Финансирование жилищно-коммунального хозяйства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:09, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является разработка теоретических и методологических положений, а также практических рекомендаций, способствующих повышению эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России.
Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
-выявить особенности и направления финансирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях модернизации экономики;
-проанализировать существующие формы и методы финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

Содержание работы

Введение 4
1.Теоретические аспекты формирования финансовых основ в сфере жилищно-коммунального хозяйства 6
1.1 Цель и задачи финансирования жилищно-коммунального хозяйства 6
1.2 Особенности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях в России 12
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая финансирование жилищно-коммунального хозяйства в России 19
2. Анализ и оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 25
2.1 Динамика показателей финансирования ЖКХ в России 25
2.3 Оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне (на примере Республики Башкортостан) 40
3. Мероприятия по совершенствованию финансирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.1 Направления совершенствования финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.2 Усиление роли целевых программ, реализуемых в России в повышении эффективности финансирования ЖКХ 58
3.3 Пути повышения эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне 66
Выводы и предложения 75
Список использованной литературы 77

Файлы: 1 файл

Диплом_ЖКХ_окончат.docx

— 656.44 Кб (Скачать файл)

В соответствии с адресной программой Республики Башкортостан   по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2013 год утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 апреля 2012 года № 97 "Об адресной программе Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2013 год"  на капитальный ремонт многоквартирных домов направлено 398,9 млн. рублей, в том числе:

- средства  Фонда – 275,5 млн. рублей;

- средства  бюджета Республики Башкортостан – 50,3 млн. рублей;

- средства  бюджетов МО – 50,3 млн. рублей;

- средства  собственников – 22,8 млн. рублей.

Одной из основных проблем в области жилищного  хозяйства является значительный объем  недоремонта жилищного фонда  Республики Башкортостан. Более 42,0% многоквартирных домов имеют износ свыше 30,0% и нуждаются в капитальном ремонте (рис. 6).

Рис. 6- Распределение жилищного фонда Республики Башкортостан по % износа [33]

По расчетным  данным, свыше 8,0 тысяч многоквартирных  домов, общей площадью более 22,0 млн. кв. м. требуют капитального ремонта.

Согласно  программе капитально отремонтировано 75 многоквартирных домов общей  площадью 410 тыс. кв. м. Условия проживания при этом улучшили 17084 человек. Активное сотрудничество с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и последовательная работа по осуществлению преобразований отрасли достойно оценены. Республике выделены дополнительные лимиты в сумме 565,1 млн. рублей на капитальный ремонт многоквартирных домов на 2012 год.

В 2012 году за счет государственных централизованных капитальных вложений строилось и реконструировалось 37 объектов водоснабжения и водоотведения в 28 муниципальных районах и городских округах республики, из них завершены строительством 10 объектов.

Общий объем  финансирования мероприятий программы в 2012 году составил - 426,2 млн. рублей, в том числе:

- за счет  средств республиканского бюджета  - 424,9 млн. рублей;

- за счет  средств местного бюджета - 1,3 млн. рублей.

В рамках республиканской адресной инвестиционной программой на 2012 год, утвержденной распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2010 года № 1516-р (с последующими изменениями) на строительство и реконструкцию коммунальных объектов министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан выделено  1,1 млрд. рублей.

На указанные  средства осуществлялось строительство  и реконструкция 46 коммунальных объектов в том числе:

- объекты  водоснабжения и канализации  - 21 объект

- объекты  теплоснабжения - 24 объекта 

- электроснабжение - 1 объект 

- приобретение  коммунальной техники для 23 муниципальных  образований

Анализируя  главу можно сделать вывод  о том что, с 2010 по 2012 год Башкортостан на выполнение мероприятий, предусмотренных вышеуказанными программами, получил из Фонда содействия реформированию ЖКХ более 10,7 млрд. рублей. Общий объем средств, с учетом средств софинансирования из республиканского, местных бюджетов и средств собственников помещений в многоквартирных домах, составляет более 15,373 млрд. рублей. Благодаря этому в республике удалось организовать работы по капремонту более 1,1 тысячи многоквартирных домов, в которых проживает около 240 тысяч человек. В новые дома переехали за это время более 15,9 тысячи граждан, ранее проживавших в аварийных и ветхих домах.

В числе  запланированных мероприятий - доведение на территории муниципалитетов доли многоквартирных домов, оснащенных общедомовыми приборами учета потребления ресурсов, до 75 процентов к 1 июля 2013 года.

