Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:09, дипломная работа
Целью дипломного исследования является разработка теоретических и методологических положений, а также практических рекомендаций, способствующих повышению эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России.
Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
-выявить особенности и направления финансирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях модернизации экономики;
-проанализировать существующие формы и методы финансирования жилищно-коммунального хозяйства;
Введение 4
1.Теоретические аспекты формирования финансовых основ в сфере жилищно-коммунального хозяйства 6
1.1 Цель и задачи финансирования жилищно-коммунального хозяйства 6
1.2 Особенности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях в России 12
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая финансирование жилищно-коммунального хозяйства в России 19
2. Анализ и оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 25
2.1 Динамика показателей финансирования ЖКХ в России 25
2.3 Оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне (на примере Республики Башкортостан) 40
3. Мероприятия по совершенствованию финансирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.1 Направления совершенствования финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.2 Усиление роли целевых программ, реализуемых в России в повышении эффективности финансирования ЖКХ 58
3.3 Пути повышения эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне 66
Выводы и предложения 75
Список использованной литературы 77
На 2013- 2014 гг. предусмотрены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 97 430 762,9 тыс. и 108 529 284,9 тыс. руб. соответственно.
Можно сделать вывод о положительном влиянии данного механизма на состояние территориальных бюджетов, финансовое состояние предприятий ЖКХ, а главное - на обеспечение населения соответствующими услугами[12].
В целях
обеспечения малообеспеченным слоям
населения гарантий получения субсидий
на оплату жилищно-коммунальных услуг
начиная с 2002 г. был внедрен механизм частичного
возмещения данных затрат из федерального
бюджета бюджетам регионов через созданный
в составе федерального бюджета Фонд софинансирования
социальных расходов.
Механизм софинансирования социальных
расходов стимулировал развитие темпов
реформы ЖКХ. Однако в 2010 г. в соответствии
с новыми положениями Бюджетного кодекса
Российской Федерации данный механизм
претерпел ряд изменений. Согласно ст.
132 Бюджетный Кодекс Российской Федерации
Федеральный фонд софинансирования расходов
образует совокупность межбюджетных трансфертов
(субсидий), предоставляемых бюджетам
субъектов Российской Федерации в целях
софинансирования расходных обязательств,
возникающих при выполнении полномочий
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации по предметам ведения
субъектов Российской Федерации и расходных
обязательств по выполнению полномочий
органов местного самоуправления по вопросам
местного значения. На основании статьи
132 Бюджетный Кодекс Российской Федерации
Правительство России утвердило Правила
предоставления субсидий из федерального
бюджета в целях софинансирования расходов
бюджетов Российской Федерации по предоставлению
гражданам субсидий на оплату жилого помещения
и коммунальных услуг[5].
В этой связи крайне важным направлением в исправлении сложившейся ситуации является привлечение внебюджетных источников финансирования в модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры, имеющей огромный экономический потенциал и инвестиционную привлекательность.
Подводя итоги можно сделать выводы о том что, расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на ЖКХ в реальном выражении из года в год увеличиваются. При этом следует отметить, что расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство существенно увеличились в 2012 году. На 2013- 2014 гг. предусмотрены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 97 430 762,9 тыс. и 108 529 284,9 тыс. руб. соответственно. Можно сделать вывод о положительном влиянии данного механизма на состояние территориальных бюджетов, финансовое состояние предприятий ЖКХ, а главное - на обеспечение населения соответствующими услугами.
2.2 Оценка реализации целевых программ реформирования ЖКХ, реализуемых в России
Общее количество программ, финансировавшихся из федерального бюджета, значительно сократилось. Однако такая программа, как «Жилище», осталась в списке, и есть основания полагать, что она займет место среди приоритетов социально-экономического развития России на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Рассмотрим основные итоги программ и подпрограмм, нацеленных на развитие жилищно-коммунального комплекса страны.
В июне 1993 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595 была одобрена государственная целевая программа «Жилище». Основными направлениями этой программы являлись: создание правовой базы для осуществления жилищной реформы; разработка и внедрение нового порядка финансирования, предусматривающего переход к нормативному выделению финансовых ресурсов для ЖКХ. При этом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации впервые рекомендовалось разработать соответствующие региональные программы, руководствуясь ФЦП «Жилище». [26]
Основная цель Подпрограммы - создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие стандартам качества, обеспечивающим комфортные условия проживания. Необходимое условие предоставления средств федерального бюджета по Подпрограмме - финансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры со стороны участвующих в подпрограмме субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и частных инвесторов.
При предоставлении средств федерального бюджета для софинансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры особое внимание будет уделяться привлечению средств частных инвесторов для реализации указанных проектов. С этой целью планируется разработать методическую базу оценки инвестиционных проектов в коммунальной сфере и их реализации на принципах государственно-частного партнерства.
Порядок отбора субъектов Российской Федерации и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, предоставления и расходования средств федерального бюджета на реализацию этих проектов в рамках Подпрограммы устанавливается Правительством Российской Федерации.
На реализацию Подпрограммы в 2010-2012 гг. за счет всех источников предусмотрены средства в объеме 96,452 млрд. руб. Из них средства федерального бюджета составляют 27,5 млрд. руб. Для определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, Правительство Российской Федерации утвердило соответствующие федеральные стандарты.
Таблица 6
Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., млрд. рублей [9]
Источники и направления финансирования |
2011 - 2015 годы - всего |
В том числе | ||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | ||
Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
21066,75 |
3515,36 |
579,81 |
5285,58 |
5608 |
6078 |
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов |
21066,75 |
3515,36 |
579,81 |
5285,58 |
5608 |
6078 |
Итого |
42133,5 |
7030,72 |
1159,62 |
10571,16 |
11216 |
12156 |
Как видно из таблицы 6, проектом постановления предусмотрено увеличить почти в 3 раза бюджетное участие территорий (с 7030,72 до 12156 млрд. рублей за 6-летний период). Проект также предусматривает существенное увеличение внебюджетных ресурсов подпрограммы (в 4,5 раза).
Для привлечения регионов к проблеме финансирования данной подпрограммы Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству подготовило проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в подпрограмму «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда». Подпрограмма «Энергоэффективность в сфере потребления» федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика».
В 2011 г. впервые выделено финансирование на реализацию данной программы – в объеме 4 млн. рублей. С учетом региональных и муниципальных бюджетов, а также внебюджетных источников подпрограмма была профинансирована в объеме 7 млн. 750 тысяч рублей.
В период с 2012 по 2016 годы предстоит ликвидировать основные объемы ветхого и аварийного жилья (ежегодно – более 1 млн. кв. метров). Для таких темпов расчетная ежегодная потребность в федеральных средствах составляет не менее 4 млрд. рублей.
Для содействия проводимым в жилищно-коммунальном хозяйстве реформам, в 2012–2014 гг. планируется получение кредита Международного банка реконструкции и развития в размере двухсот миллионов долларов США на финансирование проекта «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России». Вместе с тем продолжается реализация ресурсоэнергосберегающих проектов по теплоснабжению и водопроводно-канализационному хозяйству общей стоимостью свыше двухсот десяти миллионов долларов при активном участии МБРР. Обязательства государства по возврату средств МБРР включены в федеральный бюджет на 2006 г. МБРР предоставляет средства займа правительству Российской Федерации в три этапа, которое затем передает эти деньги в форме безвозмездных ссуд (грантов) субъектам Российской Федерации, участвующим в проекте. Первый транш в размере 50 млн. долл. будет выплачен в 2006 г, второй, в сумме 100 млн. долл. – в 2007 г и третий – 50 млн. долл. – в 2008 г. Отбор регионов для проекта будет проходить по методике, которая в настоящее время разрабатывается в Министерстве регионального развития Российской Федерации. На получение первого транша МБРР будут выбраны 10–12 регионов. Отбор будет проходить при участии специалистов банка.
Этот кредит позволит также уменьшить нагрузку на бюджеты всех уровней и обеспечит экономию бюджетных средств за счет завершения в максимально сжатые сроки необходимых работ по модернизации и реконструкции жилищно-коммунального комплекса. Обязательство по финансированию этих работ взяло на себя государство в рамках реализации «Комплексной программы модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы».
Потребность
в инвестициях в жилищно-
В этой связи крайне важным направлением в исправлении сложившейся ситуации является привлечение внебюджетных источников финансирования в модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры, имеющей огромный экономический потенциал и инвестиционную привлекательность.
Таблица 7
Объёмы финансирования федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы» по основным направлениям и источникам финансирования (млн. руб., в ценах соответствующих лет) [16]
Источники финансирования |
2010 |
2011 |
2012 |
Итого |
Всего |
19,5 |
48,71 |
56,96 |
125,17 |
Средства федерального бюджета* |
- |
11 |
11 |
22 |
Средства субъектов Российской Федерации и местных бюджетов |
- |
11 |
11 |
22 |
Средства частных инвесторов |
5 |
10,2 |
10,2 |
25,4 |
Средства собственников |
14,5 |
16,51 |
24,76 |
55,77 |
Как видно из таблицы 7, предельный объем финансирования Программы на 2010 - 2012 годы составит 125,17 млрд. рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета - 422 млрд. рублей
Правительству Российской Федерации даётся право установления основ ценообразования в сфере ЖКХ, которым должны будут следовать субъекты федерации при разработке местных стандартов оплаты. Субсидирование расходов граждан из бюджета сохранится, не будет также применяться принудительное выселение неплательщиков. Переход от безадресных бюджетных дотаций к адресным субсидиям в зависимости от соотношения доходов граждан и величины прожиточного минимума предполагается после 2012 г. Законопроект обязывает организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, принимать меры, направленные на повышение качества оказываемых услуг и снижение расходов. При этом размер средств на указанные цели определяется в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, исходя из федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, устанавливаемых правительством Российской Федерации.
Рис. 3- Динамика капитальных вложений на строительство и реконструкцию3 ЖКХ по целевым программа за 2010-2013 гг. (млн. руб.) [32]
Из рис. 3 видно что, особенно заметна положительная динамика капитальных вложений на строительство и реконструкцию объектов ЖКХ по областным целевым программам. Объем финансирования в 2012 году вырос почти в 10 раз по сравнению с 2010г и достиг более 1000 млн. руб.
Доля областного бюджетного финансирования в 2012г возросла по сравнению с 2010г в 20 раз.
Однако в 2013 году запланировано снижение бюджетных инвестиций на эти цели. Это связано с тем, что Президентом поставлена стратегическая задача привлечения в отрасль внебюджетных инвестиций.
Проведенный анализ показывает, что основными проблемами, существующими в отрасли и мешающими ее дальнейшему развитию, в настоящий момент является сохранение административных принципов управления, в том числе и по причине отсутствия эффективного рынка предложения услуг и неготовности населения и органов местного самоуправления эффективно управлять принадлежащей им собственностью, как в жилищной, так и в коммунальной сфере. Нарастающий морально-технический износ жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры приводит к превышению темпов старения жилищно-коммунального комплекса над темпами его реновации и модернизации, что в свою очередь ведет к росту рисков возникновения крупных системных аварий. Значительные потери коммунальных ресурсов (вода, тепло, электричество, газ) на фоне отсутствия ресурсосберегающих технологий при одновременном использовании в подавляющем большинстве случаев устаревших ресурсозатратных технологий и материалов ведут к сохранению механизмов прямого бюджетного финансирования отрасли без развития механизмов ответственности как муниципалитетов за принадлежащие им объекты коммунальной инфраструктуры, так и собственников жилья за принадлежащие им объекты недвижимости. Это в итоге приводит к финансово-экономическому неблагополучию жилищных и коммунальных организаций.
2.3 Оценка
финансирования жилищно-
Основной задачей Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан является повышение качества предоставления коммунальных услуг, обеспечение надежности работы систем жизнеобеспечения.
Жилищно-коммунальный комплекс Республики Башкортостан представляет собой 383 предприятия, на которых трудятся 37,1 тыс. человек. Среднемесячная заработная плата работников отрасли составляет 13 129 рублей, рост по сравнению с 2011 годом составил 108,0%. В 2012 году в отрасли производилось товаров и предоставлялось услуг на сумму более 30 млрд. рублей.
Информация о работе Финансирование жилищно-коммунального хозяйства России