Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 23:19, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: исследовать организации и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений.
Объектом исследования выступает финансовая деятельность государственных предприятий и учреждений.
Задачи дипломной работы:
- комплексно исследовать теоретические вопросы финансовой деятельности бюджетной организации;
- проанализировать сметное и внебюджетное финансирование государственных учреждений на примере Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (далее ГУФСИН);
Введение
3
1 Теоретические аспекты организации финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений
7
1.1 Финансовая деятельность государственных предприятий и учреждений: сущность, функции и структура управления
7
1.2 Источники и порядок финансирования деятельности государственных предприятий и учреждений, состоящих на государственном бюджете
20
2 Анализ финансирования учреждений, состоящих на государственном бюджете (на примере учреждений Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области)
33
2.1 Сметное финансирование учреждений ГУФСИН
33
2.2 Внебюджетные источники финансирования учреждений ГУФСИН
45
3 Проблемы финансирования учреждений, состоящих на государственном бюджете и пути их решения
59
Заключение
76
Список использованных источников
81
Приложения
86
Рисунок 3 – Порядок финансирования учреждений ГУФСИН России по Свердловской области
Выполняя возложенные функции, ГУФСИН планирует и расходует выделяемые ему бюджетные ассигнования.
Функциональное распределение расходов федерального бюджета на ГУФСИН
по статьям бюджетной классификации: заработная плата аттестованных сотрудников; заработная плата вольнонаемных сотрудников; прочие выплаты; начисления на оплату труда; транспортные услуги; прочие услуги; увеличение стоимости материальных запасов; пособия по социальной помощи населению; увеличение стоимости основных средств; коммунальные услуги и др. [24, С.93].
В 2002 году завершен процесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание через органы Казначейства России В результате внедрения казначейского исполнения бюджетов любые денежные потоки немедленно регистрируются казначейством, резко сокращается разрыв между регистрацией поступлений на счет бюджета и временем, когда ресурсы могут быть доступны для произведения расходов.
Система казначейского учета создает предпосылки для контроля за движением денежных ресурсов и позволяет получить достоверную информацию о состоянии государственных (или муниципальных) финансов [32, С.103].
Финансовому контролю подвергается деятельность всех участников финансовых отношений. Финансовый контроль может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудит). Финансовый контроль – важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств [36, С.46].
Контрольная функция финансов осуществляется при проведении любой финансовой операции – будь то операция по формированию денежных фондов или по использованию средств. Финансовые процессы начинаются, длятся и завершаются, и на каждом из этих этапов необходим контроль. Соответственно финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий – до, во время и после осуществления операции [36, С.45].
В ГУФСИН финансовым
отделом финансово-
ревизии (проверки) хозяйственной деятельности с выездом в подразделения. Структура контроля ГУФСИН представлена на рисунке 4, составленным автором.
Рисунок 4 – Финансовый контроль ГУФСИН и учреждений
Основной задачей ведомственного финансового контроля является контроль за соблюдением подразделениями ФСИН России действующего законодательства РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, изданных в пределах их компетенции, а также приказов и указаний Минюста России и ФСИН России.
Контрольно-ревизионные
органы систематически изучают и
обобщают материалы ревизий и
на основе этого в необходимых
случаях вносят предложения о
совершенствовании системы
2 АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, СОСТОЯЩИХ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1 СМЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ГУФСИН
Главное управление федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (далее ГУФСИН) является территориальным органом уголовно-исполнительной системы, созданным Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации для руководства учреждениями, исполняющими уголовные наказания, следственными изоляторами, учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, с особыми условиями хозяйственной деятельности, иными подразделениями, включенными в уголовно-исполнительную систему в установленном порядке, а также другими подразделениями, созданными для обеспечения деятельности Уголовно-исполнительной системы (далее УИС) и не включенными в нее.
Бюджет уголовно-исполнительной системы – часть федерального бюджета.
Поэтому включение непосредственных расходов УИС в единую систему государственных расходов предполагает соблюдение общих требований по рациональному и экономическому определению потребностей. Необходимость осуществления расходов – обеспечение безопасности государства и его граждан предопределяется одной из важнейших задач государства по созданию и укреплению системы национальной безопасности.
В состав ГУФСИН
входят 55 учреждений – управления с
особыми условиями
Правовую основу деятельности учреждения составляют Конституция
РФ, Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», иные правовые акты Российской Федерации.
Рисунок 5 – Структура ФСИН России
Необходимость осуществления расходов на правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства и его граждан предопределяется одной из важнейших задач государства по созданию и укреплению системы национальной безопасности, гарантирующих сохранение России в качестве суверенного государства и ее территориальной целостности, неприкосновенности исторических, культурных, духовных ценностей, обеспечение безопасности граждан Российской Федерации. В процессе планирования расходов на уголовно-исполнительную систему учитываются первоочередные мероприятия: совершенствование структуры численности сотрудников и работников УИС, оптимизации структуры расходов путем совершенствования оснащения техникой, вооружением, автоматизированными системами и средствами управления связью, создание гарантированной системы материального и социального обеспечения военнослужащих и лиц, увольняемых с военной службы, содержание осужденных.
Сметно-бюджетное финансировании – это отпуск бюджетных средств организациям, не имеющих собственных доходов от своей деятельности, на основе плановых документов – смет [47, С.215].
Формируется смета бюджетного учреждения на основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и утверждается соответствующим распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств [23, С.654].
Средства, выделяемые из бюджета на основную деятельность бюджетного учреждения, расходуются в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств. Кассовое расходование (финансирование) бюджетного учреждения органом, исполняющим бюджет, может осуществляться исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств, независимо от наличия (отсутствия) сметных назначений.
В то же время необходимость составления сметы диктуется наличием у бюджетного учреждения средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на расходование которых лимитов бюджетных обязательств не доводится. В данном случае смета доходов и расходов бюджетного учреждения выступает единственным документом, определяющим направления и суммы расходования таких средств [23, С.654].
Отметим, что в анализируемом периоде ГУФСИН составлял сметы расходов, в которых определялся объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, отпускаемых непосредственно из бюджета, тогда как смета это финансовый документ, в котором должны быть отражены не только расходы, но и доходы бюджетного учреждения. Кроме того, имеется своеобразие в ГУФСИН связанное с осуществлением бюджетной и внебюджетной и производственной деятельности [48].
На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов. Смета – основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделенных из бюджета на содержание учреждения.
Предусмотренные в смете ассигнования считаются предельными и расходование сверх этих сумм не разрешается. Использование бюджетных средств на цели, непредусмотренные сметой, не разрешается [39, С.234].
Бюджетные сметы могут быть нескольких видов (см. рисунок 6).
Рисунок 6 – Разновидность смет [25, С.234]
Индивидуальная смета – отражает особенности параграфа бюджетной классификации областного и местного бюджета.
Индивидуальные сметы составляются для отдельного учреждения или проведения отдельного мероприятия (торжественный вечер, организация подарков ветеранам и др.)
Централизованные сметы мероприятий составляются на уровне министерств, ведомств, когда расходы берет на себя вышестоящая организация для приобретения сложной техники, бесплатно передаваемой учреждениям.
Сводные сметы составляют министерства и ведомства в соответствии с бюджетной классификацией отражающей тот же характер расходов и статей, что и индивидуальные сметы [25, С.234].
В смете бюджетного учреждения отражаются:
1) реквизиты
учреждения (его наименование; бюджет,
из которого производится
2) свод расходов
(фонд зарплаты; материальные затраты;
фонд производственного и