Исследование и анализ рынка пластиковых карт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:55, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование и анализ рынка пластиковых карт в России.
Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
рассмотрение теоретических основ функционирования платежных систем, основанных на пластиковых картах;
анализ практики использования пластиковых крат коммерческими банками;
анализ развития российского рынка пластиковых карт;

Файлы: 1 файл

maxreferat138020.doc

— 522.50 Кб (Скачать файл)

В таблице 2 представлен анализ структуры и динамики количества эмитированных банковских карт.

 

Таблица 2. Анализ структуры и динамики количества эмитированных банковских карт

Показатели

2005 год

2006 год

2007

год

2008

год

Уд. вес

2005

2006

2007

2008

Количество банковских карт, тыс. ед.

54 665

74 762

103 497

118 542

100,00

100,00

100,00

100,00

Держатели – Физические лица, тыс. ед.

54 512

74 592

103 316

118 321

99,72

99,77

99,83

99,81

Держатели – Юридические лица, тыс. ед.

153

170

181

221

0,28

0,23

0,17

0,19


 

Рассматривая структуру  держателей пластиковых карт каждого года, объем эмиссии платежных карт российскими банками можно сделать вывод, что в основном держателями карт являются физические лица, их удельный вес составил от 99,7% в 2005 году до 99,8% в 2008. Соответственно удельный вес юридических лиц минимален и составил от 0,3% до 0,2% за анализируемый период.

По данным Банка России, по состоянию на конец 2008 г. более половины всех эмитированных банковских карт в стране оказались «спящими». К такой категории Банк России относит карты, по которым в отчетный квартал не было проведено ни одной операции. Между тем у российских платежных систем самый высокий процент активных карт – 60-70%. Для сравнения: у системы Visa, по данным ЦБ, чуть более 55%, а у MasterCard активно всего 33,4%. Подобное соотношение объясняется довольно просто. Дело в том, что российские операторы активно продвигают именно зарплатные проекты. По понятным причинам «спящих» среди зарплатных карт относительно немного.

Можно сделать вывод, что насыщение банковскими картами  не завершено, поскольку продолжается уверенный рост эмиссии банковских карт.

Но в это же время  можно уверенно говорить о том, что  экстенсивный путь развития банковского  пластика постепенно заканчивается. О снижении темпов роста этого сегмента банковского бизнеса свидетельствует следующая статистика. В 2005 г. рост численности платежных карт превысил 50%, в 2007 г., он оказался чуть выше 36%, а по итогам первого полугодия 2008 г. данный показатель составил всего 8%. Прирост валового объема эмиссии банковских карт по итогам всего 2008 г. не превысил 12%.

Интенсивный рост эмиссии, наблюдаемый в прошедшие годы, стал возможен благодаря агрессивному внедрению зарплатных расчетных  проектов. В настоящее время более 80% российского рынка платежных карт по количеству и объему операций, как и по клиентской базе, занимают карты международных платежных систем Visa, MasterCard .

 

Таблица 3. Показатели деятельности платежных систем в России

Название платежной  системы

Количество эмитированных  карт на 01.01.2009, тыс. ед.

Количество клиентов на 01.01.2009

Объем операций за второе полугодие 2008 в %

Visa

53 090

49 579

60,36

MasterCard

43 348

43 307

25,53

«Золотая корона»

5669

5129

3,96

ОРПС

3199

3220

5,57

STB Card

2286

2228

0,74

Union Card

1509

1404

1,23

Другие

3346

3224

2,6


 

Объем операций с использованием банковских карт, совершенными физическими  лицами на 01.01.2009 года составил 6,305 млрд. рублей, что на 1,962 млрд. рублей 2,443 млрд. рублей больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.

 

Таблица 4. Анализ объема операций с использованием банковских карт

 

Показатели

01.91.

2007

01.01

2008

01.01

2009

Удельный вес, %

Изменения

2006 год

2007 год

2008 год

Млн. руб.

Темп прироста, %

Общий объем операций с использованием банковских карт, млн. руб.

2946697

4343408

6305210

100

100

100

1961802

68,89

В том числе

               

по получению наличных денег, млн. руб.

2756738

4025283

5718007

93,55

92,68

90,69

1692724

70,40

По оплате товаров, млн. руб.

189959

318125

587203

6,45

7,32

9,31

269078

54,18


 

Однако абсолютное большинство  операций – это снятие наличности, а не платежи в торгово-сервисной  сети. Удельный вес операций по получению  наличных денег в общем объеме операций составляет на 01.01.2009 год 90,69%, что на 1,99% меньше по сравнению с предыдущим годом. Снижение этого показателя свидетельствует об увеличении объема операций по оплате товаров и положительно влияют на выполнение банковскими картами функции средства безналичного платежа.

Темп прироста общего объема операций с использованием банковских карт за анализируемый период составляет 68,89%. При этом темп прироста операций по получению наличных составил 70,40%, а операций по оплате товаров – 54,18%.

Объем операций с использованием банковских карт, совершенными юридическими лицами на 01.01.2009 года составило 274,4 млн. рублей, что на 72,9 млн. рублей больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

 

Таблица 5. Анализ объема операций с использованием банковских карт

Показатели

01.01.2007

01.01.2008

01.01.2009

Удельный вес, %

Изменения

2006 год

2007 год

2008 год

Млн. руб.

Темп прироста, %

Общий объем операций с использованием банковских карт, млн. руб.

122 584

201 429

274 399

100

100

100

72 970

73,41

В том числе

               

по получению наличных денег, млн. руб.

39 399

69 960

100 092

32,14

34,73

36,48

30 132

69,90

По оплате товаров, млн. руб.

