Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:09, дипломная работа
Целью дипломного исследования является разработка теоретических и методологических положений, а также практических рекомендаций, способствующих повышению эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России.
Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
-выявить особенности и направления финансирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях модернизации экономики;
-проанализировать существующие формы и методы финансирования жилищно-коммунального хозяйства;
Введение 4
1.Теоретические аспекты формирования финансовых основ в сфере жилищно-коммунального хозяйства 6
1.1 Цель и задачи финансирования жилищно-коммунального хозяйства 6
1.2 Особенности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях в России 12
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая финансирование жилищно-коммунального хозяйства в России 19
2. Анализ и оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 25
2.1 Динамика показателей финансирования ЖКХ в России 25
2.3 Оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне (на примере Республики Башкортостан) 40
3. Мероприятия по совершенствованию финансирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.1 Направления совершенствования финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.2 Усиление роли целевых программ, реализуемых в России в повышении эффективности финансирования ЖКХ 58
3.3 Пути повышения эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне 66
Выводы и предложения 75
Список использованной литературы 77
Мировой опыт показывает, что государственное регулирование экономических процессов в ЖКХ - обязательный компонент современной политики в данной сфере.
К началу 90-х годов 20 века затраты на жилищно-коммунальные услуги составили 7,5% ВВП. Как видно из рис. 1 доля эта неуклонно увеличивается из года в год.
Существенной проблемой в решении указанной задачи реформы ЖКХ является наличие множества проблем, важнейшей из которых является высокий износ основных фондов. Так, по оценкам специалистов, износ инженерных сетей составляет 50%, а канализации – 30%. На решение проблем ветхого жилья требуется более 2 трлн руб., а на капитальный ремонт – более 10 млрд руб.
Рис. 1- Доля затрат федерального бюджета1 на жилищно-коммунальное хозяйство от ВВП [28]
Здесь необходимы меры государственного экономического регулирования и поддержки. Актуальной проблемой в связи с этим является бюджетное финансирование. В настоящее время бюджетная поддержка выражается в выделении субсидий малоимущим слоям населения, предоставлении целевых бюджетных средств в рамках реализации Подпрограммы, ежегодных дотациях субъектам Российской Федерации на подготовку жилищно-коммунального комплекса к осенне-зимнему периоду.
Таблица 1
Расходы консолидированного бюджета2 Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство, млрд. руб.[10]
Статья расходов\годы |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
расходы - всего |
4669,7 |
6820,6 |
8375,2 |
на жилищно-коммунальное хозяйство |
53,0 |
64,0 |
107,7 |
в процентах к предыдущему году |
6,2% |
6,9% |
10,4% |
Из таблицы 1 видно, что расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на ЖКХ в реальном выражении из года в год увеличиваются. При этом следует отметить, что расходы консолидированного бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство существенно увеличились в 2012 году.
Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2010 г. составили 53,0 млрд. руб., в 2011 г. - 64,0 млрд. руб., а на 2012 г. они запланированы уже в размере 107,7 млрд. руб.
Рис. 2- Структура расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на ЖКХ[18]
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику по комплексному развитию регионов. Более 90% расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на ЖКХ приходится на долю бюджетов субъектов Российской Федерации (рис. 2).
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов.
Это вызывает
необходимость дальнейшего
Как уже отмечалось выше, главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Основными статьями расходов местных бюджетов являются расходы на образование, ЖКХ, здравоохранение и спорт.
Показатели финансирования жилищно-коммунальной сферы по регионам Российской Федерации представлены в табл.2.
Таблица 2
Финансирование жилищно-коммунальной сферы по регионам России за 2012 год [21]
Федеральный округ |
Объем платных жилищно-коммунальных услуг населению |
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на ЖКХ |
Объем инвестиций в основной капитал (в жилища и коммунальную инфраструктуру) | ||||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% | ||
Российская Федерация |
660,6 |
100,0 |
579,0 |
100,0 |
657,5 |
100,0 | |
Центральный |
194,5 |
29,4 |
246,6 |
42,5 |
245,6 |
37,3 |
Продолжение таблицы 2
Федеральный округ |
Объем платных жилищно-коммунальных услуг населению |
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на ЖКХ |
Объем инвестиций в основной капитал (в жилища и коммунальную инфраструктуру) | ||||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% | ||
Северо-Западный |
78,3 |
11,9 |
85,5 |
14,8 |
49,4 |
7,5 | |
Южный |
67,8 |
10,3 |
37,9 |
6,5 |
73,5 |
11,2 | |
Приволжский |
132,9 |
20,1 |
51,8 |
9,0 |
121,0 |
18,4 | |
Уральский |
64,1 |
9,7 |
69,7 |
12,3 |
63,9 |
9,7 | |
Сибирский |
78,1 |
11,8 |
49,7 |
8,4 |
59,7 |
9,1 | |
Дальневосточный |
44,9 |
6,8 |
37,8 |
6,5 |
44,4 |
6,8 |
Как видно из таблицы 2, государственное финансирование воспроизводства основных фондов ЖКХ в сравнении с потребностью является незначительным. Безусловно, наибольшую тревогу регионов вызывает комплекс проблем, связанных с финансированием как текущей работы жилищно-коммунальной отрасли, так и преобразований, проводимых в этой сфере. Пожалуй, чаще всего затрагиваются вопросы, связанные с возможностями муниципальных образований самостоятельно финансировать преобразования в сфере ЖКХ. [11]
Регионами остро ставится проблема капитального ремонта жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ЖКХ.
Сегодняшняя
позиция органов федеральной
власти в данном вопросе в основном
расценивается регионами как
стремление устраниться от решения
этой больной проблемы, переложив
ее на плечи населения и
Динамика показателей финансирования сферы жилищно-коммунальных услуг в Российской Федерации представлена в табл.3.
Таблица 3
Динамика показателей финансирования жилищно-коммунальных услуг[19]
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 в % к 2010 |
1.Объем платных жилищно- |
396,2 |
660,6 |
768,7 |
7,2 |
2.Удельный вес ЖКУ в |
22,2 |
23,6 |
22,5 |
121,0 |
3.Объем средств в % к ВВП |
291,7 1,7 |
631,7 2,4 |
1102,3 3,3 |
5,5 0,6 |
4.Объем средств - льготы отдельным категориям граждан в оплате ЖКУ -субсидии малообеспеченным гражданам на оплату ЖКУ |
291,7
66,6
35,5 |
579,0
102,5
44,3 |
807,4
119,2
36,4 |
4,0
6,6
12,1 |
5. Удельный вес семей получающих жилищные субсидии, % |
13,7 |
10,6 |
7,5 |
0,3 |
Из данных таблицы 3 можно сделать вывод, что, несмотря на то, что в 2012 году объем средств федерального бюджета на финансирование ЖКХ был увеличен до 294,9 млрд. руб.
Доля убыточных предприятий в коммунальной сфере на начало 2013 года составила 49,0 %, а в жилищной - 47,7%.
Что соответственно на 4,3 и 21,5 % меньше по сравнению с 2010 годом. Более чем в 2 раза возросла дебиторская задолженность предприятий ЖКХ, которая составила 333 млрд. руб.; кредиторская задолженность увеличилась в 1,5 раза, её сумма достигла 324 млрд. руб.
Таблица 4
Структура расходов федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство, млн. руб. [31]
Наименование статей |
Исполнение 2010г. |
Исполнение 2011г. |
Исполнение 2012г. |
Утверждено 2013г. |
Общая сумма расходов бюджета из них |
107 156 |
173 217 |
228 744 |
253114 |
Жилищно-коммунальное хозяйство в том числе |
19 780 |
36 129 |
55 757 |
67 900 |
Жилищное хозяйство из них: |
13 274 |
20 171 |
28 507 |
39 741 |
Капитальный ремонт жилищного фонда |
1 904 |
4 946 |
7 143 |
7 502 |
Расходы по эксплуатации жилищного фонда в т.ч. |
4 166 |
6 882 |
10 328 |
13 086 |
Субсидии на оплату жилищно-коммунальные услуг малообеспеченным гражданам |
295 |
345 |
580 |
777 |
Возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию |
4 369 |
6 513 |
8 273 |
9 785 |
Анализ данных, представленных в табл. 4, показывает, что затраты на предоставление жилищных субсидий малоимущим гражданам и льгот составляют порядка 3 300 млн. руб., или 1,5 процента затрат бюджета. Как следует из табл. 4, число граждан, получающих социальную поддержку за счет средств бюджета, в 2012 г. уменьшилось на 0,17 млн. чел. (по сравнению с 2010 г.) и составило 4,4 млн. чел.
При этом темп снижения составил 96%. В то же время сумма начисляемых средств составила в 2012 году 3 306,5 млн. руб. к 2010 г. Темп роста составил 121,7%. При этом наблюдается увеличение среднего размера субсидий и льгот на 1 чел. 838,2 руб. в год, темп роста достиг 150%.
Существенным показателем исполнения местных бюджетов является размер их кредиторской задолженности. По состоянию на 1 января 2013 г. кредиторская задолженность местных бюджетов уменьшилась на 11,9 млрд. руб. и составила 35,1 млрд. руб.
Задолженность местных бюджетов по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями и по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг существенно снизилась (на 3,2 млрд. руб.) и составила 3,8 млрд. руб. на 1 января 2013 г. (против 7 млрд. руб. на 1 января 2011 г.).
По отношению к общему объему расходов местных бюджетов кредиторская задолженность на 1 января 2013 г. составляет 1,8%, что можно оценить как допустимый уровень. Финансовое оздоровление предприятий жилищно-коммунального хозяйства в определенной степени зависит от финансовой поддержки из федерального бюджета.
В федеральном бюджете интересы жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации учитываются в рамках межбюджетных отношений в Федеральном фонде компенсаций и в Федеральном фонде софинансирования расходов, в том числе в рамках финансирования Федеральной Целевой Программы (ФЦП) «Жилище».
Начиная с 2009 г. в составе федерального бюджета формируется Фонд компенсаций, который представляет собой совокупность межбюджетных трансфертов (субвенций), предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им полномочий Российской Федерации (таблица 5).
Правительство Российской Федерации Постановлением от 12 декабря 2007 г. № 861 утвердило методику распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан[25].
Таблица 5
Средства Федерального фонда компенсаций на 2010-2012 гг. [12]
Виды средств фонда\ годы |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Федеральный фонд компенсаций всего (тыс.руб.) |
74 228 493 |
153 130 234 |
163 739 903 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (тыс.руб.) |
58 925 079 |
81 712 621 |
89 638 351,7 |
Информация о работе Финансирование жилищно-коммунального хозяйства России