Предупреждение преступлений в сфере финансово-кредитных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта заключается в том, чтобы на основе статистических данных и теоретических и практических исследований в области финансово-кредитных отношений – изучить особенности предупреждения преступлений в сфере финансово-кредитных отношений, а также определить перспективные направления оптимизации системы предупреждения преступлений и сформулировать рекомендации в этом направлении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...8
1 Теоретические основы предупреждения преступлений в сфере финансово-кредитных отношений……………………………………………………………...11
1.1 Понятие преступлений и их предупреждение ……………………………….11
1.2 Методические основы борьбы с финансовой преступностью........................34
2 Анализ деятельности финансовых институтов по предупреждению преступлений в сфере финансово-кредитных отношений на примере АО «Альянс Банк»………………………………………………………………………43
2.1 Характеристика экономической деятельности АО «Альянс Банк»……..….43
2.2 Анализ и развитие предупреждения преступлений в сфере финансово-кредитных отношений……………………………………………………………...58
3 Совершенствование методики предупреждения преступлений в сфере финансово-кредитных отношений…………………………………………..…….66
3.1 Современные проблемы в вопросах предупреждения преступлений…...…66
3.2 Основные направления развития предупреждения финансовых преступлений……………………………………………………………………….73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………...84

Файлы: 1 файл

копия.docx

— 177.54 Кб (Скачать файл)

– своевременное оборудование мест хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей охранно-пожарной сигнализацией.

К административно-правовым и профилактическим мерам относятся:

– выявление и пресечение формирования преступных групп;

– установление и осуществление  административного надзора в  случаях, предусмотренных законом;

К мерам информационного-воспитательного  и виктимологического характера  относятся:

– своевременное проведение анализа  состояния, структуры, динамики и географии  краж и мошенничеств и использование  его результатов в разработке и осуществлении мер по их предупреждению финансовых преступлений;

– информирование населения о появлении  случаев кражи и мошенничеств в определенных структурах, по определенным схемам и определенными категориями  лиц в финансовой сфере;

– разъяснение населению способов защиты финансовых средств  от мошенников;

– информирование граждан, предпринимателей и руководителей фирм, предприятий  о статистике и профилактике финансовых преступлений;

Предупреждение преступлений в  финансовой сфере составляет неотъемлемую часть социального управления и  предполагает осуществление системы  экономических, организационно-производственных, технических, правовых и воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителя и нейтрализацию  или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.

Как показывают исследования, в предупреждении этой группы преступлений важнейшее значение имеют прежде всего общесоциальные меры. В период перехода к рыночной экономике осуществляемые социальные меры направлены, прежде всего, на: создание свободной экономической деятельности, условий для реализации творческого потенциала личности в сфере финансовых отношений на основе любой формы собственности; раскрепощение и развитие предпринимательской деятельности; обеспечение равных условий для всех форм собственности и равной правовой защиты в сфере финансов; создание условий для реальной конкуренции во всех отраслях экономики; формирование необходимой рыночной инфраструктуры.

К общесоциальным мерам, направленным на предупреждение хищений путем присвоения и растраты, преступлений в финансовой сфере, относятся:

– совершенствование системы управления экономикой;

– техническое перевооружение промышленности, переход на преимущественно интенсивный  путь развития с использованием самой  совершенной техники и технологии;

– увеличение удельного веса комплексно-механизированных и автоматизированных предприятий, особенно в сельском хозяйстве и  перерабатывающих отраслях;

– реконструкции предприятий, замена морально устаревшего и физически  изношенного оборудования.

Практика показывает, что специальные  меры, непосредственно направленные на устранение, нейтрализацию, блокирование причин и условий рассматриваемых  преступлений, прямо или опосредованно  сужают поле злоупотреблений, затрудняют, а иногда противодействуют перерастанию менее опасных финансовых и хозяйственных  правонарушений в уголовно наказуемые деяния.

Специальные меры, направленные на предупреждение хищений путем присвоения и растраты, финансовых преступлений, условно можно  разделить на пять групп:

а) экономические;

б) организационные;

в) технические;

г) правовые;

д) воспитательные.

Следует отметить, что эти меры тесно взаимосвязаны и должны осуществляться комплексно.

К экономическим мерам можно  отнести реализацию следующих мероприятий:

– развитие предпринимательства, особенно малого и среднего;

– реформа банковской системы и  совершенствование взаиморасчетов между субъектами экономических  отношений;

– развитие рынка ценных бумаг;

Организационные меры предупреждения хищений путем присвоения и растраты, финансовых преступлений и в хозяйственной  деятельности прежде всего направлены на создание системы противовесов злоупотреблениям в банковской сфере.

К организационным мерам предупреждения преступлений в финансовой сфере  относятся:

– совершенствование деятельности органов управления и контроля, призванных осуществлять финансовый контроль;

– повышение уровня профессиональной подготовки и подбора кадров для  органов, осуществляющих финансовый контроль;

– создание условий и механизма  функционирования общественных формирований, призванных защищать права и интересы потребителей от различных противоправных действий субъектов финансовых отношений;

– методы учета и государственного контроля за достоверностью получаемых доходов и расчетных операций.

К техническим мерам предупреждения финансовых преступлений относятся разработка и внедрение:

– наиболее совершенных средств  транспортировки ценностей;

– надежных запорных устройств в  местах складирования особо ценных ресурсов;

– эффективных методов обнаружения  поддельных ценных бумаг и фальшивых  денежных купюр, а также дефектных, подложных документов, позволяющих  изымать денежные средства иные ценности из финансовых структур;

– экспресс-методов обнаружения  фальсифицированных документов;

К правовым мерам предупреждения преступлений в финансовой сфере относятся:

– разработка на законодательном  уровне общеобязательных правил поведения  на рынке для всех субъектов финансовых отношений;

– выработка системы материальных санкций к юридическим и физическим лицам, осуществляющим хозяйственную  деятельность за нарушения законодательства в финансовой сфере, причиняющие  ущерб интересам потребителей;

– введение административной и уголовной  ответственности за злостное неисполнение общеобязательных правил финансовой деятельности, посягающее на общественные интересы;

– совершенствование законодательных  норм, регулирующих запреты на определенные виды финансовой деятельности;

– проведение финансово-экономической, организационно-экономической экспертиз, принимаемых законов, направленных на урегулирование финансовых отношений;

– совершенствование законодательных  норм, регулирующих правоприменительную  деятельность органов, осуществляющих финансовый, контроль за субъектами финансового  рынка;

– четкое законодательное разграничение  функций контролирующих и правоохранительных органов, призванных выявлять финансовые преступления, а также их причины  и условия;

– законодательное обеспечение  правовой защищенности субъектов финансового  рынка от таких посягательств, как  разглашение и хищение информации, подлог в информации, неправомерное  закрытие информации, утрата и порча  информации, нарушение работы системы  обработки данных и др.

К воспитательным мерам предупреждения преступлений в сфере экономики относятся:

– создание системы экономического обучения, направленного на возвышение в общественном сознании и в сознании каждого субъекта финансового рынка  идеи консолидации, построения общества с высокоэффективной экономикой, способной создать людям достойные  условия жизни и вызвать чувство  гордости за принадлежность к такому обществу;

– пропаганда среди населения, особенно среди лиц, занимающихся коммерческой и иной экономической деятельностью, правовых знаний, необходимых для  добросовестного и правомерного поведения в финансовой сфере;

– пропаганда зарубежного опыта  деловой этики в осуществлении  финансовой деятельности;

– опубликование или показ в  средствах массовой информации материалов о разоблаченных лицах или  группах, совершивших преступления в финансовой сфере.

Проведенный опрос СЭБ (служб экономической  безопасности) банков показал, что для  предупреждения хищений и других преступлений они наиболее часто  используют следующие источники  информации:

информация  о заемщике, клиенте, имеющаяся в  самом банке, – на это указало 83,5% опрошенных;

информация, полученная путем взаимодействия между  СЭБ банков, – 64,2%;

база  данных «Негатив-учет», имеющаяся как  в самом банке, так и в других банках, – 53,7%;

бюро  кредитных историй – 47,1%;

информация, полученная от правоохранительных органов, других государственных и негосударственных организаций и объединений, – 27,4%[7,C.36].

В дальнейшем раскрывается методика работы с данными  источниками информации.

Также отмечается, что в сфере информационного обеспечения деятельности по предупреждению хищений в банках имеются определенные проблемы, заключающиеся в отсутствии в БКИ соответствующих баз данных по заемщикам, что связано с нежеланием предприятий на предоставление своей кредитной истории; неразвитостью информационной структуры; сложностями с получением информации и проверкой ее достоверности; отсутствием единого банка данных по фирмам и их руководителям; недостатком информации для оценки благонадежности фирмы или посредников; недостаточностью внимания руководителей банков к деятельности СЭБ; затрудненностью получения информации в регистрационных, лицензионных и других государственных органах, включая контролирующие и правоохранительные; слабым взаимодействие негосударственных служб безопасности с правоохранительными органами и др.

Для эффективной работы по предупреждению хищений у банка должны быть основания для отказа сомнительному клиенту в открытии расчетного счета.

Для исключения перепродажи залоговых  автомашин, приобретенных в кредит, предлагается введение обязательной регистрации залогов движимого имущества, что позволит создать единую информационную базу залоговых автотранспортных средств, существенно затрудняющую мошенникам бесконтрольно снимать их с регистрационного учета дорожной полиции и перепродавать, для чего необходимо внести соответствующие изменения и дополнения законодательство РК.

Кроме того, в целях предупреждения хищений денежных средств клиентов банка из банкоматов следует внести изменения в ст. 207 УК РК. Изготовление или сбыт поддельных платежных карточек и иных платежных и расчетных документов.

Также раскрываются технические меры обеспечения защиты от хищений денежных средств клиентов банка из банкоматов. С этой целью  предлагаются следующие меры обеспечения  защиты от преступных посягательств:

встройка банкоматов в  стены помещений с целью обеспечения  доступа к технической части  банкомата через служебное помещение, доступ к которым осуществляется внутри здания и ограничен от посторонних  лиц;

оборудование помещений, где располагаются банкоматы, видеокамерами;

оборудование  банкоматов антискимминговыми устройствами, которые подключаются к устройству, регулирующему напряжение в банкомате, при снятии которого принятие карточки становится невозможным;

проведение  физического осмотра банкоматов;

проведение  мониторинга операций по карточкам;

использование оповещений владельцев карт об операциях  посредством смс-сообщений и др.

Наряду  с этим дана характеристика и классификация  мер предупреждения фактов незаконного использования банковских карт, осуществляемая следующими участниками их производства и использования:

1) эмитенты  пластиковых карт;

2) иные организации, участвующие  в аутсорсинге коммерческих банков:

а) юридические лица, осуществляющие техническое и программное обеспечение  работы банкоматов, банковских информационных систем;

б) службы инкассации, частные охранные предприятия;

3) клиенты коммерческих банков  – держатели пластиковых карт.

Подводя итог сказанному, необходимо еще раз  отметить, что экономическая преступность тормозит развитие производства, отвлекает  инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию, лишает госбюджет значительной части доходов, обостряет все существующие экономические проблемы. Только борьба с нею всех ветвей государственной власти может стать залогом успеха происходящих в РК преобразований.

Резкий  всплеск экономической преступности в период реформирования общества обусловлен рядом факторов. Это несовершенство выбранной схемы перехода к рынку, глубочайший социально-экономический кризис, деформация общественной морали, просчеты в государственном регулировании хозяйственной сферы, экономический романтизм юридических и физических лиц и т.п.

Как показывает практика, положительных результатов можно добиться за счет поиска и выработки новых подходов не только к организации, но и тактике выявления рассматриваемых преступлений, основанной на знании нормативных основ функционирования кредитно-финансовой системы, механизма осуществляемых финансовых операций, особенностей правового оформления договорных отношений.[18, C.78]

Информация о работе Предупреждение преступлений в сфере финансово-кредитных отношений