Предупреждение преступлений в сфере финансово-кредитных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта заключается в том, чтобы на основе статистических данных и теоретических и практических исследований в области финансово-кредитных отношений – изучить особенности предупреждения преступлений в сфере финансово-кредитных отношений, а также определить перспективные направления оптимизации системы предупреждения преступлений и сформулировать рекомендации в этом направлении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...8
1 Теоретические основы предупреждения преступлений в сфере финансово-кредитных отношений……………………………………………………………...11
1.1 Понятие преступлений и их предупреждение ……………………………….11
1.2 Методические основы борьбы с финансовой преступностью........................34
2 Анализ деятельности финансовых институтов по предупреждению преступлений в сфере финансово-кредитных отношений на примере АО «Альянс Банк»………………………………………………………………………43
2.1 Характеристика экономической деятельности АО «Альянс Банк»……..….43
2.2 Анализ и развитие предупреждения преступлений в сфере финансово-кредитных отношений……………………………………………………………...58
3 Совершенствование методики предупреждения преступлений в сфере финансово-кредитных отношений…………………………………………..…….66
3.1 Современные проблемы в вопросах предупреждения преступлений…...…66
3.2 Основные направления развития предупреждения финансовых преступлений……………………………………………………………………….73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………...84

Файлы: 1 файл

копия.docx

— 177.54 Кб (Скачать файл)

Бесспорно, что ведущая роль в охране и  защите имущества и инфраструктуры банка от преступных посягательств  средствами уголовно-правового характера  отведена специально уполномоченным органам  государства. Участие банка в  указанном процессе ограничено правом подачи заявления о привлечении (виновных в совершении преступления) к уголовной ответственности, правом представления доказательств по уголовному делу и другими правами  участника уголовного судопроизводства (потерпевшего, гражданского истца), предусмотренными УПК РК[30].

Что же касается защиты безопасности банка мерами организационного и технического характера, то она (в  соответствии с законодательными предписаниями) осуществляется банком в основном самостоятельно, на его собственные средства. При  этом банк выполняет предписанные органами государства требования безопасности, разрабатывает и устанавливает  в рамках предоставленных законодательством  полномочий порядок, обеспечивающий безопасное функционирование, внедряет технические  средства защиты, создает структурные  подразделения, выполняющие функции  защиты безопасности, наделяет их соответствующими полномочиями.

Основным  структурным подразделением банка, на которое возложены задачи выявления  и предупреждения преступлений, является служба безопасности. Правовой основой  возникновения и функционирования службы безопасности банка (далее - служба безопасности) является Закон РК «О частной детективной и охранной деятельности»[31], однако в широком  понимании проблемы источниками  правового регулирования деятельности службы являются Конституция РК, Закон  «О банках и банковской деятельности», ряд других законов и отраслей права, а также нормативные правовые акты ведомств и НацБанка РК[32].

Отдельные стороны деятельности службы безопасности регламентированы Положением «Об организации  внутреннего контроля в банках», утвержденным приказом НацБанка РК, и  некоторыми другими ведомственными актами.

Изучение  показывает, что в реальной жизни  службы безопасности АО «АльянсБанк» не только участвуют в фактической  деятельности по выявлению и предупреждению преступлений, но и вынуждены взять  на себя основную часть работы по предупреждению преступлений ненасильственного характера, посягающих на интересы банка. Это объясняется, в частности, недостаточной активностью  правоохранительных органов в выявлении  признаков «банковских» преступлений. Определенную роль играет также отказ  законодателя от принципа публичности  при осуществлении уголовного преследования  за совершение отдельных видов преступлений в банковской сфере. Предоставление банку права давать согласие на возбуждение  уголовного дела (или отказывать в  нем), в свою очередь, воспринимается правоохранительными органами как  возложение основной ответственности  за выявление указанных преступных посягательств на сам банк (в лице его службы безопасности).

Наличие соответствующих законодательных  предписаний и постоянное фактическое  участие банка в указанной  деятельности дает полное основание  для отнесения банка (в лице его  служб) к числу субъектов борьбы с преступлениями, посягающими на его интересы.

Качественно новым этапом в формировании правового  статуса службы безопасности банка  стало принятие Закона «О противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»[33]. В соответствии с названным законом коммерческий банк приобрел статус субъекта выявления  и предупреждения преступлений, не связанных непосредственно с  посягательствами на его безопасность.

Особенностью  нынешнего правового регулирования  деятельности частных детективных  структур является разрозненность законодательных  норм и нечетко выраженная воля законодателя. По этой причине наиболее полное и  всестороннее описание целей и задач  деятельности службы безопасности, порядка  и форм ее осуществления содержится во внутренних нормативных документах банка (как правило, в положении  о службе безопасности).

Последние, согласно проведенному автором обобщению, обязательно включают в число  функциональных обязанностей названной  службы следующие действия: выявление  признаков готовящихся и совершенных  преступлений, посягающих на интересы банка и принятие мер по их предупреждению и пресечению; подготовку материалов и направление заявлений в  правоохранительные органы для решения  вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии с УПК; участие  в расследовании по возбужденным уголовным делам на основании  Закона «О частной детективной и  охранной деятельности в РК», собирание  доказательств в ходе уголовного судопроизводства а также выполнение других действий на правах участника  уголовно го процесса (представителя  потерпевшего, гражданского истца), предусмотренных  УПК и др.; осуществление розыска  лиц, совершивших посягательства на интересы банка или подозреваемых  в их совершении, а также принятие в пределах своей компетенции  мер по возмещению нанесенного банку  ущерба.

В этих целях  службе безопасности вменяется в  обязанность: осуществлять проверку информации в рамках юридических дел клиентов; проводить внутреннее (служебное) расследование  по фактам причинения ущерба собственности  и порядку функционирования банка; организовывать и осуществлять в  указанных выше целях взаимодействие с правоохранительными органами, оказывать им содействие в проведении предусмотренных законом мероприятий  следственного, розыскного и организационного характера; разрабатывать и осуществлять меры по предупреждению преступных посягательств  на интересы банка; использовать в указанных  выше целях средства и методы сыскной  деятельности и криминалистики.

Последний пункт, как правило, вызывает неподдельный интерес ученых и практиков. Согласно нынешним представлениям о роли и  месте криминалистики ее объектами  являются, с одной стороны - преступность и преступление, а с другой - предварительное  расследование, судебное разбирательство, предупреждение преступлений. При этом круг субъектов применения средств  и методов криминалистики в глазах ученых остается неизменным. Он ограничен  государственными органами с соответствующей  компетенцией. Ведущей задачей криминалистики, естественно, является обеспечение  деятельности названных органов  в указанных выше направлениях.

В реальной жизни службы безопасности, не дожидаясь  специальных теоретических разработок, вынуждены на свой страх и риск не только проводить внутреннее (служебное) расследование, но и применять средства и методы, разработанные криминалистикой. Так, например, служба безопасности АО «АльянсБанк» в рамках проверочных  мероприятий сыскного характера  и служебных расследований лишь за 2011-2012 годы предупредила ряд попыток  хищения денежных средств банка  путем мошенничества; собрала информацию, послужившую основанием для возбуждения  нескольких уголовных дел (в том  числе один материал послужил основанием для отмены решения об отказе в  возбуждении уголовного дела); добыла и представила суду факты, свидетельствующие о маскировке преступления под сделку гражданско-правового характера; выявила случаи подделки документов и ценных бумаг; получила информацию по приостановленным делам, послужившую основанием для возобновления производства по делу; подготовила ходатайства о проведении повторной экспертизы документов с использованием более совершенной методики, которая в первом экспертном учреждении не применялась (в результате чего предыдущее заключение было опровергнуто).

Так, службой  АО «АльянсБанк» выявлены и пресечены  попытки незаконного проникновения  в компьютерную сеть банка в нерабочее  время, а сам субъект посягательств  разоблачен с помощью специально установленной автоматической телекамеры, зафиксировавшей его действия. В  другом случае результаты опроса сотрудников  банка и создание компьютерного  изображения лица предполагаемого  преступника позволили службе безопасности выявить среди посетителей и  задержать субъекта, совершившего несколькими  днями ранее в условиях неочевидности  хищение дорогостоящего портативного компьютера с важной информацией. Похищенное имущество было обнаружено и возвращено в результате уголовно-процессуального  расследования.

Следует подчеркнуть, однако, что основным направлением использования разработок криминалистики в деятельности службы безопасности АО «АльянсБанк» чаще всего является предупреждение преступных посягательств  и создание благоприятных условий  для возникновения доказательственной информации.

Для этого  используются в первую очередь средства, разработанные в рамках раздела  «предупредительная техника», в числе  которых:

- охранная  сигнализация,

- запирающие  устройства,

- устройства  технической защиты компьютерных  сетей от неправомерного доступа, 

- криминалистические  средства защиты документов и  ценных бумаг и т.д.;

- средства, позволяющие фиксировать действия  преступника на месте преступления;

- различного  рода учеты.[21, С.57]

Рекомендации  и приемы, разработанные в «предупреждающей тактике» служба безопасности использует в форме планирования мероприятий  по выявлению фактических данных о недостатках мер защиты конкретных направлений деятельности банка: уязвимых операциях, о просчетах организационного, технического и технологического характера, облегчающих реализацию преступного  замысла. На основании указанной  информации вносятся соответствующие  изменения в организацию деятельности банка АО «АльянсБанка».

Тактические рекомендации о порядке проведения и оценки результатов следственного  эксперимента используются службой  безопасности с целью проверить надежность мер защиты банка на конкретном участке его деятельности.

Из числа  научных положений превентивной методики служба безопасности банка  АО «АльянсБанк» широко использует профилактику и частные методики расследования  и предотвращения отдельных видов  преступлений. На их основе разрабатываются  и внедряются мероприятия технико-профилактического, организационного и технологического характера предупреждающей направленности.

Широкое применение службами безопасности АО «АльянсБанк» уже имеющихся научных  разработок профилактики тем не менее  не снимает ряда проблем, связанных  со спецификой предупреждающего обеспечения  их деятельности.

В их числе  следует назвать проблему целевой  подготовки кадров, обладающих достаточными познаниями и навыками использования  средств и методов криминалистики, в целях обеспечения безопасности кредитных и иных коммерческих организаций. К сожалению, отсутствие таких познаний нередко демонстрируют и сотрудники правоохранительных органов.

За 12 месяцев 2012 года органами финансовой полиции  выявлено 10 288 преступления. При этом, на 5% возросло количество выявленных тяжких преступлений – 1 893 (1 806), в 2 раза особо  тяжкие – 10 (5). На 2,2% больше выявлено преступлений в сфере экономики – 6 887 (6 741). К  уровню прошлого года больше зарегистрировано фактов мошенничества – 1 482 (1 266), лжепредпринимательства – 306 (244), уклонения гражданина от уплаты налогов – 161 (147), уклонения от уплаты налогов организациями – 540 (497)[15].

Усилена борьба с преступлениями в банковской сфере. Так, в   2012 году в этой сфере выявлено 113 преступлений против 109 в 2011 году и 102 в 2010 году.

 

Таблица 5 Преступления в банковской сфере  РК

 

 

Год

2010

2011

2012

Количество выявленных преступлений

 

102

 

109

 

113


 

Примечание  – Составлено авторами по данным Агентства  по статистике РК.

 

Из них  по фактам незаконного получения  и нецелевого использования кредита (ст. 194 УК) выявлено 65 преступлений, что  на 51% больше показателя 2011 года. В 3,5 раза больше направлено в суд – 45. Сумма  причиненного ущерба по возбужденным уголовным делам возросла в 4 раза и составила 1,6 млрд. тенге.

По фактам представления заведомо ложных сведений о банковских операциях (ст. 219 УК) зарегистрировано 15 преступлений, по фактам незаконного  использования денежных средств  банка (ст. 220 УК) зарегистрировано 29 преступлений. Ущерб по ним возрос в 40 раз – 7,1 млрд. тенге (178,5 млн. тенге).[15]

По фактам незаконной банковской деятельности выявлено 4 преступления против 1.

 

Таблица 6 Количество преступлений совершенных  в 2012 году по видам

 

Виды преступлений

Количество

представления заведомо ложных сведений о банковских операциях (ст. 219 УК)

15

незаконного использования денежных средств банка (ст. 220 УК)

29

незаконной банковской деятельности

4

Примечание – Составлено авторами по данным Агентства по статистике РК.


 

В 2012 году возросло количество выявленных преступлений по фактам предоставления заведомо ложных сведений о банковских операциях  в 8,5 раза (с 2 до 17), легализации денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем в 2,4 раза (с 12 до 29), подделки и использования  марок акцизного сбора в 2,3 раза (с 11 до 25), организованной преступности в 1,5 раза (с 4 до 6), незаконного использования  денежных средств банка в 1,7 раза (с 10 до 17), лжепредпринимательства на 41% (со  133 до 187), незаконного получения и нецелевого использования кредита на 40% (с 30 до 42), экономической контрабанды на 26,5% (с 49 до 62), незаконного банкротства на 21% (с 14 до 17), незаконного предпринимательства на 9% (с 208 до 226), воспрепятствования законной предпринимательской деятельности с 0 до 2, незаконного использования товарного знака с 1 до 6.

Информация о работе Предупреждение преступлений в сфере финансово-кредитных отношений