Исследование и анализ рынка пластиковых карт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:55, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование и анализ рынка пластиковых карт в России.
Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
рассмотрение теоретических основ функционирования платежных систем, основанных на пластиковых картах;
анализ практики использования пластиковых крат коммерческими банками;
анализ развития российского рынка пластиковых карт;

Файлы: 1 файл

maxreferat138020.doc

— 522.50 Кб (Скачать файл)

 

Кроме того, на территории РФ было установлено 50 400 импринтеров.

В числе наиболее значительных событий карточного рынка РФ в 2008 г. – первой половине 2009 г. стоит назвать выход на российский рынок международной платежной системы China UnionPay, реализацию рядом банков и платежной системой NCC/UC эквайринговых проектов по приему и обслуживанию карт этой платежной системы.

Финансовый кризис, несомненно, наложил свой отпечаток на рынок  банковских карт, нанеся особо чувствительный удар по сектору кредитных карт. На первоначальном этапе ухудшения финансовой ситуации в России наблюдалось резкое снижение объемов потребительского кредитования, связанное с усложнением и удорожанием доступа для банков к внешним заимствованиям. В результате рынок кредитных карт существенно замедлил свой рост: крупные игроки в секторе кредитных карт либо снизили объемы карточного кредитования, сделав акцент на более гибкие кредитные продукты, либо поддерживая имеющийся портфель кредитных карт на текущем уровне. Почти все российские банки ужесточили требования к потенциальным держателям кредитных карт, а также снизили кредитные лимиты, а также лимиты овердрафта, что сократило объем средств, доступных клиенту по кредитной карте. Сегодня значительная часть российских банков предпочитает выдавать кредитные карты только проверенным клиентам: сотрудникам компаний в рамках зарплатных и иных корпоративных проектов, вкладчикам и заемщикам банка с положительной кредитной историей.

Помимо этого, кризис привел к изменению ряда других ключевых тенденций на российском карточном рынке. Например, российские банки стали в большей степени ориентироваться на обслуживание VIP-клиентов, приносящее, по статистике, порядка 70% прибыли в розничном сегменте. На фоне общего сокращения числа банковских розничных отделений, особенно в регионах, банки стали активно открывать офисы для обслуживания VIP-клиентов. Так, Банк Русский Стандарт открыл два таких офиса – в Москве и Новосибирске, а в ближайшем будущем планирует открытие аналогичных точек обслуживания в Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов. Банк МФК открыл два VIP-отделения в Москве и Подмосковье, а до конца 2010 г. планирует увеличить их число до семи. Банк HSBC открыл отделение для клиентов высшей категории в Москве.

ВТБ24, уже имеющий подобные отделения в Москве и Санкт-Петербурге, в начале октября с. г. планирует  открыть VIP-офис в Краснодаре, а затем в Екатеринбурге, увеличив число таких отделений до пяти. Альфа-Банк планирует увеличить общее число своих VIP-офисов до восьми. Свои первые VIP-отделения планируют открыть Барклайс Банк и даже Сбербанк России, практически с момента своего создания традиционно ориентированный на массового потребителя.

Параллельно с этим ведущие  игроки карточного рынка стали активно развивать карточные VIP-программы, стимулируя состоятельных клиентов активнее открывать и использовать в торгово-сервисной сети карты премиальных категорий. Так, к эмиссии карт Platinum платежных систем MasterCard Worldwide и Visa Int. приступил Сбербанк России; к эмиссии карт Visa Platinum готовится ВТБ24; СДМ-Банк приступил к эмиссии дебетовых и кредитных карт MasterCard Platinum в рублях и долларах США; банк «Стройкредит» начал эмиссию Visa Platinum; Национальный банк «ТРАСТ» объявил о выпуске карты Visa Infinite. Банковскую карту Visa Infinite предложил своим VIP-клиентам, обслуживающимся в рамках пакета услуг «А-Клуб», Альфа-Банк. Уже имеющиеся держатели Visa Gold и Visa Platinum Альфа-Банка получили доступ к дополнительным сервисам, повышающим привлекательность и комфорт использования премиальных карт Visa Inc. НОМОС-БАНК провел специальную акцию «Платиновая мечта», в период действия которой предложил своим клиентам возможность оформить Visa Platinum или MasterCard Platinum – на льготных условиях.