Также предполагается создание регионального оператора  по реализации республиканской программы  капитального ремонта общего имущества  в многоквартирных домах. Кроме того, предусмотрены меры по снижению кредиторской задолженности ресурсоснабжающих организаций и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, задолженности собственников и нанимателей жилых помещений по оплате жилья и коммунальных услуг. Напомним, что Республика Башкортостан принимает самое активное участие в реализации этих программ. Работа финансируется при участии средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Подводя итоги по второй главе можно сделать  вывод о том что Отрасль ЖКХ имеет двусторонние отношения с бюджетом. С одной стороны, она вносит доход в бюджет, с другой - финансируется из бюджета. В консолидированном бюджете России предусматривается выделение финансовых средств на ЖКХ примерно до 14% от общих расходов ежегодно. Собственно все эти средства выделяются за счет территориальных бюджетов, 5% расходов которых приходится на региональные бюджеты, 9% - на местные бюджеты. Жилищное хозяйство как важнейший элемент отрасли и инфраструктуры социальной сферы городов и поселков требует значительных средств на строительство, реконструкцию и ремонт. Однако в настоящее время бюджетные средства в жилищное хозяйство направляются только из территориальных бюджетов: 4,2% из регионального бюджета и 9,8% из местного. Причем из этих затрат более 4,5% расходуется на оплату труда работников ввиду низкой механизации работ, отсутствия автоматизации инженерных систем в домах, применения ручного труда.

3. Мероприятия  по совершенствованию финансирования  деятельности жилищно-коммунального  хозяйства в России

3.1 Направления  совершенствования финансирования  жилищно-коммунального хозяйства  в России

Реорганизация действующей структуры управления жилищным фондом должна обеспечивать совершенствование процедуры контроля, учета и расходования средств на содержание и ремонт домов из городского бюджета, а также на организацию и переориентацию финансовых потоков. Наличие собственников жилищного фонда предопределяет возможность их привлечения к финансированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, что является важным направлением совершенствования системы финансирования ЖКХ.

Все это  свидетельствует о том, что для  решения и для обеспечения  перехода к новой модели устойчивого функционирования ЖКХ необходимо использование программно-целевого метода.

Среди основных компонентов реформы ЖКХ одно из важнейших мест занимает решение  проблемы финансирования отрасли. В  частности, речь идет о переходе к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг с целью возмещения потребителями реальной стоимости оказываемых услуг, а также о введении адресной помощи семьям на оплату жилищно-коммунальных услуг в зависимости от получаемых ими доходов.

В плане  совершенствования финансирования жилищно-коммунального хозяйства  в России мы предполагаем, использовать зарубежный опыт:

1) создание общественно приемлемых и коммерчески привлекательных условий в коммунальном секторе. Например, в 2011 году в Англии при лейбористах был введен запрет на отключение услуг водоснабжения для бытовых потребителей, но одновременно было принято балансирующее решение о включении недоплаченных потребителями сумм в действующий тариф.

Экономический эффект от реализации составит:

- для собственников многоквартирных домов - в понижении рыночной стоимости жилья за счёт повышения его благоустройства и эффективности использования коммунальных ресурсов (не менее чем на 1,6 трлн. рублей);

- для бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - в ликвидации просроченной задолженности по уплате налогов и сборов предприятий коммунального комплекса перед бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами (16 млрд. рублей);

- для федерального бюджета - в прозрачных механизмах расходования средств из федерального бюджета и ликвидация просроченной задолженности по уплате налогов и сборов организаций коммунального комплекса перед федеральным бюджетом (25 млрд. рублей);

2) перевод и объединение сотни муниципальных водоканалов сначала в собственность десяти региональных государственных компаний и последующая их приватизация. Перед приватизацией государство должно списать все долги коммунальных предприятий, взять на себя расходы на приведение имущества в работоспособное состояние, провести его паспортизацию и постановку на баланс.

3) образовать  на ТЭЦ отдельное ООО, в котором коммунальное предприятие имеет свою долю. Собственные котельные предприятия используются по требованиям ТЭЦ, через которую обеспечивается межрегиональная диспетчеризация и управление нагрузками. В многоквартирном жилом доме на балансе предприятия находится оборудование теплового узла (водонагреватели, насосы и т. д.). Прибор учета, без которого невозможно даже заключить договор с потребителем, также принадлежит ему. Ставит эти приборы предприятие за свой счет. Никакой ЖЭС, естественно, не является посредником между предприятием и жильцом. В городе нет зимней, более высокой платы за тепловую энергию и летней, более низкой. В городе работает оптовый рынок тепла: на сети теплоснабжения, в борьбе за лучшее и более дешевое предложение производитель, крупный потребитель и организации по распределению совершают сделки по переменным во времени тарифам или ценам на узловых пунктах. В городе несколько коммунальных предприятий. Некоторые из них являются на 100% частными ООО. Потребитель заключает договор с тем, с кем ему выгоднее. О перекрестном субсидировании в городе нет и речи. Жители многоквартирных домов города объединены в товарищества, которые избирают управляющего домом. Мы можем сравнить их товарищества с нашими совместными домовладениями и жилищно-строительными кооперативами. Управляющий как держатель и распределитель средств имеет право распоряжаться этими деньгами, но несет за них ответственность перед жильцами. Жители или потребители, а не муниципалитет, делают свой окончательный выбор в пользу централизованного или децентрализованного снабжения. Решающим аргументом являются деньги не только на строительство, но и на эксплуатацию, ремонт сетей в течение длительного периода. Тарифы устанавливаются не политиками, а самими коммунальными предприятиями. Поскольку они отражены в договорах с владельцами жилья и товариществами, то никому и в голову не может прийти одностороннее повышение тарифа. Иначе - судебные разбирательства.

4) Проблемы энергосбережения - проблемы основной составляющей тарифов на коммунальные услуги. Внедрение обязательного энергоаудита тарифов энергокомпаний и предприятий ЖКХ позволит получить незаангажированный взгляд «со стороны» на проблему величины тарифов. Увеличение налогового давления на работающие и платящие налоги предприятия не может быть бесконечным. Более целесообразным было бы предоставление налоговых льгот (даже налоговых каникул) - для предприятий, производящих и внедряющих энергосберегающее оборудование и технологии. Это даст предприятиям реальные деньги для реализации энергосберегающих мероприятий. Важно, что такой подход не требует дополнительных средств и выгоден для государства, поскольку содействует увеличению прибыльной деятельности предприятий, а отсюда - и налогов.

Так, ожидаемый  экономический эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий, уже к концу 2013 года составит 556,33 млн. руб., что значительно превышает предусмотренные Программой финансовые вложения.

Оснащение приборами учета тепловой энергии 43 ЦТП и насосных станций, при затратах на установку одной единицы в размере 300 тыс. руб., потребует вложения средств в размере 12900 тыс. руб. Ожидаемый экономический эффект - 17090 тыс. руб. в год.

Установка приборов учета и автоматики регулирования тепла в 150 школах потребует затрат бюджета в размере 37500 тыс. руб. Ожидаемый экономический эффект от внедрения приборов учета на этих объектах составит 30000 тыс. рублей в год.

Для качественного  подомового учёта за потреблением тепловой энергии необходимые затраты на оснащение приборами учета одного здания составляют 120 тыс. рублей. Приборы учета тепла и горячей воды планируется установить на одной тысяче ста жилых домах, что потребует затрат бюджета города в размере 132000 тыс. руб. Ожидаемый экономический эффект за отопительный сезон составит 24200 тыс. рублей.

В целом  процесс совершенствования системы  формирования финансовых ресурсов ЖКХ  целесообразно осуществлять по следующим  направлениям:

- расширение источников финансирования. Финансирование осуществляется с 2010 года за счёт средств внебюджетных источников, которые будут направлены на реализацию пилотных проектов в рамках первого этапа Программы за счёт средств государственной корпорации - «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и начиная с 2011 года за счёт средств федерального бюджета, средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, частных инвесторов и собственников многоквартирных домов. Предельный объем финансирования Программы на 2010 - 2020 годы составит 4098,75 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счёт средств федерального бюджета - 422 млрд. рублей. Начиная с 2013 года осуществляется предоставление субгарантий федерального бюджета в размере до 117 млрд. рублей ежегодно при условии предоставления гарантий бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

- развитие нормативной базы

Совершенствование финансирования ЖКХ - сложный и многогранный процесс, имеющий активную социальную составляющую и обеспечивающий рост благосостояния нации в целом.

Таблица 10

Прогноз расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на 2013 -2020 годы, млрд. руб. [16]

 

 

2013

2014

2015

2016 - 2020

Итого

Всего

310,02

396,53

513,03

2754

4098,75

Средства федерального бюджета*

50

50

50

250

422

Средства субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

47

47

47

244

407

Средства частных

инвесторов

180

250

350

1750

2555,4

Средства собственников многоквартирных домов на осуществление реконструкции многоквартирных домов

33,02

49,53

66,03

510

714,35

Информация о работе Финансирование жилищно-коммунального хозяйства России