Бюджетный процесс и его стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Республики Казахстан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ....................4
1.1 Бюджетирование как элемент финансового планирования деятельности предприятия. Цели, задачи, роль и функции бюджетного управления.......4
1.2 Понятие бюджета. Классификация бюджетов и методы их разработки...12
1.3 Принцип бюджетирования…………………………………........................19
1.4 Правовое регулирование бюджетной системы……………………........23
ГЛАВА II. СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….29
2.1 Сущность государственного бюджета.....................................................29
2.2 Государственный бюджет страны............................................................30
2.3 Формирование доходов госбюджета…………………………….............. 32
2.4 Состав государственных расходов……………………………................40
2.5 Налоги -состав государственного бюджета……………………………….47
2.6 Бюджет ориентированный на результат…………………………............56
2.7 Бюджетная система зарубежных стран....................................................58
ГЛАВА III. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ………………....63
3.1Бюджетноепланированиеибюджетныйпроцесс…………………………….67
3.2 Бюджетная политика РК………………………........................................65
3.3 Проблемы бюджетной системы................................................................74
3.3 Изменение в бюджетной системе………………………………................76


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..81

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 567.46 Кб (Скачать файл)

Будет разработана и внедрена новая система государственного планирования, ориентированная на результаты.

Это предполагает разработку каждым государственным органом  стратегического плана своего развития (на 5 лет) и на его основе целевых  программ, операционных (годовых) планов государственных органов. Между  Правительством и руководителями государственных  органов будут заключаться меморандумы  на трехлетний период с установлением  целевых индикаторов. Ежегодно будут  публиковаться отчеты о деятельности государственных органов. Аналогичная  система будет внедрена в регионах.

Внедрение новых подходов в государственном планировании будет осуществлено поэтапно. В 2007 - 2008 годах они будут внедрены в  двух-трех пилотных государственных  органах и двух пилотных регионах. С 2009 года планируется переход всех государственных органов и регионов на новую систему государственного планирования.

Для практической реализации новой системы планирования будет  создана соответствующая нормативная  правовая база.

Для построения логической вертикали  государственного планирования будут  осуществлены:

-переход к системе стратегического  планирования в государственных  органах как к основному инструменту  реализации социально-экономической  политики Правительства, усиливающей  самостоятельность и ответственность  государственных органов за результаты  деятельности;

-увязка задач стратегических  планов государственных органов  с бюджетными программами, а  мероприятий, направленных на  решение задач планов - с подпрограммами  бюджетных программ, с разработкой  системы количественных и качественных  показателей оценки промежуточных  и конечных результатов деятельности  государственных органов;

-внедрение в практику  доклада государственного органа  о плане деятельности на планируемый  год как составной части бюджетной  заявки, сформированного на основе  стратегических планов и увязывающего  стратегические цели государственных  органов с предполагаемыми затратами;

-усиление самостоятельности  и ответственности государственных  органов при разработке и реализации  их планов с учетом внедрения  новых подходов в государственном  планировании;

-разработка государственными  органами системы конкретных  стратегических целевых индикаторов;

-внедрение системы мониторинга  достижения государственными органами  стратегических целей и соответствующих  конечных результатов.

До перехода на новую систему  государственного планирования будет  проведена оптимизация действующих  программных документов путем их объединения, сокращения и передачи решения отдельных задач на уровень  государственных органов.

Для обеспечения прозрачности и подконтрольности обществу деятельности государственных органов и использования  ими бюджетных средств будет  осуществлено:

-внедрение института оценки  деятельности государственных органов  и реализуемых ими программ  на предмет достижения конечных  результатов с учетом мнений  неправительственных организаций  (общественных объединений) и  населения о качестве предоставления  государственных услуг с обязательным  опубликованием результатов этой  оценки и выработкой рекомендаций  для улучшения дальнейшей работы  государственных органов;

-совершенствование процедур  проведения государственных закупок  с целью обеспечения своевременного  достижения результатов реализации  бюджетных программ, их прозрачности  и контролируемости;

-оптимизация и модернизация  действующих информационных систем  с целью интеграции процедур  бюджетного планирования и исполнения  бюджета для повышения производительности  труда на стадиях государственного  планирования и его реализации.

Для совершенствования системы  государственной статистики в части  осуществления мониторинга эффективности  достижения стратегических целей государства  будет введена государственная  статистическая отчетность, основанная на статистических наблюдениях за достижениями целевых индикаторов в процессе исполнения стратегических и операционных (годовых) планов государственных органов, их целевых программ.

В ближайшие три года Правительство  ставит перед собой задачу достижения следующих ключевых индикаторов  выполнения Программы. Среднегодовой реальный прирост валового внутреннего продукта Казахстана в 2007 – 2009 гг. составит 8-9 %, что позволит решить стратегическую задачу по удвоению ВВП в 2008 году по отношению к 2000 году. При этом ВВП на душу населения увеличится до 8900 долларов США к 2009 году, что в 1,8 раза превысит уровень 2006 года. Уровень среднегодовой инфляции будет удерживаться в 2007 – 2009 годах в коридоре 5-7 %. В рамках проводимой фискальной политики предполагается снижение дефицита государственного бюджета к 2009 году до 0,5 % к ВВП, ненефтяного дефицита - до 2,5 % к ВВП. Среднегодовой номинальный темп роста расходов государственного бюджета сложится на уровне 115,6 %, при номинальном росте ВВП - 119 %.Темпы ежегодного прироста производства промышленной продукции в среднем за 2007 - 2009 годы прогнозируются на уровне 7-8 %.Прирост валовой продукции сельского хозяйства в планируемом периоде в среднем составит 3 % , а объема строительных работ - 20 % в год. В 2007 - 2009 годах ожидается дальнейший рост отраслей торговли, транспорта, связи. Услуги транспорта возрастут в среднем на 6-7 % в год, а объем предоставляемых услуг связи на 20 % в год.Темп роста объемов инвестиций в основной капитал составит в планируемом периоде в среднем 14-15 %.Среднегодовые темпы прироста реальной заработной платы за 2007–2009 годы составят порядка 9-10 %, а пенсии – 6,5–7,0 %. В указанный период общая численность населения Казахстана возрастет в сравнении с 2006 годом, по оценке, на 2,9 % и превысит 15,8 млн.человек.

 

3.3 Проблемы нецелевого использования бюджетных средств

Очевидно, без борьбы с нецелевым  использованием средств государственного бюджета говорить ни о какой оптимизации  расходов не имеет смысла. Нецелевое  использование бюджетных средств  в Казахстане стало массовым явлением. Должного контроля за тем, как Правительство, областные (республиканские) или местные  власти расходуют бюджетные деньги, нет во многом потому, что его порядок не определен Конституцией. Правда, Счетная палата проверяет исполнение доходных и расходных статей государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проводит финансовую экспертизу проектов государственных законов, нормативных правовых актов, так или иначе затрагивающих госбюджет. Но этого недостаточно.Парламент имеет право заслушать отчет правительства об исполнении бюджета и не утвердить его, если было нарушение. Но только Президент РК может отстранить от должности конкретного чиновника, виновного в нарушении закона «О государственном бюджете». В итоге торжествует известный с советских времен принцип: «не важно, что записано в законе, важно, как к моим действиям относится начальник».

Неоднократно предлагалось, во-первых, внести в Конституцию  поправку, дающую право парламенту гласно контролировать исполнение бюджета  в течение года, причем не только по Государства в целом, но и по отдельному ее субъекту, городу, району; во-вторых, включить в законодательство статьи о конкретной ответственности  чиновников за нарушение закона «О бюджете» (направил деньги не туда, куда должен был направить по закону, - отвечай по всей строгости Административного  и Уголовного кодексов). При этом возбуждать дело по факту правонарушения должна прокуратура на основе депутатских  запросов.

Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления  плана расходования бюджетных средств  и само расходование. Иными словами, бюджет Государства, области или района должен быть более подробным и выполняться гласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. К сожалению, пока все попытки добиться этого в Казахстане наталкиваются на глухое сопротивление. Об этом говорит, например, история разработки и принятия закона «О бюджетной классификации». Раньше треть расходов бюджета приходилась на национальную оборону. В бюджете их отражала единственная цифра. Эти деньги выделялись Министерству обороны в общей сумме, которое распределяло их по своему усмотрению, никто не знал, на что конкретно (на поддержание боеготовности войск или на роскошные дачи генералов, строительство казарм или содержание охотничьих хозяйств, закупку ракет или персональных «Мерседесов»). В этом одна из причин постоянной задолженности бюджетных (военных) организаций перед энергетиками. В обновленном законе «О бюджетной классификации» каждый раздел подробно расписан по министерствам и регионам, вместо одной - 20, 30 или 50 статей.

