Лекции по «Теория финансов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 23:09, курс лекций

Описание работы

Тема 1 Сущность и функции финансов.
Тема 2 Финансовая система государства.
Тема 3 Финансовые ресурсы
Тема 4 Финансовая политика государства
Тема 5 Управление финансами
Тема 6 Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 7 Финансовый контроль
Тема 8 Государственный бюджет
Тема 9 Налоги в системе финансовых отношений
Тема 10 Социальная защита населения и социальное страхование
Тема 11 Государственный кредит

Файлы: 1 файл

Теория финансов.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

Механизм возникновения и образования финансовых ресурсов предприятий и государства в целом:

Финансовые ресурсы и предприятий и государства возникают в процессе хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Предприятие, реализовав свою продукцию, получает выручку, из неё компенсируются материальные затраты, остаётся - добавленная стоимость, из которой выплачивается зарплата, а оставшаяся часть (чистый доход) и представляет собой финансовые ресурсы предприятия. Эта сумма чистого дохода является первичным ресурсом, она распределяется:

а) в бюджет, в виде налогов и отчислений. Они составляют основу финансовых ресурсов государства.

б) оставшаяся часть представляет собой финансовые ресурсы предприятий и складывается из амортизационного фонда и прибыли.

Прибыль используется для создания: фонда накопления и фонда потребления.

Финансовые ресурсы, сосредоточенные в фонде накопления, а также средства амортизационного фонда, используются на приобретение новых основных фондов, увеличение фондов оборотных средств.

Финансовые ресурсы, направленные в фонд потребления, превращаются в финансовые ресурсы работников предприятия. Вместе с зарплатой они составляют финансовые ресурсы населения и используются по его усмотрению. Однако часть финансовых ресурсов населения, в виде налогов с физических лиц, направляется в бюджет, где они присоединяются к финансовым ресурсам государства.

Полученные государством от различных субъектов деятельности финансовые ресурсы аккумулируются в госбюджете и используются государством для выполнения им своих функций:

-хозяйственной;

-социально-культурной;

-обороны страны;

-управления;

-создания резервов и т.д.

Выполняя хозяйственную функцию, государство из общей суммы финансовых ресурсов создаёт фонд финансирования народного хозяйства. Государство финансирует расширение или создание новых субъектов хозяйствования. Предприятия начинают работать и получать прибыль – основной источник финансовых ресурсов. Поэтому финансовые ресурсы, вложенные в производственно-хозяйственную деятельность, используются максимально эффективно.

Выполняя социально-культурную функцию, государство выделяет средства для фонда социально-культурных мероприятий. Эти средства используются для создания и функционирования объектов просвещения, здравоохранения и т.д. Финансируя их работу, государство таким образом создаёт финансовые ресурсы непроизводственной сферы. Если эти объекты оказывают бесплатные услуги населению, то финансовые ресурсы используются безвозвратно, однако при этом обеспечивается необходимый уровень социальных гарантий. Расширяющиеся, при переходе к рыночной экономике, сферы платных услуг позволяют частично компенсировать использованные финансовые ресурсы государства.

Выполняя функцию обороны, государство создаёт фонд обороны, при этом финансовые ресурсы направляются Министерству обороны. Особенностью использования этой части финансовых ресурсов является то, что они не превращаются в материальные ценности, это безвозвратные потери, поэтому для государства важно оптимизировать объём финансовых ресурсов, направленных на оборону.

Выполняя функцию управления страной, государство создаёт фонд государственного управления, который тратится на содержание органов управления.

Выполняя функцию создания страховых резервов, государство создаёт специальный страховой фонд – чрезвычайный ресурс на случай стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий. Особенностью его является то, что финансовые ресурсы страховых фондов безвозвратно теряются только при наступлении страховых событий.

 

2. Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования.

Финансы субъектов хозяйствования подразделяются на: собственные; заёмные; привлечённые.

Собственные финансовые ресурсы: прибыль; амортизационный фонд.

