Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:55, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование и анализ рынка пластиковых карт в России.
Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
рассмотрение теоретических основ функционирования платежных систем, основанных на пластиковых картах;
анализ практики использования пластиковых крат коммерческими банками;
анализ развития российского рынка пластиковых карт;
В таблице 2 представлен анализ структуры и динамики количества эмитированных банковских карт.
Таблица 2. Анализ структуры и динамики количества эмитированных банковских карт
Показатели |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Уд. вес | |||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |||||
Количество банковских карт, тыс. ед. |
54 665 |
74 762 |
103 497 |
118 542 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Держатели – Физические лица, тыс. ед. |
54 512 |
74 592 |
103 316 |
118 321 |
99,72 |
99,77 |
99,83 |
99,81 |
Держатели – Юридические лица, тыс. ед. |
153 |
170 |
181 |
221 |
0,28 |
0,23 |
0,17 |
0,19 |
Рассматривая структуру держателей пластиковых карт каждого года, объем эмиссии платежных карт российскими банками можно сделать вывод, что в основном держателями карт являются физические лица, их удельный вес составил от 99,7% в 2005 году до 99,8% в 2008. Соответственно удельный вес юридических лиц минимален и составил от 0,3% до 0,2% за анализируемый период.
По данным Банка России, по состоянию на конец 2008 г. более половины всех эмитированных банковских карт в стране оказались «спящими». К такой категории Банк России относит карты, по которым в отчетный квартал не было проведено ни одной операции. Между тем у российских платежных систем самый высокий процент активных карт – 60-70%. Для сравнения: у системы Visa, по данным ЦБ, чуть более 55%, а у MasterCard активно всего 33,4%. Подобное соотношение объясняется довольно просто. Дело в том, что российские операторы активно продвигают именно зарплатные проекты. По понятным причинам «спящих» среди зарплатных карт относительно немного.
Можно сделать вывод,
что насыщение банковскими
Но в это же время можно уверенно говорить о том, что экстенсивный путь развития банковского пластика постепенно заканчивается. О снижении темпов роста этого сегмента банковского бизнеса свидетельствует следующая статистика. В 2005 г. рост численности платежных карт превысил 50%, в 2007 г., он оказался чуть выше 36%, а по итогам первого полугодия 2008 г. данный показатель составил всего 8%. Прирост валового объема эмиссии банковских карт по итогам всего 2008 г. не превысил 12%.
Интенсивный рост эмиссии, наблюдаемый в прошедшие годы, стал возможен благодаря агрессивному внедрению зарплатных расчетных проектов. В настоящее время более 80% российского рынка платежных карт по количеству и объему операций, как и по клиентской базе, занимают карты международных платежных систем Visa, MasterCard .
Таблица 3. Показатели деятельности платежных систем в России
Название платежной системы |
Количество эмитированных карт на 01.01.2009, тыс. ед. |
Количество клиентов на 01.01.2009 |
Объем операций за второе полугодие 2008 в % |
Visa |
53 090 |
49 579 |
60,36 |
MasterCard |
43 348 |
43 307 |
25,53 |
«Золотая корона» |
5669 |
5129 |
3,96 |
ОРПС |
3199 |
3220 |
5,57 |
STB Card |
2286 |
2228 |
0,74 |
Union Card |
1509 |
1404 |
1,23 |
Другие |
3346 |
3224 |
2,6 |
Объем операций с использованием банковских карт, совершенными физическими лицами на 01.01.2009 года составил 6,305 млрд. рублей, что на 1,962 млрд. рублей 2,443 млрд. рублей больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
Таблица 4. Анализ объема операций с использованием банковских карт
Показатели |
01.91. 2007 |
01.01 2008 |
01.01 2009 |
Удельный вес, % |
Изменения | |||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Млн. руб. |
Темп прироста, % | ||||
Общий объем операций с использованием банковских карт, млн. руб. |
2946697 |
4343408 |
6305210 |
100 |
100 |
100 |
1961802 |
68,89 |
В том числе |
||||||||
по получению наличных денег, млн. руб. |
2756738 |
4025283 |
5718007 |
93,55 |
92,68 |
90,69 |
1692724 |
70,40 |
По оплате товаров, млн. руб. |
189959 |
318125 |
587203 |
6,45 |
7,32 |
9,31 |
269078 |
54,18 |
Однако абсолютное большинство операций – это снятие наличности, а не платежи в торгово-сервисной сети. Удельный вес операций по получению наличных денег в общем объеме операций составляет на 01.01.2009 год 90,69%, что на 1,99% меньше по сравнению с предыдущим годом. Снижение этого показателя свидетельствует об увеличении объема операций по оплате товаров и положительно влияют на выполнение банковскими картами функции средства безналичного платежа.
Темп прироста общего объема операций с использованием банковских карт за анализируемый период составляет 68,89%. При этом темп прироста операций по получению наличных составил 70,40%, а операций по оплате товаров – 54,18%.
Объем операций с использованием банковских карт, совершенными юридическими лицами на 01.01.2009 года составило 274,4 млн. рублей, что на 72,9 млн. рублей больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Таблица 5. Анализ объема операций с использованием банковских карт
Показатели |
01.01.2007 |
01.01.2008 |
01.01.2009 |
Удельный вес, % |
Изменения | |||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Млн. руб. |
Темп прироста, % | ||||
Общий объем операций с использованием банковских карт, млн. руб. |
122 584 |
201 429 |
274 399 |
100 |
100 |
100 |
72 970 |
73,41 |
В том числе |
||||||||
по получению наличных денег, млн. руб. |
39 399 |
69 960 |
100 092 |
32,14 |
34,73 |
36,48 |
30 132 |
69,90 |
По оплате товаров, млн. руб. |
83185 |
131 469 |
174 307 |
67,86 |
65,27 |
63,52 |
42 838 |
75,42 |
По данным таблицы 5 видно, что юридические лица совершают в основном операции по оплате товаров. По получению наличных денег по пластиковым картам юридическими лицами на 01.01.2009 совершено операций на 100,09 млн. рублей, а по оплате товаров 174,30 млн. рублей. Это свидетельствует о том, что юридические лица совершают расчеты в основном в безналичной форме.
Темп прироста общего объема операций, совершаемых юридическими лицами с использованием банковских карт за анализируемый период, составил 73,41%. При этом темп прироста операций по получению наличных составил 69,90%, а операций по оплате товаров – 75,42%.
Все операции с банковскими картами разделяют на две основные категории: получение наличных денег и оплата товаров. На рисунке 5 представлены операции с банковскими картами, осуществленные юридическими и физическими лицами в 2006–2008 годах.
Динамика структуры операций с использованием банковских карт по целям использования
По данным диаграммы можно сделать вывод, что физическими лицами совершаются в основном операции по снятию наличных денег. В 2006 году они составили 93,48% от общего объема операций, совершаемых физическими лицами, в 2007 и 2008 гг. 92,57% и 90,49% соответственно.
Но, тем не менее, доля операций по оплате товаров растет, хотя и небольшими темпами. В 2007 году она составила 7,43%, а в 2008 – 9,58%.
Доля операций по получению наличных денег, совершаемых юридическими лицами, имеет тенденцию к увеличению и составляет в 2008 году 36,69% от общего объема операций, а в 2007 и 2006 гг. – 34,50% и 33,20% соответственно. Из этого следует, что доля операций по оплате товаров снижается, но, тем не менее, занимает лидирующие позиции.
Из-за несовершенства нормативной базы рынок корпоративных банковских карт развит в России очень слабо. Между тем именно данный сегмент может стать главным драйвером роста на рынке платежных карт. Более того, в настоящее время назрела необходимость принятия специального закона «О банковских картах», в котором будут решены многие «карточные» проблемы.
Проблема, связанная с эмиссией корпоративных карт, действительно стоит довольно остро. Объемы выпуска карт для юридических лиц в России за последние годы практически не увеличиваются, поэтому их доля в совокупном количестве выпущенных карточек постоянно падает. Если в конце 2004 г. доля этих продуктов составляла около 4%, то в 2005 г. она упала до 0,28% и к настоящему времени не превышает 0,2%.
Поэтому увеличение выпуска корпоративных продуктов должно способствовать не только росту отрасли и повышению доходов ее участников, но и формированию цивилизованного либерального карточного рынка в стране. Между тем, по данным Банка России, в стране только около 90 тыс. юридических лиц активно пользуются корпоративными картами. Лидирующие позиции в этом сегменте занимают Visa и отечественная система ОРПС.
Если же рассматривать рынок безналичного оборота в целом, то, по словам А. Аксакова, здесь главная проблема – отсутствие системы и комплексного подхода к развитию его отдельных сегментов.
Идея создания в стране единой национальной платежной системы, долгое время пребывавшая в латентном состоянии, сегодня вновь выносится на повестку дня.
Ее осуществление способно поставить «все сегменты рынка в определенные рамки и в определенное правовое пространство».
Планы по принятию закона о единой национальной платежной системе сегодня, как никогда, близки к осуществлению – законопроект будет внесен на рассмотрение Правительства РФ уже в ноябре 2009 г. Однако очевидно, что принятие закона еще не гарантирует успешного создания единой отечественной платежной системы. В частности, создаваемой НПС придется отвоевывать себе «место под солнцем» уже на сложившемся рынке, где ключевые позиции занимают международные платежные системы VISA и MasterCard.
Оставшуюся часть рынка делят между собой около 20 отечественных платежных систем, крупнейшие из которых – Объединенная российская платежная система и «Золотая Корона» – занимают 3 и 5% соответственно. Также важным является вопрос – где найти финансирование для огромных, по признанию самих участников рынка, затрат на создание НПС?
И как считают эксперты: «Сегодня сложно даже оценить необходимый объем финансирования данного проекта».
Сначала надо более детально определить его задачи и масштаб, разработать бизнес-план и техническое задание, определить стоимость инфраструктуры и технических работ. Проект предполагает существенное повышение объема трансакций, проводимых через НПС, при соответствующем уменьшении доли рынка у VISA и MasterCard в России. Риски проекта весьма высоки, а его окупаемость зависит от целого ряда сложно прогнозируемых факторов».
В современных условиях «пластиковый» бизнес в России – одно из основных перспективных направлений развития банковских услуг. По данным ЦБ РФ на 1 июля 2009 г., в России выпущено 123,4 млн. карт, за восемь лет их количество выросло в 12 раз. Согласно статистике, на каждые 100 человек в России приходится 87 банковских карт.
Однако большие цифры отнюдь не являются реальным показателем состояния рынка пластиковых карт в России, который находится еще на ранней стадии развития. Пластиковые карты, которые во всем мире называются платежными, в нашей стране пока не стали реальным платежным средством. А заявления платежных систем о значительно возросшем количестве транзакций в торгово-сервисной сети можно частично объяснить развитием экспресс-кредитования, которое в последние два года некоторые банки начали осуществлять посредством пластиковых карт.
Количество пластиковых
карт, находящихся в обращении, практически
несопоставимо с
Информация о работе Исследование и анализ рынка пластиковых карт в России