Финансирование жилищно-коммунального хозяйства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:09, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является разработка теоретических и методологических положений, а также практических рекомендаций, способствующих повышению эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России.
Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
-выявить особенности и направления финансирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях модернизации экономики;
-проанализировать существующие формы и методы финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

Содержание работы

Введение 4
1.Теоретические аспекты формирования финансовых основ в сфере жилищно-коммунального хозяйства 6
1.1 Цель и задачи финансирования жилищно-коммунального хозяйства 6
1.2 Особенности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях в России 12
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая финансирование жилищно-коммунального хозяйства в России 19
2. Анализ и оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 25
2.1 Динамика показателей финансирования ЖКХ в России 25
2.3 Оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне (на примере Республики Башкортостан) 40
3. Мероприятия по совершенствованию финансирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.1 Направления совершенствования финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.2 Усиление роли целевых программ, реализуемых в России в повышении эффективности финансирования ЖКХ 58
3.3 Пути повышения эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне 66
Выводы и предложения 75
Список использованной литературы 77

Файлы: 1 файл

Диплом_ЖКХ_окончат.docx

— 656.44 Кб (Скачать файл)

Мировой опыт показывает, что государственное  регулирование экономических процессов в ЖКХ - обязательный компонент современной политики в данной сфере.

К началу 90-х годов 20 века затраты на жилищно-коммунальные услуги составили 7,5% ВВП. Как видно из рис. 1 доля эта неуклонно увеличивается из года в год.

Существенной  проблемой в решении указанной  задачи реформы ЖКХ является наличие  множества проблем, важнейшей из которых является высокий износ  основных фондов. Так, по оценкам специалистов, износ инженерных сетей составляет 50%, а канализации – 30%. На решение проблем ветхого жилья требуется более 2 трлн руб., а на капитальный ремонт – более 10 млрд руб.

Рис. 1- Доля затрат федерального бюджета1 на жилищно-коммунальное хозяйство от ВВП [28]

Здесь необходимы меры государственного экономического регулирования и поддержки. Актуальной проблемой в связи с этим является бюджетное финансирование. В настоящее время бюджетная поддержка выражается в выделении субсидий малоимущим слоям населения, предоставлении целевых бюджетных средств в рамках реализации Подпрограммы, ежегодных дотациях субъектам Российской Федерации на подготовку жилищно-коммунального комплекса к осенне-зимнему периоду.

Таблица 1

Расходы консолидированного бюджета2 Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство, млрд. руб.[10]

Статья расходов\годы

2010 г.

2011 г.

2012 г.

расходы - всего

4669,7

6820,6

8375,2

на жилищно-коммунальное хозяйство

53,0

64,0

107,7

в процентах к предыдущему году

6,2%

6,9%

10,4%


Из таблицы 1 видно, что расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на ЖКХ в реальном выражении из года в год увеличиваются. При этом следует отметить, что расходы консолидированного бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство существенно увеличились в 2012 году.

Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2010 г. составили 53,0 млрд. руб., в 2011 г. - 64,0 млрд. руб., а на 2012 г. они запланированы уже в размере 107,7 млрд. руб.

Рис. 2- Структура расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на ЖКХ[18]

Через региональные бюджеты государство активно  проводит экономическую политику по комплексному развитию регионов. Более 90% расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на ЖКХ приходится на долю бюджетов субъектов Российской Федерации (рис. 2).

В современных  условиях все в большей степени  региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов.

Это вызывает необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов.

Как уже  отмечалось выше, главным направлением использования средств местных  бюджетов являются расходы, связанные  с жизнеобеспечением человека. Основными  статьями расходов местных бюджетов являются расходы на образование, ЖКХ, здравоохранение и спорт.

Показатели  финансирования  жилищно-коммунальной сферы  по регионам Российской Федерации  представлены в табл.2.

Таблица 2

Финансирование  жилищно-коммунальной сферы по регионам России за 2012 год [21]

Федеральный

округ

Объем платных жилищно-коммунальных услуг населению

Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на ЖКХ

Объем инвестиций в основной капитал (в жилища и коммунальную инфраструктуру)

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

Российская 

Федерация

660,6

100,0

579,0

100,0

657,5

100,0

Центральный

194,5

29,4

246,6

42,5

245,6

37,3


Продолжение таблицы 2

Федеральный

округ

Объем платных жилищно-коммунальных услуг населению

Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на ЖКХ

Объем инвестиций в основной капитал (в жилища и коммунальную инфраструктуру)

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

Северо-Западный

78,3

11,9

85,5

14,8

49,4

7,5

Южный

67,8

10,3

37,9

6,5

73,5

11,2

Приволжский

132,9

20,1

51,8

9,0

121,0

18,4

Уральский

64,1

9,7

69,7

12,3

63,9

9,7

Сибирский

78,1

11,8

49,7

8,4

59,7

9,1

Дальневосточный

44,9

6,8

37,8

6,5

44,4

6,8


Как видно  из таблицы 2, государственное финансирование воспроизводства основных фондов ЖКХ в сравнении с потребностью является незначительным. Безусловно, наибольшую тревогу регионов вызывает комплекс проблем, связанных с финансированием как текущей работы жилищно-коммунальной отрасли, так и преобразований, проводимых в этой сфере. Пожалуй, чаще всего затрагиваются вопросы, связанные с возможностями муниципальных образований самостоятельно финансировать преобразования в сфере ЖКХ. [11]

Регионами остро ставится проблема капитального ремонта жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ЖКХ.

Сегодняшняя позиция органов федеральной  власти в данном вопросе в основном расценивается регионами как  стремление устраниться от решения  этой больной проблемы, переложив  ее на плечи населения и муниципальных  образований.

 Динамика показателей финансирования сферы жилищно-коммунальных услуг в Российской Федерации  представлена в табл.3.

Таблица 3

Динамика показателей финансирования жилищно-коммунальных услуг[19]

Показатель

2010

2011

2012

2012 в % к 2010

1.Объем платных жилищно-коммунальных услуг населению, млрд. руб.

396,2

660,6

768,7

7,2

2.Удельный вес ЖКУ в структуре  платных услуг населению, %

22,2

23,6

22,5

121,0

3.Объем средств консолидированного бюджета Российской Федерации на финансирование ЖКХ, млрд. руб.

в  % к ВВП

 

 

 

 

291,7

1,7

 

 

 

 

631,7

2,4

 

 

 

 

1102,3

3,3

 

 

 

 

5,5

0,6

4.Объем средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на ЖКХ, млрд. руб., в том числе:

- льготы отдельным категориям граждан в оплате ЖКУ

-субсидии малообеспеченным гражданам на оплату ЖКУ

 

 

 

 

291,7

 

 

66,6

 

 

35,5

 

 

 

 

579,0

 

 

102,5

 

 

44,3

 

 

 

 

807,4

 

 

119,2

 

 

36,4

 

 

 

 

4,0

 

 

6,6

 

 

12,1

5. Удельный вес семей получающих жилищные субсидии, %

13,7

10,6

7,5

0,3


Из данных таблицы 3 можно сделать вывод, что, несмотря на то, что в 2012 году объем средств федерального бюджета на финансирование ЖКХ был увеличен до  294,9 млрд.  руб.

Доля убыточных предприятий в коммунальной сфере на начало 2013 года составила 49,0 %, а в  жилищной  - 47,7%.

Что соответственно на 4,3 и 21,5 % меньше по сравнению с 2010 годом. Более чем в 2 раза  возросла дебиторская задолженность предприятий ЖКХ, которая  составила 333 млрд. руб.;  кредиторская задолженность увеличилась в 1,5 раза, её сумма достигла 324 млрд.  руб. 

Таблица 4

Структура расходов федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство, млн. руб. [31]

Наименование статей

Исполнение 2010г.

Исполнение 2011г.

Исполнение 2012г.

Утверждено 2013г.

Общая сумма расходов бюджета

из них

107 156

173 217

228 744

253114

Жилищно-коммунальное хозяйство

в том числе

19 780

36 129

55 757

67 900

Жилищное хозяйство

из них:

13 274

20 171

28 507

39 741

Капитальный ремонт жилищного фонда

1 904

4 946

7 143

7 502

Расходы по эксплуатации жилищного фонда

в т.ч.

4 166

6 882

10 328

13 086

Субсидии на оплату жилищно-коммунальные услуг малообеспеченным гражданам

295

345

580

777

Возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию

4 369

6 513

8 273

9 785


Анализ  данных, представленных в табл. 4, показывает, что затраты на предоставление жилищных субсидий малоимущим гражданам и льгот составляют порядка 3 300 млн. руб., или 1,5 процента затрат бюджета. Как следует из табл. 4, число граждан, получающих социальную поддержку за счет средств бюджета, в 2012 г. уменьшилось на 0,17 млн. чел. (по сравнению с 2010 г.) и составило 4,4 млн. чел.

При этом темп снижения составил 96%. В то же время  сумма начисляемых средств составила в 2012 году 3 306,5 млн. руб. к 2010 г. Темп роста составил 121,7%. При этом наблюдается увеличение среднего размера субсидий и льгот на 1 чел. 838,2 руб. в год, темп роста достиг 150%.

Существенным  показателем исполнения местных  бюджетов является размер их кредиторской задолженности. По состоянию на 1 января 2013 г. кредиторская задолженность местных бюджетов уменьшилась на 11,9 млрд. руб. и составила 35,1 млрд. руб.

Задолженность местных бюджетов по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями и по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг существенно снизилась (на 3,2 млрд. руб.) и составила 3,8 млрд. руб. на 1 января 2013 г. (против 7 млрд. руб. на 1 января 2011 г.).

По отношению  к общему объему расходов местных  бюджетов кредиторская задолженность на 1 января 2013 г. составляет 1,8%, что можно оценить как допустимый уровень. Финансовое оздоровление предприятий жилищно-коммунального хозяйства в определенной степени зависит от финансовой поддержки из федерального бюджета.

В федеральном  бюджете интересы жилищно-коммунального  хозяйства субъектов Российской Федерации учитываются в рамках межбюджетных отношений в Федеральном фонде компенсаций и в Федеральном фонде софинансирования расходов, в том числе в рамках финансирования Федеральной Целевой Программы (ФЦП) «Жилище».

Начиная с 2009 г. в составе федерального бюджета формируется Фонд компенсаций, который представляет собой совокупность межбюджетных трансфертов (субвенций), предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им полномочий Российской Федерации (таблица 5).

Правительство Российской Федерации Постановлением от 12 декабря 2007 г. № 861 утвердило методику распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан[25].

Таблица 5

Средства Федерального фонда компенсаций  на 2010-2012 гг. [12]

Виды средств фонда\ годы

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Федеральный фонд

компенсаций всего

(тыс.руб.)

74 228 493

153 130 234

163 739 903

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (тыс.руб.)

 

58 925 079

 

81 712 621

 

89 638 351,7

Информация о работе Финансирование жилищно-коммунального хозяйства России