Прибыль - это важнейший источник финансовых ресурсов, она поступает на предприятие из разных источников. От основного вида деятельности – самый крупный, регулярный источник поступления финансовых ресурсов. Если это промышленное предприятие, то это - прибыль от произведённой и реализованной продукции. Если предприятие относится к сфере услуг, то - доход от оказания услуг и так далее.

В качестве доходов не от основной деятельности выделяют также:

- Операционные доходы – это доходы от хозяйственной деятельности, которая не является основной (реализация ненужного оборудования и материальных ценностей, доходы от сдачи в аренду имущества предприятия).

- Внереализационные доходы – случайные, не планируемые доходы, обычно напрямую не связанные с хозяйственной деятельностью.

Амортизационный фонд. Механизм образования амортизационного фонда следующий: амортизационные отчисления, рассчитываемые, как процент от стоимости основных фондов, включаются в себестоимость изготовленной предприятием продукции. Реализовав продукцию, предприятие получает выручку от реализации, в составе которой содержится доля амортизационного фонда. Накапливаясь в фонде, амортизационные отчисления постепенно используются на приобретение, строительство основных фондов. Таким образом, именно через механизм амортизации осуществляется воспроизводство основных фондов предприятия

Проблема использования амортизационного фонда как финансового ресурса состоит в следующем: поскольку амортизационные отчисления не выделяются в отдельный денежный фонд, а присутствуют в денежных оборотах предприятия неявно, в совокупности с другими денежными средствами, то они часто используются не по назначению (могут быть использованы при оплате налогов, выдаче зарплаты, при оплате счетов поставщикам). Так предприятие фактически лишается амортизационного фонда, как источника финансовых ресурсов.

Предприятие в своей деятельности может использовать не только собственные ресурсы, но и заёмные и привлечённые.

Заёмные финансовые ресурсы: банковские кредиты, инвестиции, бюджетный кредит, эмиссия ценных бумаг.

Привлечённые финансовые ресурсы – это постоянно находящаяся в обороте предприятия сумма кредиторской задолженности. Привлечённые финансовые ресурсы предприятия могут находиться на предприятии в период между моментом образования кредиторской задолженности и необходимостью перечислять ее в бюджет и по другим направлениям. В течение этого времени предприятие пользуется этими финансовыми ресурсами.

 

3. Общегосударственные финансовые ресурсы.

Госбюджет. Как экономическая категория, госбюджет представляет собой систему экономических отношений, возникающих в процессе перераспределения ВВП, по поводу образования и использования централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

В настоящее время в развитых странах преобладает налоговый механизм изъятия доходов в бюджет. Для него характерно:

1) обязательность изъятия средств в пользу государства;

2) средства изымаются в точно определённых границах и в строго указанное время.

При налоговом изъятии доходов важно правильно сочетать действие фискальной и стимулирующей функции налоговой системы. Если увеличение расходов совпадает с уменьшением доходной части, то это приводит к дефициту бюджета. Главным направлением финансовой политики государства должна быть концентрация и направление финансовых ресурсов на осуществление целевых комплексных программ, т.е. средства бюджета должны инвестироваться в те отрасли и предприятия, которые могут дать хорошую отдачу, выпуская конкурентноспособную продукцию. Одновременно это приведет и к расширению налогооблагаемой базы и будущему увеличению налогового потока.

Целевые бюджетные фонды образуются в составе бюджета из отчислений, имеющих налоговую природу, и используются на целевые нужды.

Страховые фонды. В условиях рыночных отношений возрастает роль страховых и резервных фондов. Страхование – это система экономических отношений, в результате которых за счёт предприятий, организаций, физических лиц образуется специальный фонд денежных средств, который используется для возмещения ущерба от стихийных бедствий и других неблагоприятных явлений, а также для оказания финансовой помощи гражданам при наступлении различных событий в их жизни. Особенности страховых и резервных фондов:

1) Целевое назначение создаваемого фонда.

2) Расходование страхового фонда предназначено только на покрытие потерь в заранее оговоренных случаях.

3) Вероятностный характер страховых отношений.

Виды страхования (в зависимости от объекта страхования):

1) Имущественное

2) Личное

3) Страхование ответственности.

С точки зрения характера страховых отношений страхование может быть:

1) Добровольное

2) Обязательное.

Как финансовые ресурсы, страховые фонды работают в качестве резервных фондов государства, усиливая и создавая более стабильные условия хозяйствования. С другой стороны, свободные страховые ресурсы активно участвуют в хозяйственном обороте, принося страховым компаниям дополнительную прибыль, которая используется на создание новых видов страхования, предоставление клиенту более выгодных условий страхования.

Денежные доходы и сбережения населения. Их использование в системе финансовых ресурсов обусловлено следующим:

С одной стороны, финансово – кредитная система государства оказывает влияние на уровень дохода населения:

1. Через бюджетное финансирование выплат на удовлетворение потребностей, гарантированных конституцией. При этом бюджетные средства используются либо в форме ассигнований, либо в виде дотаций. Ассигнования используются на текущие и капитальные затраты в отраслях, предоставлющих бесплатные услуги. Дотации предоставляются планово-убыточным отраслям (коммунальное хозяйство, городской транспорт и т.д.) с тем, чтобы компенсировать льготы, предоставляемые населению или отдельным категориям граждан.

2. Через кредитную систему (льготные крелиты на строительство). В условиях инфляции льготные кредиты по существу увеличивают доходы населения.

С другой стороны, сбережения населения сами функционируют как важный элемент финансовых ресурсов:

Сбережения населения, как часть денежных доходов, предназначенных для удовлетворения потребностей в будущем, выступает как кредит, предоставленный государству. Государство становится распорядителем части дохода населения в форме:

-вкладов в сбербанк;

-облигаций государственнх займов;

-акций предприятий;

-страховых взносов по договорам страхования.

Государство, используя сбережения как источник финансовых ресурсов, направляет их на финансирование общегосударственных потребностей. Наилучшим способом использования государством этих ресурсов является вложение их в инвестиционные программы, которые в дальнейшем дадут приток денежных ресурсов в бюджет, т.к. перечисленные финансовые ресурсы предоставляются государству на платной основе.

 

Тема 4. Финансовая политика государства

1. Содержание и направления финансовой политики государства

2. Экономическая наука о видах и типах финансовой политики

3. Содержание финансовой политики Республики Беларусь на современном этапе.

 

Нормативно – правовые акты: «Основные положения Программы социально-экономического развития РБ на 2006-2010гг», раздел 2 и 9.

 

1. Содержание и направления финансовой политики государства

Финансовая политика государства - это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов управления и использования финансов.

Основной целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей общества.

В связи с этим, финансовая политика призвана:

- создавать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности.

- определять наиболее рациональные формы изъятия доходов в пользу государства.

- наиболее эффективно использовать финансовые ресурсы и перераспределять их между сферами общественного производства, концентрируя их на главных направлениях социально – экономического развития.

Реализацией финансовой политики государства занимаются законодательная и исполнительная ветви власти, причём разработка направлений финансовой политики - приоритет исполнительной власти: правительство разрабатывает проекты законов, необходимых для её реализации, и вносит их для утверждения в парламент.

Финансовая политика государства включает:

- Бюджетную;

- Налоговую;

- Денежную;

- Кредитную;

- Ценовую;

- Таможенную политику

Бюджетная политика охватывает бюджетный процесс, законы и финансовые органы, его реализующие. Целью бюджетной политики является концентрация достаточной доли ВВП в бюджете и использование её на социально- экономические нужды государства, причём приоритетом бюджетной политики является направление средств на цели, определяющие всю экономическую политику государства.

Если цели бюджетной политики требуют больше средств, чем обеспечивает национальная экономика, то государство прибегает к внешним и внутренним кредитам.

Налоговая политика. Основная цель - обеспечить доходную часть бюджета. Принципы её формирования: уровень налоговых изъятий должен быть оптимален, т.к. чрезмерное налоговое давление вызывает свёртывание экономической активности. Налоговая система должна быть организована по возможности так, чтобы быть справедливой по уровню изъятия доходов, удобной, простой и дешёвой. В частности, должно быть избрано правильное соотношение доли косвенных и прямых налогов и т.п.

Информация о работе Лекции по «Теория финансов»