Финансирование жилищно-коммунального хозяйства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:09, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является разработка теоретических и методологических положений, а также практических рекомендаций, способствующих повышению эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России.
Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
-выявить особенности и направления финансирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях модернизации экономики;
-проанализировать существующие формы и методы финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

Содержание работы

Введение 4
1.Теоретические аспекты формирования финансовых основ в сфере жилищно-коммунального хозяйства 6
1.1 Цель и задачи финансирования жилищно-коммунального хозяйства 6
1.2 Особенности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях в России 12
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая финансирование жилищно-коммунального хозяйства в России 19
2. Анализ и оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 25
2.1 Динамика показателей финансирования ЖКХ в России 25
2.3 Оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне (на примере Республики Башкортостан) 40
3. Мероприятия по совершенствованию финансирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.1 Направления совершенствования финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.2 Усиление роли целевых программ, реализуемых в России в повышении эффективности финансирования ЖКХ 58
3.3 Пути повышения эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне 66
Выводы и предложения 75
Список использованной литературы 77

Файлы: 1 файл

Диплом_ЖКХ_окончат.docx

— 656.44 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 4

1.Теоретические аспекты формирования финансовых основ в сфере жилищно-коммунального хозяйства 6

1.1 Цель и задачи финансирования жилищно-коммунального хозяйства 6

1.2 Особенности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях в России 12

1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая финансирование жилищно-коммунального хозяйства в России 19

2. Анализ и оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 25

2.1 Динамика показателей финансирования  ЖКХ в России 25

2.3 Оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне (на примере Республики Башкортостан) 40

3. Мероприятия по совершенствованию финансирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства в России 52

3.1 Направления совершенствования финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 52

3.2 Усиление роли целевых программ, реализуемых в России в повышении эффективности финансирования ЖКХ 58

3.3 Пути повышения эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне 66

Выводы и предложения 75

Список использованной литературы 77

 

 

 

 

 

Введение

В современных  условиях стратегическим направлением социально-экономического развития России является модернизация всех сфер и  отраслей национальной экономики. Жилищное хозяйство является одной из наиболее значимых сфер национальной экономики, так как доступность и качество услуг жилищного хозяйства являются определяющими факторами уровня жизни населения. [14]

Проводимая в России реформа  жилищно-коммунального хозяйства  целью которой является развитие рыночных механизмов в жилищной сфере  путем создания и функционирования жилищных объединений различных  организационно-правовых форм не привела к созданию эффективного собственника. Жилищная реформа идет на протяжении более 15 лет, однако ЖКХ остается фактором потенциальной социальной напряженности, оказывая огромное влияние на экономическую ситуацию в стране.

Практика  показывает, что основными причинами  такого положения дел являются: недофинансирование содержания и обслуживания жилищного фонда, высокие транзакционные издержки, недостаточное информационное сопровождение жилищной реформы как со стороны органов федеральной и региональной власти, так и органов местного самоуправления, низкий уровень правосознания и социально-экономической активности граждан-собственников помещений, отсутствие полноценного рынка услуг по эксплуатации жилищного фонда. [6]

Высокая кредиторская и дебиторская задолженность  предприятий ЖКХ, дефицит финансовых ресурсов, недостаточная платежеспособность потребителей услуг, сложившаяся система управления, слабо адаптированная к рыночным методам ведения хозяйства, породили целый комплекс трудноразрешимых проблем.

Необходимость поиска ответов на ряд вопросов теоретического и практического характера, возникающих в ходе финансирования жилищно-коммунального хозяйства и определила актуальность и выбор темы дипломного исследования.

Целью дипломного исследования является разработка теоретических и методологических положений, а также практических рекомендаций, способствующих повышению эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России.

Для достижения данной цели поставлены и решены следующие  задачи:

-выявить  особенности и направления финансирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях модернизации экономики;

-проанализировать  существующие формы и методы  финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

-исследовать  механизм финансирования жилищно-коммунального  хозяйства и определить направления его преобразований;

-разработать  комплекс мер по совершенствованию  системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства, способствующих повышению эффективного его функционирования на субфедеральном уровне (на примере Республики Башкортостан).

Объектом  исследования являются предприятия  жилищно-коммунального хозяйства  Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов, связанных с повышением эффективности жилищно-коммунального хозяйства.

Практическая  значимость дипломного исследования заключается в возможности использования полученных результатов  при разработке региональных и муниципальных программ развития ЖКХ, совершенствовании управления финансирования жилищно-коммунального хозяйства с целью повышения качества услуг и эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса.

1.Теоретические аспекты  формирования финансовых основ  в сфере жилищно-коммунального хозяйства

1.1 Цель и задачи финансирования  жилищно-коммунального хозяйства

Финансовое  состояние любого предприятия, в  т.ч. отрасли ЖКХ, является важнейшей характеристикой его хозяйственной деятельности. Оно определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, позволяет оценить степень гарантирования экономических интересов как собственников предприятия, так и его деловых партнеров. [18]

Жилищно-коммунальное хозяйство - это многоотраслевой  комплекс, не производящий материальные блага, а производящий услуги, направленные на обеспечение необходимых условий  жизнедеятельности населения и  предприятий различных отраслей экономики. Жилищно-коммунальное хозяйство играет важнейшую роль в функционировании населенных пунктов. Существует пять видов инфраструктуры муниципального образования, определяющие жилищно-коммунальное хозяйство как инфраструктуру первичного уровня, тем самым подчеркивая значение жилищно-коммунального хозяйства, для жизнеобеспечения населенного пункта и его обитателей. В жилищно-коммунальное хозяйство входят предприятия, производящие следующие виды услуг:

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - сфера деятельности, направленная на обслуживание городских многоквартирных домов и предоставление жителям услуг для комфортного проживания в них. Важная часть городского хозяйства. ЖКХ подразумевает: [12]

1) Водопровод - устранение протечек водопроводных труб, система очистки воды;

2) Канализация - отведение сточных вод;

3) Капитальный ремонт зданий;

4) Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания);

5) Теплоснабжение - обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ. Нарушение работы может вызвать топливно-энергетический кризис;

6) Сбор, вывоз и утилизация мусора;

7) Содержание придомовых территорий (благоустройство);

8) Электроснабжение.

 Можно сгруппировать эти услуги следующим образом. Во-первых, это отрасли, непосредственно связанные с функционированием жилого объекта (водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение и т.д.). Во-вторых, это отрасли, обеспечивающие развитие инфраструктуры жилого района (озеленение, дорожное строительство, уборка улиц, вывоз отходов). В-третьих, отрасли, которые связаны с удовлетворением потребности населения в области быта (бани, прачечные, гостиницы и т.д.). [12]

Но более  распространенным является деление  жилищно-коммунальных услуг на жилищные, т.е. связанные с эксплуатацией  жилого фонда, и коммунальные - т.е. поставляемые через различные коммуникации, которые связывают жилой фонд с поставщиками данных услуг. Коммунальные услуги являются крайне специфическими и обладают рядом уникальных характеристик:[8]

- использование  в процессе оказания услуг  сложной инженерной инфраструктуры, неразрывно связанной с конкретной территорией. В этой связи некоторые авторы предлагают «называть коммунальные предприятия естественными монополиями технологического типа (ЕМТ);

- сетей  водопровода, канализации, теплосетей, устройств по передаче электроэнергии  и др., в результате чего предприятия,  поставляющие данный вид услуг,  являются локальными монополистами  на обслуживаемой территории;

- невозможность  для потребителя отказаться от  получения услуг; необходимость поставки данных услуг в необходимом объеме в определенный срок - т.е. невозможность откладывания сроков поставки услуг; - зависимость от географических и климатических факторов;

- зависимость  от технико-экономических характеристик  жилья и изначально заложенных в жилье благоустройств.

Жилищно-коммунальные услуги, играя важнейшую роль в  жизнеобеспечении населения, занимают особое место на потребительском рынке услуг.

Цель  финансирования жилищно-коммунального хозяйства - повысить качество жизни населения области путем улучшения качества жилищно-коммунальных услуг и повышения эффективности функционировании ЖКХ[16].

Основными задачами, которые необходимо решить для достижения поставленных целей, являются:

- формирование эффективного собственника жилищного фонда;

- повышение  заинтересованности граждан в  самостоятельном управлении принадлежащим им имуществом;

- создание  эффективной системы управления  в жилищно-коммунальном комплексе,  основанной на конкурсном отборе  подрядчиков в сфере управления  и эксплуатации жилищного фонда  и инженерной инфраструктуры;

- создание  системы бюджетного управления  финансовой деятельностью организаций  жилищно-коммунальной отрасли;

- совершенствование  системы социальной защиты населения  при оплате жилищно-коммунальных  услуг;

- обеспечение  эффективной работы объектов  жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Являясь важной частью народного хозяйства  страны, жилищно-коммунальное хозяйство  требует выделения на свое содержание и развитие значительного объема финансовых ресурсов. Отрасль имеет  двусторонние отношения с бюджетом, которое складывается в пользу отрасли. Она получает средства из бюджета больше, чем вносит в него.

Все бюджетные  расходы на жилищно-коммунальное хозяйство  финансируются из территориальных бюджетов. Доля этих затрат в общем объеме расходов региональных бюджетов составляет 5 процентов, в местных - 19 процентов. [7]

Роль  бюджетных средств в финансировании отдельных подотраслей жилищно-коммунального хозяйства различна. Полностью за счет бюджетных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство получает лишь средства бюджета на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.

Метод дотаций  распространен в отраслях жилищно-коммунального  хозяйства. Как отмечено выше, размер доходов некоторых предприятий отраслей жилищно-коммунального хозяйства стал ниже их расходов. Чтобы возместить предприятиям - изготовителям продукции и услуг их затраты, через бюджетную систему выделяют им в необходимых размерах дотацию. Тем самым создается положение, когда предприятия реализуют свою продукцию и услуги местной администрации по одним ценам, а она, осуществляя задачи в области социально-экономического развития и распределения, реализует их населению по ценам и тарифам ниже их себестоимости. Тем самым дотации даются не предприятиям, а населению. Следовательно, эти дотации являются одной из форм отношений государства через бюджет с населением. [10]

Расходы на оплату услуг, производимых коммунальными  предприятиями, осуществляются за счет средств территориальных бюджетов, средств юридических и физических лиц.

Главный источник финансирования коммунальных предприятий - территориальные бюджеты. Из всех средств, поступающих коммунальным предприятиям из бюджетной системы, на местные бюджеты приходится 72 процента, на региональные бюджеты - 28 процента. Бюджетные средства коммунальным предприятиям поступают в виде дотаций: [11]

- на покрытие разницы в ценах за предоставляемые населению услуги и продукцию (тепло для жилых домов и транспортные услуги);

- на капитальные вложения (водопроводно-канализационное хозяйство, городской пассажирский транспорт, дорога и др.);

- на оплату произведенных работ и оказанных в населенных местах услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий и др.).

Услуги  жилищно-коммунального хозяйства  являются одним из элементов жизненных  средств. Если повысить тарифы на эти  услуги, то возрастут затраты потребителей этих услуг, т.е. всех работников, на воспроизводство  рабочей силы. Увеличившаяся сумма их затрат должна быть покрыта за счет роста доходов населения. Это увеличение должно возмещаться либо за счет повышения заработной платы, либо ассигнований из централизованного фонда финансовых ресурсов - бюджета в виде дотаций предприятиям и организациям, оказывающим услуги населению. В практике применяются оба способа. Дотации из бюджета практически даются населению[15].

Выделение дотаций жилищно-коммунальному хозяйству  следует рассматривать как один из способов возмещения предприятиям затрат живого и овеществленного труда, а работникам - затрат на воспроизводство рабочей силы.

С развитием  в городах многоэтажного и  крупнопанельного строительства расходы  на содержание жилищного фонда будут  возрастать.

Помимо  соответствующей строки в законе о федеральном бюджете на конкретный год и принятой в надлежащем порядке  федеральной целевой программы необходимо дополнительно принять специальный акт Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, в нем должны быть определены средние размеры стоимости жилья по регионам, исходя из которых и рассчитываются размеры федеральных бюджетных субсидий.

Дальнейшее  развитие жилищного строительства, улучшение инженерного оборудования жилых и общественных зданий, повышение уровня благоустройства городов, развитие промышленности и рост ее водопотребления вызовут необходимость расширения мощностей водопроводно-канализационных предприятий. Это будет важным фактором роста и валовых доходов.

Информация о работе Финансирование жилищно-коммунального хозяйства России