Финансирование жилищно-коммунального хозяйства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:09, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является разработка теоретических и методологических положений, а также практических рекомендаций, способствующих повышению эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России.
Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
-выявить особенности и направления финансирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях модернизации экономики;
-проанализировать существующие формы и методы финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

Содержание работы

Введение 4
1.Теоретические аспекты формирования финансовых основ в сфере жилищно-коммунального хозяйства 6
1.1 Цель и задачи финансирования жилищно-коммунального хозяйства 6
1.2 Особенности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях в России 12
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая финансирование жилищно-коммунального хозяйства в России 19
2. Анализ и оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 25
2.1 Динамика показателей финансирования ЖКХ в России 25
2.3 Оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне (на примере Республики Башкортостан) 40
3. Мероприятия по совершенствованию финансирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.1 Направления совершенствования финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.2 Усиление роли целевых программ, реализуемых в России в повышении эффективности финансирования ЖКХ 58
3.3 Пути повышения эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне 66
Выводы и предложения 75
Список использованной литературы 77

Файлы: 1 файл

Диплом_ЖКХ_окончат.docx

— 656.44 Кб (Скачать файл)

В таблице  11 приведена информация об ожидаемых темпах роста стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2013-2015.

Таблица 11-Информация об ожидаемых темпах роста стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2013-2015 годы, в % [32]

Вид услуг

2013 год  
(к 2012г.)

2014 год 
(к 2012г.)

2015 год 
(к 2012г.)

2014 год 
(к 2013г)

2015 год 
(к 2014г.)

Теплоснабжение

1,150

1,252

1,390

1,0885

1,110

Водоснабжение

1,110

1,232

1,370

1,110

1,110

Водоотведение

1,110

1,232

1,370

1,110

1,110

Горячее водоснабжение

1,150

1,252

1,390

1,0885

1,110

Теплоноситель

1,110

1,232

1,370

1,110

1,110

Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов

1,110

1,168

1,225

1,052

1,049

Электроснабжение (бюджетные потребители, включая уличное освещение)

1,116

1,238

1,375

1,110

1,110

Газоснабжение природным газом (бюджетные потребители)

1,150

1,323

1,521

1,150

1,150

Котельно-печное топливо и уголь

1,092

1,148

1,199

1,051

1,044

Вывоз жидких бытовых отходов

1,110

1,168

1,225

1,052

1,049


Мы считаем что, экономически обоснованные цены и тарифы могут быть установлены только при условии прозрачности и подконтрольности системы производства и потребления коммунальных услуг, что не может быть обеспечено без 100% внедрения приборов учета.

С учетом этого представляется необходимым  принять правила, обеспечивающие обязательное установление общедомовых приборов учета и стимулирующие использование индивидуальных приборов учета. Для этого потребуется также решить задачу источников финансирования мероприятий по оснащению жилищного фонда данными приборами и проблему их производства отечественной промышленностью.

Источники обеспечения устойчивости организаций  коммунального комплекса, возврата инвестиций в развитие и модернизацию систем ЖКХ необходимо искать не в росте тарифов на ЖКУ, а в ресурсо- и энергосбережении.

Расход  энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25-30%, а иногда и на 50% выше, чем в европейских. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20%, по электроэнергии – 15%, по теплу – 40%. Потенциал энергосбережения в России только в ЖКХ составляет 100 млн. т условного топлива в год. В денежном эквиваленте это около 50 млрд. долл. США, или почти пятая часть доходов федерального бюджета.

Еще одним  направлением сдерживания роста  тарифов на ЖКУ является привлечение  частных инвестиций в данную отрасль. При этом важнейшими инструментами стимулирования частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру являются переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулирование заключения концессионных соглашений.

Применение  долгосрочных тарифов создаст мотивацию  для организаций коммунального  комплекса к сокращению затрат, в  том числе за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски  инвестирования. Переход от договоров  аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям, с  одной стороны, позволит в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой – сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.

Важно применять  и налоговое стимулирование. Целесообразно  разработать проект федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ (НК РФ) в части исключения из налоговой базы товариществ собственников жилья для целей исчисления налога на прибыль организаций отчислений собственников жилья на создание резерва для проведения всех видов ремонта, а также освобождения указанных средств от НДС.

Основное  направление создания условий для  стабилизации уровня тарифного регулирования в сфере ЖКХ – совершенствование соответствующего законодательства.

Предлагаю в целях улучшения условий приобретения гражданами услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования целесообразно рассмотреть возможность внесения изменений в федеральное законодательство в части регулирования цен на работы и услуги специализированных организаций.

3.3 Пути повышения  эффективности финансирования жилищно-коммунального  хозяйства на субфедеральном  уровне

Республика  Башкортостан с 2008 по 2012 годы получила финансовую поддержку за счет средств Фонда ЖКХ на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда на сумму более 10,74 млрд. рублей. Общий объем средств, направленных на реализацию указанных мероприятий, с учетом софинансирования из республиканского, местных бюджетов и средств собственников помещений в многоквартирных домах, составил около 15,37 млрд. рублей.

В соответствии с программами капитального ремонта  многоквартирных домов отремонтировано 1 172 многоквартирных дома общей площадью 4,5 млн.кв. м, улучшены условия проживания 239 859 человек. В рамках 185-ФЗ из аварийного жилищного фонда переселено 15 931 человек из 603 аварийных домов.

Реализация  мероприятий и программ в 2012 году с привлечением средств бюджета  Республики Башкортостан, Фонда содействия реформированию ЖКХ и местных бюджетов позволила обеспечить достижение целевых показателей эффективности функционирования жилищно-коммунальной отрасли республики.  Доля убыточных организаций в отрасли не превысила 10,2%, количество малых и средних предприятий, привлекаемых для проведения ремонтных работ и работ по обслуживанию жилищного фонда составляет 758 субъектов, при этом объем предоставленных ими услуг составил 6,7 млрд. рублей, уровень собираемости платежей с населения по республике по итогам года составил 98,2%.

Общий объем  финансирования Программы составит 23 326,8 млн. рублей, из них по годам рис.7

Рис. 7 - Объем финансирования ЖКХ по Республике Башкортостан до 2020 года, млн. рублей [33]

В 2013-2015 годах основная часть выделенных регионам средств Фонда пойдет на расселение аварийных домов.

Условия получения регионами финансовой поддержки Фонда весьма непросты: нужно представить трехлетнюю программу, которая должна предполагать полное расселение имеющегося аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года. Выход здесь один – снижать стоимость строительства жилья без ухудшения его качества. Причем, по оценке Фонда, до 20% такого снижения можно добиться за счет малоэтажного строительства.

Проведя анализ финансово – хозяйственной  деятельности предприятий ЖКХ в Республике Башкортостан и учитывая результаты их деятельности в предыдущий год, комиссия действующая при комитете по управлению муниципальным имуществом по Республике Башкортостан разработала комплекс мер по выводу предприятий Республики Башкортостан из кризиса.

Одним из решений, принятых комиссией, было обновление ремонтной базы предприятия. В начале февраля 2013 г. был проведён тендер на поставку и монтаж оборудования для ремонтно-механических мастерских, который выиграла фирма ООО «Сибирский тракт». Фирма занимается поставкой и наладкой производственного оборудования для обслуживания автотранспорта, спецтехники и грузовой техники.

Общая сумма  инвестиций составила – 4730000 руб.

в том  числе:

  • Демонтаж старого оборудования
  • Приобретение нового оборудования
  • Доставка оборудования
  • Монтаж оборудования
  • Наладка оборудования

В технической  документации на комплект оборудования указано, что внедрение данного  оборудования снижает трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта на 30 %.

В ходе проведения анализа внедрения предлагаемого  проекта реструктуризации определяем несколько основных показателей.

Расчет  экономии от внедрения проекта:

  1. расчет трудоемкости производственной программы ремонтного подразделения в рублях:

ТЕруб = Среднегодовая часовая ставка * ТЕчас

ТЕруб = 46,11 * 48154 = 2220381 руб.

ЗП ремонтных  рабочих = 2150553 + 35,6% = 3010837 руб.

Себестоимость объема перевозок равна сумме  постатейных затрат:

С/сб = 20420500 руб.

С/сб тн = Сумма расходов / Qб

С/сб тн = 20420500 / 96000 = 212,71 руб.

  1. расчёт изменения заработной платы рабочих в результате модернизации:

Трудоемкость  ТЕчас составляет 33731 чел/часа.

ТЕруб = Средняя часовая ставка * ТЕчас

ТЕруб = 46,11 * 33731 = 1555336 руб.

ЗП ремонтных  рабочих = 1506787 * 1,356 = 2109036 руб.

Изменение ЗП ремонтных рабочих в результате модернизации = 3010837 – 2109036 = 901801 руб.

3) Расчёт  объёма перевозок, грузооборота, общего пробега транспорта за  планируемый год:

Qпл = Qб × aпл /aб;

Рпл = Рб × aпл /aб;

Lпл = Lб × aпл /aб;

aпл = (Дэкс +ДДэкс)/ Дкаленд

ДДэкс = ДТЕ / Прололжительность смены * Число автомобилей

ДТЕ = ТЕпл час – ТЕбаз час

ДТЕ = 33731-48154 = -14423

ДДэкс = 14423 / 8 * 80 = 22,54

Дэкс = 168+22,54=190,54

a пл = (168 + 70,58) / 365 = 0,522

Q пл = 96000 * 0,522 / 0,46 = 96000 * 1,135 = 108960 тн

Р пл = 766400 * 1,135 = 869864 тн/км

L пл = 343000 * 1,135 = 389305 км

4) Расчет  себестоимости 1 тонны перевозок  в плановом периоде:

В плановом периоде увеличатся переменные издержки вследствие роста объема грузоперевозок и вырастут постоянные издержки в  результате амортизации нового оборудования.

С/спл = С/сб + Анов.обор. – ДЗП

С/спл = 20420500 + 675714 – 901801 = 20194413 руб.

С/спл тн = сумма расходов / Qпл

С/спл = 20194413 / 108960 = 185,34 руб.

5) Расчет  суммарной экономии себестоимости  в результате модернизации:

Э = (С/сб м3 - С/спл м3) * Qпл

Э = (212,71-185,34) * 108960 = 27,37 * 108960 = 2982235 руб.

Годовая экономия себестоимости 2982235 руб.

Таким образом  экономический эффект от внедрения  проекта – годовая экономия себестоимости 2982235 рублей.

Далее проводим оценку эффективности проекта в  целом.

Итак, мы рассчитали экономический эффект от модернизации ремонтно-механических мастерских, который составил 2982235 рублей в год. Это сумма ежегодной экономии себестоимости, которую будет получать предприятие на протяжении всего  срока службы оборудования. Т.е. мы рассчитали влияние внедрения проекта на экономию себестоимости. PMT = 2982235 рублей.

Срок  действия проекта – нормативный  срок службы оборудования 7 лет. Т.о. n = 7.

Стоимость инвестиционного проекта 4730000 рублей.

Целевая норма доходности – в нашем  случае этот показатель можно прировнять к уровню инфляции, которая составила за 2012 год 14%. Дело в том, что бюджетные средства расходуются строго по целевым статьям на которые они запланированы, т.е. мы не можем выбрать даже другую отрасль, тем более вкладывать средства в финансовые инструменты или банки. Хотя по оценкам правительства инфляция за 2013 год должна составить 12% и согласно понижающему тренду продолжить снижение мы будем придерживаться реальных цифр.

Что касается поправки на риск – в настоящее  время предприятие обеспечено заказами на запланированный объем работ. В рамках соглашения с нефтедобывающими компаниями МУП «Краснохолмское АТП» будет обеспечено заказами на ближайшие 5 лет. Тот факт, что в районе с 2003 года началась разработка ешё двух месторождений говорит о вероятном увеличении рынка автотранспортных услуг. Т.о. можно сделать вывод, что инвестиционный риск в этом проекте практически равен 0.

Информация о работе Финансирование жилищно-коммунального хозяйства России