Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:55, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование и анализ рынка пластиковых карт в России.
Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
рассмотрение теоретических основ функционирования платежных систем, основанных на пластиковых картах;
анализ практики использования пластиковых крат коммерческими банками;
анализ развития российского рынка пластиковых карт;
– получение наличных денег через банкоматы;
– получение ответа на запрос о состоянии счета;
– перевести денежные средства с одного счета на другой;
– получить выписки с текущего счета. Выписка – это документ, который содержит информацию о проведенных операциях со счетом, а также данные о остатке на счете;
– получить кредит при покупке товаров или авансом в наличном виде;
– осуществить платеж за товары или качественные услуги с использованием торговых терминалов;
– получить ответ на запрос о возможности получить клиентского кредита с помощью банкомата.
Все эти услуги клиент может получить с помощью системы электронных банковских услуг без участия персонала банка.
Эквайером может быть только кредитная организация.
Обязанности банка, занимающегося эквайрингом, определяются его ролью по обслуживанию торговых участников карточных систем.
Основные функции:
– процессинг торговых счетов, представленных в банк торговцем по операциям с карточками;
– обмен информацией о сделках и уплата комиссии за интерчейндж в пользу банка-эмитента;
– рассмотрение заявок торговцев на присоединение к системе расчетов, анализа кредитоспособности новых и имеющихся торговцев, проверка торговцев, подозреваемых в мошенничестве;
– маркетинг, помощь торговцам в приобретении оборудования для пластиковых карточек.
4) Процессинговый центр – специализированный информационно-вычислительный центр, который осуществляет сбор, обработку, сохранение и передачу кредитно-финансовым учреждениям информации о необходимости перевода со счета лиц – держателей платежных карт денежных средств за полученные товары и услуги и другие карточные операции лиц, которые их предоставляют.
Функциями процессингового центра являются:
– разработка стандартов и правил ведения операций;
– обеспечение надлежащего уровня функционирования систем авторизации и расчетов;
– обмен финансовой информации и перевод комиссионных выплат между участниками системы;
– исследование и анализ функционирования системы;
– разработка новых платежных продуктов;
– реклама и продвижение услуг на рынок.
Процессинг – обеспечение сбора, обработки и распространения информации между членами платежной организации, а также технического обслуживания эмиссии и эквайринга, осуществляемых членами платежной организации.
Процессинг торговых счетов состоит в переносе данных с бумажного счета на магнитную ленту для введения в систему информационного обмена и «продажи» этих сумм банку-эмитенту.
5) Торговое предприятие – юридическое лицо, осуществляющее продажу товаров с использованием платежных карт на основании договора с эквайером.
Торговое предприятие обязуется принимать карты как платежное средство расчета за товары или услуги и проводить авторизацию в предусмотренных условиях; обязуется извлечь карту при подозрении, если покупатель не является собственником данной карты; предоставлять банку торговые счета, оформленные с использованием карт.
Торговое предприятие, участвующее в соглашении:
– обязуется принимать карточки в уплату за товары и услуги и проводить авторизацию в предусмотренных соглашением случаях;
– обязуется изъять карточки, если есть подозрения, что предъявитель не является законным ее владельцем;
– может предъявить банку для оплаты торговые счета для немедленного получения по ним денег.
С правовой точки зрения суть операций с кредитной карточкой состоит в том, что владелец карточки и торговец после предварительного открытия счетов в банке договариваются, что любая сделка между ними будет урегулирована путем кредитования счета торговца и дебетования счета владельца карточки. При этом, за исключением особо оговариваемых случаев, этот платеж будет безусловным и окончательным.
В торговом счете прежде
всего указывается номер банков
Суммы считываются методом оптического распознавания знаков. Если какие-либо данные не могут быть прочитаны машиной, их дополнительно вводят вручную. За тем производится сверка сумм, зафиксированных машиной, суммами пачек до начала переноса. Этот контроль необходим для выявления ошибок.
Наконец, после считывания
контроля сумма счетов передается по
системе информационного
Как и все другие элементы процессинга, обработка торговых счетов требуют строгого контроля. Банк зачисляет суммы счетов, предъявленных торговцем на депозитный счет последнего в день сдачи счетов. В то же время возмещение этой суммы через систему информационного отдела не может быть получено, пока счета не обработаны и не проведены по системам информационного отдела. Таким образом, банк вынужден бесплатно кредитовать торговца на период обработки счетов. Если вместо двух дней на эту операцию будет, затрачено 4 или 5 дней расходы банка существенно возрастут. Поэтому администрация вводит жесткие стандарты срока обработки торговых счетов. Например, может быть установлено, что все счета, поступившие в центр обработки до двух часов ночи, должны подвергнуться процессингу до двух часов по полудни следующего дня.
Таким образом, схема карточных расчетов в основе своей предполагает наличие трех отдельных контрактов:
– между торговцем и предъявителем карты – о продаже товаров и услуг;
– между банком и торговцем – о согласии последнего принимать карточки в оплату товаров;
– между банком и владельцем карточки – о возмещении банку суммы, уплаченной торговцу по операции с кредитной картой.
С организационной точки зрения ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.
Процессинговые центры являются технологическим ядром платежной системы. Поддержание надежного, устойчивого функционирования платежной системы требует наличия существенных вычислительных мощностей в процессинговом центре и развитой коммуникационной инфраструктуры, поскольку процессинговый центр системы должен иметь возможность одновременно обслуживать достаточно большое число географически удаленных точек. Кроме того, неизбежна также маршрутизация запросов, что еще больше ужесточает требования к коммуникациям. Очевидно, что для эффективного решения изложенных проблем необходимо использование высокопроизводительных сетей передачи данных. Со структурной точки зрения сеть передачи данных при этом становится внутренним неотъемлемым элементом платежной системы.
С правовой точки зрения, суть трансакции с платежной карточкой состоит в том, что владелец карточки и продавец после предварительного открытия счетов в банке договариваются, что любая сделка между ними будет урегулирована путем кредитования счета торговца и дебетования счета владельца карточки. При этом, за исключением отдельно обусловленных случаев, этот платеж будет безусловным и окончательным.
Специальный карточный счет – банковский карточный счет, на который зачисляются денежные средства для дальнейшего использования, распоряжение которым может осуществляться при помощи банковской платежной карты. При эмиссии банковской платежной карты для каждого владельца в банке открывается его специальный карточный счет. Эмиссия осуществляется уполномоченными банками на основе договора, заключенного с физическим или юридическим лицом. При выдаче карточки каждый клиент банка получает свой ПИН – персональный идентификационный номер, секретный код, известный только держателю банковской платежной карты и необходимый для осуществления операций с банковской платежной картой.
Таблица 1. Схема прохождения операций в чужой сети по картам международных систем Visa Int., MasterCard Int. эмитированных ПриватБанком
Международная платежная система |
Торговая точка/ Банкомат |
Банк торговой точки |
Процессинговый Центр платежной системы |
ПриватБанк |
MasterCard Int. |
Валюта операции |
Валюта операции |
Если валюта транзакции: Евро – конвертация: евро->гривна Не евро – конвертация: валюта транзакции ->евро ->гривна Гривня – конвертации нет |
Если валюта СКС: гривня – списаниия суммы в гривне; долл. США или евро – конвертация: гривна-> долл. США |
VISA Int. |
Валюта операции |
Валюта операции |
Конвертация валюты операции в доллар США |
Конвертация доллара США в валюту карточного счета |
2. Анализ современного состояния российского рынка пластиковых карт
Анализ ситуации на российском рынке пластиковых карт позволяет отметить, что Россия по сравнению с другими странами с переходной экономикой демонстрирует относительно высокий коэффициент восприятия карточных платежных технологий, однако большая часть эмитированной базы – это дебетовые карты, выданные в рамках «зарплатных» схем, т.е. не по требованию потребителей, а по распоряжению работодателей. Можно утверждать, что большинство населения, участвующего в «зарплатньх» схемах, использует свои карты главным образом для снятия наличных. Чтобы Россия могла рассчитывать на полную экономическую отдачу, которую способны обеспечить карточные платежи, необходимо стимулировать использование карт в розничной торговой сети
На российском рынке представлены шесть основных платежных систем. Конкуренция способствует быстрому росту этого рынка. Практически все 150 крупнейших банков России выпускают карты как отечественных, так и международных платежных систем; при этом важной отличительной чертой российского рынка карточных платежей является то, что отечественные системы, как правило, имеют региональное происхождение. К тому же в них применяются собственные, закрытые технологии, не обеспечивающие полную совместимость и прием карт в терминалах различных платежных систем.
Однако из определяющих характеристик рынка платежей в России – продолжающееся доминирование наличных средств в качестве инструмента розничных платежей и перевода денег населению, включая выдачу заработной платы, пенсий, пособий и субсидий. Платежи в налично-денежной форме составляют 97% от всех индивидуальных потребительских расходов.
Эта цифра свидетельствует о сегодняшней зависимости российской экономики от налично-денежного оборота.
Россия довольно поздно вступила в «международный клуб» банковского «пластика». В текущем году отечественному рынку банковских карт исполнилось только 17 лет. Настороженно-сдержанное отношение большинства граждан к данному виду банковских услуг приводит к тому, что большое распространение в стране получили «добровольно-принудительные» зарплатные карточные проекты.
По данным экспертов рынка, от 80 до 95% активированных и реально работающих банковских карт и свыше 90% всех операций с их использованием в России приходится как раз на зарплатньй «пластик».
Многие банки в условиях проблем с текущей ликвидностью стараются всячески стимулировать клиента-работника, имеющего по итогам месяца приличные остатки средств на карточном счете. В ряде банков по зарплатным проектам действуют вполне приемлемые ставки, сопоставимые с условиями по размещению коротких депозитов.
Но если банк ничего не начисляет на остатки по карточному счету, либо декларирует процентную ставку, соответствующую вкладу «до востребования», денежные средства с зарплатного счета, как правило, снимаются без остатка.
Большинство банков предлагают сегодня в качестве бонуса к зарплатному проекту обслуживание в системах интернет-банкинга и SMS-банкинга, а также услугу овердрафтного кредитования сотрудников.
Следует отметить, что ставки по овердрафту в данном случае значительно ниже среднерыночных, учитывая, что гарантом по возврату заемных средств выступает работодатель
Очень скоро на каждого гражданина России, от грудного младенца до пенсионера, будет приходиться по одной банковской карточке. На 01.07. 2009 г. в стране эмитировано 123,4 млн. различных платежных карт, таким образом, за последние пять лет количество выпущенных пластиковых карт увеличилось более чем в 11 раз.
Информация о работе Исследование и анализ рынка пластиковых карт в России