Обзор состояния и развития машиностроительного комплекса в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:32, дипломная работа

Описание работы

Стратегия экономического развития РК провозглашает одной из главных задач вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, о чем Президент Н.А. Назарбаев заявил в своем Послании народу в марте 2006 года.
Очевидно, что поставленная руководством РК цель может быть достигнута только на основе глубокой диверсификации экономики страны, путем стимулирования инновационной деятельности, внедрения и развития конкурентоспособных производств, интегрированных в региональные и мировые рынки.

Содержание работы

Введение 5
1 Обзор состояния и развития машиностроительного комплекса в Республике Казахстан 7
1.1 Развитие машиностроения в Казахстане 7
1.2 Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы 15
1.3 Развитие нефтегазового машиностроения 20
1.4 Общая характеристика машиностроительного комплекса на примере АО «Усть-Каменогорский арматурный завод» 23
2 Анализ операционной деятельности АО «Усть-Каменогорский арматурный завод» 30
2.1 Общая характеристика предприятия 30
2.2 Организация операционной деятельности на предприятии и исследование организационно-управленческой структуры 32
2.3 Анализ операционных показателей 38
2.4 Финансовый анализ состояния предприятия 47
3 Оценка экономической эффективности внедряемого проекта по производству сварных кранов шаровых DN 1000, PN 10,0 Мпа на АО «Усть-Каменогорский арматурный завод» 60
3.1 Обоснование внедрения процесса производства кранов шаровых DN 1000, PN 10,0 Мпа 60
3.2 Анализ производства опытных образцов кранов шаровых DN 1000, PN 10,0 МПа на АО «УКАЗ» 75
3.3 Анализ экономической эффективности инвестиционного проекта 78
Заключение
Список литературы
Приложения 94
96
97

Файлы: 1 файл

Захаров Дипломная работапоследняя версия.doc

— 4.36 Мб (Скачать файл)

      4) технологическая отсталость отрасли;

      5) простой основных мощностей предприятий;

      6) низкая инвестиционная привлекательность;

      7) острая нехватка квалифицированных  кадров. 

      1.2 Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы 

      Машиностроительный  комплекс включает 13 подотраслей: железнодорожная, нефтегазовая, горношахтная и металлургическая, автомобилестроение, сельскохозяйственная, электрооборудование и т.д. Доля продукции машиностроительного комплекса в общем объеме промышленного производства Казахстана снизилась с 15,9 % в 1990 году до 3,5 % в 2010 году. Емкость рынка в 2008 году составила 16 663 млн. долларов, из которых основную долю занимает импорт 15 475 млн. долларов, или 41 % в общей структуре импорта товаров.

      Основные  проблемы развития отрасли: технологическое отставание предприятий, низкая конкурентоспособность продукции; отсутствие связей с мировыми производителями, доступа к конструкторской документации; незначительный объем инвестиций; отсутствие межзаводской кооперации; высокий уровень изношенности оборудования (43-80 %); дефицит квалифицированных кадров; низкий уровень послепродажного сервиса машиностроительной продукции.

      В нефтегазовом, горношахтном и металлургическом машиностроении проблемами являются: отсутствие информированности предприятий машиностроения о перспективных планах закупок недропользователей, планах технического перевооружения, потребности в продукции нефтегазового машиностроения в разрезе месторождений, регионов, планах по импорту продукции.

      В сельскохозяйственном машиностроении проблемами являются: использование импортируемых комплектующих и материалов, низкий платежеспособный спрос сельхозтоваропроизводителей, труднодоступность кредитных ресурсов, законодательное ограничение возможности финансирования производства отечественной машиностроительной продукции лизинговыми компаниями.

      В транспортном машиностроении проблемами являются: отсутствие крупногабаритного  литья; использование импортируемых  комплектующих и материалов.

      В оборонной промышленности проблемами являются: практическое отсутствие научных исследований; отсутствие полного цикла производства (в основном производятся комплектующие); отсутствие эффективного взаимодействия со своими главными потребителями – Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Казахстана; ограниченное количество потенциальных потребителей (в основном казахстанская военная продукция может заинтересовать только государства-члены ОДКБ); низкая рентабельность производства, недостаточное государственное финансирование.

      Основная задача – максимальное удовлетворение потребностей внутреннего рынка и расширение экспорта за счет увеличения производства конечной продукции с высокой добавленной стоимостью.

      Целевые индикаторы:

      1) Прирост валовой добавленной стоимости на 74 %;

      2) Увеличение производительности труда в отрасли до 52 тыс. долларов на человека в год.

      Основные  направления развития отрасли:

      1) Модернизация действующих предприятий с целью создания гибких производств по расширению выпускаемого ассортимента и освоение новых видов машиностроительной продукции;

      2) Организация крупных сборочных производств с увеличением уровня локализации через освоение производства деталей и комплектующих;

      3) Создание новых современных предприятий по производству машиностроительной продукции с высокой добавленной стоимостью.

      В транспортном машиностроении к 2014 году будет организовано сборочное производство легковых автомобилей и комплектующих  с доведением уровня локализации  до 30 %. Будет налажено производство дорожно-строительной техники в  объеме 200 единиц в год. В железнодорожном машиностроении будет увеличено производство локомотивов, грузовых вагонов. Будет освоено производство специализированной платформы мощностью до 1200 единиц в год, железнодорожной тележки 5000 единиц в год, вагона-хоппера до 400 единиц в год. Будет организовано производство крупногабаритного литья для нужд железнодорожного машиностроения с годовым объемом выпуска 30 тыс. тонн.

      В сельскохозяйственном машиностроении к 2014 году будет увеличен выпуск продукции  в 2 раза, в том числе будет увеличено производство комбайнов до 800 единиц в год, организовано сборочное производство тракторов в объеме 1 тыс. единиц в год и производство навесного оборудования. Будет создана сеть из девяти торгово-сервисных центров по реализации и обслуживанию сельскохозяйственной техники в крупных областях страны.

      В нефтегазовом машиностроении к 2014 году будет увеличен выпуск продукции  в 2,5 раза с увеличением доли отечественной  продукции до 22 %. Будет развиваться  производство трубопроводной арматуры, жидкостных насосов и мобильных буровых установок, освоено производство газоперекачивающих агрегатов (8 единиц в год) и газотурбинных электростанций (6 единиц год). Будет запущен завод по ремонту и сервисному обслуживанию газотурбинных установок и оборудования.

      В горнорудном машиностроении к 2014 году объем выпуска продукции будет  увеличен в 2,7 раза с развитием производства прокатных станов, рольгангов, шахтных  гидростоек, гидропередвижек и освоением  производства гидравлических и пневматических перфораторов, самоходно-бурового и погрузочно-транспортного оборудования.

      В электротехническом машиностроении к 2014 году выпуск продукции будет увеличен в 1,7 раза. Будет увеличено производство аккумуляторов, трансформаторов и  изолированных проводов, освоено  производство трансформаторов напряжением 220 киловольт и выше.

      Планируется реализация следующих инвестиционных проектов:

      1) Локомотивосборочный завод, г. Астана – 100 локомотивов в год и производство деталей и комплектующих на территории СЭЗ г. Астаны;

      2) Сборочное производство автомобилей, Восточно-Казахстанская область – 120 000 автомобилей в год и технопарк по производству деталей и комплектующих;

      3) Сборочное производство комбайнов – 800 ед. в год, дорожно-строительной техники – 200 ед. в год и автобусов – 300 ед. в год в Кустанайской области, производство деталей и комплектующих;

      4) Сборочное производство магистральных электровозов, Акмолинская область – 50 электровозов в год и развитие предприятий малого и среднего бизнеса по производству деталей и комплектующих.

      В оборонной промышленности к 2014 году будут реализованы программные  меры, направленные на решение существующих проблем и создание реального  потенциала для значительного увеличения доли казахстанского содержания в государственном  оборонном заказе республики.

      Основные  направления развития предприятий  оборонно-промышленного комплекса  Казахстана будут определяться наиболее перспективными потребностями в  товарах военного назначения военной  организации государства.

      Государственными  органами и оборонными предприятиями будут предприняты эффективные, согласованные меры по увеличению экспорта казахстанской продукции военного назначения.

      Будет активизировано взаимодействие государства  и оборонного комплекса, направленное на увеличение количества и качества научно-исследовательских работ в сфере оборонного производства.

      Секторальные  и проектные меры государственной  поддержки:

    1. Обеспечение транспортной инфраструктурой

      Будут проработаны вопросы обеспечения  инженерными коммуникациями строительства  автозавода на левобережной стороне г. Усть-Каменогорска и технопарка по производству автокомпонентов;

      2) Обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами

      Потребность в кадрах по 16 специальностям для  машиностроительной отрасли будет  покрыта за счет подготовки кадров в вузах и 19 учебных заведениях ТиПО в Актюбинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Мангистауской, Павлодарской областях.

      В 2012 году будет начато строительство  Межрегионального центра по подготовке и переподготовке кадров для машиностроительной отрасли на 700 ученических мест в г. Усть-Каменогорске.

      Будет внедрена система прохождения производственной практики на производственных предприятиях сроком на 3 месяца с закреплением индивидуальных руководителей на местах.

      Будет обеспечено софинансирование программы повышения квалификации управленческих кадров на передовых машиностроительных предприятиях развитых стран.

      Для иностранных инжиниринговых компаний, осуществляющих свою деятельность на территории страны (не менее 30 % от численности персонала в год), будут введены обязательные требования по наличию учебного центра при компании в целях обучения и повышения квалификации казахстанских кадров;

      3) Внедрение технических регламентов

      Будут разработаны и внедрены 14 технических  регламентов по требованиям к безопасности: автотранспортных средств; пожарной техники для защиты объектов; вентиляционных систем, низковольтного оборудования; сельскохозяйственных и лесозаготовительных тракторов, прицепов и машин, нефтегазопромыслового; бурового, геологоразведочного и геофизического оборудования; стационарных компрессорных холодильных установок; оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья и продукции растениеводства; оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья и продукция животноводства; водогрейных и паровых котлов; к шахтным подъемным установкам, подъемно-транспортных средств; оборудования, работающего под давлением; лифтов и 169 государственных стандартов (из них на методы испытаний – 98, на продукцию – 80 и на системы менеджмента – 7).

      Будут модернизированы государственные  эталоны геометрических величин  и физико-химических измерений для  метрологического обеспечения производства и контроля безопасности и качества продукции машиностроения;

      4) Развитие инноваций и содействие технологической модернизации

      Создание 5 конструкторских бюро для обслуживания потребностей предприятий по сегментам  – сельскохозяйственное, электротехническое, горнорудное, транспортное и нефтегазовое машиностроение.

      Для обновления основных фондов и технологического перевооружения предприятий машиностроения будет организован лизинг оборудования на льготных условиях.

      Стимулирование  развития НИОКР путем сокращения налогооблагаемой базы по корпоративному подоходному налогу на 150 % от расходов на внедрение результатов по НИОКР;

      5) Создание привлекательных условий для прямых инвестиций

      Предоставление  возможности лизинговым компаниям  осуществлять закуп сельхозтехники у отечественных производителей для дальнейшей передачи в лизинг без наличия заявок от сельхозтоваропроизводителей на момент финансирования производства.

      Поддержка развития отрасли также будет  осуществляться путем приоритетного  закупа товаров, работ и услуг  предприятий отрасли недропользователями, национальными компаниями и государственными органами.

      Внутренний спрос на сельскохозяйственную технику будет обеспечен за счет приобретения в лизинг техники отечественного производства на льготных условиях на базе АО «КазАгроФинанс».

      Внутренний  спрос на отечественную машиностроительную продукцию будет обеспечен через проработку механизма возмещения части вознаграждения по кредитам на приобретение продукции отечественного машиностроения.

      На  продукцию автомобильного машиностроения будут проработаны вопросы закупа автомобильной техники для государственных  органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных учреждений;

      6) Торговая политика

      Продвижение казахстанской машиностроительной продукции на рынки Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Афганистана.

      Предоставление  финансовых стимулов для продвижения экспорта казахстанской машиностроительной продукции.

      1.3 Развитие нефтегазового  машиностроения 

      Рост  объема продукции казахстанского машиностроения в 2004 году в 3,5 раза превысил рост ВВП  страны: 35,3% против 9,2%. АО «Алматинский завод тяжелого машиностроения» за последние два года увеличил объем выпуска продукции с $5 млн. до $18 млн. В 2005 году объем выпуска продукции составил $30 млн. По данным Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан объем производства в машиностроении за 2010 год увеличился на 69,2%.

Информация о работе Обзор состояния и развития машиностроительного комплекса в Республике Казахстан