Организация и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 23:19, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы: исследовать организации и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений.
Объектом исследования выступает финансовая деятельность государственных предприятий и учреждений.
Задачи дипломной работы:
- комплексно исследовать теоретические вопросы финансовой деятельности бюджетной организации;
- проанализировать сметное и внебюджетное финансирование государственных учреждений на примере Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (далее ГУФСИН);

Содержание работы

Введение
3
1 Теоретические аспекты организации финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений
7

1.1 Финансовая деятельность государственных предприятий и учреждений: сущность, функции и структура управления
7

1.2 Источники и порядок финансирования деятельности государственных предприятий и учреждений, состоящих на государственном бюджете
20
2 Анализ финансирования учреждений, состоящих на государственном бюджете (на примере учреждений Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области)
33

2.1 Сметное финансирование учреждений ГУФСИН
33
2.2 Внебюджетные источники финансирования учреждений ГУФСИН
45
3 Проблемы финансирования учреждений, состоящих на государственном бюджете и пути их решения
59
Заключение
76
Список использованных источников
81
Приложения
86

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости  от донора, представляющего поддержку, источники привлечения средств  можно представить в следующей  классификации.

1. Поддержка  со стороны государства:

а) государственный и муниципальный социальный заказ: размещение государственных заказов на выполнение социальных услуг; поддержка проектов и программ независимых бюджетных учреждений в рамках государственных муниципальных программ; координация деятельности и совместная разработка программ;

б) государственное  социальное спонсорство: предоставление льгот по налогам бюджетным учреждениям; безвозмездная передача государственного имущества; предоставление льготных кредитов; информационная помощь (техническая  поддержка);

в) стимулирование социальной активности прямым финансированием: субсидии; муниципальные гранты; бюджетное финансирование;

 

г) поощрение  негосударственных корпоративных  и индивидуальных спонсоров –  например, предоставление налоговых  льгот организациям, поддерживающим бюджетные учреждения [27, С.63].

2. Поступления  от российских бизнес-структур: прямое  финансирование в виде благотворительной  помощи или пожертвований; оплату  части расходов по проводимым  мероприятиям (например, оплата призов  для участников благотворительных конкурсов); предоставление собственных услуг или продукции на безвозмездной основе (например, частная юридическая фирма может предоставить клиентам бюджетного учреждения или самому бюджетному учреждению определенное количество часов юридических консультаций бесплатно).

3. Частные пожертвования  от российских граждан в большинстве  случаев не оказывают существенного  влияния на финансовое положение  бюджетного учреждения, если только  не специально организованный  сбор средств в пользу конкретного  лица или на конкретное дело.

4. Зарубежная  помощь – это канал финансирования  третьего сектора в виде денежных  средств, имущества или услуг.  Эти средства предоставляются  на определенные, четко проработанные  цели в виде: грантов, безвозмездной  помощи (содействия), технической поддержки, гуманитарной помощи, благотворительной помощи [27, С.64].

5. Собственная  деятельность организаций третьего  сектора как источник формирования  имущества:

а) сдача имущества  в аренду; оказание платных услуг;

б) реализация продукции  собственного производства;

в) получение  процентов по депозитным счетам;

г) получение  дохода по ценным бумагам;

д) получение  прибыли от участия в хозяйственных  обществах).

Источники финансирования бюджета Российской Федерации делятся  на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня), которые представлены на рисунке 1.



 




 






 


 

 

 

Рисунок 1 –  Источники финансирования бюджета  РФ [27, С.64]

 

Классификация источников финансирования государственных  учреждений на примере ГУФСИН представлена на рисунке 2, составленном автором.

 






 

 

 

Рисунок 2 –  Источники финансирования ГУФСИН

 

К основным доходам  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ГУФСИН по Свердловской области относятся доходы от продажи  работ и услуг, доходы от продажи товаров и безвозмездные поступления.

Бюджетному  учреждению целесообразно привлекать заемные средства не для решения  текущих проблем, а в качестве долгосрочных инвестиций под реально  эффективные проекты [27, С.64].

Бюджет по расходам исполняется с применением последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования расходов, которые мы рассмотрим в следующем разделе данной главы работы [39, С.363].

Получатель  бюджетных средств – бюджетное  или иное учреждение, имеющее право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Получатель бюджетных средств – это последнее звено в цепочке администраторов бюджетных расходов, т.е. та организация, которая имеет право от имени государства или местного управления принять бюджетные обязательства и исполнить их в соответствии с доведенными лимитами [33, С.67].

Распорядителем  бюджетных средств является орган  государственной власти или орган  местного самоуправления, имеющие право  распределять бюджетные средства по подведомственным получателям [36, С.149].

Главные распорядители  на основе полученных бюджетных заявок составляют сводные бюджетные заявки, учитывая которые, Минфин России составляет  проект закона о федеральном бюджете. Отметим, что не существует формы бюджетной заявки, которая была бы едина для всех получателей бюджетных средств, и единого порядка ее представления. Поэтому каждое ведомство устанавливает свои правила и формы. Обычно бюджетная заявка составляется в разрезе кодов бюджетной классификации, и к ней прилагаются расчеты по каждому направлению расходования средств [23, С.654].

