Организация и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 23:19, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы: исследовать организации и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений.
Объектом исследования выступает финансовая деятельность государственных предприятий и учреждений.
Задачи дипломной работы:
- комплексно исследовать теоретические вопросы финансовой деятельности бюджетной организации;
- проанализировать сметное и внебюджетное финансирование государственных учреждений на примере Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (далее ГУФСИН);

Содержание работы

Введение
3
1 Теоретические аспекты организации финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений
7

1.1 Финансовая деятельность государственных предприятий и учреждений: сущность, функции и структура управления
7

1.2 Источники и порядок финансирования деятельности государственных предприятий и учреждений, состоящих на государственном бюджете
20
2 Анализ финансирования учреждений, состоящих на государственном бюджете (на примере учреждений Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области)
33

2.1 Сметное финансирование учреждений ГУФСИН
33
2.2 Внебюджетные источники финансирования учреждений ГУФСИН
45
3 Проблемы финансирования учреждений, состоящих на государственном бюджете и пути их решения
59
Заключение
76
Список использованных источников
81
Приложения
86

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

Финансирование  бюджетных организаций ведется  по специально утверждаемым для них сметам. В этом состоит сметный порядок. Бюджетная смета расходов - это особая форма финансового плана, определяющая объем и целевое направление использования средств для содержания организаций или проведения каких-либо мероприятий.

До недавнего времени  бюджетные организации, как правило, не имели собственных доходов. Поэтому  в бюджетных сметах показывались только расходы учреждений, тем самым  фиксировался односторонний характер финансовых отношений. С переходом  на рыночные отношения у бюджетных организаций появились собственные доходы, которые теперь учитываются в приходно-расходных сметах [46, С.221].

Зафиксированные в сметах ассигнования являются предельно  допустимыми, расход сверх этих сумм не допускается. Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В процессе анализа учитываются особенности содержания смет в бюджетных учреждениях, обусловленные различиями в сущности расходов и порядке их формирования. Выделяемое финансирование и экономное расходование средств учреждения во многом предопределяются своевременным утверждением сметы и точностью расчетов содержащихся в ней показателей. Важное значение имеет тщательность выполнения поквартального распределения утвержденных по смете ассигнований, а также учет вносимых в смету изменений. Действующим порядком предусмотрена поквартальная корректировка сметы в связи с инфляцией [37, С. 5].

Развитие бюджетных учреждений и планирование их расходов осуществляются в соответствии с параметрами комплексных прогнозов и особенностями социально-экономической и финансово-бюджетной политики соответствующего административно-территориального образования и Российской Федерации в целом. Реальное финансирование бюджетных организаций ведется в пределах сметных назначений, но не по плану, а в меру выполнения показателей по сети, штатам и т.д. Для оперативного управления, контроля и финансирования организаций используют текущую отчетность  [46, С.222].

Сметы бюджетных организаций  утверждаются на бюджетный (календарный) год и выражают годовой свод расходов по статьям затрат. В обязательном порядке к смете прикладывают расчеты с обоснованием планируемых  затрат. В них указываются основные показатели деятельности учреждений на начало года, конец года и в среднегодовом исчислении [46, С.223].

Основу сметного планирования и финансирования составляет нормативный метод определения расходов. Нормирование позволяет:  обеспечить равные финансовые  условия  деятельности  типичным  организациям; влиять  на  структуру

расходов для  более рационального их распределения;  определить научно обоснованный уровень  расходов по отдельным видам и  статьям; существенно упростить  расчеты, учет и контроль затрат при  составлении и использовании смет; определить уровень и структуру доходов организаций [46, С.224].

Финансовая  работа в бюджетных организациях в условиях рыночной экономики - основное звено экономической деятельности. Ее задачей является обеспечение: рационального  использования бюджетных средств;  дополнительных источников финансирования предприятий; контроля за движением финансовых ресурсов бюджетных организаций.

