Организация и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 23:19, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы: исследовать организации и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений.
Объектом исследования выступает финансовая деятельность государственных предприятий и учреждений.
Задачи дипломной работы:
- комплексно исследовать теоретические вопросы финансовой деятельности бюджетной организации;
- проанализировать сметное и внебюджетное финансирование государственных учреждений на примере Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (далее ГУФСИН);

Содержание работы

Введение
3
1 Теоретические аспекты организации финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений
7

1.1 Финансовая деятельность государственных предприятий и учреждений: сущность, функции и структура управления
7

1.2 Источники и порядок финансирования деятельности государственных предприятий и учреждений, состоящих на государственном бюджете
20
2 Анализ финансирования учреждений, состоящих на государственном бюджете (на примере учреждений Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области)
33

2.1 Сметное финансирование учреждений ГУФСИН
33
2.2 Внебюджетные источники финансирования учреждений ГУФСИН
45
3 Проблемы финансирования учреждений, состоящих на государственном бюджете и пути их решения
59
Заключение
76
Список использованных источников
81
Приложения
86

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

3) свод доходов  (финансирование из бюджетов; дополнительные  платные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями; прочие поступления);

4) внебюджетные  показатели учреждения;

5) расчеты и  обоснования расходов и доходов.

Утвержденные  сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени. С составлением смет бюджетных учреждений решаются следующие задачи:

- обеспечение  бюджетных учреждений государственным  финансированием;

- анализ предполагаемых  проектов расходов и отчетов  об использовании средств;

- контроль за  эффективным и экономным расходованием средств [32, С.420].

Грамотное планирование может сыграть решающую роль в  деятельности учреждения. 

На первом этапе  составления возникает необходимость  в группировке расходов (расходных  обязательств) в зависимости от их характера на действующие 

и принимаемые. Практика показывает, что состав значительной части расходов учреждения предопределен ранее принятыми нормативными актами, заключенными договорами, сложившимся фондом оплаты труда.

Эти расходные  обязательства (расходы) называют действующими.

Такие расходы подлежат обязательному включению в планируемый бюджет и их легко обосновать с использованием достаточно простых правил перерасчета (прямой счет, индексация).

Для существенной корректировки объема действующих  обязательств необходимо внесение изменений в действующие нормативные акты.

В то же время  существуют расходные обязательства, возникающие многократно или  однократно, причем одновременно с  принятием соответствующего нормативного акта.

Примером может  служить решение об увеличении пособий, денежного довольствия, заработной платы в бюджетной сфере, осуществление инвестиционных проектов.

Такие расходные  обязательства называются принимаемыми. Их обоснование требует тщательной проработки.

Исходя из этого, принятие плана действующих обязательств будет предельно упрощено и ускорено [44, С.196].

Из всех средств  федерального бюджета, выделяемых на финансирование, органов исполнения наказаний на долю Свердловской области Главный  распорядитель выделил, согласно утвержденным сметам на финансовый год, лимиты бюджетных обязательств по разделам функциональной классификации [42].

В соответствии с проведенным анализом финансирования УИС Свердловской области в 2008 году в сравнении с расчетной потребностью по основным статьям отмечено, что  общий объем финансирования в соответствии с потребностью составил 99,9% от проекта. Увеличение по сравнению с 2007 г. на 27% [50].

В 2009 году доведено лимитов бюджетных обязательств на общую сумму 5086,1 млн. рублей, что  составили 112,9% от финансирования 2008 года [55].

На основании вышеприведенных данных рассмотрим процент исполнения сметы федерального бюджета, который представлен в таблице 1, составленной автором.

 

Таблица 1 –  Исполнение сметы расходов бюджета  ГУФСИН за 2007-2009 и 1 полугодие 2010 года, (тыс. руб.)

Финансовый год

Сумма лимитов  бюджетных обязательств

Кассовый расход

Удельный вес, %

2007 год

3536821,86

3523630,78

99,62

2008 год

4504366,14

4502815,49

99,96

2009 год

5086679,40

5086343,96

99,99

2010 год

5331797,00

2552636,42

47,87


 

Анализ доведенных лимитов бюджетных обязательств приведен в приложении А, согласно сметам за 2007, 2008, 2009 г.г. и на 2010 года федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов.

Структурный анализ полноты использования бюджетных  средств за 2007, 2008, 2009 г.г. в разрезе экономической классификации представлен в приложениях Б, В. По данным проведенного анализа видно, что денежные средства, выделяемые на каждый финансовый год освоены не в полном объеме, это свидетельствует о том, что главный распорядитель выделяет слишком большое количество средств на нужды учреждения, на те статьи расходов, где нет потребности в использовании данных средств. Проведенный анализ за 1 полугодие 2010 года показывает, что самый большой остаток неиспользованных средств, который составляет 2779160,57 млн. руб. Но в данный момент трудно прогнозировать, так как данные в анализе представлены на 1 полугодие 2010 года.

Если сравнивать показатели 2007 и 2008 года, то 2007 году сумма  неиспользованных обязательств значительно  больше, чем в 2008 году. Это отразилось на следующих статьях, анализ, который представлен в таблице 2, составленной автором.

Таблица 2– Динамика неиспользованных обязательств за 2007 -2010 года, тыс. руб.

Наименование

2007 г.

2008 г.

2009 г.

1 пол. 2010 г.

Заработная плата аттестованных сотрудников

-54,40

-6,31

0,00

-1699620,08

Заработная  плата вольнонаемных отрудников

-60,50

0,00

-2,14

-54625,33

Прочие выплаты

-1981,90

-27,70

-36,00

-16951,69

Начисления  на оплату труда

-169,10

-148,63

-43,97

-90988,43

Транспортные услуги

-163,28

+4137,89

0,00

-43322,51

Прочие услуги

-430,18

-0,01

-0,21

-40005,76

Увеличение  материальных запасов

-6585,63

-0,03

-15,43

-633628,08

Пособия по социальной помощи населению

-80,36

-1380,37

-73,16

-8148,63

Увеличение  стоимости основных средств

+143,14

0,00

-29,55

-10995,49

Услуги связи

-1,66

0,00

0,00

-6070,25

Коммунальные  услуги

-3551,39

0,01

-0,01

-153613,18

Арендная плата  за использование имуществом

-0,02

0,00

0,00

-313,38

Услуги по содержанию имущества

0,00

-0,01

-94,80

-19624,61

Пенсии, пособия

0,00

-4125,50

0,00

-943,88

Прочие расходы

0,00

0,00

-40,20

-309,29

Всего:

-13191,08

-1550,64

-335,45

-2779160,58


 

Такие незначительные остатки средств, свидетельствуют  лишь о том, что учреждения ГУФСИН не сумели освоить в полном объеме до конца финансового года все лимиты бюджетных обязательств. Главный распределитель выделяет больше денежных средств, чем запрашивает ГУФСИН на определенные статьи расхода на финансовый год. В 2007 году расход денежных средств превышает лимит по статье «Увеличение материальных запасов» на 143,14 тыс. руб., а в 2008 году по статье «Транспортные услуги» на 4137,89 тыс. руб.

Главный распределитель выделяет меньше денежных средств, чем  запрашивает ГУФСИН на эти статьи расхода на финансовый год.

Смета ГУФСИН утверждается на бюджетный (календарный) год и выражает годовой свод расходов по статьям затрат. В обязательном порядке к смете прикладываются расчеты с обоснованием планируемых затрат. В них указываются основные показатели деятельности УИС Свердловской области: на начало года, на конец года и в среднегодовом исчислении. Сметы рассматриваются и утверждаются главным распорядителем (ФСИН Российской Федерации). На основании данных (приложение Б, В) видно, что в 2008 году объем выделенных лимитов больше, чем в 2007, 2009 годах. Это связано с повышением заработной платы в 2008 году, а в 2009 году проведено сокращение штатов. Из анализа, который приведен в таблице 3, следует, что наибольший удельный вес в общей сумме доведенных лимитов бюджетных обязательств составили расходы на денежное довольствие аттестованных сотрудников.

 

Таблица 3 –  Исполнение сметы расходов бюджета  на денежное довольствие аттестованных  сотрудников ГУФСИН за 2007-2009 и 1 полугодие 2010 года, тыс. руб. [55]

Финансовый  год

Сумма лимитов  бюджетных обязательств

Кассовый расход

Удельный вес,

%

2007 год

1616327,6

1615273,2

99,99

2008 год

2360066,1

2360059,8

99,99

2009 год

2616926,4

2616926,4

100,00

 2010 год

3340888,5

1641268,4

49,13


 

Как видно из показателей, денежное довольствие  аттестованных сотрудников составляет наибольшую, основную часть выделенных лимитов. Рассмотрим динамику выделения объемов финансирования на увеличение стоимости материальных запасов за 2007-2010 годы,  тыс. руб. (см. рисунок 7).

Рисунок 7 – Динамика роста бюджетных обязательств, выделяемых на увеличение стоимости материальных запасов ГУФСИН

Анализ доведенного  лимита по статье «Увеличение стоимости  материальных запасов» к отношению  общей суммы выделенных лимитов, который приведен в таблице 4, составленной автором, показывает, что объемы выделенных лимитов бюджетных обязательств за 2007 – 2009 года освоены практически в полном объеме.

 

Таблица 4– Динамика расходов увеличение стоимости материальных запасов к объему выделенных лимитов за 2007 -2010 года, тыс. руб.

Финансовый  год

Сумма лимитов  бюджетных обязательств

Лимит по увеличению стоимости материальных запасов

Удельный вес,

%

2007 год

3536821,86

660316,47

18,86

2008 год

4504366,14

747484,16

16,59

2009 год

5086679,42

723380,77

14,22

 2010 год

5331797,00

391970,85

19,24


 

Данные в  таблице 5, составленной автором, показывают, что наибольший удельный вес в  общей сумме доведенных лимитов  бюджетных обязательств составили  расходы на увеличение стоимости  материальных запасов.

 

Таблица 5 – Исполнение сметы расходов бюджета на увеличение стоимости материальных запасов ГУФСИН за 2007-2009 и 1 полугодие 2010 года, тыс. руб.

Финансовый  год

Сумма лимитов  бюджетных обязательств

Кассовый расход

Удельный вес,

%

2007 год

666902,10

660316,47

99,01

2008 год

747484,19

747484,16

99,99

2009 год

723396,20

723380,77

99,99

2010 год

1025598,93

391970,85

38,22


 

Из таблицы  видно, в 2007 году и за 1 полугодие 2010 года объем выделенных лимитов больше, чем в 2008, 2009 году. Это объясняется  тем, что не было средств по оплате договоров на приобретение сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждений, приобретения  медикаментов, продуктов питания, горюче-смазочных материалов, всех видов котельно-печного топлива, строительных  материалов, хозяйственных  материалов, канцелярских принадлежностей, кормов и фуража, семян, удобрений,  спецоборудования и прочих материальных запасов.

Так как средств  от внебюджетной деятельности учреждений практически не было, то главный распорядитель увеличивал лимиты денежных средств для погашения кредиторской задолженности.

Выполняя возложенные  функции, ГУФСИН планирует и расходует  выделяемые ему бюджетные ассигнования и поступающие внебюджетные средства согласно разрабатываемым сметам, которые в свою очередь, составляются в соответствии с действующими бюджетными классификациями.

Расходы бюджета  – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государственного и  местного самоуправления. Различают  три структуры расходов бюджета (см. рисунок 8).

 

 

Рисунок 8 –  Структура расходов бюджета [37, С.62]

 

Данная структура  расходов бюджета характерна и для  учреждений ГУФСИН.

Функциональная  классификация – группировка  расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Ведомственная классификация – это группировка  расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Экономическая классификация – группировка  расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью  которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

Расходы делятся  на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня).

Различают три  категории расходов: текущие, капитальные  расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения  [42, С.62].

 Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений.

В категорию  «Текущие расходы» включаются следующие группы:

- закупки товаров  и услуг; 

- выплаты процентов; 

- субсидии и  текущие трансферты.

В свою очередь, в группу «Закупка товаров и услуг» включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды; оплата услуг связи; оплата коммунальных услуг [35, С.45].

 Расходы, производимые учреждениями на мероприятия, предусмотренные по сметам доходов и расходов, финансируемым из федерального бюджета, а также осуществляемым за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений, оформленные соответствующими документами, являются фактическими расходами учреждений, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, обязательствам перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами, начисленной заработной плате.

Информация о работе Организация и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений