Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:55, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование и анализ рынка пластиковых карт в России.
Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
рассмотрение теоретических основ функционирования платежных систем, основанных на пластиковых картах;
анализ практики использования пластиковых крат коммерческими банками;
анализ развития российского рынка пластиковых карт;
Россияне, получающие зарплату на карты, проводят в среднем одну-две трансакции в месяц и используют для снятия денег в банкоматах. По данным исследовательской группы КОМКОН 80,8% держателей карт в России и 77% – в Москве предпочитают использовать карты для снятия наличных.
Для банков такие операции особых прибылей не приносят: в рамках зарплатных проектов комиссия за снятие денег в банкомате не взимается. Сами по себе такие проекты рассматриваются кредитными учреждениями в качестве дополнительной услуги крупным корпоративным клиентам. Сколько-нибудь ощутимые доходы зарплатные проекты могут приносить только при наличии нескольких условий: высокий уровень заработных плат на предприятии, отсутствие дополнительных расходов или использование «схем по оптимизации». В основном, кредитные учреждения имеют очень небольшой интерес, который взимается с работодателя.
Говорить о развитости рынка, учитывая то, что его основные участники не могут заработать, представляется, преждевременным. Сами банки своих прибылей от этого сегмента не раскрывают, хотя приблизительные оценки можно сделать из косвенных и фактических данных. Так, с 2010 года платежная система MasterCard вводит нижнюю планку в 100 тыс. евро в год по комиссионным доходам MasterCard от операций банка принципального члена. Для двух десятков банков эти показатели являются критичными. По данным ЦБ РФ ежедневно в России при помощи платежных карт совершается 1 млн. операций, а оборот средств в российской системе платежных карт составляет 3 млрд. рублей в день, То есть пластиковый бизнес может принести банку не более миллиона прибыли в год.
Действительно, еще два года назад основным выходом из тупикового пути развития пластикового рынка аналитики называли более широкое распространение кредитных карт. Однако до сих пор их количество оценивается десятками тысяч. Клиенты неохотно обращаются в банк, чтобы открыть кредитную карту. Поэтому некоторые банки для расширения своего карточного бизнеса использует программы по экспресс-кредитованию. Ежегодный прирост в розничной торговле в среднем составляет 10% в год, поэтому кредитование в этом секторе будет расти. С одной стороны, это осложняет обработку кредитных счетов «вручную», и это в свою очередь потребует более широкого использования пластиковых карт. С другой – позволяет рассматривать клиентов розничных сетей не только как потенциальных заемщиков, но и держателей кредитных карт.
Так или иначе, как считают многие эксперты, пластиковые карты станут не строчкой в отчетах платежных систем, а реальным платежным средством только в случае, если держатели будут заводить их осознанно. Это произойдет, когда клиентам они не будут предоставляться в рамках зарплатных проектов. Западного уровня развития пластиковый бизнес достигнет, когда значительное число карт станет кредитными, причем при условии, что карты будут выдаваться бесплатно и клиенты смогут пользоваться «льготным периодом», в течение которого погасить кредит можно без уплаты процентов. Если бесплатные карты уже начинают появляться в России, то к введению «льготного периода» банки пока не готовы и по экономическим причинам, и из-за специфики законодательства.
Тем не менее, российский
рынок карт становится все более
цивилизованным. Прежде всего, благодаря
изменениям в отношении к этому
продукту со стороны самих банков,
которые предоставляют
Следует отметить и позитивные изменения – в России: появляется все больше супермаркетов, торговых центров и ресторанов, где можно расплатиться пластиковой картой, расширяется эквайринговая деятельность банков, банки и торговые организации выпускают совместные карточные продукты – кобрендинговые карты.
Оценивая современное
состояние и перспективы
– правовые нормативные препятствия для использования инновационных новых форм расчетов;
– фрагментарное законодательство рынка платежных карт;
– недостаточное развитие розничной карточной инфраструктуры;
– тарифную политику платежных систем;
– отсутствие стандартов надзора за розничными операторами услуг.
ЦБ РФ разрабатывает законопроект «О национальной платежной системе», который установит системные требования к организациям розничных услуг и будет отвечать интересам платежных систем».
Оценивая критерии, которым должна соответствовать платежная система, претендующая на статус общенациональной, по мнению ЦБ РФ такая система должна строиться на базе уже работающих российских платежных систем, имеющих в России расчетно-процессинговые центры и развитую инфраструктуру обслуживания и приема карт.
2.2 Анализ современного состояния рынка пластиковых карт в России в региональном аспекте
Несмотря на глобальный финансовый кризис, сегодня Россия по-прежнему продолжает выступать одним из наиболее динамично развивающихся рынков платежных карт, как на постсоветском пространстве, так и в Европе в целом. Положительная динамика сохраняется как на рынке эмиссии и эквайринга, так и в области дальнейшего развития инфраструктуры, обеспечивающей обслуживание платежных карт.
По данным ЦБ РФ на 6 ноября 2009 года количество кредитных организаций в России, занимающихся эмиссией и / или эквайрингом банковских карт составило 709 банков.
На 1 июля 2009 г. российскими банками-эмитентами было выпущено в общей сложности 122897457 карт. Это почти на 10% выше аналогичного показателя на 1 июля 2008 г. и примерно на 19% превышает данные на начало 2008 г. В то же время, по мнению аналитиков, количество активных карт на рынке России составляет порядка 50% от общего объема эмиссии.
В период с 2004 по 2009 год абсолютный прирост общего количества пластиковых карт, эмитированных кредитными организациями, зарегистрированными на территории РФ, составил более 91 миллиона единиц, по стране в целом.
В территориальном разрезе ведущим регионом по количеству выпущенных карт по-прежнему остается Центральный федеральный округ, на который приходится 48,8% общего числа эмитированных карт по состоянию на 01.10.2009 г.
Таблица 6. Количество пластиковых карт, эмитированных кредитными организациями на территории РФ, единиц
№ |
Год |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Наименование региона |
|||||||
1 |
Центральный федеральный округ |
11 788 751 |
21 069 863 |
32 894 190 |
51 374 201 |
61 892 971 |
60102501 |
2 |
Северо-западный федеральный округ |
3 923 018 |
5 153 932 |
6 571 783 |
8 099 659 |
10 230 571 |
12 032 200 |
3 |
Южный федеральный округ |
1 646 231 |
2 479 370 |
3431 711 |
4 630 587 |
6134798 |
7 505 338 |
4 |
Ростовская область |
441 752 |
625 421 |
829 323 |
1 055 767 |
1323748 |
1 522 791 |
5 |
Приволжский федеральный округ |
4 947 467 |
6 689 223 |
8 816 989 |
12 025 260 |
15 407 294 1 |
17250950 |
6 |
Уральский федеральный округ |
4 110 465 |
5 142 078 |
6 843 062 |
8 03 1 538 |
9 815 939 |
10465295 |
7 |
Сибирский федеральный округ |
3 556 844 |
4 702 816 |
6 585 462 |
8 671 254 |
10 772 514 |
П480464 |
8 |
Дальневосточный федеральный округ |
1 296 806 |
2 148 300! |
2 714 892 |
3 571 719 |
4 288 112 |
4 305 908 |
9 |
Российская Федерация |
31269 582 |
47 385 582! |
67 858 089 |
96 404 218 |
118 542 199 |
123142656 |
Его удельный вес по этому показателю возрастал с 2004 по 2007 год, а в 2008 и 2009 году снизилась, хотя и незначительно. Эту тенденцию можно оценить положительно, поскольку в рамках Центрального федерального округа доля пластиковых карт, выпускаемых кредитными организациями на территории Москвы и Московской области в 2008 году составила 87%, а в 2009 году – 85%.
Снижение количества карт, эмитированных на территории Центрального федерального округа, обусловлено ростом выпуска платежных карт кредитными организациями других регионов. В частности, Приволжским федеральным округом, Северо-западным и Сибирский федеральный округ.
Увеличившись за анализируемый период в 5,1 раза, количество банковских карт демонстрирует устойчивый прирост.
Однако стоит отметить, что пик развития рынка по показателю количества платежных карт пришелся на 2004–2006 годы, когда средние темпы прироста были на уровне 46% в год. Со второй половины 2007 года началось постепенное снижение темпов роста эмиссии карт. В 2008 году прирост составил 23% по стране в целом, а в 2009 снизился на 18 пунктов и составил лишь 4%, что обусловлено экономическим кризисом в стране в целом и в банковской системе в частности.
Стоит отметить, что как по России в целом, так и по отдельным округам, среди держателей платежных карт преобладают физические лица. Таким образом, удельный вес юридических лиц, держателей пластиковых, карт варьируется от 0,01 до 0,09% по различным регионам. Данная особенность обуславливается тем, что российский рынок платежных карт формировался в рамках «зарплатных» проектов.
Банки отмечают выгоду эмиссии зарплатных карт во все времена – это способствует значительному расширению клиентской базы, а вместе с этим и продвижению банковских продуктов. Даже учитывая текущую нестабильную ситуацию на финансовом рынке, подобные проекты остаются интересными и выгодными для банков. Банкам выгодно эмитировать зарплатные карты в нынешних условиях», – подчеркивает эксперты и аналитики.
Оценивая состояние и динамику эмиссии кредитных карт до проявления мирового финансового кризиса, по данным Банка России можно констатировать, что количество кредитных карточек, выданных, в том числе в рамках реализации кредитными организациями программ потребительского кредитования, по сравнению с прошлым годом увеличилось на 58% и по состоянию на 1 января 2008 г. составило более 8,6% от общего количества банковских карточек.
Эмиссия предоплаченных карточек составляет лишь 0,4%. Сегмент их использования ограничен оплатой мобильной связи, а также товаров и услуг, приобретаемых через Интернет.
На самом деле, положительные изменения в структуре эмиссии, и в частности, рост доли карточек с кредитной функциональностью не оказывают на структуру платежей того влияния, которое можно было бы ожидать. К сожалению, карточки часто выпускаются банками в рамках программ потребительского кредитования и, с точки зрения держателей, служат не более чем инструментом превращения полученного кредита в наличные деньги. Для банков же введение карточки в схему выдачи потребительского кредита часто играет еще одну важную роль, а именно служит вполне легальным способом подъема эффективной процентной ставки за счет комиссии за снятие наличных.
Несмотря на непрерывный рост общего объема операций, совершаемых держателям банковских карт на территории РФ и за ее пределами, доля транзакций по снятию наличных в разы превышает долю безналичных операций по оплате товаров и услуг.
Общее количество операций с использованием платежных карт возросло в 4,4 раза за рассматриваемый период и составило более полумиллиарда операций по РФ в целом. Сумма этих операций в 2009 году уменьшилась на 7% по сравнению с 2008 годом, что обуславливается уменьшением экономической активности населения в связи с кризисными явлениями.
Наибольшее количество
операций, совершаемых с использованием
пластиковых карт, осуществляется на территории Центрального федерального
округа, Приволжский федеральный округ,
Северо-западный
и Сибирский федеральные округа. Южный
федеральный округ не демонстрирует пока
таких впечатляющих показателей), однако
это позволяет говорить о существовании
значительного потенциала роста. В Южном
федеральном округе лидерами являются
Краснодарский край и Ростовская область.
Таблица 7. Количество операций, совершаемых держателям пластиковых карт, единиц
№ |
Наименование региона |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
1 |
Центральный федеральный округ |
44 602 628 |
66 892 001 |
98 785 062 |
137 020 438 |
186954905 |
195 602 752.00 |
2 |
Северо-западный федеральный округ |
24 004 072 |
33 698 607 |
43 821 506 |
55 260 054 |
70311315 |
95 014 557.00 |
3 |
Южный федеральный округ |
7 402 249 |
12 147 818 |
18 770 526 |
26 194 149 |
35794399 |
44 262 487.00 |
4 |
Ростовская область |
1 776 088 |
2 617 992 |
3 909 727 |
5 494 891 |
8264932 |
|
5 |
Приволжский федеральный округ |
29 722 141 |
41 996 209 |
57 371 445 |
76 694 734 |
99155260 |
112 633 851.00 |
6 |
Уральский федеральный округ |
21 788 581 |
28 297 031 |
37 984 648 |
51 683 753 |
64987551 |
71 871 083.00 |
7 |
Сибирский федеральный округ |
20 141 345 |
28 525 994 |
40 253 004 |
50 690 067 |
64714189 |
75 520 421.00 |
8 |
Дальневосточный федеральный округ |
6 907 146 |
9 478 081 |
| 12 896 530 |
16 708 663 |
21074433 |
26 633 300.00 |
9 |
Российская Федерация |
154 568 162 |
221 035 741 |
309 882 72! |
414 251 858 |
542992052 |
621 538 451.00 |
Информация о работе Исследование и анализ рынка пластиковых карт в России