Организация и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 23:19, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы: исследовать организации и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений.
Объектом исследования выступает финансовая деятельность государственных предприятий и учреждений.
Задачи дипломной работы:
- комплексно исследовать теоретические вопросы финансовой деятельности бюджетной организации;
- проанализировать сметное и внебюджетное финансирование государственных учреждений на примере Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (далее ГУФСИН);

Содержание работы

Введение
3
1 Теоретические аспекты организации финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений
7

1.1 Финансовая деятельность государственных предприятий и учреждений: сущность, функции и структура управления
7

1.2 Источники и порядок финансирования деятельности государственных предприятий и учреждений, состоящих на государственном бюджете
20
2 Анализ финансирования учреждений, состоящих на государственном бюджете (на примере учреждений Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области)
33

2.1 Сметное финансирование учреждений ГУФСИН
33
2.2 Внебюджетные источники финансирования учреждений ГУФСИН
45
3 Проблемы финансирования учреждений, состоящих на государственном бюджете и пути их решения
59
Заключение
76
Список использованных источников
81
Приложения
86

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

- они созданы для  выполнения функций некоммерческого  характера;

- они финансируются из соответствующего  бюджета или государственного  внебюджетного фонда;

- смета доходов и  расходов бюджетного учреждения  составляется и утверждается  в установленном порядке и  является основой для выделения  и расходования бюджетных средств. 

 

Состав и структура  затрат некоммерческой организации  определяются ее уставной деятельностью и отражаются в смете расходов. Сюда относятся расходы на проведение необходимых мероприятий, содержание аппарата управления, командировочные расходы, арендная плата, налоговые платежи [31, С.125].

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны – вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов [30, С.9].

К целевым поступлениям на содержание бюджетных организаций  относятся:

- суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности бюджетной организации;

- средства, полученные  в рамках благотворительной деятельности;

- использованные  по целевому назначению поступления  от собственников созданным ими  учреждениям;

- средства, поступившие  профсоюзным организациям в соответствии  с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью.

К средствам  целевого финансирования бюджетных  организаций относятся средства, полученные и использованные по назначению, определенному источником целевого финансирования:

- в виде денежных  средств бюджетов всех уровней,  государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям  по смете доходов и расходов  бюджетного учреждения;

- в виде полученных  грантов [27, С.61].

Финансы бюджетного предприятия играют важную роль в обеспечении эффективного социально-экономического развития страны [39, С.27]:

а) они обеспечивают непрерывность процесса производства товаров (работ, услуг);

б) часть финансовых ресурсов направляется на личное потребление  граждан, что позволяет решать социальные задачи общества;

в) через финансы  предприятия осуществляется финансовое регулирование экономики;

г) финансы предприятий  используются для регулирования  отраслевых пропорций в экономике, создание производств и современных  технологий;

д) они позволяют использовать денежные накопления домашних хозяйств, путем предоставления возможности инвестировать в ценные бумаги предприятия.

Финансы предприятия  являются основой финансовой системы  страны, потому что в материальной сфере экономики создается основная масса финансовых ресурсов страны.

Основные функции  финансов бюджетных организаций  это распределительная и контрольная  функции.

Распределение – связующее звено между деятельностью  бюджетной организации и потреблением. Деятельность организации невозможна без соответствующего финансирования. В организациях осуществляется в  основном вторичное распределение (формирование фондов) [39, С. 27].

Контроль осуществляется на всех стадиях использования фондов. Особое место занимает контроль над  целевым расходованием средств  федерального бюджета Казначейством, счетной палатой, контрольно-реквизиционными  комиссиями, органами налоговой инспекции (контролируют своевременность и полноту налоговых выплат). Кроме государственных служб контроля, существуют ведомственные (осуществляют контрольно-реквизиционное управление), независимые (аудиторские фирмы), внутренние (бухгалтера и другие внутренние лица) [39, С. 28].

Система управления организациями, финансируемыми из бюджета, построена

 

по отраслевому  признаку. Основными министерствами, имеющими разветвленную сеть подведомственных учреждений, посредством которых  обеспечивается непосредственное выполнение социально значимых для общества функций, являются: Министерство здравоохранения, Министерство социальной защиты населения, Министерство образования, Министерство спорта и туризма, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство культуры, Министерство финансов и др. их деятельность оказывает существенное влияние на процесс экономического, социального и духовного развития общества. Для осуществления этих задач государством выделяются значительные финансовые ресурсы из бюджетов всех уровней. Кроме того, в условиях экономических преобразований многие организации получают возможность более широко привлекать внебюджетные источники финансирования [37, С.6].

Бюджетное финансирование – наиболее желаемый метод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Привлекательность данной формы финансирования – источник практически бесплатен, нередко полученные суммы не возвращаются, их расходование слабо контролируется.

Получатели  бюджетных средств обязаны:

- своевременно  подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

-  эффективно  использовать бюджетные средства  в соответствии с их целевым  назначением;

- своевременно  и в полном объеме возвращать  бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;

- своевременно  и в полном объеме вносить  плату за использование бюджетными  средствами, предоставленными на  возмездной основе;

- своевременно  представлять отчет и иные  сведения об использовании бюджетных  средств [44, С.20].

Учреждение также не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств,

выделенных  ему по смете.

То есть, по общему правилу, учреждение самостоятельно не может распоряжаться (сдавать в  аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением [27, С.62].

Федеральный закон  от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд» регулирует отношения, связанные с размещением  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции  [29, С.9].

Государственный и муниципальный контракты размещаются  на конкурсной основе в порядке, предусмотренном  Федеральным законом № 97-ФЗ «О конкурсах  на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных нужд».

Основным же видом финансовых ресурсов бюджетных организаций является бюджетное финансирование. Бюджетное финансирование основано на определенных принципах и характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств [27, С.63].

Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации

 

рациональной  системы бюджетного финансирования бюджетных организаций. К ним  относятся:

а) получение  максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии  обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой, – в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

б) целевой характер использования бюджетных ассигнований. Бюджетополучателям средства из бюджета  перечисляются только на основе утвержденного  бюджета, причем на заранее обусловленные  цели. Строгое соблюдение данного  принципа препятствует нерациональному расходованию бюджетных ассигнований;

в) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей  и с учетом использования ранее  отпущенных ассигнований. Зависимость  бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым  органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий,  организаций и учреждений;

г) безвозвратность  бюджетного финансирования. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в бюджет;

д) бесплатность бюджетного финансирования. Выделение  бюджетных средств без уплаты государству каких либо доходов  в виде процента или других видов  оплаты ассигнований [27, С.24].

Для осуществления  своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица. Бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических,    физических,    из    бюджетов    бюджетной    системы    Российской

Федерации.

Одним из критериев, определяющих принадлежность к бюджетным  учреждениям является то, что они  созданы для выполнения функций некоммерческого характера. Услуги бюджетных организаций являются социально значимыми и должны выполняться по фиксированным расценкам или безвозмездно. Все бюджетные организации имеют право заниматься предпринимательской (внебюджетной) деятельностью. Предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от использования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [1, Ст. 2].

В условиях рыночной экономики бюджетные организации, для того, чтобы восполнить недостаток бюджетных средств на финансирование расходов, вынуждены искать иные источники  поступления денежных средств. Доходы от предпринимательской деятельности и явились таким дополнительным источником финансирования.

Для своевременного и полного обеспечения программных  мероприятий финансовыми ресурсами  в пределах установленного бюджетного финансирования учреждения непроизводственной сферы привлекают и используют внебюджетные источники финансирования [28, С. 4].

Предприятия государственной (муниципальной) формы собственности  функционируют не на рынке свободной  конкуренции, а решает задачи, поставленные перед ними государством. В связи  с этим им не нужно добиваться снижения издержек или бороться за качество изделий лучшее, чем у других предприятий. Им необходимо обеспечивать, как минимум, - равенство доходов и расходов; как максимум – зарабатывать прибыль для расширенного воспроизводства, достаточного для обеспечения собственника – государства товарами и услугами, производящимися для удовлетворения его потребностей [34, С. 47].

Бюджетные учреждения расходуют  бюджетные средства строго на определенные цели:

- на оплату труда  в соответствии с заключенными  трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

- на перечисление страховых  взносов в государственные внебюджетные  фонды;

- на трансферты населению,  выплачиваемые в соответствии  с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

- на командировочные  и иные компенсационные выплаты  работникам в соответствии с  законодательством Российской Федерации;

- на оплату товаров,  работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам [2, Ст. 70].

Расходование бюджетных  средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

В случае выявления фактов не целевого использования бюджетных  средств, на расходы бюджетного учреждения накладывается блокировка. Это означает сокращение лимитов бюджетных обязательств или отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств [57].

Нецелевое использование  бюджетных средств – это направление  и использование бюджетных средств  на цели, не соответствующие условиям указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения [24, С.90].

Информация о работе Организация и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений