Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:09, дипломная работа
Целью дипломного исследования является разработка теоретических и методологических положений, а также практических рекомендаций, способствующих повышению эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России.
Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
-выявить особенности и направления финансирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях модернизации экономики;
-проанализировать существующие формы и методы финансирования жилищно-коммунального хозяйства;
Введение 4
1.Теоретические аспекты формирования финансовых основ в сфере жилищно-коммунального хозяйства 6
1.1 Цель и задачи финансирования жилищно-коммунального хозяйства 6
1.2 Особенности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях в России 12
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая финансирование жилищно-коммунального хозяйства в России 19
2. Анализ и оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 25
2.1 Динамика показателей финансирования ЖКХ в России 25
2.3 Оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне (на примере Республики Башкортостан) 40
3. Мероприятия по совершенствованию финансирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.1 Направления совершенствования финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.2 Усиление роли целевых программ, реализуемых в России в повышении эффективности финансирования ЖКХ 58
3.3 Пути повышения эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне 66
Выводы и предложения 75
Список использованной литературы 77
Рис. 4- Динамика удельного веса убыточных предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан за 2010-2012 гг. [34]
Из рис. 4 видно что, в целом за последние годы отрасль показала рентабельность своей работы, что отличает республику от большинства регионов Российской Федерации. Если на 2010 год доля убыточных предприятий составляла 47%, то к настоящему времени их доля снизилась и составляет 10,2% с. (Для сравнения: доля убыточных предприятий в Российской Федерации 40,7%).
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения в 2012 году в Республике Башкортостан установлены в пределах 115,0%.
Уровень
возмещения населением затрат на предоставление
жилищно-коммунальных услуг по установленным
для населения тарифам к
Развитие
сферы жилищно-коммунального
Так, расходы бюджета Республики Башкортостан на ЖКХ за данный период составили:
Таблица 8
Структура и динамика расходов бюджета Республики Башкортостан на 2010-2012 гг. по статье ЖКХ, млрд. рублей[33]
Наименование/годы |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Всего расходов |
8 555 682 |
9 489 097 |
15 169 800 |
Расходы на ЖКХ |
61 921 |
134 880 |
103 254 |
Удельный вес в бюджете текущих расходов (%) |
0,72% |
1,42% |
0,68% |
Исходя из приведённых цифр таблицы 8 видно, что расходы бюджета на ЖКХ по республике на 2012 г. увеличилась почти в 2 раза. В 2012 году более 15,2 млрд. рублей, в том числе 6,4 млрд. рублей за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства направлено на реализацию 3 адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и 2 программ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
В соответствии
с постановлениями
В рамках реализации адресной программы было отремонтировано 539 многоквартирных домов и улучшены жилищные условия 107,0 тыс. граждан в 26 муниципальных образованиях республики.
Кроме того, республике было выделено около 2,6 млрд. рублей средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилья. Из бюджета Республики Башкортостан на эти цели выделено более 1,5 млрд. рублей, что позволило улучшить жилищные условия 10,1 тыс. гражданам из 361 жилого дома общей площадью 129,9 тыс. кв. м.
Также капитальный ремонт жилищного фонда в республике проводился за счет средств муниципальных образований и собственников жилых помещений, на эти цели в 2012году израсходовано 1,35 млрд. рублей. По текущему ремонту освоено около 1,5 млрд. рублей, что на 10,5% выше, чем в 2011году.
За счет выделенных средств из бюджета Республики Башкортостан проведен капитальный ремонт и реконструкция 21 объекта тепло- и водоснабжения, а также проведены мероприятия по энергосбережению на 13 объектах. В течение 2012 года в ходе реализации региональной и муниципальных программ по оснащению многоквартирных домов приборами учета было установлено 6157 общедомовых приборов учета.
Рис. 5- Доля многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета на 2013 гг. [33]
Из рис. 5 видно что, на 1 января 2013 года доля многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды составила 32,0% (общая обеспеченность 10782 ед.), горячей воды – 50,0% (6427 ед.), электроэнергии – 70,0% (48289 ед.), тепловой энергии – 10,0% (2905 ед.).
Во всех муниципальных образованиях республики на уровне муниципальных районов и городских округов созданы товарищества собственников жилья. В целом по республике работают 1669 товариществ собственников жилья, которые охватывают 5094 многоквартирных дома общей площадью 9062,5 тыс. кв. м. Среди мероприятий – доведения на территории муниципальных образований доли многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг до 75 процентов к 1 июля 2013 года и до 100 процентов в дальнейшем, создание регионального оператора по реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Кроме того, предусмотрены меры по снижению кредиторской задолженности ресурсоснабжающих организаций и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, задолженности собственников и нанимателей жилых помещений по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
В
целях улучшения качества
В частности, в период с 2008 по 2012 год регион на выполнение мероприятий, предусмотренных вышеуказанными программами, получил от Фонда более 10,7 млрд. рублей. Общий объем средств, с учетом средств софинансирования из республиканского, местных бюджетов и средств собственников помещений в многоквартирных домах, составляет более 15 млрд. 373 млн. рублей.
Благодаря этому в республике удалось организовать работы по капитальному ремонту более 1,1 тыс. многоквартирных домов, в которых проживает около 240 тыс. человек. Помимо этого, в новые дома переехало более 15,9 тыс. человек, ранее проживавших в аварийных и ветхих жилых зданиях.
В период с 2010 по 2012 годы Республика Башкортостан на выполнение мероприятий, предусмотренных вышеуказанными программами, получил из Фонда более 10,7 млрд. рублей. Общий объем средств, с учётом средств софинансирования из республиканского, местных бюджетов и средств собственников помещений в многоквартирных домах, составляет более 15 млрд. 373 млн. рублей. Благодаря этому в республике удалось организовать работы по капитальному ремонту более 1,1 тыс. многоквартирных домов, в которых проживает около 240 тыс. человек. Помимо этого, в новые дома переехало более 15,9 тыс. человек, ранее проживавших в аварийных и ветхих жилых зданиях.
В Республике
Башкортостан в 2006 году была разработана
Стратегия социально-
В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации от 19 декабря 2007 года органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено внести уточнения в принятые стратегии развития субъектов Российской Федерации в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
На основании
предложений министерств и
В соответствии с программой социально-экономического развития результаты реализации мероприятий программы оцениваются по определенным индикаторам.
Таблица 9
Индикаторы оценки эффективности развития деятельности управления жилищного фонда Республики Башкортостан[34]
Наименование индикатора |
Пороговое значение | ||
2010г. |
2011г. |
2012г. | |
Обеспеченность жильем: - общая площадь на 1 жителя, (кв. м) |
18,0 |
18,1 |
18,2 |
Уровень благоустройства муниципального жилого фонда (%) - центральное отопление - водопровод - канализация - ГВС - ванная - полное благоустройство |
96,6 96,0 90,4 67,4 89,0 63,4 |
96,8 96,4 90,7 67,7 89,5 63,7 |
97,0 96,8 91,0 68,0 90,0 64,0 |
Стоимость ЖКУ на 1 кв.м., (р./мес.) - нормативная - фактическая |
- 39,10 |
- 44,18 |
- 49,92 |
Уровень оплаты населением (%) - установленный - фактический |
100 97 |
100 100 |
100 100 |
Жилищные субсидии, (млн. р.) - стоимость предоставленных субсидий - стоимость возмещенных - доля семей получающих субсидии, % |
17,8 17,8 15,0 |
17,4 17,4 13,0 |
18,1 18,1 12,0 |
Исходя из представленных индикаторов (табл. 9) оценки эффективности развития деятельности управления жилищного фонда можно отметить, что за рассматриваемый период обеспеченность жильем должна возрасти с 17,6 кв. м. в 2007 г. до 18,2 кв. м. в 2011 г.
Как реализуются в Республике Башкортостан целевые и федеральные программы по жилищно-коммунальному хозяйству.
Участие республики в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ обязывает соблюдать требования Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" о ликвидации перекрестного субсидирования. К 2013 году тарифы для населения и тарифы промышленных потребителей должны быть равными.
Текущий
год характеризуется дальнейшей
работой в направлении
Реформа
в отрасли ведется в
О значительных преобразованиях в отрасли за последние годы свидетельствуют следующие показатели:
1) общее число товариществ собственников жилья выросло в 3,9 раза и составило 1766 единиц;
2) доля частных организаций, занимающихся управлением многоквартирных домов и содержанием общего имущества в многоквартирных домах, равна 96,6%, увеличение в 1,4 раза.
3) доля частных организаций коммунального комплекса, использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, составляет 80,5%.
Практически во всех муниципальных районах и городских округах объекты коммунального назначения изъяты из хозяйственного ведения муниципальных унитарных предприятий и учитываются в казне муниципального образования.
Осуществляется переход на договорную форму взаимоотношений в коммунальном секторе с делегированием управления муниципальным имущественным комплексом частным операторам путем заключения договоров аренды и концессионных соглашений.
Согласованная
работа республиканских органов
исполнительной власти, органов местного
самоуправления, организаций жилищно-
В соответствии с программами капитального ремонта многоквартирных домов в 2010-2012 годах в пятнадцати городах и одиннадцати сельских поселениях республики отремонтировано 1056 домов общей площадью 4,1 млн. кв. м, при этом жилищные условия улучшили 225,4 тыс. граждан.
В 2012 году получена дополнительно сверх лимита финансовая поддержка за счет Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в сумме 275,5 млн. рублей.
Информация о работе Финансирование жилищно-коммунального хозяйства России