Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 23:09, курс лекций
Тема 1 Сущность и функции финансов.
Тема 2 Финансовая система государства.
Тема 3 Финансовые ресурсы
Тема 4 Финансовая политика государства
Тема 5 Управление финансами
Тема 6 Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 7 Финансовый контроль
Тема 8 Государственный бюджет
Тема 9 Налоги в системе финансовых отношений
Тема 10 Социальная защита населения и социальное страхование
Тема 11 Государственный кредит
2) установление оптимальных пропорций распределения средств между фондами, отраслями и административно-
3) оптимальное распределение и использование финансовых ресурсов.
В условиях рынка финансовое планирование необходимо, но затруднено, т.к. повышается неопределённость воздействия многих факторов на экономику. Рынок вызывает стихийное образование стоимостных пропорций, отношений между участниками общественного производства и не всегда отражает объективные потребности общества, содействующие его прогрессу.
Государства с развитой рыночной экономикой разрабатывают общую программу социального и экономического развития страны, а также отдельные инвестиционные, природоохранные и другие общегосударственные программы. Место финансового планирования – обеспечение этих программ финансовыми ресурсами. Примером такой общегосударственной программы в Республике Беларусь являются «Основные положения Программы социально-экономического развития РБ на 2006-2010гг».
Финансовому планированию предшествует прогнозирование.
Суть прогнозирования – выработка концепций финансовой политики на определённый период, причём прогнозирование предполагает предвидение неопределённого будущего, в то время как планирование осуществляет расчеты при определённых заданных условиях.
Финансовое прогнозирование позволяет органам финансовой системы наметить различные варианты развития. Оно включает:
- анализ и оценку явлений и тенденций экономической жизни;
- поиск альтернативных вариантов управления движением финансовых ресурсов.
В большинстве развитых стран финансовое планирование и прогнозирование поставлены на научную основу, созданы специальные органы, используется вычислительная техника и математический аппарат.
В РБ вопросами прогнозирования занимается Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики, а финансовым планированием – Минфин.
Методы планирования и прогнозирования:
- метод экономического анализа (расчетно-аналитический): оценка фактического состояния денежных фондов и финансовых ресурсов и выявление тенденций и динамики их изменений с выяснением причин. Этот метод обычно используется на первом этапе планирования;
- метод коэффициентов: расчет и корректировка плановых заданий, исходя из достигнутых показателей и прогноза, (в качестве коэффициентов используются индексы цен, инфляции, коэффициенты переоценки основных фондов);
- нормативный метод: точный расчет плановых заданий, исходя из норм и нормативов;
- метод экономико-математического моделирования;
- метод экспертных оценок;
- балансовый метод: самый важный в финансовом планировании – увязывает все расходы с источниками их покрытия.
2. Система финансовых планов.
Главным продуктом финансового планирования выступают финансовые планы. Их классифицируют:
а) централизованные (государственные) планы: госбюджет, бюджеты местного уровня, финансовые планы ЦБФ;
б) децентрализованные (планы предприятий, учреждений, организаций).
Они различаются в зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности, источников финансирования, к примеру:
- для предприятий материальной сферы – баланс доходов и расходов;
- для предприятий непроизводственной сферы – смета расходов организаций, финансируемых из бюджета.
Основные виды финансовых планов промышленных предприятий:
А. Баланс доходов и расходов;
Б. Инвестиционный план;
В. План движения денежных потоков (годовой);
Г. Платёжный календарь (месячный или ежедневный).
Разрабатываемые на предприятии планы имеют различные горизонты планирования, поэтому возникает потребность в документе, который сможет объединить все эти планы и будет применяться универсально. Такими свойствами обладает бизнес-план предприятия.
В рамках бизнес-плана обычно составляются следующие финансовые планы и расчеты:
- прогноз объёма реализации;
- баланс денежных расходов и поступлений;
- прогнозный баланс (прогноз баланса активов и пассивов);
- график безубыточности.
В зависимости от периода действия финансовые планы бывают:
- перспективные - 3-5 лет и более (бизнес-план);
- текущие - годовые (баланс доходов и расходов);
- оперативные – месяц, декада (платёжный календарь).
Тема 7. Финансовый контроль.
1. Структура финансового контроля РБ. Органы финансового контроля и их функции.
2. Организация финансового контроля.
1. Структура финансового контроля в РБ. Органы финансового контроля и их функции.
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования с применением специфических форм и методов его организации.
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и содержание финансового контроля. Финансовый контроль, в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного и т.п.), связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, налоги, себестоимость, отчисления в фонды и т.п. Контроль за выполнением этих показателей фактически охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия.
Система финансового контроля в Республике Беларусь включает:
- Государственный контроль
- Аудит
- Общественный контроль.
Органы финансового контроля и их функции
Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы. Он, в свою очередь, подразделяется на:
- Общегосударственный
- Ведомственный (в том числе: внутриведомственный и внутрихозяйственный).
Органы общегосударственного контроля:
Комитет Государственного контроля. Это - высший орган финансово-экономического контроля республики; его основные функции:
- контроль за исполнением республиканского бюджета;
- за использованием госсобственности;
- за исполнением Актов Президента, Правительства;
- за исполнением государственных законодательных актов, регулирующих хозяйственные, налоговые отношения;
- за расходованием средств бюджета, выделяемых на государственные социально-экономические программы;
- за использованием государственных кредитов и валютных ресурсов и т.п.
Министерство финансов. Осуществляет непосредственное руководство финансовой системой государства. Его основные функции, как контрольного органа:
- контроль полноты и своевременности поступления средств в бюджет;
- контроль за целевым использованием бюджетных средств;
- контроль за соблюдением финансовой дисциплины на предприятиях; за состоянием бухгалтерского учета и отчетности; за выполнением предприятиями финансовых планов. В системе Министерства финансов существует Контрольно-ревизионное управление, которое имеет своих представителей во всех министерствах и ведомствах и осуществляет указанную работу.
Министерство по налогам и сборам. Осуществляет регулирование и управление в сфере налогообложения. Обеспечивает контроль:
- за соблюдением законодательства о налогах;
- за правильным и своевременном исчислении и внесении налогов в бюджет и т. п.
Главное государственное казначейство РБ. Осуществляет оперативный контроль за исполнением доходной и расходованием по целевому назначению расходной частей бюджета.
Государственный таможенный комитет. Ведет борьбу с таможенными правонарушениями.
Кроме перечисленных основных контрольных органов, контрольные функции также присущи Нацбанку, Министерствам экономики и статистики, органам специализированного контроля (различные инспекции – Госавтоинспекция, пожарная инспекция, санитарная инспекция и др.), а также административным органам – Верховный суд, хозяйственные суды.
Все перечисленные органы имеют право, в пределах своей компетенции, проводить проверки, ревизии и другие контрольные операции на предприятиях, Пределы их компетенции, права и обязанности контрольных органов и проверяемых предприятий регламентированы соответствующими нормативными правовыми актами. При таком обилии контрольных служб и ведомств естественно возникает необходимость упорядочить их деятельность. Эту функцию осуществляет Совет по координации контрольной деятельности, который создается Президентом РБ и призван планировать контрольную работу, координировать работу контрольных органов, анализировать результаты контрольной деятельности, способствовать повышению ее эффективности, готовить и повышать квалификацию сотрудников контролирующих органов, рассматривать жалобы субъектов предпринимательской деятельности о необоснованном назначении проверок, вносить в установленном порядке предложения о совершенствовании законодательства, и т.п. Возглавляет Совет Председатель, которым по должности обычно является Председатель Комитета Госконтроля.
Органы ведомственного контроля.
Внутриведомственный контроль за производственной и финансово-хозяйственной деятельностью предприятий осуществляется вышестоящими органами управления. Обычно – это контрольно-ревизионные подразделения соответствующих министерств и ведомств. По определению, такой контроль присущ предприятиям государственной и условно-государственной формы собственности (с долей государства в уставном фонде).
Внутрихозяйственный контроль на предприятиях проводится ревизионными службами (обычно устав обязывает создавать такие службы на предприятиях коллективной формы собственности (ОАО, ЗАО)), а также бухгалтерией и финансовыми работниками.
Аудит. Это – форма независимого финансового контроля. Проводится аудиторами - физическими лицами и аудиторскими организациями, получившими в Минфине лицензию. Это проверки хозяйственно-финансовой деятельности по приглашению и за счет предприятия, в результате которых выявляются нарушения и недостатки финансовой работы, даются рекомендации по их устранению. Задача аудита – не сбор негативных фактов с целью наказания виновных, а консультации по устранению выявленных недостатков.
Отличие аудиторского финансового контроля от государственного
Аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и отчетности организаций, индивидуальных предпринимателей в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству.
В сфере аудиторской деятельности функционируют:
- аудиторы – индивидуальные предприниматели: физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее 3 лет, а также квалификационный аттестат аудитора;
- аудиторские организации, осуществляющие деятельность по проведению аудиторских проверок. Должны содержать в штате не менее 3 аудиторов.
Аудиторы и аудиторские организации выполняют два вида работ:
- проводят аудит достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражения операций на счетах бухучета, оценки финансового состояния предприятия и т.п.
- оказывают сопутствующие аудиту услуги: по составлению бухгалтерской отчетности, постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и имуществе, консультируют по вопросам бухучета и налогообложения и т.д.
Взаимоотношения между аудиторами и заказчиками регулируются договорами оказания аудиторских услуг. По результатам проверок составляются заключения о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных хозяйственных операций законодательству.
Аудит не подменяет собой государственный контроль финансовой и хозяйственной деятельности и отличается от него по следующим позициям:
- аудиторская деятельность гарантирует сохранение коммерческой тайны, тогда как ревизии, осуществляемые государственными органами контроля, являются гласными.
- услуги аудиторов платные для проверяемых организаций (ревизии оплачиваются вышестоящим органом или государством).
- аудиторские проверки проводятся по желанию предприятия. Их цель – помочь предприятию и дать рекомендации по улучшению учета и исправлению упущений в его организации. Ревизии носят обязательный характер, их цель – проверить соблюдение законодательства и при выявлении нарушений применить к нарушителям меры ответственности.
Общественный финансовый контроль призваны осуществлять профсоюзы, трудовые коллективы с помощью обращений в соответствующие финансовые, налоговые органы.
2.Организация финансового контроля.
Основные виды мероприятий финансового контроля:
• Наблюдение (Общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности предприятия)
• Обследование (Изучение организационно-