Финансирование жилищно-коммунального хозяйства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:09, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является разработка теоретических и методологических положений, а также практических рекомендаций, способствующих повышению эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России.
Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
-выявить особенности и направления финансирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях модернизации экономики;
-проанализировать существующие формы и методы финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

Содержание работы

Введение 4
1.Теоретические аспекты формирования финансовых основ в сфере жилищно-коммунального хозяйства 6
1.1 Цель и задачи финансирования жилищно-коммунального хозяйства 6
1.2 Особенности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях в России 12
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая финансирование жилищно-коммунального хозяйства в России 19
2. Анализ и оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 25
2.1 Динамика показателей финансирования ЖКХ в России 25
2.3 Оценка финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне (на примере Республики Башкортостан) 40
3. Мероприятия по совершенствованию финансирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.1 Направления совершенствования финансирования жилищно-коммунального хозяйства в России 52
3.2 Усиление роли целевых программ, реализуемых в России в повышении эффективности финансирования ЖКХ 58
3.3 Пути повышения эффективности финансирования жилищно-коммунального хозяйства на субфедеральном уровне 66
Выводы и предложения 75
Список использованной литературы 77

Файлы: 1 файл

Диплом_ЖКХ_окончат.docx

— 656.44 Кб (Скачать файл)

Как видно  из таблицы 10, начиная с 2013 года предполагается осуществлять предоставление субгарантий федерального бюджета в размере до 50 млрд. рублей ежегодно при условии предоставления гарантий бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Общий объем  финансирования целевых программ реформирования ЖКХ в 2013-2020 годах составляет  4098,75 млрд. рублей, в том числе за счет средств:

1) федерального бюджета – 422 млрд. рублей;

2) средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов –407млрд. рублей;

3) средств внебюджетных источников (заемных средств) – 3269,75 млрд. рублей.

Стабилизация  финансового положения предприятий  жилищно-коммунального хозяйства  обеспечит повышение надёжности и качества предоставляемых услуг, эффективность расходов организаций коммунального комплекса, стабильность занятости и доходов для работников этой сферы.

- для отечественной промышленности - в росте объёмов производств в машиностроении, металлургии и промышленности строительных материалов (не менее чем на 2,2 трлн. рублей за 10-летний период, в том числе продукции машиностроения - не менее чем на 1,6 трлн. рублей).

В настоящее  время система автоматизированного  сбора и обработки информации о параметрах теплоносителя установлена на 136 ЦТП. Необходимо установить дополнительное оборудование в 43 ЦТП, в которых установлены приборы учёта тепла, а также оборудовать 72 ЦТП, в которых приборы учета тепла планируется установить. Установка прибора съёма информации на одном ЦТП потребует затрат в размере 50 тыс. рублей. Общие затраты составят 5750 тыс. рублей. Данная система позволит в дальнейшем подключить к ней и получать информацию с узлов учета, установленных на объектах образования, здравоохранения, вводах жилых домов, муниципальных котельных и других объектах городского хозяйства.

Установка одного прибора учета потребления  холодной воды на водопроводном вводе муниципального жилого дома потребует затрат в размере 10 тыс. руб. На установку первоочередных 3200 узлов потребуется 32000 тыс. руб. из средств бюджета города. Ожидаемый экономический эффект, в результате реализации Программы, составит 16000 тыс. руб. в год.

Внедрение приборов учета холодного водоснабжения  на водопроводных вводах на 150 объектах социальной сферы потребует затрат в размере 1500 тыс. руб. из средств бюджета города. Экономия от внедрения приборов учёта холодной воды на объектах социальной сферы будет составлять 2400 тыс. руб. ежегодно.

Установка автоматов козырькового и подъездного освещения, а также экономичных светильников на 2500 объектах социальной сферы и жилищного фонда, исходя из расчета 5 тыс. руб. на один дом, потребует затрат в размере 12500 тыс. руб. бюджета. Ожидаемый экономический эффект составит 12000 тыс. рублей в год.

Реконструкция муниципальных котельных с заменой котлового оборудования на базе котлов НР-18 на котлы с более высоким коэффициентом полезного действия позволит экономить до 25% топлива, необходимого для выработки единицы тепловой энергии. Установка одного котла с котловым оборудованием составляет 350 тыс. рублей. В замене нуждаются 245 котлов, за счёт средств бюджета планируется заменить 147. Общая сумма затрат составит 51750 тыс. руб. Ожидаемый экономический эффект составит 17500 тыс. руб. за отопительный сезон.

3.2 Усиление роли  целевых программ, реализуемых в  России в повышении эффективности  финансирования ЖКХ

22 декабря 2009 г. на заседании Президиума Правительства Российской Федерации министр регионального развития Российской Федерации В.Ф. Басаргин представил основные принципы разработанной Министерство регионального развития концепция ФЦП «Комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ на период 2010-2020 годов». Документ в корне отличается от всех ранее принятых планов развития отрасли тем, что, во-первых, носит комплексный и программный характер и, во-вторых, предусматривает возвратность средств, привлекаемых для реализации намеченных мероприятий.

Принципами  финансирования ФЦП являются:

- возвратность, которая обеспечивается за счет гарантированных платежей населения, рассчитанных через оценку их платежеспособности по совокупному платежу граждан за коммунальные услуги;

платность,

- общая доступность ФЦП для муниципальных образований с разной численностью населения.

Применение  указанного механизма финансирования ФЦП позволит привлечь частных инвесторов в жилищно-коммунальное хозяйство и выработать типовые пакеты документов для коммерческих банков, чтобы снизить риски кредитования долгосрочных проектов в ЖКХ.

На первом этапе реализации ФЦП планируется  осуществить ряд проектов как  на уровне муниципалитета, так и  на уровне субъекта федерации, выработать типовые банковские продукты с целью их массового тиражирования в ходе реализации второго и третьего этапов.

С 2014 г. будет осуществляться часть программы, связанная с реконструкцией жилого фонда. Участие собственников жилых помещений в финансировании данных работ значительно увеличивается.

Экономическими  эффектами реализации ФЦП являются:

- для федерального бюджета - прозрачные механизмы расходования средств из бюджета и ликвидация просроченной задолженности по уплате налогов и сборов организаций коммунального комплекса перед федеральным бюджетом в объеме 25 млрд. руб.;

- для отечественной промышленности - рост объемов производства в машиностроении, металлургии и промышленности строительных материалов в общей сложности не менее чем на 2,2 трлн. руб. за 10-летний период, в том числе продукции машиностроения - не менее чем на 1 ,б трлн. руб.

На управление ФЦП предполагается направить до 5 % средств, выделяемых из федерального бюджета. На каждый рубль из государственного бюджета планируется привлечь 5,5 руб. внебюджетных средств. Основные механизмы ФЦП определяют снижение рисков инвесторов при комплексной кредитной поддержке муниципального образования в части ресурсосбережения, оптимизации и обновления систем коммунальной инфраструктуры.

Для реализации ФЦП необходимо осуществить следующие  меры:

1. изменение тарифного регулирования организаций коммунального комплекса в направлении долгосрочности. Для этого требуется применение:

2. долгосрочных тарифов4, в том числе установленных на основе программ комплексного развития, используя при этом критерии доступности стоимости ЖКУ для потребителей;

3. метода возврата на вложенный капитал с заданиями по снижению издержек;

4. метода сравнительного анализа затрат;

5. многоставочных тарифов5.

Изменение договорных отношений между ресурсоснабжающими организациями и потребителями в направлении долгосрочности и повышения ответственности сторон. Для этого необходимо:

1. введение примерных договоров либо определение существующих условий договоров ресурсоснабжения и управления многоквартирными домами,

2. введение долгосрочных договоров ресурсоснабжения;

3. регламентация взаимоотношений собственников помещений, управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций по вопросам обязательных минимальных требований к жилищным услугам и обслуживанию многоквартирного дома, требований к объемам и качеству ЖКУ и их оплате, а также требований к объемам и качеству коммунальных ресурсов и их оплате.

4. повышение финансовой устойчивости и платежеспособности управляющих компаний, которые являются основными источниками рисков в работе коммунальной инфраструктуры, нормативное определение обязательных требований по финансовой устойчивости управляющих компаний.

Оказание  услуг потребителям при отсутствии полного финансового обеспечения возмещения услуг в условиях государственных регулируемых цен и предоставления льгот по оплате услуг населению в соответствии с Федеральными законами приводит к недостатку ресурсов в оборотном капитале, к снижению платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий. Недофинансирование предприятий ЖКХ, отсутствие эффективных процедур формирования и изменения тарифов обуславливает низкое качество предоставления жилищно-коммунальных услуг и непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций.

 Таким образом, соотношение стоимости материальных оборотных средств и величин собственных и заемных источников их формирования определяет финансовую устойчивость управляющих компаний. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятия необходимо, чтобы уровень запасов и затрат не превышал собственных и долгосрочных заемных источников их финансирования.

В зависимости  от обеспеченности запасов и затрат источниками их финансирования выделяют 4 типа финансовых ситуаций:

1. Абсолютная устойчивость финансового состояния предприятия характеризуется тем, что собственных источников достаточно для формирования запасов и затрат:

dEc –  избыток или недостаток собственных  источников финансирования запасов  и затрат;

dEc = Ic-F-Z ≥ 0.

где: F - основные средства и прочие внеоборотные активы;

       Z - запасы и затраты всего;

       Ic - bсточники собственных средств.

Если dEc > 0, то у предприятия имеются  свободные средства, которые не использованы ни на закупку сырья, ни на покрытие затрат на производство.

2. Нормальная  устойчивость финансового состояния  проявляется в том, что собственных  источников недостаточно, но привлечение  части долгосрочных кредитов и займов позволяет покрыть потребность в источниках финансирования материальных оборотных активов:

dEt –  избыток или недостаток собственных  и долгосрочных заемных источников финансирования запасов и затрат:

dEt = Ic+K1-F-Z ≥ 0.

где: K1 - долгосрочные кредиты банков и займы.

3. Неустойчивое  финансовое положение, при котором  сохраняется возможность восстановления равновесия путем пополнения источников за счет привлечения краткосрочных кредитов и займов:

dEs –  избыток или недостаток всех  источников финансирования запасов  и затрат;

dEs = Ic+K1+K2-F-Z ≥ 0.

где: K2 - краткосрочные кредиты банков и займы.

4. Кризисное  финансовое состояние, при котором  предприятие находится на грани  банкротства. Денежные средства, краткосрочные ценные бумаги  и дебиторская задолженность не покрывают даже кредиторской задолженности предприятия:

dEc < 0; dEt < 0; dEs < 0.

Основными принципами внедрения ФЦП являются:

- комплексная поддержка муниципальных образований на всех этапах от предпроектного до реализации проектов;

- проектное финансирование;

- платность и возвратность федеральных средств;

- привлечение частных средств мультипликативно на федеральные средства.

Основной  банк по финансированию ФЦП в субъектах  Российской Федерации - Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» («Внешэкономбанк», ВЭБ), его дочерние банки и банки-партнеры. В настоящее время при кредитной поддержке ВЭБа реализуются проекты модернизации системы ЖКХ муниципальных образований по следующим направлениям:

- разработка программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры (ПКР СКИ) муниципального образования;

- внедрение автоматизированной системы учета ресурсов ЖКХ, переход на оплату за реально потребляемый объем ресурсов, построение единого баланса по потребляемым ресурсам;

- создание и внедрение единой информационно-расчетной системы рынка ЖКХ муниципального образования;

- реализация инвестиционных проектов по повышению энергоэффективности;

- реализация инвестиционных проектов по модернизации/строительству новых объектов коммунальной инфраструктуры на основании ПКР СКИ.

ПКР СКИ - это финансово-инвестиционная программа  комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Она построена в расчете на достижение конкретных, количественных целей, сбалансирована по срокам и источникам финансирования для привлечения инвестиций оптимальным для поселения образом. Данная программа проверена на соответствие критериям доступности коммунальных ресурсов для потребителей.

При этом заемщиком является администрация  муниципалитета или уполномоченная компания - выгодоприобретатель от ПКР. Источник возвратности - текущая прибыль от хозяйственной деятельности, бюджетное финансирование, обязательные платежи частных инвесторов, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов в рамках ПКР СКИ. Обеспечение - гарантия администрации муниципалитета, субъекта федерации. Срок разработки ПКР СКИ - 1 -2 года. Срок кредита - от 2 до 7 лет, сумма - от 20 до 100 млн. руб. на одно муниципальное образование с населением менее 1 млн. человек. Процентная ставка - ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации + 3 %. Структура финансирования - до 100 % суммы расходов на разработку ПКР СКИ.

Объем рынка, по оценкам Министерства регионального развития, - 400-500 млрд. руб. Квалифицированными заемщиками являются управляющая компания, лизинговая компания, оператор энергосервиса. Источник возвратности - экономия от внедрения приборного учета и перехода от оплаты по нормативам потребления к реальным объемам потребленных ресурсов. Обеспечение - гарантия администрации муниципалитета, субъекта федерации, поручительство, активы заемщика. Срок внедрения объектового учета - 1 -3 года, срок кредита - от 2 до 7 лет. Сумма - в среднем от 50 млн. руб. до 250 млн. руб. на одно муниципальное образование. Процентная ставка - ставка рефинансирования ЦБ Российской Федерации + 3 %. Структура финансирования - до 80 %.

Информация о работе Финансирование жилищно-коммунального хозяйства России