83185

131 469

174 307

67,86

65,27

63,52

42 838

75,42


 

По данным таблицы 5 видно, что юридические лица совершают в основном операции по оплате товаров. По получению наличных денег по пластиковым картам юридическими лицами на 01.01.2009 совершено операций на 100,09 млн. рублей, а по оплате товаров 174,30 млн. рублей. Это свидетельствует о том, что юридические лица совершают расчеты в основном в безналичной форме.

Темп прироста общего объема операций, совершаемых юридическими лицами с  использованием банковских карт за анализируемый  период, составил 73,41%. При этом темп прироста операций по получению наличных составил 69,90%, а операций по оплате товаров – 75,42%.

Все операции с банковскими  картами разделяют на две основные категории: получение наличных денег и оплата товаров. На рисунке 5 представлены операции с банковскими картами, осуществленные юридическими и физическими лицами в 2006–2008 годах.

 

Динамика структуры  операций с использованием банковских карт по целям использования

 

По данным диаграммы можно сделать  вывод, что физическими лицами совершаются  в основном операции по снятию наличных денег. В 2006 году они составили 93,48% от общего объема операций, совершаемых физическими лицами, в 2007 и 2008 гг. 92,57% и 90,49% соответственно.

Но, тем не менее, доля операций по оплате товаров растет, хотя и небольшими темпами. В 2007 году она составила 7,43%, а в 2008 – 9,58%.

Доля операций по получению наличных денег, совершаемых юридическими лицами, имеет тенденцию к увеличению и составляет в 2008 году 36,69% от общего объема операций, а в 2007 и 2006 гг. – 34,50% и 33,20% соответственно. Из этого следует, что доля операций по оплате товаров снижается, но, тем не менее, занимает лидирующие позиции.

Из-за несовершенства нормативной  базы рынок корпоративных банковских карт развит в России очень слабо. Между тем именно данный сегмент  может стать главным драйвером  роста на рынке платежных карт. Более того, в настоящее время назрела необходимость принятия специального закона «О банковских картах», в котором будут решены многие «карточные» проблемы.

Проблема, связанная с  эмиссией корпоративных карт, действительно  стоит довольно остро. Объемы выпуска карт для юридических лиц в России за последние годы практически не увеличиваются, поэтому их доля в совокупном количестве выпущенных карточек постоянно падает. Если в конце 2004 г. доля этих продуктов составляла около 4%, то в 2005 г. она упала до 0,28% и к настоящему времени не превышает 0,2%.

Поэтому увеличение выпуска  корпоративных продуктов должно способствовать не только росту отрасли  и повышению доходов ее участников, но и формированию цивилизованного  либерального карточного рынка в  стране. Между тем, по данным Банка России, в стране только около 90 тыс. юридических лиц активно пользуются корпоративными картами. Лидирующие позиции в этом сегменте занимают Visa и отечественная система ОРПС.

Если же рассматривать  рынок безналичного оборота в  целом, то, по словам А. Аксакова, здесь главная проблема – отсутствие системы и комплексного подхода к развитию его отдельных сегментов.

Идея создания в стране единой национальной платежной системы, долгое время пребывавшая в латентном состоянии, сегодня вновь выносится на повестку дня.

Ее осуществление способно поставить «все сегменты рынка в  определенные рамки и в определенное правовое пространство».

Планы по принятию закона о единой национальной платежной  системе сегодня, как никогда, близки к осуществлению – законопроект будет внесен на рассмотрение Правительства РФ уже в ноябре 2009 г. Однако очевидно, что принятие закона еще не гарантирует успешного создания единой отечественной платежной системы. В частности, создаваемой НПС придется отвоевывать себе «место под солнцем» уже на сложившемся рынке, где ключевые позиции занимают международные платежные системы VISA и MasterCard.

Оставшуюся часть рынка  делят между собой около 20 отечественных  платежных систем, крупнейшие из которых  – Объединенная российская платежная система и «Золотая Корона» – занимают 3 и 5% соответственно. Также важным является вопрос – где найти финансирование для огромных, по признанию самих участников рынка, затрат на создание НПС?

И как считают эксперты: «Сегодня сложно даже оценить необходимый объем финансирования данного проекта».

Сначала надо более детально определить его задачи и масштаб, разработать бизнес-план и техническое  задание, определить стоимость инфраструктуры и технических работ. Проект предполагает существенное повышение объема трансакций, проводимых через НПС, при соответствующем уменьшении доли рынка у VISA и MasterCard в России. Риски проекта весьма высоки, а его окупаемость зависит от целого ряда сложно прогнозируемых факторов».

В современных условиях «пластиковый» бизнес в России – одно из основных перспективных направлений развития банковских услуг. По данным ЦБ РФ на 1 июля 2009 г., в России выпущено 123,4 млн. карт, за восемь лет их количество выросло в 12 раз. Согласно статистике, на каждые 100 человек в России приходится 87 банковских карт.

Однако большие цифры  отнюдь не являются реальным показателем  состояния рынка пластиковых  карт в России, который находится  еще на ранней стадии развития. Пластиковые  карты, которые во всем мире называются платежными, в нашей стране пока не стали реальным платежным средством. А заявления платежных систем о значительно возросшем количестве транзакций в торгово-сервисной сети можно частично объяснить развитием экспресс-кредитования, которое в последние два года некоторые банки начали осуществлять посредством пластиковых карт.

Количество пластиковых  карт, находящихся в обращении, практически  несопоставимо с оптимистическими данными отчетов. Под объемом  эмиссии, который публикуется в  отчетах платежных ассоциаций, подразумевается  общее количество выпущенных карт. Российский рынок пластиковых карт уже несколько лет не может сдвинуться в развитии, так как на 80% сформирован за счет так называемых зарплатных проектов.

Информация о работе Исследование и анализ рынка пластиковых карт в России