Росбанк представил платежную  карту с авторским дизайном от Валентина Юдашкина – Visa Platinum by V. Yudashkin. В свою очередь, Барклайс Банк первым в России начал эмиссию карты World MasterCard. Принципиальным отличием карты World MasterCard от других премиальных продуктов платежной системы является единство и обязательность предоставляемого ее держателям набора привилегий, который в данном случае не зависит от политики и стратегии конкретного эмитента, но целиком и полностью гарантирован самой платежной системой MasterCard.

Акции, стимулирующие  российских держателей карт премиум сегмента активнее расплачиваться ими за товары и услуги, провели и ведущие международные платежные системы. Так, Visa Inc. провела промо-кампанию «Открой вкус новой жизни с Visa» для держателей карт Visa Gold и Visa Platinum, принять участие в розыгрыше главного приза акции смог любой, оплативший свои покупки по картам на сумму от 1 тыс. рублей в период с 1 мая по 31 июля 2009 года.

MasterCard Europe и АРЧЕ объявили о запуске программы MasterCard Избранное для держателей карт MasterCard Gold, MasterCard Platinum, MasterCard World Signia MasterCard в России. Коллекция привилегий MasterCard Избранное, созданная специально для российских держателей карт, является дополнением к международной программе MasterCard Global Premium Collection.

В числе не менее заметных тенденций российского карточного рынка следует отметить и активизацию  банков в секторе социально-значимых проектов. Так, к 1 сентября 2009 г. объем эмиссии карт Сбербанк-Maestro «Социальная», предназначенных для получения пенсий, пособий, дотаций и иных выплат социального характера, превысило 6,8 млн. карт.

Территориальные банки  Сбербанка России приступили к реализации ряда социальных карточных проектов в регионах. В Астрахани внедряется совместный проекта Сбербанка, ПФР и правительства области по созданию социальной карты.

21 тыс. клиентов уже  стали обладателями «Единых социальных  карт Красноярского края», реализуемого Восточносибирским банком Сбербанка России совместно с правительством Красноярского края в городах Норильск и Зеленогорск. Северокавказский банк Сбербанка России приступил к реализации пилотного проекта «Социальная карта жителя Невинномысска».

Московский индустриальный банк получил право эмитировать карты в рамках реализации проекта многофункциональных социальных карт на территории ЗАТО г. Радужный. В свою очередь, Ханты-Мансийский банк активно реализует социальный проект, уделяя повышенное внимание пенсионерам. Недавно банк отметил выпуск 6-тысячной социальной карты.

На апрель 2009 г. «Социальная Карта жителя Республики Алтай» была выдана уже более 5 тыс. жителям Горно-Алтайска, имеющим право на получение льгот.

Высокими темпами развиваются  удаленные каналы продвижения услуг: сегодня редкий российский банк, эмитирующий карты, не имеет системы интернет-банкинга, от систем SMS-оповещения банки перешли к полноценным системам SMS-платежей.

В последние годы существенно  расширен спектр услуг, предоставляемых  в банкоматах и информационных киосках.

Еще одной заметной тенденцией стала ориентация банков на создание зон и полностью автоматизированных офисов банковского самообслуживания, в том числе и для держателей карт.

Помимо направлений  развития карточного бизнеса, ставших  уже традиционными, российское банковское сообщество, IT-компании и структуры, представляющие крупные розничные торгово-сервисные сети, проявляют значительный интерес к мобильной и интернет-коммерции, внедрению бесконтактных платежных технологий, а также к организации и совершенствованию приема банковских карт на целом ряде вертикальных рынков, включая автозаправочный и ресторанный бизнес и т.д.

Очень значимой, по мнению многих экспертов, тенденцией, начало которой положил кризис, стала  возросшая роль государства в  качестве регулятора в банковской сфере  в целом, и в сегменте карточных платежей в частности. Так, например, еще осенью 2008 г. ЦБ РФ получил право принудительно ограничивать размеры ставки по вкладам, привлекаемым коммерческими банками. На текущий момент критическое значение ставки по вкладам установлено на уровне 16,84%. В случае его превышения банком ЦБ РФ направит ему рекомендации по снижению ставки, а в случае их невыполнения регулятор воспользуется полученным правом принудительного ограничения.

На этом фоне недавно  появившаяся в ряде СМИ неофициальная информация о том, что Банк России планирует в таком же принудительном порядке ограничить и тарифы на обслуживание банковских карт, не замедлила вызвать негативную реакцию отзывы участников рынка.

И, наконец, не так давно  ЦБ РФ вошел в число авторов и разработчиков проекта «О национальной платежной системе». Таким образом, любые прогнозы относительно сценариев дальнейшего развития ситуации во многом зависят от того, какие именно регулятивные меры будут предприняты государством и как далеко оно готово пойти в качестве регулятора банковского сектора в своих реформах.