Закон «О бюджетной классификации» охватывает функциональную, экономическую  и ведомственную классификации  доходов и расходов бюджетов РК, видов государственных долгов Государства  и ее субъектов, источников финансирования дефицита бюджетов. Причем классификация  едина и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, в том числе консолидированного бюджета. Классификация тоже носит  многоуровневый характер. Первым уровнем  расходов является перечень прямых получателей  средств из федерального бюджета, вторым - классификация целевых статей его  расходов, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей бюджетных средств  по определенным разделам и подразделам  функциональной классификации расходов бюджетов субъектов Государства.

Важно наладить полную прозрачность бюджетного процесса, действительно  гласный отчет о движении бюджетных  средств, чтобы депутаты, представляющие интересы населения, журналисты и сами граждане могли в любой момент убедиться, что средства налогоплательщиков расходуются точно по плану. Например, в Конгрессе США каждому государственному ведомству соответствует подкомитет, который контролирует, как оно  исполняет утвержденный бюджет. Конгрессмены не могут вмешиваться в процесс  управления, но должны следить за тем, чтобы деньги налогоплательщиков не уплывали на сторону и расходовались  строго в соответствии с законом  «О государственном бюджете».

В соответствии с Административно-процессуальным кодексом федеральные министерства и правительства штатов обязаны  распределять выделенные бюджетные  средства в рамках надлежащей правовой процедуры. Она предусматривает  публичные слушания, проводимые в  форме, напоминающей судебное заседание, когда руководитель соответствующего департамента предоставляет слово для изложения аргументов «за» и «против» конкретного проекта, когда в протоколе слушаний и решениях исполнительной власти фиксируются все существенные доводы, а сами решения обосновываются расчетами. Исполнение бюджетов всех уровней в США реально контролируется гражданами и различными общественными организациями.

В Казахстане общественный контроль за бюджетными расходами, в связи со слабостью  институтов гражданского общества, фактически отсутствует.

 

3.4 Изменения в бюджетной системе РК

О внесении изменений и дополнения  в Закон Республики Казахстан "О бюджетной системе"     

 Статья 1.  Внести в Закон  Республики Казахстан от 1 апреля 1999 г. "О бюджетной системе" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., N 7, ст. 225; N 20, ст. 731; N 21, ст. 783; N 23, ст. 916, 928, 930; 2000 г., N 21, ст. 395; 2001 г., N 1, ст. 6; N 10, ст. 123; N 23, ст. 310; 2002 г., N 18, ст. 160) следующие  изменения  и дополнение:  
      в пункте 3 статьи 9 слова "официальному обменному курсу национальной валюты" заменить словами "рыночному курсу обмена валют, определенному в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан";  
      абзац четырнадцатый подпункта б) пункта 1 статьи 11 исключить;  
     в статье 12:  
      абзац двенадцатый "жилищной программы" пункта 1 изложить в следующей  редакции: "оказания жилищной помощи;  
      организации сохранения государственного жилищного фонда;  
      обеспечения жильем отдельных категорий граждан в соответствии с законодательными актами;  
      высвобождения жилища и земельных участков для государственных нужд;";  
      в пункте 4 слова "официальному обменному курсу национальной валюты" заменить словами "рыночному курсу обмена валют, определенному в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан";  
      пункт 3 статьи 16 дополнить частью второй следующего содержания:  
      "В первом чтении утверждаются общие объемы поступлений, расходов и дефицита (профицита) республиканского бюджета. Во втором чтении республиканский  бюджет утверждается постатейно."; в статье 24-1:  
      первое предложение части второй пункта 1-1 изложить в следующей редакции:  "Часть поступлений в республиканский бюджет от организаций сырьевого сектора, превышающая их утвержденный объем, и средства от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям, перечисляются в Национальный фонд Республики Казахстан из республиканского бюджета уполномоченным органом по исполнению бюджета в порядке, определяемом Правительством Республики  Казахстан.".  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую  и политическую власть. С одной  стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых  одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную  функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической  политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы  любого государства и играет как  важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

На современном  этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Таким образом, как особая часть стоимостного распределения  государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение - служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории.

Информация о работе Бюджетный процесс и его стадии