Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:09, дипломная работа
Целью дипломного исследования является разработка теоретических и методологических положений, а также практических рекомендаций, способствующих повышению эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России.
Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
-выявить особенности и направления финансирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях модернизации экономики;
-проанализировать существующие формы и методы финансирования жилищно-коммунального хозяйства;
Введение 4
1.Теоретические аспекты формирования финансовых основ в сфере жилищно-коммунального хозяйства 6
1.1 Цель и задачи финансирования жилищно-коммунального хозяйства 6
1.2 Особенности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях в России 12
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая финансирование жилищно-коммунального хозяйства в России 19
2. Анализ и оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 25
2.1 Динамика показателей финансирования ЖКХ в России 25
2.3 Оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне (на примере Республики Башкортостан) 40
3. Мероприятия по совершенствованию финансирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.1 Направления совершенствования финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.2 Усиление роли целевых программ, реализуемых в России в повышении эффективности финансирования ЖКХ 58
3.3 Пути повышения эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне 66
Выводы и предложения 75
Список использованной литературы 77
Как видно из таблицы 10, начиная с 2013 года предполагается осуществлять предоставление субгарантий федерального бюджета в размере до 50 млрд. рублей ежегодно при условии предоставления гарантий бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Общий объем финансирования целевых программ реформирования ЖКХ в 2013-2020 годах составляет 4098,75 млрд. рублей, в том числе за счет средств:
1) федерального бюджета – 422 млрд. рублей;
2) средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов –407млрд. рублей;
3) средств внебюджетных источников (заемных средств) – 3269,75 млрд. рублей.
Стабилизация
финансового положения
- для отечественной промышленности - в росте объёмов производств в машиностроении, металлургии и промышленности строительных материалов (не менее чем на 2,2 трлн. рублей за 10-летний период, в том числе продукции машиностроения - не менее чем на 1,6 трлн. рублей).
В настоящее
время система
Установка одного прибора учета потребления холодной воды на водопроводном вводе муниципального жилого дома потребует затрат в размере 10 тыс. руб. На установку первоочередных 3200 узлов потребуется 32000 тыс. руб. из средств бюджета города. Ожидаемый экономический эффект, в результате реализации Программы, составит 16000 тыс. руб. в год.
Внедрение приборов учета холодного водоснабжения на водопроводных вводах на 150 объектах социальной сферы потребует затрат в размере 1500 тыс. руб. из средств бюджета города. Экономия от внедрения приборов учёта холодной воды на объектах социальной сферы будет составлять 2400 тыс. руб. ежегодно.
Установка автоматов козырькового и подъездного освещения, а также экономичных светильников на 2500 объектах социальной сферы и жилищного фонда, исходя из расчета 5 тыс. руб. на один дом, потребует затрат в размере 12500 тыс. руб. бюджета. Ожидаемый экономический эффект составит 12000 тыс. рублей в год.
Реконструкция
муниципальных котельных с
3.2 Усиление роли
целевых программ, реализуемых в
России в повышении
22 декабря 2009 г. на заседании Президиума Правительства Российской Федерации министр регионального развития Российской Федерации В.Ф. Басаргин представил основные принципы разработанной Министерство регионального развития концепция ФЦП «Комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ на период 2010-2020 годов». Документ в корне отличается от всех ранее принятых планов развития отрасли тем, что, во-первых, носит комплексный и программный характер и, во-вторых, предусматривает возвратность средств, привлекаемых для реализации намеченных мероприятий.
Принципами финансирования ФЦП являются:
- возвратность, которая обеспечивается за счет гарантированных платежей населения, рассчитанных через оценку их платежеспособности по совокупному платежу граждан за коммунальные услуги;
платность,
- общая доступность ФЦП для муниципальных образований с разной численностью населения.
Применение указанного механизма финансирования ФЦП позволит привлечь частных инвесторов в жилищно-коммунальное хозяйство и выработать типовые пакеты документов для коммерческих банков, чтобы снизить риски кредитования долгосрочных проектов в ЖКХ.
На первом этапе реализации ФЦП планируется осуществить ряд проектов как на уровне муниципалитета, так и на уровне субъекта федерации, выработать типовые банковские продукты с целью их массового тиражирования в ходе реализации второго и третьего этапов.
С 2014 г. будет осуществляться часть программы, связанная с реконструкцией жилого фонда. Участие собственников жилых помещений в финансировании данных работ значительно увеличивается.
Экономическими эффектами реализации ФЦП являются:
- для федерального бюджета - прозрачные механизмы расходования средств из бюджета и ликвидация просроченной задолженности по уплате налогов и сборов организаций коммунального комплекса перед федеральным бюджетом в объеме 25 млрд. руб.;
- для отечественной промышленности - рост объемов производства в машиностроении, металлургии и промышленности строительных материалов в общей сложности не менее чем на 2,2 трлн. руб. за 10-летний период, в том числе продукции машиностроения - не менее чем на 1 ,б трлн. руб.
На управление ФЦП предполагается направить до 5 % средств, выделяемых из федерального бюджета. На каждый рубль из государственного бюджета планируется привлечь 5,5 руб. внебюджетных средств. Основные механизмы ФЦП определяют снижение рисков инвесторов при комплексной кредитной поддержке муниципального образования в части ресурсосбережения, оптимизации и обновления систем коммунальной инфраструктуры.
Для реализации ФЦП необходимо осуществить следующие меры:
1. изменение тарифного регулирования организаций коммунального комплекса в направлении долгосрочности. Для этого требуется применение:
2. долгосрочных тарифов4, в том числе установленных на основе программ комплексного развития, используя при этом критерии доступности стоимости ЖКУ для потребителей;
3. метода возврата на вложенный капитал с заданиями по снижению издержек;
4. метода сравнительного анализа затрат;
5. многоставочных тарифов5.
Изменение договорных отношений между ресурсоснабжающими организациями и потребителями в направлении долгосрочности и повышения ответственности сторон. Для этого необходимо:
1. введение примерных договоров либо определение существующих условий договоров ресурсоснабжения и управления многоквартирными домами,
2. введение долгосрочных договоров ресурсоснабжения;
3. регламентация взаимоотношений собственников помещений, управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций по вопросам обязательных минимальных требований к жилищным услугам и обслуживанию многоквартирного дома, требований к объемам и качеству ЖКУ и их оплате, а также требований к объемам и качеству коммунальных ресурсов и их оплате.
4. повышение финансовой устойчивости и платежеспособности управляющих компаний, которые являются основными источниками рисков в работе коммунальной инфраструктуры, нормативное определение обязательных требований по финансовой устойчивости управляющих компаний.
Оказание услуг потребителям при отсутствии полного финансового обеспечения возмещения услуг в условиях государственных регулируемых цен и предоставления льгот по оплате услуг населению в соответствии с Федеральными законами приводит к недостатку ресурсов в оборотном капитале, к снижению платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий. Недофинансирование предприятий ЖКХ, отсутствие эффективных процедур формирования и изменения тарифов обуславливает низкое качество предоставления жилищно-коммунальных услуг и непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций.
Таким образом, соотношение стоимости материальных оборотных средств и величин собственных и заемных источников их формирования определяет финансовую устойчивость управляющих компаний. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятия необходимо, чтобы уровень запасов и затрат не превышал собственных и долгосрочных заемных источников их финансирования.
В зависимости от обеспеченности запасов и затрат источниками их финансирования выделяют 4 типа финансовых ситуаций:
1. Абсолютная устойчивость финансового состояния предприятия характеризуется тем, что собственных источников достаточно для формирования запасов и затрат:
dEc –
избыток или недостаток
dEc = Ic-F-Z ≥ 0.
где: F - основные средства и прочие внеоборотные активы;
Z - запасы и затраты всего;
Ic - bсточники собственных средств.
Если dEc > 0, то у предприятия имеются свободные средства, которые не использованы ни на закупку сырья, ни на покрытие затрат на производство.
2. Нормальная
устойчивость финансового
dEt –
избыток или недостаток
dEt = Ic+K1-F-Z ≥ 0.
где: K1 - долгосрочные кредиты банков и займы.
3. Неустойчивое
финансовое положение, при
dEs –
избыток или недостаток всех
источников финансирования
dEs = Ic+K1+K2-F-Z ≥ 0.
где: K2 - краткосрочные кредиты банков и займы.
4. Кризисное
финансовое состояние, при
dEc < 0; dEt < 0; dEs < 0.
Основными принципами внедрения ФЦП являются:
- комплексная поддержка муниципальных образований на всех этапах от предпроектного до реализации проектов;
- проектное финансирование;
- платность и возвратность федеральных средств;
- привлечение частных средств мультипликативно на федеральные средства.
Основной банк по финансированию ФЦП в субъектах Российской Федерации - Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» («Внешэкономбанк», ВЭБ), его дочерние банки и банки-партнеры. В настоящее время при кредитной поддержке ВЭБа реализуются проекты модернизации системы ЖКХ муниципальных образований по следующим направлениям:
- разработка программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры (ПКР СКИ) муниципального образования;
- внедрение автоматизированной системы учета ресурсов ЖКХ, переход на оплату за реально потребляемый объем ресурсов, построение единого баланса по потребляемым ресурсам;
- создание и внедрение единой информационно-расчетной системы рынка ЖКХ муниципального образования;
- реализация инвестиционных проектов по повышению энергоэффективности;
- реализация инвестиционных проектов по модернизации/строительству новых объектов коммунальной инфраструктуры на основании ПКР СКИ.
ПКР СКИ - это финансово-инвестиционная программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Она построена в расчете на достижение конкретных, количественных целей, сбалансирована по срокам и источникам финансирования для привлечения инвестиций оптимальным для поселения образом. Данная программа проверена на соответствие критериям доступности коммунальных ресурсов для потребителей.
При этом заемщиком является администрация муниципалитета или уполномоченная компания - выгодоприобретатель от ПКР. Источник возвратности - текущая прибыль от хозяйственной деятельности, бюджетное финансирование, обязательные платежи частных инвесторов, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов в рамках ПКР СКИ. Обеспечение - гарантия администрации муниципалитета, субъекта федерации. Срок разработки ПКР СКИ - 1 -2 года. Срок кредита - от 2 до 7 лет, сумма - от 20 до 100 млн. руб. на одно муниципальное образование с населением менее 1 млн. человек. Процентная ставка - ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации + 3 %. Структура финансирования - до 100 % суммы расходов на разработку ПКР СКИ.
Объем рынка, по оценкам Министерства регионального развития, - 400-500 млрд. руб. Квалифицированными заемщиками являются управляющая компания, лизинговая компания, оператор энергосервиса. Источник возвратности - экономия от внедрения приборного учета и перехода от оплаты по нормативам потребления к реальным объемам потребленных ресурсов. Обеспечение - гарантия администрации муниципалитета, субъекта федерации, поручительство, активы заемщика. Срок внедрения объектового учета - 1 -3 года, срок кредита - от 2 до 7 лет. Сумма - в среднем от 50 млн. руб. до 250 млн. руб. на одно муниципальное образование. Процентная ставка - ставка рефинансирования ЦБ Российской Федерации + 3 %. Структура финансирования - до 80 %.
Информация о работе Финансирование жилищно-коммунального хозяйства России