Обзор состояния и развития машиностроительного комплекса в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:32, дипломная работа

Описание работы

Стратегия экономического развития РК провозглашает одной из главных задач вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, о чем Президент Н.А. Назарбаев заявил в своем Послании народу в марте 2006 года.
Очевидно, что поставленная руководством РК цель может быть достигнута только на основе глубокой диверсификации экономики страны, путем стимулирования инновационной деятельности, внедрения и развития конкурентоспособных производств, интегрированных в региональные и мировые рынки.

Содержание работы

Введение 5
1 Обзор состояния и развития машиностроительного комплекса в Республике Казахстан 7
1.1 Развитие машиностроения в Казахстане 7
1.2 Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы 15
1.3 Развитие нефтегазового машиностроения 20
1.4 Общая характеристика машиностроительного комплекса на примере АО «Усть-Каменогорский арматурный завод» 23
2 Анализ операционной деятельности АО «Усть-Каменогорский арматурный завод» 30
2.1 Общая характеристика предприятия 30
2.2 Организация операционной деятельности на предприятии и исследование организационно-управленческой структуры 32
2.3 Анализ операционных показателей 38
2.4 Финансовый анализ состояния предприятия 47
3 Оценка экономической эффективности внедряемого проекта по производству сварных кранов шаровых DN 1000, PN 10,0 Мпа на АО «Усть-Каменогорский арматурный завод» 60
3.1 Обоснование внедрения процесса производства кранов шаровых DN 1000, PN 10,0 Мпа 60
3.2 Анализ производства опытных образцов кранов шаровых DN 1000, PN 10,0 МПа на АО «УКАЗ» 75
3.3 Анализ экономической эффективности инвестиционного проекта 78
Заключение
Список литературы
Приложения 94
96
97

Файлы: 1 файл

Захаров Дипломная работапоследняя версия.doc

— 4.36 Мб (Скачать файл)

Содержание 

Введение 5
1 Обзор состояния  и развития машиностроительного  комплекса в Республике Казахстан 7
1.1 Развитие машиностроения в Казахстане 7
1.2 Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы 15
1.3 Развитие нефтегазового  машиностроения 20
1.4 Общая характеристика машиностроительного комплекса  на примере АО «Усть-Каменогорский  арматурный завод» 23
2 Анализ операционной деятельности АО «Усть-Каменогорский  арматурный завод» 30
2.1 Общая характеристика предприятия 30
2.2 Организация операционной деятельности на предприятии и исследование организационно-управленческой структуры 32
2.3 Анализ операционных показателей 38
2.4 Финансовый  анализ состояния предприятия 47
3 Оценка экономической  эффективности внедряемого проекта  по производству сварных кранов шаровых  DN 1000, PN 10,0 Мпа на АО «Усть-Каменогорский арматурный завод» 60
3.1 Обоснование внедрения процесса производства кранов шаровых DN 1000, PN 10,0 Мпа 60
3.2 Анализ производства опытных образцов кранов шаровых DN 1000, PN 10,0 МПа на АО «УКАЗ» 75
3.3 Анализ экономической  эффективности инвестиционного  проекта 78
Заключение

Список  литературы

Приложения

94
96
97

 
 

 

Введение 

      Стратегия экономического развития РК провозглашает одной из главных задач вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, о чем Президент Н.А. Назарбаев заявил в своем Послании народу в марте 2006 года.

      Очевидно, что поставленная руководством РК цель может быть достигнута только на основе глубокой диверсификации экономики страны, путем стимулирования инновационной деятельности, внедрения и развития конкурентоспособных производств, интегрированных в региональные и мировые рынки.

      Именно  поэтому в последнее время  все чаще к числу важнейших факторов развития экономики Казахстана стали относить инновационную деятельность, которая базируется на внедрении новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом.

      На  расширение масштабов инновационной  деятельности в Казахстане направлены основные положения Закона Республики Казахстан «Об инновационной  деятельности» и «Программы инновационного развития Республики Казахстан».

      Фундаментальным документом, определяющим в настоящее время экономическое развитие Казахстана, является Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 года [4]. Эта стратегия была утверждена 17 мая 2003 года с целью обеспечения устойчивого, поступательного развития страны, отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей. По словам Президента Н.А. Назарбаева, реализация стратегии будет служить созданию благоприятного климата для ведения предпринимательской деятельности, формированию конкурентоспособной среды и системы общественных институтов, которые смогут стимулировать частный сектор в создании производств с высокой добавленной стоимостью.

      Приоритетное  развитие машиностроения сегодня актуально, как никогда. Индустриально-инновационная  стратегия развития страны, прорывные проекты и программа «30 корпоративных лидеров» призваны осуществить отход от сырьевой направленности экономики [6].

      Убежден, что диверсификация экономики должна основываться на развитии отечественного машиностроения. Развитие машиностроения повлечет за собой внедрение современных технологий, создание новых рабочих мест, рост производительности труда. Все это даст мощный импульс и другим предприятиям. В свою очередь в целом будут решаться проблемы воспитания крепкого рабочего класса, технической интеллигенции и, соответственно, многие социальные вопросы.

     В результате, Казахстан сможет решить следующие задачи: ликвидировать в основном научно-технологическое отставание, выйдя на некоторых направлениях НТП на уровень стран – лидеров глобализации; реструктурировать экономику, использовав все национальное богатство для создания «экономики знаний»; включить все неиспользуемые научно-технологические ресурсы в работу по выводу казахстанской экономики на уровень наиболее развитых в экономическом отношении зарубежных стран; создать эффективную систему образования и переподготовки кадров, соответствующую потребностям информационного общества; воссоздать на новой основе эффективные институты государственной власти и управления; упрочить, в конечном счете, Казахстану конкурентоспособные позиции в мире. А также обеспечить в течение ряда лет темпы роста экономики свыше 10%, увеличение золотовалютных резервов, сокращение внешней задолженности.