После принятия закона о бюджете начинается процесс  его исполнения.

Статьей 219 БК РФ установлены следующие основные этапы исполнения бюджета по расходам:

- составление и утверждение бюджетной росписи;

- утверждение  и доведение уведомлений о  бюджетных ассигнованиях до распорядителей  и получателей бюджетных средств;

- утверждение  смет доходов и расходов распорядителям  бюджетных средств и бюджетным  учреждениям;

- утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

- принятие денежных  обязательств получателями бюджетных  средств;

- подтверждение  и выверка исполнения денежных  обязательств [1, Ст. 219].

Бюджетную роспись  составляют главные распорядители  и распорядители 

бюджетных средств  на основе утвержденного бюджета. В  нее включают информацию о поквартальном  распределении доходов и расходов бюджета по распорядителям и получателям  бюджетных средств в разрезе функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ.

В соответствии с БК РФ, сводная бюджетная роспись  федерального бюджета составляется и утверждается Минфином России в  рамках его исключительных полномочий [2, Ст.246].

Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству. Принятие обязательств осуществляется путем заключения получателем и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов).

Объем принятых денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета в текущем году, не должен превышать лимиты обязательств в структуре показателей бюджетной классификации РФ [36, С.188].

В течение 10 дней со дня получения уведомления  о бюджетных ассигнованиях бюджетное  учреждение согласно БК РФ обязано  составить и представить на утверждение  вышестоящего распорядителя бюджетных  средств смету доходов и расходов по установленной форме [2, Ст.221].

В течение пяти дней со дня представления указанной  сметы распорядитель бюджетных  средств утверждает эту смету.

В  течение  десяти  дней  со  дня  получения  уведомления  об ассигнованиях 

 

бюджетное учреждение обязано составить и представить  на утверждение вышестоящего распорядителя средств смету доходов и расходов по установленной форме.

  • Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств  [36, С.180].

  • Смета доходов  и расходов бюджетного учреждения в  течение одного рабочего дня со дня  ее утверждения передается бюджетным  учреждением в орган, исполняющий  бюджет [23, С.654].

    В Российской Федерации установлено  казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

    Эти органы являются кассирами  всех распорядителей и получателей  бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. [36, С.178].

    Исполнение  бюджета – это процесс получения  доходов и осуществления расходов, предусмотренных статьями утвержденного  в стране бюджета  [31, С.93].

    Показатели  смет находят отражение в бюджетном бухгалтерском учете. По ним бухгалтерия контролирует целевое и нормативное использование бюджетных средств [39, С.74].

  •  Бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии со статьей 161 Бюджетного Кодекса.

  • В соответствии с приказом  Министерства финансов (Федеральное казначейство) от 28.07.2009 г. № 4н  «О внесении изменений в приказ Федерального казначейства» от 7 октября 2008 г. №7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами» для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности (далее – внебюджетные средства) при открытии счетов главный распорядитель средств федерального бюджета, в ведении которого находится бюджетополучатель по согласованию с Минфином России определяет направления финансирования обязательств бюджетополучателя за счет внебюджетных источников финансирования. В эти направления финансирования могут входить как обеспечение государственных нужд, так и обеспечение собственных нужд бюджетополучателя.

  •  Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств. В течение 10 дней со дня утверждения сводной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей [36, С.179].

  • Бюджетная роспись  устанавливает распределение бюджетных  ассигнований между получателями бюджетных  средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации [32, С.105].

    Казначейство  совершает расходование средств  бюджета после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, требованиям Бюджетного кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств [36, С.188].

    Казначейство осуществляет процедуры выверки и подтверждения  исполнения денежных обязательств и  не позднее трех дней с момента  представления документов совершает  разрешительную надпись.

    Объем принятых денежных обязательств не может превышать лимиты бюджетных  обязательств. Объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать  объем принятых денежных обязательств.

    Объем подтвержденных денежных обязательств может отличаться от объема принятых денежных обязательств только в случае отказа Казначейства подтвердить принятые денежные обязательства. Подтвержденное денежное обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходования средств федерального бюджета.

    Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством и  представляет собой последовательно  совершаемые действия: разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;  осуществление  платежа.

    Совершение разрешительной надписи (разрешение на осуществление платежа) и распоряжение об осуществлении платежа не могут быть даны одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет. На основании представленных получателем средств платежных документов Казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета федерального бюджета и отразив выполненную операцию на лицевом счете.

    Перечисление средств  из федерального бюджета в бюджеты  субъектов РФ в рамках межбюджетных отношений должно быть завершено 20 декабря [36, С.188].

    Все последующие  этапы исполнения бюджета можно  обозначить как процедуры санкционирования расходов бюджета. Они нужны для  того, чтобы не финансировать расходы  и не совершать платежи, не предусмотренные  утвержденным законом о бюджете или не обеспеченные поступлениями доходов и средствами заимствований бюджета [23, С.654].

  • В конце каждого года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении бюджета в целом и бюджета каждого внебюджетного фонда в отдельности. На основании этого распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам.

  • Информация о работе Организация и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений