Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:26, дипломная работа
Цель данной работы заключается в поиске путей повышения прибыли в ООО «Жалюзи».
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть значение прибыли и рентабельности в системе рыночных отношений;
- рассмотреть факторы, влияющие на прибыль и показатели рентабельности;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….......…6
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ
ОТНОШЕНИЙ………………….………………….…………………………9
1.1. Прибыль в системе рыночных отношений, ее экономическое
содержание, роль, виды и значение…………..……………………..….9
1.2. Рентабельность как показатель эффективности деятельности и
использования ресурсов, ее содержание и порядок расчета…….…...19
1.3. Факторы, влияющие на прибыль и показатели
рентабельности.........................................................................................24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
ООО «ЖАЛЮЗИ» ЗА 2010-2011 ГОДЫ……………………......................33
2.1. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Жалюзи» за 2010-2011 годы…….…....................33
2.2. Анализ состава и динамики прибыли. Оценка факторов,
влияющих на ее изменение…………......................................................40
2.3. Анализ показателей рентабельности…….......................................46
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «ЖАЛЮЗИ»……....52
3.1. Экономическое обоснование прибыли, как условия ее роста.......52
3.2. Пути увеличения прибыли ………………...………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………………….…….72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….……..
Согласно четвертой функции, повышение доходов собственников и их имущественного положения за счет прибыли происходит как в форме реальных выплат дивидендов и доходов на акции, паи, доли, так и путем увеличения стоимости имущества предприятия, сформированного за счет собственного капитала, приходящегося на 1 акцию, пай, долю [13, c. 188].
И, наконец, важнейшая функция прибыли — использование ее в качестве источника формирования федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В настоящее время при общей основной ставке налога на прибыль 24 %, сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 %, зачисляется в федеральный бюджет и в размере 17,5 % — в бюджеты субъектов Федерации, то есть 73 % начисленного налога на прибыль остается в субъектах Федерации.
С учетом особенностей торгово-хозяйственной деятельности, особенностей формирования доходов и затрат процесс образования прибыли торгового предприятия выглядит следующим образом (приложение 1) [18, c. 187].
Доход от реализации товаров является основным видом доходов торгового предприятия и определяется как разница между продажной и покупной стоимостью товара, при этом из них исключаются суммы налогов, предъявляемые налогоплательщиком покупателю товаров: налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость по своей сути является налогом на потребителя, так как он фиксируется в розничной цене товара и его конечным плательщиком является потребитель. Этот налог является федеральным, его ставка и порядок начисления определены главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 164 НК, налогообложение производится по ставке 10% при реализации ряда продовольственных товаров. По остальным товарам налогообложение производится по налоговой ставке 18%.
Налогооблагаемая база при реализации товаров определяется как стоимость этих товаров без включения в них налога на добавленную стоимость.
Доход от реализации товаров отражает цену торговых услуг, т.е. долю торговли в розничной цене товара. Розничная цена товара в обобщенном виде исчисляется по формуле (1.1):
РЦ = СС + Пп + ТНп + НДС + ТН, (1.1)
где РЦ — розничная цена товара;
СС — себестоимость производства товара;
Пп — прибыль производственного предприятия;
ТНп — торговая надбавка посреднического предприятия;
НДС — налог на добавленную стоимость.
Источником дохода от реализации торговых предприятий являются торговые надбавки. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена промышленности) или у посредников.
Торговая надбавка предназначена для возмещения издержек обращения (затрат торговли по реализации товаров), уплаты налогов и сборов и образования прибыли торгового предприятия.
В настоящее время предприятия оптовой и розничной торговли, независимо от подчиненности и форм собственности, предоставлено право самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) при формировании свободных (рыночных) розничных цен на отечественные и импортные товары с учетом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен в регионе. Таким образом, размеры максимальной и минимальной торговых надбавок (наценок) для предприятий торговли не регламентированы.
В соответствие с отчетом о прибылях и убытках (форма №2) различают следующие виды прибыли [21, c.64]:
- валовая прибыль;
- прибыль (убыток) от продаж;
- прибыль (убыток) до налогообложения;
- чистая прибыль (убыток) отчетного периода.
Прибыль торгового предприятия от реализации определяется по формуле (1.2):
ПР = Др
- ИО,
где ПР — прибыль от реализации;
Др — доход от продаж;
ИО — издержки обращения.
Прибыль до налогообложения исчисляется по формуле (1.3):
ВП = ПР ±
СВДР,
где ВП – прибыль до налогообложения;
СВДР - сальдо внереализационных доходов и расходов.
Прибыль как финансовый результат представляет собой разность между суммой доходов и всех расходов и отчислений. В рыночной экономике различают бухгалтерскую, экономическую и чистую прибыль [10, c. 133].
Бухгалтерская прибыль представляет собой разность между совокупными доходами и явными издержками обращения, которые отражаются в бухгалтерской отчетности.
Экономическая прибыль – это разность между бухгалтерской прибылью и неявными (альтернативными) издержками обращения.
Принципиально различие между прибылью фактической и экономической прибылью: в первом случае прибыль измеряется разницей между доходами и издержками фирмы, включающими затраты и амортизационные отчисления; во втором – принимаются также в расчет вмененные издержки.
Торговая прибыль, - это прибыль, получаемая от реализации товаров за счёт разницы между покупной и продажной ценами. В условиях простого товарного производства извлечение торговой прибыли осуществлялось преимущественно на основе неэквивалентного обмена вследствие относительной неразвитости товарного обращения, разобщённости рынков, множественности цен на однородную продукцию и т.п.
В состав
внереализационных доходов
- доходы от долевого участия в других организациях;
- доходы
от операций купли-продажи
- доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
- доходы от сдачи имущества в аренду; доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств;
- доходы
в виде сумм кредиторской
- доходы
в виде излишков товарно-
В состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление хозяйственной деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией: расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего или инвестиционного), при этом расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования средствами; расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества, охрану недр и другие аналогичные работы; затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов; судебные расходы и арбитражные сборы; расходы по операциям с тарой; расходы в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм на возмещение причиненного ущерба, расходы на оплату услуг банков; расходы на проведение ежегодного собрания акционеров; другие обоснованные расходы.
К внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные предприятием в отчетном периоде: в виде убытков прошлых периодов, выявленных в текущем периоде; суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, а также суммы других долгов, нереальных к взысканию; потери от брака; потери от простоев по внутрипроизводственным причинам; не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам; расходы в виде недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены; потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций[22, c.27].
Прежде чем рассмотреть виды прибыли, необходимо отметить, что общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по накопительному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.
Другим
принципом определения
использование методов начисления. По
этой причине прибыль, показанная в отчете
о финансовых результатах, не отражает
реального притока денежных средств предприятия
в результате его хозяйственной деятельности.
Для восстановления реальной картины
по величине финансового результата
деятельности предприятия как при росте
(или уменьшении) стоимости его
капитала, образовавшегося в процессе
его хозяйственной деятельности за
отчетный период, необходимы дополнительные
корректирующие расчеты.
Чистая прибыль представляет собой сумму прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), может быть вычислена по формуле (1.4):
ЧП = ВП -
НП,
где ЧП — чистая прибыль предприятия;
ВП — прибыль до
НП — налог на прибыль.
Основные
направления использования
Принципиальная схема распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Принципиальная схема использования прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия
Резервный фонд предназначается для покрытия непроизводительных потерь и убытков, покрытия балансового убытка предприятия за отчетный год, а также выплат доходов (дивидендов) участникам при отсутствии или недостаточности для этих целей прибыли отчетного года.
Фонд накопления предназначается для финансового обеспечения производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества. За счет данного фонда осуществляются финансирование строительства новых производственных объектов, расширение и реконструкция предприятия, приобретение и модернизация оборудования, погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним, финансирование прироста собственных оборотных средств и др.
Фонд социальной сферы предназначен для финансирования капитальных вложений в развитие объектов социальной сферы: строительство жилья, культурно-просветительных учреждений, санаториев, домов отдыха, лагерей отдыха детей, школьных и дошкольных учреждений и т.д.
Фонд накопления и фонд социальной сферы могут выступать в виде единого фонда накопления.
Фонд потребления аккумулирует средства, направляемые на осуществление мероприятий по развитию социальной сферы (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению работников и иных аналогичных мероприятий, не приводящих к образованию нового имущества предприятия (выплата дивидендов, процентов по акциям и вкладам; разовое премирование работников в виде единовременного поощрения за выполнение особо важных заданий; оказание материальной помощи; надбавки к пенсиям и единовременные пособия уходящим на пенсию; предоставление льготного или бесплатного питания; оплата проезда к месту работы; оплата путевок на лечение и отдых и т.д.).
Конкретные
направления и суммы
Таким образом, прибыли принадлежит главенствующая роль в системе внутренних источников формирования финансовых ресурсов торгового предприятия. Чем больше прибыли остается в распоряжении предприятия, тем меньше его потребность в привлечении средств из заемных источников, тем выше уровень его самофинансирования и финансовой устойчивости.
1.2. Рентабельность как показатель эффективности деятельности и
использования ресурсов, ее содержание и порядок расчета
Для оценки
торгово-хозяйственной
Рентабельность
– это относительный
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
А.Д. Шеремет [21, c.162] для анализа показателей рентабельности предлагает следующие показатели, а также порядок их расчета в табл. 1.1.