Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:58, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Республики Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ....................4
1.1 Бюджетирование как элемент финансового планирования деятельности предприятия. Цели, задачи, роль и функции бюджетного управления.......4
1.2 Понятие бюджета. Классификация бюджетов и методы их разработки...12
1.3 Принцип бюджетирования…………………………………........................19
1.4 Правовое регулирование бюджетной системы……………………........23
ГЛАВА II. СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….29
2.1 Сущность государственного бюджета.....................................................29
2.2 Государственный бюджет страны............................................................30
2.3 Формирование доходов госбюджета…………………………….............. 32
2.4 Состав государственных расходов……………………………................40
2.5 Налоги -состав государственного бюджета……………………………….47
2.6 Бюджет ориентированный на результат…………………………............56
2.7 Бюджетная система зарубежных стран....................................................58
ГЛАВА III. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ………………....63
3.1Бюджетноепланированиеибюджетныйпроцесс…………………………….67
3.2 Бюджетная политика РК………………………........................................65
3.3 Проблемы бюджетной системы................................................................74
3.3 Изменение в бюджетной системе………………………………................76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..81
2) осуществляемое
Министерством финансов
3) регистрацию
Министерством финансов
4) осуществляемый
Министерством финансов
5) подготовку
и реализацию мероприятий по
оптимизации структуры долга,
в том числе по
Рост государственного
долга влечет за собой реальные негативные
экономические последствия. Во-первых,
выплата процентов по государственному
долгу увеличивает неравенство
в доходах, поскольку значительная
часть государственных
В качестве
критериев эффективности
В условиях Казахстана к вышеназванным показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:
К сожалению.
Правительство еженедельно
Если в начале февраля 2003 г. налоговая доля поступлений в бюджет увеличилась за счет поступления именно этого социального налога (в объеме 18,7% в 2003 г. от ВВП против 12,3%-ного уровня прошлого года), то 16 марта выявилось недопоступление в размере 3,3 млрд. тенге от общего недопоступления 13 млрд. тенге. В целом уровень исполнения государственных планов в соответствии с утвержденным бюджетом составляет лишь 76%. Следующими позициями по неисполнению были названы акцизы на товары внутреннего производства (2,3 млрд. тг), подоходный налог с физических лиц, удерживаемых с источника выплаты. Большой объем неисполнения также составляют НДС на импортируемые товары - 2,2 млрд. тг, таможенные платежи и сборы - 3,5 млрд. тг.
16 марта 2003 г. состоялось расширенное заседание правительства РК, на обсуждение которого были вынесены вопросы о мерах по повышению эффективности работы важнейших предприятий по обеспечению полноты поступлений налогов и сборов в госбюджет.
Премьер-министр подчеркнул, что "из-за отсутствия четкой перспективы, прозрачности проводимой политики, допущенных просчетов в законодательной базе реальный сектор экономики уменьшает свое участие в формировании доходной части госбюджета". Если в 2002 г. по республике установленный прогноз по налогам и другим обязательным платежам в бюджет был выполнен на 89,3%, то за два месяца 2003 г. - на 78,9%. В денежном выражении государство недобрало более чем на 13 млн. тенге.
Было бы неверным считать, что в бюджете должно быть равенство доходов и расходов. Как ни парадоксально, госбюджет не должен быть ежегодно сбалансированным. Экономическая теория рассматривает госбюджет как отражение циклического движения экономики. Проводимая государством антициклическая фискальная политика имеет два неодинаковых результата при формировании результата соотношения дохода и расхода бюджета.
Во многих странах Запада в 80-е гг. был взят курс на ограничение темпов роста государственных расходов и стабилизацию их уровня в валовом национальном продукте. С этой целью свертывались низкоэффективные. малопопулярные социально-экономические программы, сокращались военные расходы, проводилась частичная конверсия оборонной промышленности, что благоприятно сказалось на снижении бюджетного дефицита.
Взяв на вооружение
мировую практику по преодолению
бюджетного дефицита, для стабилизации
поступлений доходов в
1. Взимание налогов обеспечить в соответствии с налоговым кодексом РК, не допускать введение таких "неудачных" налогов, как социальный.
2. Исключить практику предоставления налоговых льгот, не предусмотренных законодательством РК.
Чем объясняется
такая нестабильность? Видимо в том,
что действующее налоговое
В целях сокращения расходов госбюджета требуется правительству:
1. ограничить объем субсидий из республиканского бюджета;
2. проводить разумную стратегию в области внешнего заимствования, предоставляя гарантии только в отношении валютоокупаемых проектов;
3. установить жесткий контроль за использованием направляемых на эти цели средств;
4. сократить уровень дотирования сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства.
Для осуществления переориентации экономики, безусловно, необходимы крупные финансовые вложения, поэтому важными проблемами являются изыскание источников структурных преобразований, определение соотношения между средствами государства в виде бюджетных ассигнований и собственными средствами предприятий. Но не нужно забывать, что право обладать налогом - это не только право уничтожать, но и созидать.
Основные направления бюджетной политики до 2002 г., разработанные Министерством финансов РК, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие:
Анализ экономики
Казахстана за последние несколько
лет позволяет подтвердить
Основные направления
проекта Программы
Для решений проблем налогово-
Приоритетные направления
Программы Правительства
Для поддержания макроэкономической стабильности и устойчивости налогово-бюджетной системы предусматриваются:
-обеспечение в среднесрочном
периоде номинальных темпов
-постепенное снижение ненефтяного дефицита бюджета;
-совершенствование механизма
формирования и использования
средств Национального фонда,
направленного на повышение
-эффективное управление
государственным и
В целях стимулирования роста
деловой активности в стране на основе
анализа и оценки действующей
системы налогообложения и
-подготовка предложений
по внесению изменений и
-совершенствование
-дальнейшее упрощение
и повышение прозрачности
-введение с 2008 года
уведомительной системы
Для ориентации бюджетных
расходов на эффективное решение
основных направлений государственной
социально-экономической
-интеграция целей и
задач стратегического,
-ориентация процесса
-обеспечение прозрачности
процесса формирования и
-усиление требований к
администраторам бюджетных
-повышение качества
Повышение эффективности механизмов налогово-бюджетной политики, расходов бюджета, полное выполнение финансовых обязательств государства.
Правительство разработает
Стратегию достижения качественно
нового уровня конкурентоспособности
и экспортных возможностей экономики
и создаст Национальный совет
по конкурентоспособности и