      Целью данной дипломной работы является исследование системы анализа операционной деятельности машиностроительного предприятия АО «Усть-Каменогорский арматурный завод», выпускающего трубопроводную и запорную арматуру для нефте- и газопроводов, коммунального хозяйства и энергетических предприятий.

      Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

     - характеристика машиностроительного  комплекса как системы;

     - обзор перспектив развития машиностроительного  комплекса РК;

     - характеристика существующей операционной деятельности на предприятии;

     - изучение организации операционной деятельности на предприятии и исследование организационно-управленческой структуры;

     -  исследование методики расчета  производственных показателей и  их анализ;

     - финансовый анализ предприятия;

     - финансово-экономическое обоснование  бизнес плана по внедрению и модернизации техники и технологий.

      Без грамотного постепенного решения проблем  машиностроительной отрасли невозможно полноценное развитие и функционирование экономики в целом.

      Данная  работа опирается в основном на законодательные  нормативно-правовые акты, методическую литературу, статьи в средствах массовой информации и информацию, предоставленную АО «Усть-Каменогорский арматурный завод».

      Также в дипломной работе предложены возможные  пути решения проблем машиностроительной отрасли с помощью комплексных правительственных программ и мероприятий. 
 
 
 
 

 

       1 Обзор состояния и развития машиностроительного комплекса в Республике Казахстан 

    1.   Развитие машиностроения в Казахстане
 

      В составе народно-хозяйственного комплекса  СССР Казахстану отводилась, главным образом, роль крупного производителя промышленного и сельскохозяйственного сырья. Развитию машиностроения должного внимания не уделялось – потребности республики в машиностроительной продукции обеспечивались в основном за счет ее ввоза из России, Украины, Белоруссии и других регионов СССР.

      Вместе  с тем продукция казахстанских  заводов, главным образом изделия  металлообработки, комплектующие и  т.п., поставлялась на заводы, находящиеся  за пределами республики, производящие конечную продукцию. После распада Союза в условиях нарушения хозяйственных связей и нарастания кризисных явлений развитие машиностроительного комплекса Казахстана полностью прекратилось. Началось сокращение мощностей машиностроительного производства, ухудшение технико-экономических показателей его работы.

      К середине 1999 года в республике насчитывалось 1862 предприятия машиностроительного  профиля против 3902 в 1990 г. В настоящее  время из всех машиностроительных предприятий  только 5,4 % - производители конечной продукции, специализация остальных – комплектующие изделия, запчасти, ремонтные услуги и т.п. Для отрасли характерна высокая степень монополизации производства, особенно по конечной продукции [10].

      В 1992-1995 годах машиностроение было исключено  из числа приоритетных отраслей, что обострило проблему инвестирования основного капитала предприятий, практически лишило большинство из них возможности осуществления расширенного воспроизводства, реконструкции и обновления производственных фондов.

      Цели  и основные направления развития машиностроения РК определяются решениями Президента и Правительства. Одной из главных, долгосрочных задач является: экономический рост, основанный на свободной рыночной экономике, подпитываемой сбережениями и высоким уровнем инвестиций, в том числе и из-за рубежа. Для достижения этих целей предполагается осуществить меры по разработке стандартов, соответствующих мировому уровню, внедрению передовых технологий, созданию информационной системы, способствующей прямым инвестициям.

      Машиностроение  – главная отрасль обрабатывающей промышленности. Именно эта отрасль отражает уровень научно-технического прогресса страны и определяет развитие других отраслей хозяйства. Современное машиностроение состоит из большого числа отраслей и производств. Предприятия отрасли тесно связаны между собой, а также с предприятиями других отраслей хозяйства. Машиностроение, как крупный потребитель металла имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями. Машиностроение также тесно связанно с цветной металлургией, химической промышленностью и многими другими отраслями. Продукция машиностроения потребляется всеми, без исключения, отраслями народного хозяйства.

      В Казахстане существует 13 подотраслей  машиностроения и металлообработки. Сегодня в структуре машиностроительного  производства преобладают производства: горнометаллургическое, сельскохозяйственное, нефтегазовое, военное и транспортное.

      Доля  машиностроительного производства в общем объемепромышленного  производства Казахстана снизилась  с 15,9% в 1990 г. До 3,5 % в 2010 г, согласно таблице 1.1. 

      Таблица 1.1 Доля машиностроения в промышленности РК, (%)

Годы 1990 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Машиностроение 15,9 5,0 3,7 2,2 2,5 3,4 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,5 3,5 3,4 3,5

 

      На  долю машиностроительной продукции  в республике приходится 1,5% от общего объема экспорта.

      На  долю машиностроительного комплекса Казахстана приходится 3,5 % от общего объема производимой промышленной продукции. Объем производства продукции машиностроения по Республике за 2001-2010 гг. представлен ниже, в таблице 1.2.

      Доля  продукции отечественного производства на внутреннем рынке машиностроительной продукции составляет около 14%. Удельный вес машиностроительной продукции в обрабатывающей промышленности 9,3%.  

    Таблица 1.2 Объем производства машиностроительной продукции в РК по годам, млрд.тенге

Годы 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 209 2010
Объем 68,6 88,5 123,6 179,5 222 275 292 215 231

Информация о работе Обзор состояния и развития машиностроительного комплекса в Республике Казахстан