Лекции по «Теория финансов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 23:09, курс лекций

Описание работы

Тема 1 Сущность и функции финансов.
Тема 2 Финансовая система государства.
Тема 3 Финансовые ресурсы
Тема 4 Финансовая политика государства
Тема 5 Управление финансами
Тема 6 Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 7 Финансовый контроль
Тема 8 Государственный бюджет
Тема 9 Налоги в системе финансовых отношений
Тема 10 Социальная защита населения и социальное страхование
Тема 11 Государственный кредит

Файлы: 1 файл

Теория финансов.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

2) установление оптимальных пропорций распределения средств между фондами, отраслями и административно-территориальными единицами;

3) оптимальное распределение и использование финансовых ресурсов.

В условиях рынка финансовое планирование необходимо, но затруднено, т.к. повышается неопределённость воздействия многих факторов на экономику. Рынок вызывает стихийное образование стоимостных пропорций, отношений между участниками общественного производства и не всегда отражает объективные потребности общества, содействующие его прогрессу.

Государства с развитой рыночной экономикой разрабатывают общую программу социального и экономического развития страны, а также отдельные инвестиционные, природоохранные и другие общегосударственные программы. Место финансового планирования – обеспечение этих программ финансовыми ресурсами. Примером такой общегосударственной программы в Республике Беларусь являются «Основные положения Программы социально-экономического развития РБ на 2006-2010гг».

Финансовому планированию предшествует прогнозирование.

Суть прогнозирования – выработка концепций финансовой политики на определённый период, причём прогнозирование предполагает предвидение неопределённого будущего, в то время как планирование осуществляет расчеты при определённых заданных условиях.

Финансовое прогнозирование позволяет органам финансовой системы наметить различные варианты развития. Оно включает:

- анализ и оценку явлений и тенденций экономической жизни;

- поиск альтернативных вариантов управления движением финансовых ресурсов.

В большинстве развитых стран финансовое планирование и прогнозирование поставлены на научную основу, созданы специальные органы, используется вычислительная техника и математический аппарат.

В РБ вопросами прогнозирования занимается Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики, а финансовым планированием – Минфин.

Методы планирования и прогнозирования:

- метод экономического анализа (расчетно-аналитический): оценка фактического состояния денежных фондов и финансовых ресурсов и выявление тенденций и динамики их изменений с выяснением причин. Этот метод обычно используется на первом этапе планирования;

- метод коэффициентов: расчет и корректировка плановых заданий, исходя из достигнутых показателей и прогноза, (в качестве коэффициентов используются индексы цен, инфляции, коэффициенты переоценки основных фондов);

- нормативный метод: точный расчет плановых заданий, исходя из норм и нормативов;

- метод экономико-математического моделирования;

- метод экспертных оценок;

- балансовый метод: самый важный в финансовом планировании – увязывает все расходы с источниками их покрытия.

 

2. Система финансовых планов.

Главным продуктом финансового планирования выступают финансовые планы. Их классифицируют:

а) централизованные (государственные) планы: госбюджет, бюджеты местного уровня, финансовые планы ЦБФ;

б) децентрализованные (планы предприятий, учреждений, организаций).

Они различаются в зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности, источников финансирования, к примеру:

- для предприятий материальной сферы – баланс доходов и расходов;

- для предприятий непроизводственной сферы – смета расходов организаций, финансируемых из бюджета.

Основные виды финансовых планов промышленных предприятий:

А. Баланс доходов и расходов;

Б. Инвестиционный план;

В. План движения денежных потоков (годовой);

Г. Платёжный календарь (месячный или ежедневный).

Разрабатываемые на предприятии планы имеют различные горизонты планирования, поэтому возникает потребность в документе, который сможет объединить все эти планы и будет применяться универсально. Такими свойствами обладает бизнес-план предприятия.

В рамках бизнес-плана обычно составляются следующие финансовые планы и расчеты:

- прогноз объёма реализации;

- баланс денежных расходов и поступлений;

- прогнозный баланс (прогноз баланса активов и пассивов);

- график безубыточности.

В зависимости от периода действия финансовые планы бывают:

- перспективные - 3-5 лет и более (бизнес-план);

- текущие - годовые (баланс доходов и расходов);

- оперативные – месяц, декада (платёжный календарь).

 

Тема 7. Финансовый контроль.

1. Структура финансового контроля РБ. Органы финансового контроля и их функции.

2. Организация финансового контроля.

 

1. Структура финансового контроля в РБ. Органы финансового контроля и их функции.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и содержание финансового контроля. Финансовый контроль, в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного и т.п.), связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, налоги, себестоимость, отчисления в фонды и т.п. Контроль за выполнением этих показателей фактически охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия.

Система финансового контроля в Республике Беларусь включает:

- Государственный контроль

- Аудит

- Общественный контроль.

Органы финансового контроля и их функции

Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы. Он, в свою очередь, подразделяется на:

- Общегосударственный

- Ведомственный (в том числе: внутриведомственный и внутрихозяйственный).

Органы общегосударственного контроля:

Комитет Государственного контроля. Это - высший орган финансово-экономического контроля республики; его основные функции:

- контроль за исполнением республиканского бюджета;

- за использованием госсобственности;

- за исполнением Актов Президента, Правительства;

- за исполнением государственных законодательных актов, регулирующих хозяйственные, налоговые отношения;

- за расходованием средств бюджета, выделяемых на государственные социально-экономические программы;

- за использованием государственных кредитов и валютных ресурсов и т.п.

Министерство финансов. Осуществляет непосредственное руководство финансовой системой государства. Его основные функции, как контрольного органа:

- контроль полноты и своевременности поступления средств в бюджет;

- контроль за целевым использованием бюджетных средств;

- контроль за соблюдением финансовой дисциплины на предприятиях; за состоянием бухгалтерского учета и отчетности; за выполнением предприятиями финансовых планов. В системе Министерства финансов существует Контрольно-ревизионное управление, которое имеет своих представителей во всех министерствах и ведомствах и осуществляет указанную работу.

Министерство по налогам и сборам. Осуществляет регулирование и управление в сфере налогообложения. Обеспечивает контроль:

- за соблюдением законодательства о налогах;

- за правильным и своевременном исчислении и внесении налогов в бюджет и т. п.

Главное государственное казначейство РБ. Осуществляет оперативный контроль за исполнением доходной и расходованием по целевому назначению расходной частей бюджета.

Государственный таможенный комитет. Ведет борьбу с таможенными правонарушениями.

Кроме перечисленных основных контрольных органов, контрольные функции также присущи Нацбанку, Министерствам экономики и статистики, органам специализированного контроля (различные инспекции – Госавтоинспекция, пожарная инспекция, санитарная инспекция и др.), а также административным органам – Верховный суд, хозяйственные суды.

Все перечисленные органы имеют право, в пределах своей компетенции, проводить проверки, ревизии и другие контрольные операции на предприятиях, Пределы их компетенции, права и обязанности контрольных органов и проверяемых предприятий регламентированы соответствующими нормативными правовыми актами. При таком обилии контрольных служб и ведомств естественно возникает необходимость упорядочить их деятельность. Эту функцию осуществляет Совет по координации контрольной деятельности, который создается Президентом РБ и призван планировать контрольную работу, координировать работу контрольных органов, анализировать результаты контрольной деятельности, способствовать повышению ее эффективности, готовить и повышать квалификацию сотрудников контролирующих органов, рассматривать жалобы субъектов предпринимательской деятельности о необоснованном назначении проверок, вносить в установленном порядке предложения о совершенствовании законодательства, и т.п. Возглавляет Совет Председатель, которым по должности обычно является Председатель Комитета Госконтроля.

Органы ведомственного контроля.

Внутриведомственный контроль за производственной и финансово-хозяйственной деятельностью предприятий осуществляется вышестоящими органами управления. Обычно – это контрольно-ревизионные подразделения соответствующих министерств и ведомств. По определению, такой контроль присущ предприятиям государственной и условно-государственной формы собственности (с долей государства в уставном фонде).

Внутрихозяйственный контроль на предприятиях проводится ревизионными службами (обычно устав обязывает создавать такие службы на предприятиях коллективной формы собственности (ОАО, ЗАО)), а также бухгалтерией и финансовыми работниками.

Аудит. Это – форма независимого финансового контроля. Проводится аудиторами - физическими лицами и аудиторскими организациями, получившими в Минфине лицензию. Это проверки хозяйственно-финансовой деятельности по приглашению и за счет предприятия, в результате которых выявляются нарушения и недостатки финансовой работы, даются рекомендации по их устранению. Задача аудита – не сбор негативных фактов с целью наказания виновных, а консультации по устранению выявленных недостатков.

Отличие аудиторского финансового контроля от государственного

Аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и отчетности организаций, индивидуальных предпринимателей в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству.

В сфере аудиторской деятельности функционируют:

- аудиторы – индивидуальные предприниматели: физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее 3 лет, а также квалификационный аттестат аудитора;

- аудиторские организации, осуществляющие деятельность по проведению аудиторских проверок. Должны содержать в штате не менее 3 аудиторов.

Аудиторы и аудиторские организации выполняют два вида работ:

- проводят аудит достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражения операций на счетах бухучета, оценки финансового состояния предприятия и т.п.

- оказывают сопутствующие аудиту услуги: по составлению бухгалтерской отчетности, постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и имуществе, консультируют по вопросам бухучета и налогообложения и т.д.

Взаимоотношения между аудиторами и заказчиками регулируются договорами оказания аудиторских услуг. По результатам проверок составляются заключения о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных хозяйственных операций законодательству.

Аудит не подменяет собой государственный контроль финансовой и хозяйственной деятельности и отличается от него по следующим позициям:

- аудиторская деятельность гарантирует сохранение коммерческой тайны, тогда как ревизии, осуществляемые государственными органами контроля, являются гласными.

- услуги аудиторов платные для проверяемых организаций (ревизии оплачиваются вышестоящим органом или государством).

- аудиторские проверки проводятся по желанию предприятия. Их цель – помочь предприятию и дать рекомендации по улучшению учета и исправлению упущений в его организации. Ревизии носят обязательный характер, их цель – проверить соблюдение законодательства и при выявлении нарушений применить к нарушителям меры ответственности.

Общественный финансовый контроль призваны осуществлять профсоюзы, трудовые коллективы с помощью обращений в соответствующие финансовые, налоговые органы.

 

2.Организация финансового контроля.

Основные виды мероприятий финансового контроля:

• Наблюдение (Общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности предприятия)

• Обследование (Изучение организационно-производственной деятельности предприятия: обеспечение сохранности имущества, использование оборудования, организация и ведение учета и документального оформления. При необходимости проводят анкетирование, опрос. Целесообразно обследование проводить перед аудиторской проверкой или ревизией.)

Информация о работе Лекции по «Теория финансов»