Организация и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 23:19, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы: исследовать организации и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений.
Объектом исследования выступает финансовая деятельность государственных предприятий и учреждений.
Задачи дипломной работы:
- комплексно исследовать теоретические вопросы финансовой деятельности бюджетной организации;
- проанализировать сметное и внебюджетное финансирование государственных учреждений на примере Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (далее ГУФСИН);

Содержание работы

Введение
3
1 Теоретические аспекты организации финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений
7

1.1 Финансовая деятельность государственных предприятий и учреждений: сущность, функции и структура управления
7

1.2 Источники и порядок финансирования деятельности государственных предприятий и учреждений, состоящих на государственном бюджете
20
2 Анализ финансирования учреждений, состоящих на государственном бюджете (на примере учреждений Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области)
33

2.1 Сметное финансирование учреждений ГУФСИН
33
2.2 Внебюджетные источники финансирования учреждений ГУФСИН
45
3 Проблемы финансирования учреждений, состоящих на государственном бюджете и пути их решения
59
Заключение
76
Список использованных источников
81
Приложения
86

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

- производство  государственных (муниципальных)  услуг на нерыночной основе  создает неоправданные конкурентные  преимущества для бюджетных учреждений  перед частным сектором, лишающие  бюджетные учреждения стимулов  к сокращению издержек, связанных  с производством государственных (муниципальных) услуг;

- отсутствие  правовой регламентации действий  администрации бюджетного учреждения  по распоряжению доходами от  предпринимательской деятельности  приводит неэффективному использованию  этих средств и приобретенных  за их счет финансовых и нефинансовых активов, а также к прямым злоупотреблениям;

- недостатки  действующего механизма бюджетного  финансирования порождают практику  взимания с граждан нелегальных  платежей за государственные  (муниципальные) услуги, которые  должны предоставляться бесплатно;

- сохраняется  ситуация, при которой распределение  средств бюджета одного уровня  государственной власти осуществляется  организациями, административно  подчиняющимися другому уровню  бюджета;

- наличие значительного  числа ведомственных учреждений здравоохранения, образования и науки вызывает неоправданное дублирование функций и нерациональное использование государственной собственности;

- недостаточная  ориентация главных распределителей  бюджетных средств на обеспечение  эффективности расходования бюджетных средств и достижение конечных общественно значимых результатов [47].

С учетом сложившейся  ситуации требуется осуществление  серьезных изменений в структуре  бюджетного сектора.

В этой связи  основными направлениями реформирования в данной сфере являются:

а) оптимизация  действующей сети получателей бюджетных  средств;

б) уточнение  правового статуса и реорганизация  бюджетных учреждений и предприятий;

в) переход к  новым формам финансового обеспечения  предоставления государственных (муниципальных) услуг;

г) внедрение  методов формирования бюджета, ориентированного на результат [54].

Одним из недостатков  финансирования учреждений ГУФСИН, что  нерациональное распределение денежных средств главным распределителем, согласно утвержденной смете на финансовый год. Это выражается в том, что денежные средства на финансовый год выделяются в небольшом количестве в течение года, за исключением средств на денежное довольствие и заработную плату. Основная сумма приходится на четвертый квартал, следовательно, в конце финансового года учреждения не могут освоить все бюджетные обязательства и часть средств приходится возвращать в бюджет.

Для повышения  эффективности деятельности учреждений  необходимо:

- рационально,  эффективно и целенаправленно  расходовать средства, переданные из Федерального бюджета;

- в полном  объеме осваивать выделенные  денежные средства.

В рамках первого  направления предполагается осуществить  совершенствование управления действующей  сетью получателей бюджетных  средств за счет административного и финансового переподчинения ряда получателей бюджетных средств с целью соблюдения принципов отраслевой направленности основного вида деятельности, ликвидации и объединения бюджетных учреждений, чья деятельность дублируется, устранения ситуации, при которой распорядителями средств бюджета одного уровня власти являются органы другого уровня власти. Оптимизация сети получателей средств федерального бюджета, данного этапа обуславливаются наличием ряда недостатков сложившейся структуры бюджетной сети и потребностью в подготовке основ более глубокой реорганизации бюджетного сектора. Данный этап может реализован в рамках действующего законодательства (в том числе новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»).

Второе направление  реформы включает в себя: расширение возможности по привлечению организаций  различных организационно-правовых форм к предоставлению государственных (муниципальных) услуг, оплачиваемых за счет бюджетных средств. Этот процесс должен сопровождаться, с одной стороны, изменением законодательства, обеспечивающим возможность реорганизации ныне действующих бюджетных учреждений за рамками процедур ликвидации, с другой – внедрением новых организационно-правовых форм, в которые смогут реорганизовываться бюджетные учреждения.

Решение о целесообразности изменения организационно-правовой формы должно рассматриваться применительно  к каждому конкретному бюджетному учреждению с учетом целого ряда факторов: реорганизации не должны подвергаться учреждения, которые производят необходимые государству услуги на нерыночной основе (в т.ч. в рамках обеспечения конституционных гарантий) и ликвидация которых будет иметь негативные социально-экономические последствия; комплекс мер, направленных на изменение порядка осуществления бюджетными учреждениями деятельности, приносящей доход, в частности, установление требования об отражении внебюджетных доходов в полном объеме в доходах и расходах соответствующего бюджета.

На последующих  этапах необходимо установить запрет на распоряжение такими доходами бюджетными учреждениями. В результате этих преобразований субсидиарная ответственность государства  по обязательствам бюджетного учреждения возможна только по санкционированным в рамках общего бюджета обязательствам учреждения [19].

Третье направление  предполагает переход к новым  механизмам и формам предоставления государственных (муниципальных) услуг.

Существующий  порядок бюджетного финансирования по смете доходов и расходов имеет ряд недостатков. Во-первых, он по сути своей является неэффективным, то есть не создает стимулов к сокращению издержек и экономии

 

бюджетных средств.

Во-вторых, в  действующем виде он в недостаточной  степени ориентирован на достижение определенных социально-экономических результатов деятельности, так как в его рамках финансируется сам факт существования учреждения. Участие организаций различных организационно-правовых форм в предоставлении государственных (муниципальных) услуг предполагает использование новых механизмов, обеспечивающих выполнение государственных обязательств, гарантированных Конституцией РФ, конкурентные способы распределения бюджетных средств, финансовую привлекательность выполнения государственных заданий, гибкость в проведении государственной политики в различных отраслях с учетом их специфики.

Четвертое направление  предполагает повышение ответственности  министерств и ведомств за достижение поставленных целей, их заинтересованности в максимально эффективном использовании бюджетных средств, повышение роли бюджета как инструмента осуществления государственной экономической политики за счет обеспечения связи между отраслевыми стратегиями и задачами бюджетного финансирования [19].

Предполагается  переход большинства бюджетных учреждений в автономные организации и казенные учреждения. В связи с созданием нового типа некоммерческих организаций, а также корректировкой прав и обязанностей уже существующих во многие нормативные акты вносятся изменения.

Предполагается, что после вступления в силу Федерального закона в казенные учреждения будут переведены федеральные бюджетные учреждения, согласно статьи 20 Федерального закона.

В их число войдут:

- разнообразные  военные ведомства; 

- следственные  изоляторы уголовно-исполнительной  системы и исправительные учреждения, исполняющие наказания;

- психиатрические  больницы;

- лепрозории;

- учреждения  ряда федеральных ведомств, в  т.ч. противопожарной, миграционной  и таможенной служб;

- Федеральные  службы безопасности и т.д.

Казенное  учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы [1, Ст. 6].

Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа [1, Ст. 222].

Особенность правового  положения казенных учреждений определена в ст. 161 БК РФ. Из ее норм следует, что  данное учреждение находится в ведении  органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы [1, Ст. 221].

Казенному учреждению разрешается осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое  право предусмотрено в его  учредительном документе. Вместе с  тем доходы, полученные им от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Таким образом, казенное учреждение лишено права самостоятельно распоряжаться средствами, полученными им от осуществления приносящей доход деятельности. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися

 

в его распоряжении денежными  средствами, полученными в рамках сметного финансирования.

При недостаточности  указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества. Согласно закону, перечень казенных учреждений будет ограничен.

В переходный период федеральные законы, нормативные  правовые акты Президента РФ, Правительства  РФ, федеральных органов исполнительной власти, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения и отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, применяются к казенным учреждениям в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону [57].

До 1 января 2011 г. Федеральный закон позволяет  казенным учреждениям функционировать, по сути, в прежнем правовом режиме.

В частности, в переходный период:

- внебюджетные  доходы казенных учреждений в  бюджет не зачисляются;

- лицевые счета  учреждений не переоткрываются.

По  истечении переходного периода, с 1 января 2011 г., вступят в силу все  ключевые нормы Федерального закона, касающиеся изменения правового статуса и порядка финансового обеспечения учреждений различных типов [43].

Реформирование  системы учреждений, исполняющих  наказания в виде лишения свободы, и совершенствование организационно-структурного построения УИС – изменение режимов содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением существования системы «исправительных колоний», эксплуатирующей идею «перевоспитания коллективом», предполагающей постоянную регенерацию криминальной структуры, сохранение питательной среды для рецидивной преступности, постоянное пребывание значительной части осужденных в экстремально-стрессовом состоянии и оправдывающую применение администрацией исправительных учреждений устаревших, сопряженных воспитательных практик.

Замена  существующей системы исправительных учреждений на два основных типа учреждений – тюрьмы и колонии-поселения, при сохранении для выполнения специальных задач лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений и следственных изоляторов.

Преобразование  колоний для несовершеннолетних в воспитательные дома для несовершеннолетних правонарушителей.

 Исходя из выше изложенного, следует, что условия для трудовой адаптации осужденных будут предоставлены в основном осужденным, находящихся в колонии-поселения [20].

Планируется разработка новых принципов привлечения  к труду осужденных в условиях тюремного содержания и строгой  дифференциации содержания спецконтингента  – это создание небольших камер-мастерских и внедрения индивидуальных форм занятости.

Совершенствование производственно-хозяйственной деятельности УИС и повышения экономической  эффективности труда лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения  свободы, путем внесения изменений  в Бюджетный, Гражданский, Налоговый, Трудовой и Уголовно-испольнительный кодексы Российской Федерации.

Широкое использование  в качестве одного из основных способов ресоциализации вовлечения в трудовую деятельность осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселения.

Создание новых  колоний-поселений с усиленным наблюдением и тюрем общего режима в основном на базе существующих исправительных колоний, располагающих развитой и более конкурентоспособной производственной базой.

Дислокация  колоний-поселений с обычным наблюдением  с учетом географии региональных инвестиционных, производственных проектов в целях задействования в них труда осужденных.

Решение  с  федеральными  органами  государственной  власти  Российской

Федерации вопроса  о предоставлении исправительным учреждениям  преференций, обязывающих  государственных  и  муниципальных  заказчиков  размещать часть

Информация о работе Организация и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений