Лекции по «Теория финансов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 23:09, курс лекций

Описание работы

Тема 1 Сущность и функции финансов.
Тема 2 Финансовая система государства.
Тема 3 Финансовые ресурсы
Тема 4 Финансовая политика государства
Тема 5 Управление финансами
Тема 6 Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 7 Финансовый контроль
Тема 8 Государственный бюджет
Тема 9 Налоги в системе финансовых отношений
Тема 10 Социальная защита населения и социальное страхование
Тема 11 Государственный кредит

Файлы: 1 файл

Теория финансов.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

Денежная политика – реализуется по двум направлениям:

1. Эмиссионная политика

2. Стабилизация национальной валюты.

Эмиссионная - кроме определения необходимого количества денег, имеет ещё одну цель – увеличение доходов бюджета, здесь требуется осторожность т.к. при переходе определенной границы эмиссии денежная система подвергается инфляции, что нарушает экономическую безопасность страны.

Кредитная политика – обеспечивает функционирование внутрихозяйственных расчётов и ссудного каптала. Величина процентной ставки может негативно сказаться на экономической активности в обществе. В среднем норма рентабельности в нормальных условиях хозяйствования находится в пределах 8-12%, поэтому уровень ставки рефинансирования должен находиться в сопоставимых уровню рентабельности пределах, чтобы кредитные ресурсы были доступны субъектам хозяйствования.

Ценовая политика – реализуется по следующим основным направлениям:

1. Корректировка цен на монопольные товары и услуги, поскольку повышение цен на эти товары и услуги ведёт к увеличению цен во всех отраслях народного хозяйства

2. Регулирование цен на социально значимые товары и услуги. Традиционно государством устанавливается список этих товаров и услуг и фиксируются цены, при этом предусмотрены дотации из бюджета.

Таможенная политика – может рассматриваться, как часть налоговой и ценовой, поскольку таможенные сборы и налоги оказывают прямое воздействия на цену товара.

Специфика: ограничивается или расширяется доступ на внутренний рынок товаров и сдерживается или поощряется экспорт.

Основные направления:

1. Регулирование цен на ввозимые товары. Уровень таможенных пошлин должен быть высокий на товары, которые производятся в стране, и низкий на товары, которые не производятся.

2. Регулирование инвестиционной деятельности. К примеру, если на импорт технологического оборудования, не имеющего аналогов в стране, устанавливается высокий таможенный сбор, то это уменьшит инвестиционные возможности отечественных субъектов хозяйствования, в результате чего снизятся темпы внутреннего производства и увеличится доля импортной продукции. В результате бюджет пополнится, однако экономика разоряется.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на:

Финансовую стратегию – это долговременный курс государства, предусматривающий решение крупных задач, целевых программ.

Финансовую тактику – решение задач конкретного этапа развития общества.

 

2. Экономическая наука о видах и типах финансовой политики

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к разработке программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 – 1933 гг., поставивший под сомнение способности рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. В 60-х годах задачей финансовой политики являлось обеспечение высокой занятости, стимулирования темпов экономического роста. С 70-х годов приоритеты - борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами (обеспечение высокой занятости, выравнивание платёжного баланса).

Экономическая теория выделяет следующие виды финансовой политики:

1. Политика экономического роста

2. Политика стабилизации

3. Политика ограничения деловой активности

Политика экономического роста предусматривает систему финансовых мер, направленных на увеличение объёмов ВВП и повышение занятости. При этом происходит:

1. снижение налогового бремени (стимулируется хозяйственная активность)

2. увеличение государственных расходов, связанных с созданием новых рабочих мест.

Указанные меры приводят к дефициту бюджета

Политика стабилизации: удерживается на типичном для страны уровне объем ВВП, поддерживается стабильность цен. Цель – стабилизировать бюджет, уровняв доходы и расходы.

Политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение объёмов ВВП по сравнению с возможным уровнем. Предусматривается уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов. Такая политика ориентируется на профицит бюджета.

В зависимости от того, какими способами и механизмами реализуется финансовая политика, она бывает дискреционная и недискреционная.

Дискреционная – это политика, проводимая непосредственно правительством, предусматривает сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объёма ВВП и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основные меры:

1. Управление уровнем налогов

2. Государственные инвестиции

3. Правительственные закупки

4. Изменения расходов трансфертного типа

5. Социальные программы

6. Общественные работы

Недискреционная политика – опирается на способность финансовой системы государства к саморегулированию. Это – политика «встроенных стабилизаторов»:

1. Налоговые стабилизаторы – при спаде производства сокращение доходов граждан и хозяйствующих субъектов ведёт к снижению налоговых поступлений, с увеличением доходов растут суммы налогов.

2. Социальные выплаты. Налоги (за счёт которых финансируются пособия по безработице) резко возрастают в период высокой деловой активности, резервный фонд растёт и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. При спаде производства, в период слабой занятости, этот фонд используется для выплаты пособий, что увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая нормальный уровень потребления и тем самым снижая темпы падения производства, т.е. смягчая спад производства.

3. Программы помощи фермерам. Когда платёжеспособный спрос падает и цены на сельхозпродукцию уменьшаются, правительство субсидирует фермеров, скупая у них излишки продукции. Когда надвигается инфляция и цены поднимаются, правительство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, тем самым поглощая лишние деньги.

 

3. Содержание финансовой политики Республики Беларусь на современном этапе.

Финансовая политика РБ регламентирована следующими документами:

Программой социально-экономического развития РБ на 2001-2010 годы; Прогнозом социально-экономического развития и Законом о бюджете на текущий год; Концепцией развития банковской системы РБ на 2001-2010 годы; Инвестиционным Кодексом и др.

Основные положения документов, определяющих финансовую политику нашего государства, следующие:

- обеспечение устойчивого экономического роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные доходы населения;

- создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации;

- снижение налоговой нагрузки;

- повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня государственных расходов по отношению к ВВП;

- поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете;

- концентрация бюджетных средств с целью реализации важнейших государственных программ и мероприятий;

- оптимизация и совершенствование управления государственным долгом.

 

Тема 5. Управление финансами.

1. Понятие об управлении финансами. Цели управления финансами.

2. Органы управления финансами и их функции.

 

1. Понятие об управлении финансами. Цели управления финансами.

Управление финансами – действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики.

Намеченная финансовая политика может быть реализована только через процесс создания, применения, анализа и совершенствования форм финансовых отношений, которые предназначены для ее реализации.

Существующие финансовые отношения объективны, но они складываются не стихийно, а организуются государством, которое придает им разные формы (обычно с помощью законов, указов и т.п.). Например, финансовые отношения по поводу платежей в бюджет и финансирование из бюджета – это вид объективных финансовых отношений, но государство придает им форму налогов, сборов, норм бюджетных расходов, зафиксированных в нормативных актах.

При создании этих форм финансовых отношений государству важно не только выработать отдельные их формы, но и создать взаимоувязанный финансовый механизм.

Финансовый механизм - это совокупность согласованных между собой и выработанных на основе финансовой политики форм осуществления финансовых отношений, предназначенных для решения социально-экономических задач общества на данном этапе его развития.

Финансовый механизм должен быть эффективным, все части его должны быть согласованы между собой и направлены на реализацию целей, которые ставит финансовая политика. Для этого государством создаются определенные финансовые рычаги (с помощью которых государство воздействует на экономические интересы субъектов хозяйствования). Выделяют два вида финансовых рычагов:

- финансовые стимулы (заинтересовывают субъектов хозяйствования в наилучшей работе);

- финансовые нормативы (ограничения, которые накладываются на финансово-хозяйственную деятельность).

Субъективная деятельность государства по применению финансового механизма может приводить к разным последствиям: если она совпадает с требованиями объективных экономических законов, то, как правило, финансовый механизм работает эффективно; если противоречит – то в экономической жизни общества происходят негативные явления. Важно своевременно обнаружить и предотвратить неэффективность финансового механизма.

Цели и методы управления финансами:

Основной целью управления финансами является обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства, которые проявляются:

- в макроэкономической сбалансированности;

- в профиците бюджета;

- в отсутствии государственного долга;

- в твердости национальной валюты.

Начальной стадией управления финансами является выработка финансовой политики.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

1. Финансовое планирование и прогнозирование;

2. Финансовый анализ и регулирование;

3. Финансовый контроль;

4. Разработка и принятие финансового законодательства.

 

2. Органы управления финансами и их функции.

Органы управления финансами:

Органы общего управления – это органы государственной власти:

- высшие органы государственной власти (Национальное собрание РБ, Президент и его администрация). Их функции: определять финансовую политику; разрабатывать важнейшие формы финансовых отношений в форме законов, указов, осуществлять общегосударственный контроль за соблюдением финансового законодательства.

- местные органы государственной власти (Советы депутатов) – в пределах своих полномочий разрабатывают и утверждают формы финансовых отношений, имеющие региональное значение. Важно, чтобы они не вступали в противоречие с общегосударственными.

Органы оперативного управления. К ним относятся:

-Министерство финансов

- Министерство по налогам и сборам и его инспекции;

- Государственный таможенный комитет

- Казначейство;

- Комитет госконтроля и т.д.

Их функции: проведение в жизнь финансовой политики органов власти; разработка инструкций и методик применения утвержденных форм финансовых отношений, анализ и контроль их выполнения.

Органы отраслевого управления финансами.

Относятся:

-Финансовые управления министерств и ведомств;

- Финансовые отделы предприятий.

Их функции: практическое применение форм финансовых отношений, анализ и контроль их выполнения на внутрихозяйственном уровне.

 

Тема 6: Финансовое планирование и прогнозирование

1. Сущность и методология финансового планирования и прогнозирования.

2. Система финансовых планов.

 

Нормативно – правовые акты: «Основные положения Программы социально-экономического развития РБ на 2006-2010гг», раздел 2 и 9.

 

1. Сущность и методология финансового планирования и прогнозирования.

Планирование – одна из важнейших функций управления.

Цель планирования – обеспечить эффективность деятельности субъекта хозяйствования (или государства) на основе принятия и реализации обоснованных решений по формированию и использованию финансовых ресурсов.

Задачи планирования:

1) определение источников формирования и структуры финансовых ресурсов;

Информация о работе Лекции по «Теория финансов»