В финансовой работе выделяют три основных участка: финансовое планирование - планирование смет, доходов и расходов, использования специальных средств, кредитных заявок, маркетинговых расчетов и т.д.; оперативно-финансовая работа - составление и заключение договоров с различными экономическими субъектами (поставщиками, финансово-кредитными, страховыми и другими организациями), расчеты с финансовыми и другими организациями, расчетно-кассовые операции и т.д.; главное назначение оперативной деятельности - текущее опосредование услуг финансовыми ресурсами; контрольно-аналитическая работа — аналитические расчеты-прогнозы и конкретные операции [46, С.304].

С каждым годом объем и  роль финансовой работы неуклонно возрастают. Поскольку в большинстве бюджетных  учреждений нет специальных финансовых отделов, то финансовые функции выполняются  бухгалтерией, ее структурными подразделениями (расчетный отдел, материальный отдел и т.д.). Во главе финансовой работы организаций стоит заместитель руководителя по экономической работе, но общую организацию и руководство осуществляет начальник (директор) предприятия.

Отчетность бюджетных  организаций служит необходимым условием и средством успешной реализации бюджетной политики. Отчетность позволяет: 

- получать информацию  о характере использования и  движения бюджетных средств; 

- проводить оперативное  регулирование движением бюджетных  средств и функционированием бюджетных предприятий; 

- осуществлять экономический  анализ и контроль исполнения  бюджета. Отчетность бывает периодическая и годовая. Первая складывается из месячной и квартальной. Ее показатели характеризуют основные стороны финансовой деятельности бюджетных предприятий. Поэтому количество форм и показателей периодической отчетности меньше. Напротив, показатели годовой отчетности шире отражают процесс исполнения бюджета, а следовательно, их значительно больше, чем в периодической. Отчетность бюджетных организаций делится также на индивидуальную и сводную. Индивидуальные отчеты представляют первичные бюджетные предприятия (больницы, школы и т.д.). Сводные отчеты содержат обобщающие показатели. Они составляются вышестоящими организациями и финансовыми учреждениями на основе индивидуальных отчетов [46, С.305].

Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений  при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др. [38, С.5].

Хотя деятельность бюджетных  организаций носит объективный характер и развивается по определенным законам, она нуждается в управлении со стороны государства. Чтобы быть эффективным, такое управление, во-первых, должно основываться на познании и использовании механизмов действия законов экономического развития, проявляемых на уровне отдельных субъектов хозяйствования, и, во-вторых, реализовываться посредством определенного набора функций, к числу которых относится и функция анализа.

Универсальная схема системы  управления включает два ключевых подсистемных блока - управляющий и управляемый.

Анализ является неотъемлемой частью процесса принятия решений в  системе управления бюджетной организацией. Его место и взаимосвязь с  другими управляющими функциями - планированием, учетом и регулированием [38, С.2].

Функция планирования задает определенную программу действий бюджетной организации, а также уровень технических, экономических и финансовых параметров, которые необходимо достичь в результате хозяйственной деятельности. При помощи функции учета обеспечивается обратная связь двух подсистем процесса управления.

Учет призван обеспечить достоверное отражение фактического состояния бюджетной организации.

Анализ на основе плановой и фактической информации дает количественную и качественную оценку изменений, происходящих в бюджетной организации относительно заданной программы.

Перерабатывая массивы плановой и учетной информации при помощи специальных приемов и методов, анализ формирует данные, при помощи которых вырабатываются варианты управленческих решений, направленных на устранение причин отрицательных отклонений от запланированных показателей развития бюджетной организации.

Посредством регулирования обеспечивается приведение управляемой системы к желаемому состоянию. Нормальное функционирование любого бюджетного учреждения тесно связано с системой его финансирования (средства государственного бюджета, внебюджетные источники) [38, С.3].

Финансирование  уголовно-исполнительной системы осуществляется целевым назначением на базе  нормативов, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Доходы  от внебюджетной деятельности учреждений, исполняющих  наказания, и прибыль, после уплаты обязательных платежей в соответствующие  бюджеты употребляются для улучшения  условий содержания осужденных и  заключенных, привлечения осужденных к труду, а также развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания.

 

1.2 ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК  ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, СОСТОЯЩИХ  НА ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ

 

Бюджетные учреждения являются частью бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех уровней, основанную на государственном устройстве Российской Федерации, на экономических  отношениях и регулируется нормами  права. Они финансируются из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда; смета доходов и расходов бюджетного учреждения составляется и утверждается в установленном порядке и является основой для выделения и расходования бюджетных средств [32,С. 420].

Таким образом, для того чтобы правильно определить статус организации, необходимо учитывать  порядок финансирования организации, ее организационно-правовую форму и  задачи, ради которых эта организация  создана [32,С. 421].

Федеральные бюджеты  и бюджеты субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов, местные - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления или в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджетные учреждения могут финансироваться за счет средств:

- федерального бюджета  Российской Федерации;

- бюджета субъекта  Российской Федерации;

- местного бюджета;

- государственных внебюджетных  фондов;

- бюджетов всех уровней;

- внебюджетных доходов;

- средств, поступивших  во временное распоряжение [43].

Финансирование бюджетных  учреждений происходит в несколько этапов:

а) составление и утверждение  бюджетной росписи.

Бюджетная роспись составляется на основе утвержденного бюджета  главным 

распорядителем бюджетных  средств по получателям бюджетных средств;

б) уведомление о бюджетных  ассигнованиях. После того как сводная  бюджетная роспись утверждена, исполнительный бюджетный орган в течение 10 дней доводит ее показатели до всех получателей  бюджетных средств в форме  уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета;

в) составление сметы  доходов и расходов. Бюджетные  учреждения в течение 10 дней со дня  получения уведомлений о бюджетных  ассигнованиях обязаны составить  и представить на утверждение  смету доходов и расходов по установленной форме. Распорядитель бюджетных средств должен утвердить представленную смету в течение 5 дней и в течение одного рабочего дня, со дня

утверждения сметы, должен передать ее в орган, исполняющий  бюджет;

г) лимиты бюджетных обязательств представляют собой предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия и представляют собой объем бюджетных обязательств, определенных для распорядителей и получателей бюджетных средств на период не более трех месяцев [53].

На основании уведомлений о выделенном лимите получатели бюджетных средств имеют право осуществлять расходы и платежи путем составления платежных и иных документов в пределах доведенных до них лимитов и в соответствии со сметой доходов и расходов.

Расходование бюджетных  средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета.

Объем расходуемых бюджетных  средств должен соответствовать  объему подтвержденных денежных обязательств [57].

Финансы – это  деньги, но в случае не денежного  финансирования – это тот объем денег, который понадобится учреждению, чтобы восполнить то, что оно получает «бесплатно». В этом случае входящие финансовые потоки точно так же как и денежные, можно разграничить на внутренние и внешние по их источникам.

К внешним, например, можно отнести предоставление бесплатной или льготной аренды, передачу оборудования на безвозмездной основе от сторонних организаций или частных лиц, бесплатный доступ в Интернет, бесплатное размещение информации об учреждении в средствах массовой информации и т. д.

К внутренним в  первую очередь будут отнесены труд добровольцев, использование оборудования, принадлежащего участникам и членам учреждения, и т. п. [27, С. 62].

Спектр ресурсов, которыми может располагать бюджетное  учреждение при осуществлении своей  деятельности. Ресурсы организации: человеческие, финансовые, материально-технические, информационные, организационные, научные,  временные. 

Любая  поддержка,  которая  пополняет  или  обеспечивает бюджетное учреждение вышеперечисленными ресурсами, будет являться источником финансирования деятельности бюджетного учреждения [39, С.25].

Информация о работе Организация и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений