Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 23:19, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: исследовать организации и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений.
Объектом исследования выступает финансовая деятельность государственных предприятий и учреждений.
Задачи дипломной работы:
- комплексно исследовать теоретические вопросы финансовой деятельности бюджетной организации;
- проанализировать сметное и внебюджетное финансирование государственных учреждений на примере Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (далее ГУФСИН);
Введение
3
1 Теоретические аспекты организации финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений
7
1.1 Финансовая деятельность государственных предприятий и учреждений: сущность, функции и структура управления
7
1.2 Источники и порядок финансирования деятельности государственных предприятий и учреждений, состоящих на государственном бюджете
20
2 Анализ финансирования учреждений, состоящих на государственном бюджете (на примере учреждений Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области)
33
2.1 Сметное финансирование учреждений ГУФСИН
33
2.2 Внебюджетные источники финансирования учреждений ГУФСИН
45
3 Проблемы финансирования учреждений, состоящих на государственном бюджете и пути их решения
59
Заключение
76
Список использованных источников
81
Приложения
86
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уральский государственный экономический
университет
Дипломная работа
Тема: Организация и особенности финансовой деятельности
государственных предприятий и учреждений
Факультет ЦДО ФСП Исполнитель __________________
Специальность «Финансы и кредит» Иванова А.И.
Кафедра ценных бумаг Группа КФ-07 ЕК
и инвестиций Руководитель __________________
Дата защиты __________ Чилимова Т. А., доцент
Оценка _______________ Нормоконтролер _______________
Овсянникова Т. В.
Рецензент _____________________ Лаптев А. А.
Екатеринбург
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1 Теоретические
аспекты организации |
7
|
1.1 Финансовая
деятельность государственных |
7
|
1.2 Источники
и порядок финансирования |
20 |
2 Анализ финансирования
учреждений, состоящих на государственном
бюджете (на примере учреждений
Главного управления |
33
|
2.1 Сметное финансирование учреждений ГУФСИН |
33 |
2.2 Внебюджетные
источники финансирования |
45 |
3 Проблемы финансирования учреждений, состоящих на государственном бюджете и пути их решения |
59 |
Заключение |
76 |
Список использованных источников |
81 |
Приложения |
86 |
ВВЕДЕНИЕ
В нашем государстве существует большое количество предприятий, учреждений и организаций, которые финансируются за счет бюджетов разного уровня. Данные организации являются бюджетными, и развитие и существование напрямую зависят от своевременного и полного бюджетного финансирования.
Однако в
современных условиях никто не гарантирует
полноту и своевременность
Бюджетные учреждения ведут самую разную деятельность: воспитывают и учат детей, лечат людей, создают кино, занимаются концертной деятельностью, обеспечивают правопорядок, исполняют судебные наказания, обеспечивают сохранность архивных документов и многое другое. Однако, кроме этой деятельности, которая осуществляется за счет государственных средств, практически все бюджетные учреждения занимаются деятельностью, приносящей им доход помимо бюджетного финансирования. Помимо фондов, формируемым государством, за счет которого существует организация, благодаря специфике ведения бухгалтерского учета в бюджетной организации, финансы формируются на стадии товара, работ, услуг. В бухгалтерии начинают формировать фонды денежных средств сразу же после того, как получен товар, оказана услуга, еще не проданные или не оплаченные. Бюджетные организации – одна из самых многочисленных групп организаций, функционирующих в нашем государстве. Это учреждения, организации, содержание которых обеспечивается за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов.
В бюджетную систему государства мобилизуется более половины финансовых ресурсов, создаваемых в стране. Эти средства в значительной мере проходят по сметам бюджетных организаций. Подавляющая часть бюджетных организаций выполняет различные социальные функции. Поэтому от величины средств, предоставляемых из бюджетной системы этим организациям, от эффективности их использования зависит выполнение социальных задач, стоящих перед обществом.
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых социально-экономических функций.
Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействуя им можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
Бюджетные организации по сути своей являются некоммерческими организациями, поэтому основным источником дохода для них является не выручка, а средства целевого финансирования, которые могут быть использованы только на уставные цели.
В соответствии с этими понятиями бюджетное учреждение имеет следующие характерные признаки: целью создания бюджетного учреждения является некоммерческая деятельность; собственниками имущества бюджетного учреждения могут быть органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления; деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда; смета доходов и расходов бюджетного учреждения
утверждается в установленном порядке и является основой для выделения и
расходования бюджетных средств.
В настоящее время в РФ существует трехуровневая система финансирования бюджетных учреждений. Такая система позволяет наиболее эффективно и строго по назначению использовать бюджетные средства.
В соответствии с этой системой финансирования сначала Минфин РФ выделяет объемы финансирования и направляет их главному распорядителю бюджетных средств. В роли последнего могут выступать органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
Главный распорядитель бюджетных средств распределяет эти средства по распорядителям и получателям, находящихся в его ведении. Затем распорядитель средств бюджета распределяет полученные от главного распорядителя бюджетные средства получателям бюджетных средств, находящимся в его ведении, которые и являются непосредственными пользователями этих средств.
Этим обуславливается большое значение финансов бюджетных организаций в экономике страны, и, следовательно, актуальность темы данной дипломной работы в настоящее время.
Цель данной дипломной работы: исследовать организации и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений.
Объектом исследования выступает финансовая деятельность государственных предприятий и учреждений.
Задачи дипломной работы:
- комплексно
исследовать теоретические
- проанализировать
сметное и внебюджетное
- рассмотреть
проблемы финансирования
Предметом дипломной работы является отношения, возникающие в ходе организации финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений.
Методологическую основу при написании данной работы составили: прежде всего, Бюджетный кодекс Российской Федерации, закон «О некоммерческих организациях», Постановления Правительства РФ, другие нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность бюджетных организаций, труды отечественных специалистов, в частности, Абрамов В.М., Алешин С.М., Нефедов В.Л., Гервиц Л.Я., Масталыгина Н.А., и других, а также данные из средств массовой информации и печати, информация статистических органов, Интернет, нормативно-правовые документы Федеральной службы исполнения наказаний России, а также данные о деятельности ГУФСИН России по Свердловской области (на примере которого проведено исследование).
Аналитическую базу работы составила отчетная документация ГУФСИН.
Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты организации финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений, даются понятия сущности, функции, структуре управления и источникам финансирования и их характеристика, а также порядок финансирования бюджетных учреждений.
Во второй главе анализируются финансирование учреждений, состоящих на государственном бюджете; сметное финансирование учреждений, а также внебюджетные источники финансирования.
Третья глава направлена на рассмотрение проблем финансирования учреждений, состоящих на государственном бюджете, и пути их решения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Гражданский кодекс Российской Федерации дает широкую классификацию юридических лиц (их организационно-правовых форм), которые могут осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации.
Согласно действующему в России законодательству, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [1, Ст. 48].
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету [1, Ст. 8].
Законодательное определение учреждения содержится в статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях». В соответствии с этими нормами учреждением является некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая этим собственником полностью или частично [6, Ст. 9].
Определение бюджетного учреждения, которое определяет бюджетное учреждение как организацию, созданную органами государственной власти или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов [2, Ст. 161].
Бюджетное учреждение является получателем средств из бюджета и имеет право на их получение в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год [2, Ст. 162].
Бюджетное учреждение создается органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и других функций некоммерческого характера. Деятельность бюджетного учреждения финансируется средствами соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (школы, высшие и средние учебные заведения, учреждения здравоохранения, культуры и др.) [39, С.31].
Юридическими лицами могут быть организации, для которых извлечение прибыли выступает в качестве основной цели деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Бюджетными учреждениями признаются так же, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия [33,С. 420].
Исходя из этого определения, отличие бюджетных учреждений от прочих организаций других организационно-правовых форм состоит в том, что:
- они созданы органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальной власти, которые (органы) и являются собственниками имущества бюджетных учреждений;