на данных, объективно отражающих реальную налоговую базу, и поэтому оно часто видоизменяется в целях исполнения текущих потребностей доходной части бюджета. Следовательно, налоговая система не обеспечена логической взаимосвязью построения всех видов налогов и взаимоувязкой их норм ставок, в связи с чем не отвечает стратегии развития государства в целом. С промежутком в несколько месяцев у нас вводятся новые налоги, не давая налогоплательщикам никакого времени для подготовки их платить, ведь налогоплательщик должен спланировать свои расходы, тем более плательщик - предприниматель.

В целях сокращения расходов госбюджета требуется правительству:

1. ограничить объем субсидий из республиканского бюджета;

2. проводить разумную стратегию в области внешнего заимствования, предоставляя гарантии только в отношении валютоокупаемых проектов;

3. установить жесткий контроль за использованием направляемых на эти цели средств;

4. сократить уровень дотирования сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства.

Для осуществления  переориентации экономики, безусловно, необходимы крупные финансовые вложения, поэтому важными проблемами являются изыскание источников структурных преобразований, определение соотношения между средствами государства в виде бюджетных ассигнований и собственными средствами предприятий. Но не нужно забывать, что право обладать налогом - это не только право уничтожать, но и созидать.

Основные  направления бюджетной политики до 2002 г., разработанные Министерством  финансов РК, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие:

    • совершенствование налоговой политики и повышение на этой основе собираемости налогов;
    • осуществление бюджетной реформы на основе упорядочения бюджетного процесса в Республике Казахстан;
    • полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РК, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
    • сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;
    • сокращение дефицита республиканского бюджета;
    • совершенствование межбюджетных отношений.

Анализ экономики  Казахстана за последние несколько  лет позволяет подтвердить действенность  и в казахстанских условиях важнейших  составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

 

Основные направления  проекта Программы Правительства  РК на решение проблем налогово-бюджетной  политики

Для решений проблем налогово-бюджетной  политики, которые были озвучены выше Правительством Республики Казахстан  разработан проект Программы Правительства на 2007-2009 годы, в котором определено деятельность Правительства Республики Казахстан на 2007 - 2009 годы которая будет направлена на практическую реализацию Стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года, изложенной Президентом Республики Казахстан в Послании народу Казахстана 10 октября 1997 года.

Приоритетные направления  Программы Правительства Республики Казахстан сформированы на основе посланий Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира»  и от 28 февраля 2007 года «Новый Казахстан  в новом мире», Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому  развитию на 2007 - 2024 годы.

Для поддержания макроэкономической стабильности и устойчивости налогово-бюджетной  системы предусматриваются:

-обеспечение в среднесрочном  периоде номинальных темпов роста  расходов государственного бюджета,  не превышающих номинальных темпов  роста экономики;

-постепенное снижение  ненефтяного дефицита бюджета;

-совершенствование механизма  формирования и использования  средств Национального фонда,  направленного на повышение эффективности  управления его активами;

-эффективное управление  государственным и гарантированным  государством заимствованием и  долгом, поручительствами государства,  в том числе оптимизация структуры  государственного долга путем  досрочного погашения внешних  займов, уменьшение доли внешнего  заимствования в структуре финансирования  дефицита бюджета.

В целях стимулирования роста  деловой активности в стране на основе анализа и оценки действующей  системы налогообложения и мирового опыта предусматриваются:

-подготовка предложений  по внесению изменений и дополнений  в налоговое законодательство  по поэтапному перераспределению  в среднесрочном периоде налогового  бремени с доходов юридических  лиц на доходы физических лиц,  без повышения уровня нагрузки  на социально-уязвимые слои населения;

-совершенствование таможенного  и налогового администрирования;

-дальнейшее упрощение  и повышение прозрачности налоговых  и таможенных процедур;

-введение с 2008 года  уведомительной системы получения  инвестиционных налоговых преференций  по проектам малого и среднего  бизнеса в несырьевом секторе  экономики.

Для ориентации бюджетных  расходов на эффективное решение  основных направлений государственной  социально-экономической политики предусматриваются:

-интеграция целей и  задач стратегического, среднесрочного  и бюджетного планирования;

-ориентация процесса планирования  и исполнения бюджета на эффективность и результативность бюджетных расходов, сокращение неэффективных затрат;

-обеспечение прозрачности  процесса формирования и исполнения  бюджета;

-усиление требований к  администраторам бюджетных программ  по соблюдению бюджетной дисциплины;

-повышение качества управления  бюджетными деньгами (наличностью).

Повышение эффективности  механизмов налогово-бюджетной политики, расходов бюджета, полное выполнение финансовых обязательств государства.

Правительство разработает  Стратегию достижения качественно  нового уровня конкурентоспособности  и экспортных возможностей экономики  и создаст Национальный совет  по конкурентоспособности и экспорту.

Информация о работе Бюджетный процесс и его стадии