Обзор состояния и развития машиностроительного комплекса в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:32, дипломная работа

Описание работы

Стратегия экономического развития РК провозглашает одной из главных задач вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, о чем Президент Н.А. Назарбаев заявил в своем Послании народу в марте 2006 года.
Очевидно, что поставленная руководством РК цель может быть достигнута только на основе глубокой диверсификации экономики страны, путем стимулирования инновационной деятельности, внедрения и развития конкурентоспособных производств, интегрированных в региональные и мировые рынки.

Содержание работы

Введение 5
1 Обзор состояния и развития машиностроительного комплекса в Республике Казахстан 7
1.1 Развитие машиностроения в Казахстане 7
1.2 Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы 15
1.3 Развитие нефтегазового машиностроения 20
1.4 Общая характеристика машиностроительного комплекса на примере АО «Усть-Каменогорский арматурный завод» 23
2 Анализ операционной деятельности АО «Усть-Каменогорский арматурный завод» 30
2.1 Общая характеристика предприятия 30
2.2 Организация операционной деятельности на предприятии и исследование организационно-управленческой структуры 32
2.3 Анализ операционных показателей 38
2.4 Финансовый анализ состояния предприятия 47
3 Оценка экономической эффективности внедряемого проекта по производству сварных кранов шаровых DN 1000, PN 10,0 Мпа на АО «Усть-Каменогорский арматурный завод» 60
3.1 Обоснование внедрения процесса производства кранов шаровых DN 1000, PN 10,0 Мпа 60
3.2 Анализ производства опытных образцов кранов шаровых DN 1000, PN 10,0 МПа на АО «УКАЗ» 75
3.3 Анализ экономической эффективности инвестиционного проекта 78
Заключение
Список литературы
Приложения 94
96
97

Файлы: 1 файл

Захаров Дипломная работапоследняя версия.doc

— 4.36 Мб (Скачать файл)

 

      На  долю машиностроения приходится не более 5 % промышленно-производственных основных фондов, всего 1,6 % от объема инвестиций в основной капитал производственного  назначения и около 1 % от стоимости вводимых ежегодно промышленно-производственных фондов, 12,5 % от общей численности промышленно-производственного персонала.

      В общем количестве машиностроительных предприятий заводы-производители  конечных видов машиностроительной продукции составляют только 6%.

      Коэффициент использования производственных мощностей  в среднем по отрасли по конъюнктурному обследованию составляет 48%, хотя есть предприятия, где он не превышает 10-20%.

      За  период с 2002 по 2010 гг. незначительный рост удельного веса машиностроительного комплекса в общем объеме промышленного производства связан, главным образом, с ростом спроса на нефтегазовое оборудование отечественного производства.

      За  период с 2002 по 2006 гг. значительный объем  капиталовложений направлялся на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий. Однако из-за относительно незначительных размеров использованных инвестиций это не оказало значительного влияния на техническое состояние и технологический уровень производственных мощностей машиностроения в целом.

      Высока  степень износа основных фондов(около 43%), в том числе их активной части (до 80%). На большинстве предприятий  коэффициент обновления основных фондов составляет 11-17%, а коэффициент их выбытия 7,3-8,2%[16].

      Доля  машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов в объеме импорта из стран СНГ в январе-августе 2010г. Составила 24% (в январе-августе 2009г. – 23%).

      В среднесрочной перспективе приоритет  в развитии отрасли машиностроения должен сохраниться за действующими предприятиями. Это подтверждает проявившаяся в последние годы положительная динамика спроса внутреннего рынка на их продукцию, которое сохранится и в ближайшие годы. При этом следует ожидать увеличение импорта некоторых видов машиностроительной продукции.

      Стратегия развития машиностроения предусматривает  внедрение новейших зарубежных технологий с возможностью импорта оборудования, постепенное накопление опыта его  производства на собственных мощностях, а затем развитие отечественных  приоритетных технологий. При этом казахстанское машиностроение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях:

      - выпуск модернизированных машин  и оборудования для предприятий  нефтегазового и горнорудного  комплексов с морально устаревшими,  но еще функционирующими технологическими линиями;

      - производство (в том числе сборочное)  наукоемкой продукции на импортном оборудовании с привлечением в различных формах иностранного капитала;

      - участие в совместных с иностранными  компаниями проектах, предполагающих производство технологически сложных изделий, в т.ч. для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом;

      - точечное развитие отдельных  производств по выпуску оборудования  для высоких технологий, как на импортной, так и на собственной технологической базе.

      Одним из наиболее важных и реальных источников привлечения инвестиций в машиностроение в современных условиях является международное сотрудничество.

      Для объективного анализа развития и  определения дальнейшей стратегии  развития машиностроения Казахстана необходимо четкое определение ее сильных и слабых сторон, а также существующих возможностей и угроз.

      В приведенной ниже таблице 1.3 представлены основные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы машиностроения Казахстана. Для определения дальнейших мер необходимо устранение негативных факторов, предотвращение угроз, и одновременное усиление позитивных факторов, использование возможностей. 

      Таблица 1.3 SWOT анализ машиностроения Казахстана

      Позитивные факторы       Негативные  факторы
(S) Сильные стороны

- стабильная  макроэкономическая среда

- наличие наработанного  опыта в производстве машиностроительной продукции

- большая емкость  внутреннего рынка (сельскохозяйственного,  нефтегазового и горнорудного  машиностроения);

- положительная  динамика роста производства в отраслях – потребителях выпускаемой продукции

(W) Слабые стороны

- высокая зависимость  от импорта сырьевых материалов  и комплектующих;

- высокий уровень  морального и физического износа  технологического оборудования;

- низкая загруженность производственных мощностей, низкая кооперация;

- низкая инвестиционная  привлекательность отрасли;

- дефицит квалифицированных  кадров на всех уровнях производства;

- несовершенство  законодательства в сфере государственных  закупок и налогообложения;

- низкий инновационный потенциал;

(О)  Возможности

- использование  близкого географического расположения    двух крупных рынков сбыта  (России и Китая);

- использование  роста производства в сельском   хозяйстве, нефтегазовом и горнорудной  комплексах

- рост образовательного уровня населения;

- развитие совместных  производств, оутсорсинга, франчайзинга  и кооперации;

- внедрение новых  технологий и обновление оборудования  на основе комплексной государственной  поддержки (лизинг, софинансирование,  гранты  и др.);

- конкуренция между предприятиями как фактор повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции.

(Т) Угрозы

- возрастающая  зависимость от импорта машиностроительной  продукции;

- высокая технологическая  оснащенность конкурентов, более  высокое качество продукции, известность торговых марок;

- спад производства  и научно-технического потенциала  в других отраслях промышленности;

- снижение общей  конкурентоспособности страны


      В Казахстане действуют 9 центров производства машиностроения, где сосредоточенно практически все производство машин и оборудования. Данные центры показаны на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 Размещение центров производства машиностроения 

      В Казахстане имеется 24 крупных предприятий  сельскохозяйственного, нефтегазового, металлургического и горно-шахтного машиностроения, в соответствии с рисунком 1.2. Такие предприятия могут являться потенциальными центрами производства, которые могут быть весьма перспективным направлением развития отрасли машиностроения в области или регионе, где они расположены.

      Рисунок 1.2 Размещение предприятий машиностроения 

      В представленной ниже таблице 1.4 перечислены все крупные предприятия нефтегазового, сельскохозяйственного, горно-шахтного и металлургического машиностроения, по данным агентства по статистике РК. 

      Таблица 1.4 Крупные предприятия машиностроения

        Название предприятия Местонахождение
      Нефтегазовое машиностроение 1 АО «Мунаймаш Северо-Казахстанская  область,

г. Петропавловск

2 АО  «Карагандинский машиностроительный  завод им. Пархоменко» Карагандинская область, Октябрьский район
3 АО  «Петропавловский завод тяжелого  машиностроения Северо-Казахстанская  область, г.Петропавловск
4 АО  «Востокмашзавод» Восточно-Казахстанская  область, г.Усть-Каменогорск
5 АО  «УКАЗ» 
Восточно-Казахстанская  область, г.Усть-Каменогорск
     Продолжение таблицы 1.4
      Сельскохозяйственное  машиностроение 1 АО «Семипалатинский  машиностроительный завод» Восточно-Казахстанская  область, г. Семипалатинск
2 АО  «ЮКМЗ» Южно-Казахстанская  область, гАксу.
3 ТОО «Агротехмаш» Костанайская область, г.Костанай
4 АО «Казахстантрактор» Павлодарская  область, г.Павлодар
5 ТОО «Атбасарский ремонтно-механический  завод» Акмолинская область, г.Атбасар
      Металлургическое  машиностроение 1 АО «АЗТМ» Г.Алматы, Алмалинский  район
2 АО  «Иртышцветметремонт» Восточно-Казахстанская  область, г. Усть-Каменогорск
3 АО  «Казахское специализированное  ремонтно-наладочное предприятие» Восточно-Казахстанская  область, г.Усть-Каменогорск
4 Риддерское  АО «Иртышцветметремонт» Восточно-Казахстанская  область, г.Риддер
5 ТОО  «Казцинк-ремсервис» Восточно-Казахстанская  область, г.Усть-Каменогорск
6 Усть-каменогорское  АО «Иртышцветметремонт» Восточно-Казахстанская  область, г.Усть-Каменогорск
      Горно-шахтное машиностроение 1 АО «Казцинк»  РМЗ Восточно-Казахстанская  область, г.Риддер
2 ТОО  «Казцинкмаш» Восточно-Казахстанская  область, г.Риддер
3 «Карагандинский литейно-машиностроительный завод» Карагандинская  область, район им.Казыбекби
4 Шахтинский завод НОММ «МитталСтил» Карагандинская  область, г.Шахтинск
5 АО «Экскаватор» Южно-Казахстанская  область, г.Кентау
6 Завод РГТО «МитталСтил» Карагандинская  область, район им.Казыбекби
7 ТОО «Techno Trading LTD» Г.Алматы, Бостандыкский  район
8 Энергозавод «МитталСтил» Карагандинская  область, район им. Казыбекби

 

      В разрезе подотраслей машиностроения, необходимо выделить регионы с наибольшим имеющимся производством.

      В производстве сельскохозяйственного  машиностроения можно выделить следующие  регионы: Северный Казахстан (тракторы, поршневые кольца, валковые жатки, сеноуборочные агрегаты, зерновые сепараторы), Центральный Казахстан (ремонт сельскохозяйственных машин), Восточный Казахстан (гусеничные транспортеры-тягачи), Южный Казахстан (прицепы, раздатчики кормов, запчасти к сельхозмашинам, мини-мельницы, мини-пекарни, мельничное оборудование, насосные станции).

      Наиболее  перспективным направлением развития продуктов машиностроения остается:

  • производство двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных имотоциклетных двигателей;
  • производство насосов, компрессоров и гидравлических систем;
  • производство подъемно-транспортного оборудования;
  • производство сельскохозяйственных тракторов;
  • производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства;
  • производство станков;
  • производство металлургического оборудования.

      Машиностроение  Казахстана и в первую очередь  такие его подотрасли, как сельскохозяйственное машиностроение и горнорудное машиностроение способны и должны стать одними из основных «локомотивов» возрождения экономики, стать точками роста. Однако для этого необходима реализация взвешенной и последовательной промышленной политики, в меру гибко адаптированной к меняющимся внешним условиям, но не упускающей главную цель – сохранение и развитие высоких технологии для обеспечения вопросов национальной безопасной, эффективной конкуренции.

      В мировом машиностроении преобладает  общее машиностроение (в различные  годы от 35% до 37%), транспортное (33-35%) и  электротехника, включая электронику (30-31%). Структура машиностроительного  производства в развитых странах (США, Германия, Япония, Англия) представлена практически всеми подотраслями машиностроения с преобладанием доли электротехники.

      Удельный  вес доли экспорта в общем объеме экспорта этих стран составляет: Япония – 64%, США, Германия – 48%, Канада – 42%, Швеция – 44%, Россия – 20%. Основной упор развития машиностроения делается на создание наукоемких производств, так расходы на научные исследования в странах Европы и США составляют в среднем 2,5-3% от ВВП [7].

      Мировыми  лидерами производства являются крупные  транснациональные компании, на их долю приходится более половины мирового производства.

      Современные тенденции развития машиностроительных производств характеризуются:

      1) Переносом производств в страны с меньшей себестоимостью рабочей силы, не требующей высокой квалификации работников. В результате происходит разделение стран на производителей массовой продукции и производителей высококвалифицированной наукоемкой продукции. В развитых странах остаются высококвалифицированные производства, ориентированные на разработку и выпуск новых конкурентоспособных и наукоемких видов продукции машиностроения;

      2) Усилением специализации и кооперирования машиностроительных производств, что обусловлено выгодами от увеличения масштабов производства. Происходит концентрация рынка, на рынках продукции с высокой добавленной стоимостью с применением национальных защитных мер во внешней торговле. Так, ведущие зарубежные компании за последние 5-10 лет при непосредственной государственной поддержке осуществили реконструкцию своих производств на базе использования высокоавтоматизированных и компьютеризированных технологий;

      3)Переходом на смешанный тип организации производства.

      В условиях неустойчивого спроса, роста  требований к расширению ассортимента продукции, сокращения жизненного цикла  изделий массовое производство существенно ограничивает гибкость предприятия и его способность адаптироваться к изменению спроса. Более выгодным с точки зрения временных финансовых затрат, а также гибкости по отношению к запросам потребителей становится серийное производство изделий. Ориентируясь на заказы клиентов, предприятия, с одной стороны, расширяют возможность учета их индивидуальных требований, с другой, достигают высокого уровня унификации базовых узлов и деталей, которые можно производить в массовых количествах. Наиболее выгодным в этих условиях является смешанный тип организации производства, при котором заготовительный передел – массовый и крупносерийный, обрабатывающий – серийный, сборочный – мелкосерийный и единичный [17].

      Таким образом, имеются следующие проблемы машиностроительной отрасли:

      1) низкая доля производимых машин и оборудования в валовом внутреннем продукте страны;

      2) высокая доля износа основных средств;

      З) недостаточность финансирования отрасли;

Информация о работе Обзор состояния и развития машиностроительного комплекса в Республике Казахстан