Финансирование жилищно-коммунального хозяйства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:09, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является разработка теоретических и методологических положений, а также практических рекомендаций, способствующих повышению эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России.
Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
-выявить особенности и направления финансирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях модернизации экономики;
-проанализировать существующие формы и методы финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

Содержание работы

Введение 4
1.Теоретические аспекты формирования финансовых основ в сфере жилищно-коммунального хозяйства 6
1.1 Цель и задачи финансирования жилищно-коммунального хозяйства 6
1.2 Особенности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях в России 12
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая финансирование жилищно-коммунального хозяйства в России 19
2. Анализ и оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 25
2.1 Динамика показателей финансирования ЖКХ в России 25
2.3 Оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне (на примере Республики Башкортостан) 40
3. Мероприятия по совершенствованию финансирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.1 Направления совершенствования финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.2 Усиление роли целевых программ, реализуемых в России в повышении эффективности финансирования ЖКХ 58
3.3 Пути повышения эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне 66
Выводы и предложения 75
Список использованной литературы 77

Файлы: 1 файл

Диплом_ЖКХ_окончат.docx

— 656.44 Кб (Скачать файл)

В будущем  объем потребляемой воды будет постоянно  увеличиваться и в перспективе  возрастет в 2,5 раза. С ростом водопотребления  связано повышение мощностей канализационных предприятий. Предполагается, что объем сточных вод в ближайшей перспективе увеличится в 2,5 раза, а на более далекую перспективу - в 5-10 раз. Такой рост обусловлен развитием городов и современных отраслей промышленности с повышенной водоемкостью производства. Все это повлечет увеличение капитальных вложений на строительство и реконструкцию водопроводно-канализационных сооружений, главным источником которых станут бюджетные средства[12].

Удлинение водных коммуникаций, увеличение очистных работ требуют повышения уровня технической оснащенности отрасли, квалификации ее работников. Все это связано с ростом капитальных вложений, амортизационных отчислений, заработной платы и т.д. Естественно, это ведет к росту себестоимости воды, отпускаемой потребителям.

При объективном  влиянии удорожающих факторов особо  важное значение приобретают активизация разработки и осуществления мероприятий, содействующих снижению себестоимости воды. На развитие водопроводно-канализационного хозяйства необходим значительный объем капиталовложений. В структуре основных фондов доля активной части весьма незначительна, 96 процентов занимают фонды долговременных сооружений с длительным сроком эксплуатации. [16]

Повышение рентабельности домохозяйств связано  с укреплением коммерческого расчета. Для этого требуется создание определенных условий, в том числе увеличение источников доходов, позволяющих покрывать все эксплуатационные расходы. При переходе на коммерческий расчет и ликвидации дотаций как источника покрытая эксплуатационных расходов улучшится финансовая деятельность домохозяйств, усилится их стремление к эффективному использованию средств и к максимальному выявлению резервов доходов. Взаимоотношения жилищного хозяйства с бюджетом будут строиться на общей для всех отраслей налоговой основе, т.е. жилищные организации будут платить налоги. В то же время следует отметить, что и из бюджета будут выделяться ассигнования на муниципальное жилищное строительство. Кроме того, в целях социальной зашиты населения малоимущим семьям будут выделяться пособия на оплату ими жилищно-коммунальных услуг[14].

Таким образом, можно сделать вывод о том что, целью финансирования жилищно-коммунального хозяйства является повышение уровня жизни населения путем улучшения качества жилищно-коммунальных услуг и повышения эффективности функционировании ЖКХ. Основная задача финансирования ЖКХ - обеспечение эффективной работы объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, создание системы бюджетного управления финансовой деятельностью организаций жилищно-коммунальной отрасли.

1.2 Особенности финансирования  жилищно-коммунального хозяйства  в современных условиях в России

Бюджетные средства в жилищное хозяйство направляются только из территориальных бюджетов, в том числе около 30% - из региональных бюджетов и 70% - из местных[25].

В общем объеме территориальных бюджетов расходы на содержание жилищного  хозяйства составляют 16%, в том  числе в региональных бюджетах - 11%, в местных - 19%. Наблюдается  рост этих расходов. Он обусловлен не только увеличением самого жилого фонда, но и повышением качества строений, их технической оснащенности, заработной платы работников. С ростом этажности, технической оснащенности домов  возрастают расходы. Так, затраты на содержание девятиэтажных домов выше, чем затраты на пятиэтажные дома, на 18%. С увеличением объема крупнопанельного домостроения возрастают расходы на капитальный и текущий ремонт. В таких домах эти расходы превышают восстановительную стоимость в 2,5 раза, из них 30% приходится на текущий ремонт. [26]

Из  общего объема средств, выделяемых на содержание жилищного фонда, наибольшая часть направляется на проведение текущего ремонта. Своевременное и в достаточном  объеме выделение финансовых и материальных ресурсов на текущий ремонт позволяет  содержать жилые дома в технически исправном состоянии. В перспективе, по мере увеличения материальных и  финансовых возможностей общества и  в связи с необходимостью проведения более эффективных мер по сохранению жилищного фонда размер средств, выделяемых на текущий ремонт, и  их удельный вес в эксплуатационных расходах будут возрастать и могут  превысить 50% эксплуатационных расходов[23].

Источниками доходов жилищного хозяйства  являются:

- квартирная плата;

- арендная плата;

- сборы  с арендаторов на эксплуатационные расходы;

- прочие доходы.

Главные источники доходов - это квартирная и арендная платы. Удельный вес их в доходах достигает 80%.

В общем объеме доходов, получаемых жилищными  организациями, квартирная плата не превышает 55%. В последние десятилетия  улучшилось качество жилищ, их техническая  оснащенность и комфортабельность. В то же время функционирует еще  и значительная часть старого  жилого фонда. Удельный вес домов, построенных более 20-30 лет назад, составляет свыше 30%. Особенно велик удельный таких зданий в крупных старых городах.

Несмотря  на проводимые работы по модернизации старого жилищного фонда, условия  проживания в старых домах при  некоторых их преимуществах ниже, чем в новых. Это отсутствие технических  средств, коммунальное заселение и  т. д. Квартирная же плата, как в старых, так и в новых домах почти не отличается. Поэтому проблема большей дифференциации размера оплаты за проживание в старом и новом жилом фонде очень актуальна.

Взаимоотношения ЖКХ с бюджетом будут строиться на общей для  всех отраслей налоговой основе, т. е. жилищные организации будут платить  налоги. В то же время следует  отметить, что и из бюджета будут  выделяться ассигнования на муниципальное  жилищное строительство. Кроме того, в целях социальной защиты населения  малоимущим семьям будут выделяться пособия на оплату ими жилищно-коммунальных услуг. 

Российское  жилищно-коммунальное хозяйство столкнулось с множеством сложных проблем. Ключевой проблемой отрасли была и остается низкая экономическая эффективность, за которой стоит низкая производительность труда, сверхвысокое энерго - и ресурсопотребление, слабый менеджмент. Это напрямую сказывается на качестве и стоимости услуг. Следовательно, суть реформы ЖКХ сводится к переводу отрасли на рыночные условия хозяйствования[17].

Согласно  Долгосрочной бюджетной стратегии  Российской Федерации на период до 2020 г. развитие сектора жилищно-коммунального хозяйства предполагает сокращение субсидий населению и увеличение доли рыночных отношений в данном секторе, поэтому расходы бюджетной системы будут постепенно сокращаться. Кроме того, реформирование сектора частично будет финансироваться из созданного Фонда содействия реформе ЖКХ, что также снижает непосредственное бремя бюджетной системы.  
Основными направлениями по повышению эффективности государственной бюджетной политики в области жилищно-коммунального хозяйства могут быть:[31]

1) финансирование системы государственной поддержки инвестиционных проектов в жилищно-коммунальной сфере;

2) финансирование  за счет бюджетных средств  инвестиционной деятельности, связанной с развитием (модернизацией) систем коммунальной инфраструктуры;

3) привлечение  средств Инвестиционного фонда  Российской Федерации для финансирования  проектов по модернизации коммунальной  инфраструктуры;

4) развитие  механизмов бюджетного софинансирования  частных инвестиций, направляемых в проекты по модернизации коммунальной инфраструктуры;

5) повышение  адресности предоставления льгот  по оплате жилищного помещения  и коммунальных услуг.

Основными источниками финансирования организаций  ЖКХ России являются:[14]

– платежи коммерческих предприятий, пользующихся услугами ЖКХ;

– платежи бюджетных организаций – потребителей коммунальных услуг;

– платежи граждан – потребителей коммунальных услуг;

– дотации федерального бюджета;

– дотации региональных бюджетов.

До реформы  платежи населения на содержание ЖКХ составляли 4 %, платежи предприятий  и организаций – 20 %, остальными финансовыми  источниками предприятий жилищно-коммунального комплекса были бюджетные финансы. Таким образом, за потребляемые населением жилищно-коммунальные услуги расплачивалось государство.

Предприятия ЖКХ по-прежнему остаются одним из крупнейших бюджетополучателей. Во многих городах и муниципальных образованиях эти расходы составляют до 40 % от бюджетов.

Финансирование  жилищно-коммунальной отрасли осуществляется в основном из двух источников:

- оплата  потребителей, которыми могут выступать  население, коммерческие, общественные и бюджетные организации;

- бюджетное  дотирование разности в реальной  стоимости услуги и административно установленным уровнем ее оплаты для того или иного потребителя (населения) [9].

Кроме того, существует система перекрестного  субсидирования, когда одни потребители  за счет больших тарифов по существу платят за других потребителей (например, промышленность - за население по услугам водоснабжения и водоотведения). Такая ситуация приводит к тому, что для поставщика потребители делятся на прибыльных и убыточных.

Частично  финансирование идет также за счет расходов предприятий, все еще имеющих  на балансе государственный жилищный фонд, что существенно снижает  эффективность их деятельности и  конкурентность их товаров на рынке  или приводит к повышению цен (тарифов), если эти предприятия являются субъектами естественных монополий.

Анализ  норм Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ в ред. от 07.05.2013 г. [5]  показывает в каких формах осуществляется бюджетное финансирование. Основными формами предоставления бюджетного финансирования являются субсидии и субвенции, хотя ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации и не расшифровывает эти понятия. Между тем названная статья содержит определение бюджетных ассигнований, представляющих собой предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.[5]

 К  бюджетным ассигнованиям согласно  ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся, в частности, ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг[5].

 Субсидии  юридическим лицам (за исключением  субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, что следует из ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Субсидии предоставляются из федерального бюджета, из бюджета субъектов Российской Федерации, а также из местного бюджета. Причем нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять:

- категории  и (или) критерии отбора юридических  лиц - производителей товаров,  работ, услуг, имеющих право  на получение субсидий;

- цели, условия и порядок предоставления  субсидий;

- порядок  возврата субсидий в случае  нарушения условий, установленных при их предоставлении.

 Отметим,  что в общепринятом понимании  субсидия представляет собой  бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

 Бюджетное  финансирование может быть направлено  на покрытие убытков организации ЖКХ, на возмещение расходов по предоставлению льгот и субсидий населению, на капитальный ремонт жилищного фонда, а также на другие цели.[18]

 Особенностью  деятельности организаций ЖКХ  является реализация ЖКУ по  государственным регулируемым тарифам.  Убытки у организаций ЖКХ возникают  в результате продажи населению  или другим организациям товаров  (услуг) по ценам ниже себестоимости  в случае, когда такая цена  определяется решением органа представительной или исполнительной власти.  Меры соц.поддержки в виде предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате ЖКУ предусмотрены рядом законодательных актов Российской Федерации. Таким образом, можем сделать вывод о том что, инвестиционное финансирование жилищно-коммунального комплекса будет осуществляться в основном за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь средств частных инвесторов). Бюджетное финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство будет осуществляться в ограниченном объеме и будет не альтернативной, а дополнением к заемному финансированию. В дальнейшем инвестирование за счет заемных ресурсов станет преобладающей формой финансирования жилищно-коммунального комплекса.

В результате развития конкурентных отношений в  ЖКХ будет повышена эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на его содержание не менее чем на 20% и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации. Перевод отношений между предприятиями жилищно- коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственному деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят:[17]

Информация о работе Финансирование жилищно-коммунального хозяйства России