Организация и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 23:19, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы: исследовать организации и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений.
Объектом исследования выступает финансовая деятельность государственных предприятий и учреждений.
Задачи дипломной работы:
- комплексно исследовать теоретические вопросы финансовой деятельности бюджетной организации;
- проанализировать сметное и внебюджетное финансирование государственных учреждений на примере Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (далее ГУФСИН);

Содержание работы

Введение
3
1 Теоретические аспекты организации финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений
7

1.1 Финансовая деятельность государственных предприятий и учреждений: сущность, функции и структура управления
7

1.2 Источники и порядок финансирования деятельности государственных предприятий и учреждений, состоящих на государственном бюджете
20
2 Анализ финансирования учреждений, состоящих на государственном бюджете (на примере учреждений Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области)
33

2.1 Сметное финансирование учреждений ГУФСИН
33
2.2 Внебюджетные источники финансирования учреждений ГУФСИН
45
3 Проблемы финансирования учреждений, состоящих на государственном бюджете и пути их решения
59
Заключение
76
Список использованных источников
81
Приложения
86

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

Полученные  средства они используют для улучшения  материально-технического обеспечения  подразделений, для социальной помощи сотрудников и стимулирования их труда.

 

 

2.2 ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ  ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ  ГУФСИН

 

Приносящей  доходы деятельностью (внебюджетной деятельностью) является, в первую очередь, предпринимательская  деятельность, под которой необходимо понимать самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При этом учреждения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям [23, С.234].

Право учреждения на самостоятельное распоряжение доходами и имуществом, полученным от приносящей доходы деятельности, является ограниченным вещным правом и должно реализовываться в порядке и пределах, установленных гражданским и бюджетным законодательством.

Норма о праве  учреждения осуществлять приносящую доход  деятельность относится к обязательным сведениям, которые должны содержаться в учредительных документах учреждения.

Все доходы бюджетного учреждения, получаемые от осуществления  предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности должны быть отражены в смете доходов и расходов, которая утверждается главным распорядителем бюджетных средств [44, С.125].

К «внебюджетным  источникам финансирования потребности Российской Федерации» можно, таким образом, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, относятся доходы получателей средств федерального бюджета, полученные от предпринимательской и иной деятельности, которые после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов получателей средств федерального бюджета, а также средства бюджетов государственных внебюджетных фондов [40, С.11].

Объектами анализа внебюджетных средств в уголовно-исполнительной системе являются следующие показатели:

- доходы и  расходы по видам деятельности  и в разрезе структурных подразделений  учреждения, их состав, структура  и динамика за анализируемый  период по сравнению с планом (сметой);

- расходы по  видам деятельности в разрезе  статей, подстатей и элементов  бюджетной классификации, их структура  и динамика за анализируемый  период по сравнению с планом (сметой);

- соотношение  доходов и расходов от внебюджетной  деятельности [39, С.18].

Источники финансирования внебюджетной деятельности или иной деятельности, приносящей доход, представлены на рисунке 9, составленный автором.

 




 

 

Рисунок 9 –  Источники финансирования внебюджетной деятельности ГУФСИН

 

Доходы от продажи работ и услуг – деятельность по предоставлению услуг спецконтингента: этот вид деятельности основан на том, что учреждения ГУФСИН заключают договоры по предоставлению услуг рабочей силы из числа осужденных с

 

какой либо организацией на выполнение определенного вида работ.

Ежемесячно  из организаций, где работает спецконтингент, предоставляется табель учета рабочего времени, на основании которого делается акт выполненных работ, где просчитывается сумма оплаты за предоставленную  услугу.

Доходы, получаемые от комнат длительных свиданий. На территориях учреждений имеются гостиницы для свиданий осужденных с родственниками.

Доходы от продажи  готовой продукции, изготовляемой  спецконтингентом. В учреждениях  развито производство по металлообработке, деревообработке, швейной продукции, лесопродукции и товаров народного потребления.

Безвозмездные поступления – средства, выделяемые главным распорядителем для поддержки  внебюджетной деятельности.

Все доходы бюджетных  учреждений, получаемые от осуществления  предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной собственности, закрепленной за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, и иной деятельности должны быть отражены в смете доходов и расходов, которая утверждается главным распорядителем бюджетных средств.

Бюджетные учреждения расходуют средства, полученные за счет внебюджетных источников, по целевому назначению в соответствии с действующим  законодательством и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами  доходов и расходов, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств [39, С.22].

По внебюджету составляется смета, которая представляет собой доходную и расходную часть. В доходной части отражаются суммы  поступлений на внебюджетный счет учреждения, каждая сумма зачисляется на счет согласно источнику. Рассмотрим исполнения сметы доходов и расходов от предпринимательской деятельности за 2007, 2008, 2009 и 1 полугодие 2010 года, тыс. руб. (см. рисунок 10, составленный автором).

 

Рисунок 10 –  Доходы и расходы, полученные от предпринимательской

деятельности  учреждений ГУФСИН за 2007-2010 г.г.

 

На основании  проведенных данных проведен анализ доходов, расходов и прибыли от предпринимательской деятельности за 2007-2009г.г. и 1 полугодие 2010 года, который представлен в таблице 6, составленной автором.

Из анализа  видно, что в полученные доходы 2009 году по сравнению с 2007 годом  превышают  на 158654,6 тыс. руб., а 2008 год на 69789,9 тыс. руб.

Расходы в 2008 году по сравнению с 2007 годом превышают  на 101910,5 тыс. руб. и 2009 год на 37480,4 тыс. руб.

В 2009 году полученная прибыль от предпринимательской  деятельности по сравнению с 2007 годом  превышает на 94224,5 тыс. руб. и 2008 год  на 107270,3 тыс. руб.

В 2008 году расходы  сложились в сумме 395220,8 тыс. руб., что составляет 87,5% от планового  показателя. Получена прибыль в сумме 8790,7 тыс. руб. Расходы на выплату  заработной платы составили 160049,2 тыс. руб., экономия составила 30000,1 тыс. руб. Начисления на оплату труда составили 40158,7 тыс. руб., экономия составила 13111,2 тыс. руб.

Расходы по оплате услуг составили 51044,1 тыс. руб., экономия составила 1386,2 тыс. руб., в том числе:

- расходы по  услугам связи составили 578,9 тыс. руб., экономия составила 62,7 тыс. руб.;

- расходы по  транспортным услугам составили  14880,7 тыс. руб., перерасход составил 4044,8 тыс. руб.;

- расходы по  коммунальным услугам составили  26715,9 тыс. руб., экономия составила  5262,5 тыс. руб.

Расходы в 2009 году произведены в сумме 357740,4 тыс. руб.

От хозяйственной  деятельности получен положительный  финансовый результат (прибыль) в сумме 45200,3 тыс. руб.

Расходы в 1 полугодии 2010 года составили 168165,4 тыс. руб. – получена прибыль в сумме 7445,6 тыс. руб.

 

 

Таблица 6 –  Доходы, расходы и полученная прибыль  от внебюджетной деятельности учреждений за 2007-2009 г.г. и 1 полугодие 2010 г., тыс. руб.

Период

Доходы 

Расходы

Прибыль

2007 год

315146,8

293310,3

21836,5

2008 год

404011,5

395220,8

8790,7

2009 год

473801,4

357740,4

116061,0

1 пол. 2010 года

175611,1

168165,4

7445,7


 

 

Основные причины  низких показателей: 

- невыполнение  плана по выпуску товарной  продукции из-за отсутствия заказов; 

- увеличение  заработной платы основных производственных  рабочих из-за вступления в силу с 01.09.2007 г. Федерального закона от 20.04.07 г. № 54-ФЗ – минимальный размер оплаты труда (МРОТ) установлен в размере 2300 руб.;

- из-за увеличения  расценок на изделия в среднем  на 60% произошел перерасход по  заработной плате.

Цены заранее, с учетом роста затрат, пересмотрены не были.

Доходы на расчетный  счет учреждений ГУФСИН поступают в  разрезе источников финансирования: внебюджетная деятельность и предпринимательская  деятельность, (см. таблицу 7, составленную автором).

 

 

Таблица 7 - Поступление  доходов по внебюджетной деятельности учреждений ГУФСИН за 2007-2010 г.г., тыс. руб. [58]

Наименование  источника финансирования

Поступления

2007 год

2008 год

2009 год

1 полугодие  2010 года

Доходы от продажи  услуг, работ

46173,60

56791,70

50798,40

26260,50

Доходы от продажи  товаров

598988,00

682294,50

631060,40

262429,80

Прочие безвозмездные  поступления

1047,50

4061,40

7840,50

4255,10

Итого доходов:

646209,10

743147,60

689699,30

292945,40


 

 

Из таблицы  видно, что наиболее доходным для учреждений ГУФСИН был 2008 год: сумма полученного дохода превышает остальные периоды. Это связано с тем, что в 2008 году увеличилась реализация готовой продукции.

Доходы от продажи  товаров составляют основную часть  всех получаемых доходов.

В 2009 году снизились показатели доходов. Это связано с экономическим кризисом, большинство заказчиков вынуждены отказаться от дальнейшем сотрудничестве с учреждениями ГУФСИН из-за отсутствия денежных средств.

В результате чего доходы по внебюджетной деятельности, запланированные на год и утвержденные в смете, а также доходы, фактически полученные за финансовый год, в разрезе источников финансирования часто не соответствуют.

Анализ исполнения сметы доходов показывает, что  за анализируемые периоды образовались большие отклонения запланированных сумм от фактических. Для того чтобы увеличить доходы и максимально сократить отклонения необходимо:

- увеличение  стоимости за услуги по предоставлению  рабочей силы;

- расширить  ассортимента товаров; 

- внедрить инноваций  предпринимательского характера с целью увеличения объемов продажи новых товаров, пользующихся повышенным спросом;

- отсутствие  страха перед предпринимательским   риском;

- разумное использование  средств, получаемых от экономии  затрат. При этом необходимо выбрать стратегию предпринимательской  деятельности: либо снижать цену товаров в соответствии с уменьшением спроса на имеющиеся в наличии товары в расчете на то, что это приведет к росту объема продажи и может увеличить прибыль, либо не изменять цену, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса.

Опыт свидетельствует, что успехов в использовании  цен как стимула увеличения объема продаж добиваются лишь те предприятия, которые имеют самые низкие затраты  на всех этапах продвижения товаров  от производства до потребителей.

Прежде чем  принять решение об изменении  уровня цен, предприятию следует  выяснить, с учетом каких факторов оцениваются реализуемые товары покупателями. Таких факторов насчитывается  более десяти. Поэтому нельзя регулировать продажу, только изменяя цены. Нужно также учитывать, что покупатели настороженно относятся к дешевым товарам. Очень часто незначительный рост продаж под влиянием изменения цен не позволяет возместить потери от их снижения.

Необходимо  проводить маркетинговые исследования логики поведения покупателей в каждом сегменте рынка и принимать ценовые решения с учетом результатов этих исследований.

Во всех случаях  решения об изменении цен должны приниматься не для увеличения объемов  продаж, а для улучшения финансовых результатов.

Тем более, что  покупатели в своем большинстве  обоснованно определяют, какой реальной цены заслуживает тот или иной товар.

Нельзя ориентироваться  на достижение целевых показателей  по продаже товаров, подрывая основу для сохранения прибыльности в длительной перспективе.

На основе маркетинговых  исследований важно установить верхнюю  границу цены данного товара с  учетом его ценности для: покупателей  и того ее уровня, который обеспечит  формирование наилучших финансовых результатов.

Информация о работе Организация и особенности финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений