Основные направления по совершенствованию казначейского контроля за расходованием бюджетных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Данная тема является наиболее актуальной т.к. казначейство – молодая финансовая система, темпы развития которой достаточно высоки. На пути казначейской системы исполнения встречаются достаточно много проблем, особенно на местном уровне.
Основными задачами казначейства являются:
осуществление предварительного и текущего контроля за целевым использованием бюджетных средств бюджетополучателями и управление денежными средствами на счетах казначейства;
осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов;
обеспечение сохранности средств и т.д.

Содержание работы

Введение. - стр.
Глава I. Теоретические основы по организации казначейского
контроля в системе МФ РТ - стр.
§ 1. История развития казначейства в России. - стр.
§ 2. Становление казначейской системы исполнения бюджета
в современной России. - стр.
§ 3. Мировой опыт казначейской системы исполнения бюджета. - стр.
Глава II. Организация и порядок проведения казначейского
контроля за расходованием средств бюджетными
организациями г. Набережные Челны - стр.
§ 1. Порядок проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами министерства финансов РФ - стр.
Глава III. Основные направления по совершенствованию казначейского контроля за расходованием бюджетных средств. - стр.
Заключение. -стр.
Список использованной литературы. -стр.

Файлы: 1 файл

диплом казначейство.doc

— 507.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение.            - стр.

Глава I.  Теоретические основы по организации казначейского

контроля в системе  МФ РТ            - стр.

§ 1. История развития казначейства в России.          - стр.

§ 2. Становление казначейской системы исполнения бюджета

в современной России.            - стр.

§ 3. Мировой опыт казначейской системы исполнения  бюджета.      - стр.

Глава II. Организация и порядок проведения казначейского

контроля за расходованием  средств бюджетными

организациями г. Набережные Челны              - стр.

§ 1. Порядок проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами министерства финансов РФ               - стр.

Глава III.    Основные направления по совершенствованию казначейского контроля за расходованием бюджетных средств.           - стр.

Заключение.                 -стр.

Список использованной литературы.               -стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В любой стране бюджет – это  наиболее  точная форма  выражения  существа государственной власти, а  процесс его исполнения  наглядно   демонстрирует  ее настоящий характер.

К  середине 1992 года пришла к состоянию, когда  исполнение  федерального бюджета  практически  вышло  из-под контроля  Правительства  Российской Федерации. Задержки в зачислении налогов  и сборов  на счета  Министерства финансов  РФ, а так же в  непредставлении  отчетности  о них были  нормой в работе  многих банков, включая Центральный Банк России. Последний в свою очередь потерял  контроль над счетами бюджетных учреждений, которые в погоне  за доходностью  стали переводить  свои  счета в коммерческие банки.

Международный опыт  и  история  государственных финансов России дают практически  безальтернативное  решение  данной проблемы -  создание  казначейской системы исполнения бюджета, которая и была утверждена  на статье 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации1. В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы  исполнительной власти  возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление  счетами бюджетов  и бюджетными средствами. Указанные  органы  являются кассирами  всех распорядителей  и получателей  бюджетных средств  от имени и по поручению  бюджетных учреждений.

Данная тема  является наиболее актуальной т.к.  казначейство – молодая финансовая система, темпы развития  которой достаточно высоки. На пути казначейской системы исполнения  встречаются  достаточно много проблем, особенно на местном уровне.

Основными  задачами казначейства  являются:

осуществление  предварительного  и текущего контроля за целевым использованием  бюджетных средств бюджетополучателями и управление денежными средствами на счетах казначейства;

осуществление  краткосрочного  прогнозирования  объемов  государственных  финансовых ресурсов;

обеспечение  сохранности  средств и т.д.

Казначейство – молодая  финансовая система, темпы развития, которой весьма высоки, а эффективность выполняемых операций растет с каждым годом.

Степень разработанности  темы  велика. Ежемесячно  все  новшества  и проблемы публикуются  в журнале "Финансы".

Целью дипломной работы  является изучение  и рассмотрение  казначейского контроля в системе Министерства Финансов за расходованием средств предприятиями бюджетной сферы: историю создания  казначейства и его развитие, реализацию казначейской системы исполнения бюджета  на местном уровне  и его результаты.

Основой казначейской системы  исполнения бюджета является Бюджетный  кодекс, принятый в 1998 году, который  служит  целям финансового регулирования  и контроля. 26 глава Бюджетного кодекса  посвящена финансовому контролю, осуществляемому органами казначейства.

Процесс формирования  и развитие  органов федерального казначейства  нельзя назвать  быстрым. Это объясняется  наличием не только сторонников, но и противников  создания новой структуры исполнительной власти, которой делегированы  большие полномочия  по управлению бюджетными потоками, что затрагивает  интересы  многих органов  и структур.

Казначейская система  - это система тотального учета  и контроля движения бюджетных средств, от их поступления  в бюджет до использования, основная функция – доведение  бюджетных средств  до конечных получателей в соответствии с бюджетом и регламентации  процесса   исполнения бюджета, контроль  за целевым  использованием  ресурсов бюджета. Наличие  казначейской системы  позволяет  на основе  четко определяемых объемов  реальных потребностей  наиболее  рационально, селективно  проводить  оптимизацию  бюджетных потоков, снижать вероятность  серьезных "прорывов"  в финансировании, сделать  процесс  исполнения  бюджета  плавным.

Территориальное отделение Департамента казначейства  Министерства финансов Республики Татарстан (ТОДК МФ РТ)  в городе  Набережные Челны было создано  10 августа 1999 года  на основании Указа Президента РТ "О переходе на казначейскую систему исполнения  бюджета" от 7 июля 1998 года.1 С момента создания  набережночелнинского казначейства  была проделана огромная работа по стабилизации  финансовой системы.

 При казначейской контроле  в  системе исполнения бюджета  ТОДК МФ РТ  сталкивается со  многими проблемами. Муниципальным образованиям  уделяется недостаточное внимание со стороны Правительства, и можно  сказать, они остаются обделенными  в финансовых отношениях.

Предметом исследования дипломной  работы является казначейский контроль в  системе исполнения  местного бюджета. Практическая значимость работы  существенна велика, т.к. она была исследована  с различных точек зрения. В дипломной работе  использованы статьи и научные труды начальника ГУФК  МФ РФ Нестеренко Т.К., заместителя начальника ГУФК МФ РФ Мануйловой  Т.Н. и других специалистов, таких как, Сидоренко В.В., Московченко С.Н., Безденежных А.В.

«Организация казначейского контроля за расходованием средств предприятиями  бюджетной сферы г.Набережные Челны» тема очень актуальная интересная и  обширная, т.к.  функции  и полномочия ТОДК МФ РТ увеличиваются с каждым днем, но к сожалению  сталкивается  со многими  проблемами, которые должны  решаться  на федеральном уровне.

Дипломная работа  состоит из трех глав, из  восьми параграфов,  заключения и списка  использованной литературы.

В процессе написания  дипломной  работы  были использованы  учебные  пособия, периодические  издания, научно-методическая литература.

 

1. Теоретические основы казначейства.  

1.1. История развития  казначейства в России.

В настоящее время все более актуальными становятся   вопросы  совершенствования казначейской системы исполнения федерального бюджета  и формирование  аналогичных систем для исполнения бюджетов территорий. К сожалению, в современной российской действительности многие инновационные процессы в экономике  сопровождаются лишь изучением западной практики, а собственный накопленный опыт и история  мало учитываются.

В ХV в. появились государственные учреждении русского средневековья – казенные дворы. Они стали началом системы централизованного управления Российским государством. Денежной казной в это время управляли так называемые приказы – службы, которые ведали государственными  доходами и исполняли роль посредника между верховной властью царя и управлением на местах.

Приказная система управления просуществовала до конца ХVII века.

В ХVII в. по указу царя Алексея Михайловича был образован Счётный приказ – высший финансово-контрольный орган. Приказы учреждены были не только в столице, но и в разных территориях.

В счетный приказ поступали недоимки прошлых лет и остатки от ассигнованных по разным ведомствам сумм со всего государства. Однако система была сложной и запутанной: единых правил составления смет не существовало, итоговый бюджетный баланс не проводился, контроль исполнения отсутствовал.

Петр I кардинально реформировал систему государственного управления. Вместо прежних приказов было создано 12 коллегий, половина из которых имела финансово – экономический характер. С финансовой точки зрения, самыми важными из них были три : камер – коллегия , ведавшая государственными доходами и имуществом ; штат – контор – коллегия, ведавшая государственными расходами ; и ревизион – коллегия , наблюдавшая за исполнением смет по доходам и расходам . Высшим органом финансового управления в стране стал сенат.

Кроме того, государство  было разделено на 45 провинций, во главе  каждой поставлены воеводы , а при  них , т.е. ( это важно отметить ) в  их подчинении , территориальные представители  финансовых коллегий : камерир  и  рентмейтер ( или казначей ). Казначей принимал поступившие сборы, хранил их в особой земской казне и выдавал по ассигновкам. Казначейство состояло при губернской канцелярии, а в столице деньги поступали в главную казенную палату, откуда производились расходы по центральному управлению.

Реформа,  таким образом, вместо прежней приказной, ввела новую – коллегиальную систему управления

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 г. правового акта «Учреждения для  управления губерний  Российской Империи  ».1 Согласно этому документу в каждой губернии создаются  казенные палаты, которые, по сути, начинают выполнять функции представительств финансовых органов на местах. Устанавливаются и штаты соответствующих чиновников. Губернии теперь делятся на уезды и в каждом уезде – свой  уездный казначей – финансовый чиновник  низшего звена, назначаемый на эту должность на 3 года. Одновременно  были упорядочены  учет и отчетность, что позволило составлять более реальный бюджет. А в конце столетия,  в период правления Павла I, учреждается  должность государственного казначея. С этого времени управление  финансами государства становится самостоятельным и централизованным.

Все эти новшества преследовали собой решение одной важной задачи – окончательное формирование единой финансовой системы  России.

Новый (XIX) век и новый император Александр I вносят в финансовую систему государства кардинальные изменения. В 1802 г. подписывается манифест « Об учреждении министерств ».  Это стало начальным этапом министерской реформы Александра I. Министерская система государственного  управления, хотя и сильно измененная , просуществовала и до наших дней.

В соответствии с манифестом наряду с другими министерствами создается  и министерство финансов, структура  и сферы компетенции которого были разработаны к 1811 г. Какое-то время параллельно министерству сохраняет свое существование и государственное казначейство, которое заведует движением сумм в доход поступивших, остаточных или запасов, а также текущими расходами и платежами долгов и пенсионов. Однако в скоре в структуре Министерства Финансов учреждается департамент государственного казначейства, которому были подчинены все центральные и местные финансовые структуры.

Российская империя окончательно  складывается четко структура органов  казначейства – центрального до местных.

Позднее, 1837г. полномочия всех уездных  казначеев были унифицированы единой инструкцией, в которой были точно  определены предметы их деятельности, пределы власти, порядок приема платежей, выдачи и хранение сумм и т.д.

Большое неудобство для Министерства Финансов представлял также устаревший порядок отпуска денег не прямым кредиторам, а большой частью в руки распорядительных ведомств, и притом вперед и очень крупными суммами. При этом порядке остатки отпущенных сумм ускользали от точного учета со стороны Минфина или государственного контроля и редко возвращались в кассы министерства, оставаясь обыкновенно в полном распоряжении ведомств.

Следствием такого положения дел  стало реформирование финансовой системы  страны, проведенное Александром II  во второй половине XIX в. В это время воплощаются в жизнь принципы рационализации и единства бюджета. В 1862г. государственная роспись доходов и расходов впервые объявляется открытой и подлежащей опубликованию. Кроме того, происходит централизация финансовых ресурсов: вводится единство кассы, и, соответственно, меняется технология исполнения бюджета.

Прежде устройство бюджетной системы  заключалось в множественности  ведомственных и территориальных  касс. В эти кассы поступали  бюджетные платежи, имеющие специальное назначение и идущие на покрытие заранее определенных расходов. Соответственно сбором средств занимались различные ведомства. Принцип единства кассы ситуацию кардинально меняет. Теперь все доходы государства сосредоточиваются в кассах министерства финансов, на которые всецело возлагаются и обязанности  по осуществлению расходов. Кассы непосредственно производят в руки прямых кредиторов казны расходов всех министерства и главных управлений. Сами же министерства и главные управления не получают на руки никаких сумм кроме авансов за счет действующей сметы.

Составление общей отчетности по губерниям  было поручено не государственному контролю, а казенным палатам, которые фактически играли роль представителей департамента государственного казначейства в губерниях. Казенным палатам теперь было предписано вести все бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам.

Таким образом, реформы 60-7х годов  оказали непосредственное влияние  на весь строй финансового управления в России. Они позволили качественно оформить государственный контроль над бюджетными средствами и привели к упрочнению места казначейства в финансовой  системе империи. Принцип единства кассы закрепил возросшую роль налогов в формировании бюджета и регулирующую функцию бюджетно-налоговой политики в экономике. Кроме того, была решена  проблема территориальной неравномерности распределения поступлений и платежей. Министерство финансов получило  возможность использования излишков средств, полученных в одних кассах, для покрытия недоимок в других. А государственное казначейство стало существовать как единая система исполнительных органов власти.

Информация о работе Основные направления по совершенствованию казначейского контроля за расходованием бюджетных средств