Обзор состояния и развития машиностроительного комплекса в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:32, дипломная работа

Описание работы

Стратегия экономического развития РК провозглашает одной из главных задач вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, о чем Президент Н.А. Назарбаев заявил в своем Послании народу в марте 2006 года.
Очевидно, что поставленная руководством РК цель может быть достигнута только на основе глубокой диверсификации экономики страны, путем стимулирования инновационной деятельности, внедрения и развития конкурентоспособных производств, интегрированных в региональные и мировые рынки.

Содержание работы

Введение 5
1 Обзор состояния и развития машиностроительного комплекса в Республике Казахстан 7
1.1 Развитие машиностроения в Казахстане 7
1.2 Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы 15
1.3 Развитие нефтегазового машиностроения 20
1.4 Общая характеристика машиностроительного комплекса на примере АО «Усть-Каменогорский арматурный завод» 23
2 Анализ операционной деятельности АО «Усть-Каменогорский арматурный завод» 30
2.1 Общая характеристика предприятия 30
2.2 Организация операционной деятельности на предприятии и исследование организационно-управленческой структуры 32
2.3 Анализ операционных показателей 38
2.4 Финансовый анализ состояния предприятия 47
3 Оценка экономической эффективности внедряемого проекта по производству сварных кранов шаровых DN 1000, PN 10,0 Мпа на АО «Усть-Каменогорский арматурный завод» 60
3.1 Обоснование внедрения процесса производства кранов шаровых DN 1000, PN 10,0 Мпа 60
3.2 Анализ производства опытных образцов кранов шаровых DN 1000, PN 10,0 МПа на АО «УКАЗ» 75
3.3 Анализ экономической эффективности инвестиционного проекта 78
Заключение
Список литературы
Приложения 94
96
97

Файлы: 1 файл

Захаров Дипломная работапоследняя версия.doc

— 4.36 Мб (Скачать файл)

      Завод производит продукцию только собственной  разработки. В России аналогичную  трубопроводную арматуру выпускают  Алексинский завод «Тяжпромарматура»  и Пензенский завод «Пензтяжпромарматура».

      Продукция Усть-Каменогорского арматурного завода, выпускаемая в штампосварном исполнении выгодно отличается от продукции заводов России, выпускаемой в литом исполнении корпусных деталей.

      Основные  преимущества продукции завода:

      - более высокая плотность материала  корпусных деталей, выполняемых  из листового проката по сравнению с литьем в песчано-глинистые формы;

      - меньшая металлоемкость корпусных  деталей;

      - более высокие показатели надежности, в том числе назначенный срок  службы корпусных деталей (36 лет);

      - более высокая ремонтопригодность  корпусных деталей (способность к восстановлению после выработки назначенного срока службы);

      - более надежная конструкция двухступенчатого  уплотнения в сальниковом узле.

      Производственные  цеха оснащены современным металлорежущим оборудованием с широкими технологическими возможностями и высокой технологической точностью. Автоматическая сварка с последующим 100% радиографическим контролем или ультразвуковой дефектоскопией гарантирует высокое качество сварных швов. Готовые изделия подвергаются многоступенчатому контролю при гидроиспытаниях. Качество продукции подтверждено сертификатами России.

      Завод имеет лицензии Госгортехнадзора Республики Казахстан и России на проектирование и изготовление оборудования для  нефтегазовой промышленности.

      Предприятие расположено в северо-восточной  части Усть-Каменогорска и занимает площадь 87000 кв.м. Общая численность работающих  - 960 человек.

      Сегодня завод – это динамично развивающееся  предприятие, единственный производитель  крупногабаритной запорной трубопроводной арматуры не только в Казахстане, но и на всем постсоветском пространстве средней Азии.

      Готовые изделия подвергаются многоступенчатому  контролю при гидроиспытаниях. Система  управления качеством АО «Усть-Каменогорский  арматурный завод» одобрена международной  аудиторской компанией LLOYDS REGISTER QUALITY ASSURANCE и признана соответствующей требованиям ISO 9001:2000, что подтверждено сертификатом одобрения № RU 010002 от 17.11.2003г. Причем, первоначальное одобрение от LLOYDS REGISTER QUALITY ASSURANCE получено ещё 18.10.2001года.

      Кроме того, вся продукция АО «УКАЗ» сертифицирована на ее соответствие как национальным стандартам  Республики Казахстан, так и государственным стандартам Российской Федерации. Оценка всей продукции завода произведена такими авторитетными сертификационными организациями России как Сертификационный центр НП «СЦ Настхол» и Межотраслевой фонд по сертификации и метрологическому обеспечению оборудования и средств измерений трубопроводного транспорта жидкостей и газа  «Нефтьсертико».

      Продукция завода эксплуатируется на многих объектах Российской компании ОАО «АК «Транснефть». Продукцией завода укомплектованы и такие нефтепроводы как Лисичанск-Новороссийск (протяженностью – 1000 км); Баку – Новороссийск (2500 км); Сургут – Полоцк  (3800 км); Холмогоры – Клин (3000 км), а так же и все нефтепроводные системы России.

      В числе постоянных заказчиков  -  ЗАО НК «КОР», ЗАО СП «Матин», ОАО  «Петро Казахстан»,  ОАО «Сургутнефтегаз»,  ImpoA.S. (Турция), IndustrialCommodities (США),  HalaverToru (Эстония), ЗАО Национальная Нефтяная Компания «Казахойл», ОАО «Мангистаумунайгаз», ЗАО «Казмунайгаз» и другие компании с мировым именем, что доказывает состоятельность предприятия и высокую конкурентоспособность продукции на отечественном и международном рынках.

      Подтверждением  тому являются и многочисленные награды коллектива – благодарности Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, Генерального директора Торгового  Дома «Транснефть»», Председателя Правления ОАО «Темирбанк», Министерства энергетики РК, Акимов Восточно-Казахстанской области и города Усть-Каменогорска, дипломы пяти международных и республиканских выставок.

      Завод обладает патентами на шесть собственных  изобретений и десятки рационализаторских предложений, активно внедряемых в  производство.

      Специалисты завода на протяжении ряда лет ведут  целенаправленную и планомерную  работу по совершенствованию технологии и организации производства трубопроводной арматуры и нефтепромыслового оборудования с повышенными эксплуатационными характеристиками.

      На  ближайшее время завод планирует  освоение и поставку задвижек клиновых условным проходом от 300 до 1200 мм, на давление 4,0 Мпа с повышенной сейсмостойкостью (до 9 баллов) для проекта «Строительство дополнительного технологического тоннеля от Нефтебазы Групповая через Маркошский хребет к нефтебазе «Шехарис» в ОАО «Черномортранснефть» (Россия).

      В числе стратегических планов завода  - освоение производства затворов обратных и задвижек шиберных условным проходом 1200 мм и условным давлением  на 10,0 Мпа с сейсмостойкостью до 9 баллов для нефтепроводной системы России Восточная Сибирь – Тихий океан.

      Следующим этапом развития будет освоение производства устьевого оборудования на давление 35,0 Мпа и 70,0 Мпа, а также устьевого оборудования по стандартам Американского нефтяного института API.

      АО  «УКАЗ» имеет следующих основных конкурентов, представленных ниже, в  таблице 1.6. 
 
 

      Таблица 1.6 Основные конкуренты по региону

Наименование Описание
ОАО «Пензтяжпромарматура», Пенза Завод «Пензтяжпромарматура» создан в 1951 году. Численность работающих в ОАО «Пензтяжпромарматура» 4500 человек. Завод является производителем промышленной      трубопроводной арматуры, предназначенной для установки    на трубопроводах диаметром 50 – 2000 мм, транспортирующих различные жидкие и газообразные среды при давлениях от 1 до 400 кг/см, и температуре от  -100 С до  +425 С, и применяемой в тепловой и атомной энергетике, химической, нефтяной,    газовой и др. отраслях промышленности. Изготовление продукции ведется по полному технологическому циклу от  разработки до сборки и испытания готового изделия.
ОАО «Курганский завод трубопроводной арматуры» (ОАО «Икар»), Курган Завод основан  в 1954 году. В 1992 году преобразован в  ОАО «ИКАР». Численность 1757 человек, в том числе основных рабочих 765 человек. Учредители: Комитет по управлению госимуществом, администрации г.Кургана. Основные акционеры: АО «СибМаш-Фонд», ЗАО «СибМаш-Развитие».
ОАО «Тяжпромарматура», Алексин Предприятие является одним из ведущих по проектированию, изготовлению и сбыту трубопроводной арматуры для газовой, нефтяной и  энергетической отраслей промышленности.

Выпускаемая продукция  используется во всех регионах СНГ, экспортируется во многие страны мира.

ОАО «Благовещенский арматурный завод», Россия 
Основан в 1756 году как медеплавильная фабрика. С 1996 года – ОАО «Благовещенский арматурный завод». Численность работающих 2197 человек (1999 год). Специализация- промышленная трубопроводная арматура из углеродистой и нержавеющей стали с ручным управлением от маховика или под установку электропривода.
ОАО «Акционерная компания «Корвет», Курган ОАО «Акционерная компания «Корвет» – бывшее предприятие «Корвет» министерства судостроительной промышленности.

 

      Конкурентные  преимущества продукции АО «УКАЗ» представлены в таблице 1.7. 

      Таблица 1.7 Конкурентные преимущества продукции  АО «УКАЗ»

Показатели Продукция АО «УКАЗ» Аналогичная продукция
1. Полные назначенный срок службы корпусных деталей 36 лет 30 лет
2. Назначенный срок службы 18 лет 15 лет
3. Гарантийные  обязательства 24 мес. 18 мес.
4. Вероятность безотказной работы  в течение назначенного ресурса  за 6 лет эксплуатации 0,98 0,874092
     Продолжение таблицы 1.7
5. Ремонтопригодность Повышенная  ремонтопригодность в полевых условиях Ограниченная  ремонтопригодность
6. Замена  сальника при наличии давлении  в трубопроводе Возможна Нет
7. Класс  герметичности затвора «А» «С»

 

      В жесткой конкуренции, мерами по преодолению повышения цен на рынке металла будут являться  адекватное повышение цен на выпускаемую продукцию, оптимизация расходов не связанных  с выпуском продукции, перераспределение накладных расходов, применяемое   в настоящее время на предприятии.

      Учитывая,  что  рост цен на металл произойдет повсеместно, то  вопрос повышения  цен на продукцию встанет перед  всеми  предприятиями – конкурентами  АО «УКАЗ»,   в этом случае  коммерческий риск будет снижен за счет качества выпускаемой продукции.

      Завод участвовал и участвует в крупных  проектах строительства трубопроводов, представленных в таблице 1.8. 

      Таблица 1.8 Проекты строительства трубопроводов  с участием АО «Усть-

      Каменогорский арматурный завод»

Название  проекта Описание и  характкристика
«Кенкияк-Кумколь» Нефтепровод, протяженностью порядка 750 км, будет интегрирован в  систему транснационального нефтепровода Казахстан – Китай, что обеспечит выход нефти Актюбинской области, Западного Казахстана и Казахстанского сектора Каспийского моря на динамично развивающийся рынок Китая.
 «Бургас-Александруполис» Нефтепровод  по транспортировке нефти из России и стран СНГ, минующий пролив Босфор через Болгарию и Грецию.  Был  утвержден представителями правительства  России, Греции и Болгарии в марте 2007 г.  Возможная пропускная способность нефтепровода протяженностью 285 км.составит 35 миллионов тонн в год с возможностью увеличения до 50 миллионов тонн в год. Возможный объем прокачки нефти на первом этапе составит 15 млн. тонн  в год, на втором – 24 млн. тонн  в год, на третьем – 35 млн. тонн  в год с возможностью увеличения до 50 млн. тонн  в год.
Нефтепроводная  система «Харьяга-Индига» Создание нового маршрута транспорта углеводородов  из Тимано-Печорской нефтегазоносной  провинции в Северную Европу. Проект проходит необходимые экспертные процедуры. Протяженность трассы составит 465 километров до побережья Баренцева моря с необходимой инфраструктурой, включая морской терминал. По нефтепроводу предполагается ежегодно прокачивать 12 млн. тонн сырья.
АК«Транснефть» Модернизация  и ремонт нефтепроводов, в плане  увеличения пропускной способности  на период 2007-2010 год.
Продолжение таблицы 1.8
 «Дружба» и «Адрия» Проект интеграции нефтепроводов, инициатором которого является компания «Транснефть». Проект предусматривает создание экспортного маршрута транспортировки нефти России и, возможно,  стран СНГ на мировые рынки, включая североамериканский, через глубоководный порт Омишаль,  путем поэтапной загрузки и увеличения существующих трубопроводных мощностей (на 5, 10 и 15 млн. тонн в год). Маршрут общей протяженностью более 3 тыс. км проходит по территории России, Белоруссии, Украины, Хорватии, Венгрии и Словакии.
«Казахстан–Китай» магистральный нефтепровод протяженностью 962,2 километра  соединяет Атасу (Казахстан) с пограничным пунктом Алашанькоу (Alashankou) на границе КНР и Казахстана. Проектная пропускная способность нефтепровода составляет 20 миллионов тонн нефти в год. Однако на первом этапе, ежегодно по нему будет поставляться в Китай 10 миллионов тонн. Строительство нефтепровода было начато в сентябре 2004 года и завершилось в ноябре 2005 года. В реализацию этого проекта Китай и Казахстан вложили в общей сложности $700 миллионов.
«Восточная  Сибирь- Тихий океан» Нефтепроводная  система Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) строится для транспортировки нефти на российский Дальний Восток и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая пропускная способность ВСТО – 80 млн. тонн нефти в год. Протяженность трассы свыше 4 770 километров, конечным пунктом которой будет новый специализированный морской нефтяной порт в бухте Козьмино в Приморском крае. Первая очередь строительства Тайшет – Сковородино (2757 км) начата в апреле 2006 года и завершится к концу 2008 года.  Проект реализовывается согласно Стратегии по Энергетике РФ до 2020г.
Нефтепровод «Ескене-Курык» с морским нефтеналивным  терминалом Курык Проект строительства  нефтепровода Ескене-Курык с морским  нефтеналивным терминалом Курык  изучается компанией «КазТранОйл» совместно с АО «НК «Казмунайгаз» и консорциумом Аджип ККО. Реализация проекта планируется к 2010-2011 годам.Нефтепровод Ескене-Курык является составной частью Казахстанской Каспийской Системы Транспортировки, создаваемой в целях обеспечения
  долгосрочного и безопасного транспортного  коридора для транспортировки каспийской нефти, в первую очередь, кашаганской, в направлении Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), Иран и др.Маршрут нефтепровода  пролегает от Ескене, где размещаются производственные мощности по подготовке нефти Аджип ККО и до пос. Курык (южнее г. Актау) на побережье Каспийского моря, где планируется строительство нефтеналивного терминала.

Планируемая  пропускная способность нефтепровода на первом этапе составит от 25 млн.т/г  с последующим расширением до 60 млн. т/г, протяженность нефтепровода около 740 км.

Информация о работе Обзор состояния и развития машиностроительного комплекса в Республике Казахстан