Финансирование жилищно-коммунального хозяйства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:09, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является разработка теоретических и методологических положений, а также практических рекомендаций, способствующих повышению эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России.
Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
-выявить особенности и направления финансирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях модернизации экономики;
-проанализировать существующие формы и методы финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

Содержание работы

Введение 4
1.Теоретические аспекты формирования финансовых основ в сфере жилищно-коммунального хозяйства 6
1.1 Цель и задачи финансирования жилищно-коммунального хозяйства 6
1.2 Особенности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях в России 12
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая финансирование жилищно-коммунального хозяйства в России 19
2. Анализ и оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 25
2.1 Динамика показателей финансирования ЖКХ в России 25
2.3 Оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне (на примере Республики Башкортостан) 40
3. Мероприятия по совершенствованию финансирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.1 Направления совершенствования финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.2 Усиление роли целевых программ, реализуемых в России в повышении эффективности финансирования ЖКХ 58
3.3 Пути повышения эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне 66
Выводы и предложения 75
Список использованной литературы 77

Файлы: 1 файл

Диплом_ЖКХ_окончат.docx

— 656.44 Кб (Скачать файл)

Методом чистой приведенной стоимости NPV:

,        (1)

где PV– приведенная стоимость,

И – инвестиции = 4730000 руб.,

PMT – экономия себестоимости = 2982235 руб.,

i (целевая норма доходности) =14 %;

n = 7 лет

PV= 12788733 руб.

Таким образом, приведенная стоимость составила 12788733 рублей. Можно сказать, что это  та стоимость, которую получит предприятие  от внедрения этого проекта, потому что проект финансируется за счет бюджета, а не за счет собственных или заемных средств. Но мы рассматриваем проект с точки зрения инвестора, т.е. какова стоимость этого проекта для инвестора (чистая приведенная стоимость).

NPV = 12788733 – 4730000 = 8058733 руб. > 0

 Или  , где

R – величина ренты an:i – коэффициент приведения ренты

Так как  NPV> 0, следовательно, проект модернизации цеха считается эффективным. Это соответствует целесообразности реализации проекта.

 Методом  внутренней нормы доходности (ВНД) - IRR:

ВНД –  норма, при которой приведенная  стоимость будущих поступлений  возмещает исходные инвестиции, т.е. это норма, при которой: NPV = 0; PV = И, IRR = 60,78%

Период  окупаемости – РР РР = 1,58 года

Период  окупаемости проекта 1,58 года, т.е. вложенные  в проект средства предприятие сможет вернуть через 1,58 года.

Далее проводим оценку анализа эффективности предлагаемого  проекта реструктуризации в таблице  12.

Таблица 12

Показатели эффективности проекта  реструктуризации предприятий ЖКХ  Республики Башкортостан

Наименование показателей

Значение

1. Ставка дисконтирования, %

14

2. Чистая приведённая стоимость, руб.

8058733

3. Внутренняя норма доходности, %

60,78

4. Срок окупаемости, лет

1,58

5. Длительность проекта, лет

7


Исходя  из анализа показателей эффективности  предлагаемого проекта, можно сделать  следующие выводы:

  1. Чистая приведённая стоимость имеет положительное значение 8058733 руб. Исходя из этого можно сделать вывод, что проект эффективен и положительно скажется на деятельности предприятия, следовательно на его оценочной стоимости;
  2. Внутренняя норма доходности больше заложенной нормы доходности на капитал на 60,78% и, следовательно, инвестиции в данный проект оправданы. Но в нашем случае целевая норма доходности должна покрывать инфляцию, следовательно, мы имеем большой запас доходности проекта даже при увеличивающейся инфляции;
  3. Срок окупаемости проекта 1,58 года. В принципе он не влияет на наше решение, т.к. наша основная цель повышение эффективности деятельности предприятия, следовательно, повышение его стоимости при возможной приватизации.

Итак, проект даёт 2982235 руб. экономии себестоимости ежегодно. Чистая приведённая стоимость проекта 8058733 руб., следовательно, проект эффективен и мы его принимаем.

По итогам проделанной работы необходимо отметить следующее:

Реализующаяся модель реформы ЖКХ позволила  добиться определенных позитивных результатов: существенно возросла доля оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, появились товарищества собственников жилья, как форма частного управления в многоквартирном доме, начались процессы демонополизации обслуживания жилья и проникновения частного капитала на данный рынок. Однако это все не изменило неэффективной системы функционирования жилищно-коммунального комплекса в целом, не поставило непреодолимых преград на пути возврата к нерыночным механизмам управления. Постепенные, частичные преобразования под жестким контролем государственных и муниципальных властей не позволили совершить качественный скачок и обеспечить саморазвитие данного сектора.

В настоящий  момент экономические и политические перспективы реформирования жилищно-коммунального комплекса выглядят более благоприятно, чем в предыдущие годы. Это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, после длительного периода стагнации  начался экономический рост, значительно усилилась политическая стабильность.

Во-вторых, большая часть населения самого болезненного процесса - повышения  тарифов для населения - уже пройдена. Подавляющее большинство территорий вышли на 90-процентный уровень оплаты населением стоимости жилищно-коммунальных услуг.

В-третьих, на федеральном уровне существует реальная политическая воля коренным образом  изменить ситуацию в жилищно-коммунальном комплексе.

В-четвертых, растущий интерес бизнеса, с одной  стороны, и активность населения  как потребителя услуг, с другой, ограничивают административный ресурс управления ЖКХ. На местном уровне все  больше появляется примеров успешного  решения проблем жилищного сектора  рыночными методами. И эта тенденция  носит достаточно устойчивый характер.

Для закрепления  и развития отмеченных тенденций  необходимо проводить на государственном и муниципальных уровнях адекватную политику, подразумевающую решение как приоритетных, не терпящих отлагательства задач, так и задач стратегических направленных на обеспечение устойчивости и необратимости реформ.

Реализация  мероприятий и программ в 2012 году с привлечением средств бюджета  Республики Башкортостан, Фонда содействия реформированию ЖКХ и местных бюджетов позволила обеспечить достижение целевых показателей эффективности функционирования жилищно-коммунальной отрасли республики.  Доля убыточных организаций в отрасли не превысила 10,2%, количество малых и средних предприятий, привлекаемых для проведения ремонтных работ и работ по обслуживанию жилищного фонда составляет 758 субъектов, при этом объем предоставленных ими услуг составил 6,7 млрд. рублей, уровень собираемости платежей с населения по республике по итогам года составил 98,2%.

Финансовое  обеспечение реализации Программы  осуществляется за счёт средств бюджета Республики Башкортостан, бюджетов муниципальных образований Республики Башкортостан и средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в МКД, прочих внебюджетных средств.

Выводы и предложения

Для финансового  оздоровления жилищно-коммунального  хозяйства необходима реализация комплекса мероприятий, связанных с совершенствованием государственного регулирования отрасли, реструктуризацией жилищно-коммунальных предприятий, ценообразования на жилищно-коммунальные услуги, межбюджетных отношений по поводу развития и модернизации объектов жилищного и коммунального обслуживания

Успех реформирования во многом зависит от того, насколько  полноценно будут финансово обеспечены расходные обязательства по поддержке ЖКХ, которые перенесены на муниципальный уровень. Средств часто бывает недостаточно для возмещения затрат предприятий ЖКХ. Поэтому решение задач реформы ЖКХ во многом зависит от того, насколько эффективно будет выстроена «бюджетная вертикаль», обеспечивающая сбалансированность расходных полномочий, закрепленных за каждым уровнем бюджетной системы, с доходными источниками.

Согласно  Долгосрочной бюджетной стратегии  Российской Федерации на период до 2020 г. развитие сектора жилищно-коммунального хозяйства предполагает сокращение субсидий населению и увеличение доли рыночных отношений в данном секторе, поэтому расходы бюджетной системы будут постепенно сокращаться. Кроме того, реформирование сектора частично будет финансироваться из созданного Фонда содействия реформе ЖКХ, что также снижает непосредственное бремя бюджетной системы.

На настоящем  этапе стратегическими задачами развития отрасли являются:

- ликвидация в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья;

- содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, организации эффективного управления многоквартирными домами;

- модернизация сферы ЖКХ, приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему условиям энергоэффективности, экологии;

- обеспечение социальной защиты в части оплаты коммунальных услуг отдельными группами граждан (пожилых людей, инвалидов, многодетных семей и т.д.);

- совершенствование тарифной политики;

- завершение процесса финансового оздоровления предприятий ЖКХ;

- привлечение бизнеса (включая зарубежных инвесторов) к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру, развитие частно-государственного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг.

Основными направлениями по повышению эффективности  государственной бюджетной политики в области жилищно-коммунального хозяйства могут быть:

1) финансирование  системы государственной поддержки  инвестиционных проектов в жилищно-коммунальной сфере;

2) финансирование  за счет бюджетных средств  инвестиционной деятельности, связанной с развитием (модернизацией) систем коммунальной инфраструктуры;

3) привлечение  средств Инвестиционного фонда  Российской Федерации для финансирования  проектов по модернизации коммунальной  инфраструктуры;

4) развитие  механизмов бюджетного софинансирования  частных инвестиций, направляемых в проекты по модернизации коммунальной инфраструктуры;

5) повышение  адресности предоставления льгот  по оплате жилищного помещения  и коммунальных услуг.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Нормативно-правовые материалы:

1. Конституция Российской Федерации / Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 / Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями)  // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - №31. – Ст.3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2  / Федеральный закон Российской Федерации от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - №44. – Ст.3532.

4. Жилищный кодекс Российской  Федерации от 29 декабря 2004 года  № 188–ФЗ с изм. и доп. от 1 января 2013 года № 160–ФЗ//  Справочно–правовая  система (СПС) «Консультант Плюс»

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года  № 145–ФЗ, введен в действие с изм. и доп. от 09 февраля 2010 года № 17–ФЗ// Справочно–правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

II. Специальная литература:

  1. Багаев А.Н. Реформа жилищно–коммунального хозяйства: все что о ней слышали и хотим знать/ А.Н. Багаев. – Ростов Н/Д: Феникс, 2012. –С.12.
  2. Басаргин, В.Ф. О ходе реализации приоритетного национального  проекта//Журнал руководителя и главного бухгалтера.– 2011.–  №3.–С.3.
  3. Болдырева, И.А. Финансовый механизм жилищно–коммунальных услуг: теория, методология, практика. – Ростов н/Д: РАС ЮРГУЭС, 2010. –С.25-76.
  4. Воронин, В.С. Капитальный ремонт за счет средств  Фонда//Жилищно–коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и  налогообложение. – 2013. – №1. – С.23.
  5. Денисова, М.О. Управление коммунальной инфраструктурой//Жилищно–коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2012. – №11. – С.11.
  6. Егоров, Е.В. Экономика жилищного хозяйства России: Учебное  пособие/ Е.В. Егоров, М.В. Потапова и другие/ Под ред. Е.В. Егорова. – М.:ТЕИС, 2010 г. –С.18-54.
  7. Жуков, Д.М. Экономика и организация жилищно–коммунального  хозяйства города: Учебное пособие для студентов высших учебных  заведений. – М.: Издательство ВЛАДОС–ПРЕСС, 2010. –С.34-77.
  8. Иванов, А.П. Комплексное развитие жилищно–коммунального хозяйства городов и сел., М., Стройиздат. –2010. –С.92-112.
  9. Каменева, Е.А. Финансы жилищно–коммунального хозяйства: Учебник/ Е.А. Каменева, С.В. Барулин и другие/Под ред. Е.А. Каменева. – М.:Ось–89, 2010 г. –С.32-46
  10. Каменева, Е.А.Реформа ЖКХ, или теперь мы будем жить  по–новому: Учебник/ Под ред. Е.А. Каменевой. – Ростов Н /Д: Феникс, 2012 г. –С.32,54-76.
  11. Морозова Л.Л.Порядок предоставления и оплаты коммунальных услуг: Учебник/ Л.Л. Морозова и Е.Л. Морозова/ М.: Издательство ООО «Актив», 2012 г. –С.11-18.
  12. Оплата услуг ЖКХ населением и социальная защита малообеспеченных граждан в Российских регионах/ А.А. Колесникова// Вопросы статистики. – 2010.– №2. – С.7.
  13. Совершенствование рыночного механизма функционирования жилищно–коммунального комплекса/ В.М. Ряховская, Н.Е. Симионова// Экономика строительства. – 2004. – №3– С.34.
  14. Способность и готовность населения оплачивать жилищно–коммунальные услуги/ И. Башмаков// Вопросы экономики. – 2011. – №4. – С.22.
  15. Симионов, Ю.Ф. Экономика жилищно–коммунального хозяйства: Учебник/ Под ред. Ю.Ф. Симионова. – 2–е изд. – М.: ИКЦ «Март»,  Ростов–на–Дону: Издательский центр «Март», 2010 г. –С.22-27.
  16. Стрижак, Н.М. Комментарий к федеральному закону «О фонде  содействия реформированию жилищно–коммунального хозяйства» от 21 июля 2008 года № 185–ФЗ// Справочно–правовая система (СПС) «Консультант Плюс». –С.41-56.
  17. Субботин В.Н.Эффективное управление жилым домом:  Учебник/Под общ. ред. В.Н. Суботина. – М.: Вершина, 2012. –С.7.
  18. Шарикова, Г.Ю. Неплатежи жильцов: проблемы и пути  решения//Жилищно–коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2013. – № 3. – С.11.
  19. Чернышов, Л.Н. Ценовая и тарифная политика в жилищно–коммунальном хозяйстве/ Под ред. Е. В. Басина. — М.: Книжный мир, 2011. –С.58.
  20. Чекалин, В.С. экономика городского хозяйства. – СПб., СПбГИЭА, 2010. –С.77.
  21. Чернышев, Л.Н. Жилищно–коммунальная реформа в России. Финансово–экономические особенности: Нормативные документы. – М., МЦФЭР, 2012 . –С.47-54.
  22. Чернышев Л.Н. Формирование рыночных отношений в ЖКХ. – М., МЦФЭР, 2010. –С.9-16.
  23. Чернышев, Л.Н. Ценовая и тарифная политика в жилищно–коммунальном хозяйстве. – М., Книжный мир, 2011–С.17-23.

II. Интернет источники:

  1. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2207682/ информационно – справочный портал «Гарант»
  2. http://www.consultant.ru/online/#utm_cmedium=menu – информационно – справочный портал «Консультант-Плюс»
  3. http://www.tltgkh.ru/ - Департамент ЖКХ
  4. http://www.minfin.ru/ru/ - Министерство финансов Российской Федерации
  5. http://minfinrb.bashkortostan.ru/ - Министерство финансов Республики Башкортостан
  6. http://www.mcfr.ru/journals/13/805/21091/21092/ - Новая концепция реформы ЖКХ

1 Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

2 Консолидированный бюджет РФ представляет собой федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) (ст. 16 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).

3 это инвестиции, направленные на постройку или приобретение объектов основных средств (фондов). Капитальные вложения, иначе именуются вложениями во внеоборотные активы

4 предельные индексы изменений тарифов, тарифов на товары и услуги в сферах деятельности организации коммунального комплекса и энергетики, где их установление предусмотрено законодательством Российской Федерации, устанавливаются на срок от 3 до 5 лет.

5 тариф дополняется дифференцированной оплатой: повышенные тарифы в часы максимума нагрузки и льготный тариф на электроэнергию в ночные часы, «ночной тариф» на так называемую «провальную энергию» – в часы «провала» нагрузки. Такой порядок расчетов имеет смысл только для крупных потребителей. Многоставочные тарифы введены в некоторых регионах России и для бытовых потребителей – тариф возрастает при повышении потребления энергии.


Информация о работе Финансирование жилищно-коммунального хозяйства России