Ведущие эксперты карточного рынка полагают, что все эти  события являются отражением нарождающейся  серьезной тенденции к серьезным  структурным изменениям на российском карточном рынке, которых следует ожидать уже в течение ближайшего года.

В частности, не исключено, что значительную долю на рынке безналичных  платежей смогут занять небанковские структуры, которые «карточные»  банки стали рассматривать в  качестве конкурентов лишь некоторое  время назад – операторы электронной наличности, сети платежных терминалов и крупнейшие компании мобильной связи, которых одолевают обоснованные амбиции стать крупнейшими операторами розничных платежей страны. Отличительной особенностью этих участников рынка является более быстрая и гибкая реакция на конъюнктуру рынка, а также реальное знание клиента и его потребностей.

Так или иначе, сегодня  российский рынок находится в  ожидании больших перемен.

 

3.2 Перспективы развития расчетов пластиковыми картами

 

Обзор состояния рынка пластиковых карт позволил выявить преобладание операций по получению наличных над безналичными транзакциями, существование регионального разрыва. Преодоление этих черт рынка пластиковых карт может стать значительным фактором поддержания оптимальной структуры денежного оборота в стране в условиях разворачивающегося финансового кризиса, увеличивая безналичную составляющую рынка.

На наш взгляд, развитию расчетов с помощью пластиковых карт препятствует ряд проблем:

  • проблемы законодательного и нормативного характера
  • недостаточные инвестиции в развитие региональных сетей;
  • низкая финансовая грамотность населения, выражающаяся в непонимании, 
    боязни и последующем нежелании использовать банковскую карту в качестве платёжного инструмента;
  • отсутствие финансовых стимулов для использования карт, как потребителями, так и поставщиками товаров и услуг.

Чтобы решить данные проблемы, необходимо, прежде всего осознать причины их возникновения.

Главными причинами  неразвитости безналичных расчетов являются:

  • во-первых, недостаточная развитость инфраструктуры,
  • во-вторых, недостаточный уровень финансовой грамотности населения.

Специалисты объясняют  низкую долю использования карт для  оплаты неразвитостью инфраструктуры, поэтому главной задачей является вовлечение новых торгово-сервисных точек, а также расширение функциональных возможностей банкоматов.

В целом, чтобы платежная  карта стала по-настоящему массовой, нужно обеспечить простоту и удобство операций с ее использованием. А  для этого, как минимум, необходимо оснастить терминальными устройствами большинство торговых и сервисных точек в пределах «шаговой доступности», а также минимизировать время совершения операций за счет применения передовых технологий в области коммуникаций.

В большинстве случаев  отсутствие достаточного количества розничных предприятий, обеспечивающих возможность оплаты товаров и услуг с использованием банковской карты, обуславливается следующими причинами:

  • дороговизна оборудования, препятствующая масштабному расширению сети;
  • недостаточные инвестиции в развитие региональных сетей;
  • нежелание розничных торгово-сервисных точек оснащаться терминальным оборудованием за свой счет, а также раскрывать перед обслуживающим банком свои финансовые потоки.

С целью стимулирования предприятий торговли и сервиса  к более активному обслуживанию банковских карт необходима разработка комплекса мер на федеральном уровне. Введение норм, в соответствии с которыми торгово-сервисных точки были бы обязаны принимать к оплате банковские карты, при одновременном предоставлении для них налоговых льгот дало бы дополнительный импульс развитию данного сегмента рынка при проведении безналичных расчетов.

В качестве альтернативы целесообразно также устанавливать  требования к кредитным организациям по инфраструктуре в зависимости  от количества эмитированных карт. Например, на каждую тысячу эмитированных карт следует установить один банкомат и десять терминалов в торгово-сервисной сети, то есть дать возможность держателям карг увидеть повсеместно существующую инфраструктуру, ее возможности и достоинства по проведению безналичных платежей, привыкнуть к ним и при активной просветительской деятельности воспользоваться ими.

В связи с высокой  стоимостью терминального оборудования, необходимо также осуществлять разработку и реализацию программ повышения доступности терминального оборудования. Предприятия должны быть осведомлены, что установка такого оборудования не только уменьшает расходы на инкассацию, но и увеличивает товарооборот, поскольку потребитель, оплачивающий покупку с использованием пластиковой карты, склонен тратить больше, чем при оплате наличными деньгами.

Информация о работе Исследование и анализ рынка пластиковых карт в России