Прибыль в рыночных условиях: формирование, анализ, пути увеличения по материалам ООО «Жалюзи» г.Новосибирск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:26, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в поиске путей повышения прибыли в ООО «Жалюзи».
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть значение прибыли и рентабельности в системе рыночных отношений;
- рассмотреть факторы, влияющие на прибыль и показатели рентабельности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….......…6
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ
ОТНОШЕНИЙ………………….………………….…………………………9
1.1. Прибыль в системе рыночных отношений, ее экономическое
содержание, роль, виды и значение…………..……………………..….9
1.2. Рентабельность как показатель эффективности деятельности и
использования ресурсов, ее содержание и порядок расчета…….…...19
1.3. Факторы, влияющие на прибыль и показатели
рентабельности.........................................................................................24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
ООО «ЖАЛЮЗИ» ЗА 2010-2011 ГОДЫ……………………......................33
2.1. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Жалюзи» за 2010-2011 годы…….…....................33
2.2. Анализ состава и динамики прибыли. Оценка факторов,
влияющих на ее изменение…………......................................................40
2.3. Анализ показателей рентабельности…….......................................46
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «ЖАЛЮЗИ»……....52
3.1. Экономическое обоснование прибыли, как условия ее роста.......52
3.2. Пути увеличения прибыли ………………...………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………………….…….72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….……..

Файлы: 1 файл

Прибыль в рын. усл.Алексей.docx

— 275.03 Кб (Скачать файл)

Таблица 1.1

Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность)

 деятельности  предприятия

Наименование

показателя

Способ расчета

Пояснения

1

2

3

1.Рентабельность продаж

R1=Прибыль от продажи товаров/товарооборот

Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованных товаров

2. Общая рентабельность отчетного периода (экономическая рентабельность)

R2=Прибыль до налогообложения/Средняя за период стоимость активов

Показывает, сколько денежных единиц затрачено предприятием для получения рубля прибыли независимо от источников привлечения средств

3. Рентабельность собственного капитала

R3=Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия/Средняя за период величина собственного капитала

Показывает эффективность использования  собственного капитала.

4. Рентабельность внеоборотных активов

R4=Чистая прибыль/Средняя за период стоимость внеоборотных активов

Показывает эффективность использования  основных средств и прочих внеоборотных активов

5. Рентабельность основной деятельности (окупаемость издержек)

R5=Прибыль от продажи или чистая прибыль/издержки обращения

Показывает сколько прибыли от продажи или чистой прибыли приходится на 1 руб. затрат

6. Рентабельность перманентного (постоянного) капитала, рентабельность инвестиций

R6= Прибыль до налогообложения/Средняя за период  величина перманентного капитала

Показывает эффективность использования  капитала, вложенного (инвестированного) в деятельность организации на длительный срок


 

 

Окончание табл. 1.1

1

2

3

7. Рентабельность капитала

R7=Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия/Средняя за период величина капитала

Показывает эффективность использования капитала.

8. Рентабельность оборотного капитала 

R8=Чистая прибыль/Средняя за период стоимость оборотного капитала

Показывает эффективность использования оборотных активов

9. Рентабельность производственных  фондов 

R9=Чистая прибыль/(основные фонды+ оборотные средства)

Показывает эффективность использования имеющихся производственных фондов

10. Рентабельность совокупных ресурсов

R10=Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия/(основные фонды+ оборотные средсва+фонд заработной платы)

Показывает эффективность использования ресурсов

11. Рентабельность трудовых ресурсов

R11=Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия/фонд заработной платы

Показывает эффективность использования трудовых ресурсов


 

В торговле наиболее широкое распространение  получил показатель рентабельности продаж, исчисляемый как отношение суммы прибыли к объему товарооборота по формуле (1.5):

Рт=П/Т*100,                                                 (1.5)

Согласно  методике К. А. Раицкого [16, c.92], показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек  и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность  продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала  и его составных частей.

Рентабельность  деятельности (окупаемость издержек) – Rз – исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) или чистой прибыли от основной деятельности (ЧП), или суммы чистого положительного денежного потока (ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме издержек по реализации товаров по формуле (1.6):

Rз=Ппр/З, или Rз=ЧПрп/З, или Rз=ЧДП/З                        (1.6)

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли или самофинансируемого дохода с каждого рубля, затраченною на реализацию товаров, и может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам товаров. Последний показатель точнее предыдущих отражает результаты деятельности предприятия, поскольку учитывает не только чистую прибыль, но и всю величину собственных заработанных средств, поступающих в свободное распоряжение предприятия из оборота.

Сумма прибыли  может быть небольшой, если предприятие  применяет нелинейный метод начисления амортизации, и наоборот. Однако в совокупности эти две величины довольно реально отражают доход предприятия, который может быть использован в процессе реинвестирования.

Аналогичным образом определяется окупаемость  инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли или чистого денежного потока от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность  продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму товарооборота.  Характеризует эффективность коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.  Этот показатель широко применяется в рыночной экономике; рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам товаров по формуле (1.7):

Rоб=Ппр/Т, или Rоб=ЧП/Т, или Rоб=ЧДП/Т,               (1.7)

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала по формуле (1.8).

RKL=ЧП/KL, или RKL=ЧП/KL, или RKL=ЧДП/KL                (1.8)

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами

Наряду  с показателями оборота торговли, капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия.

Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров  к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат.       

Увеличение  или уменьшение издержек обращения  непосредственно влияет на сокращение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования трудового потенциала и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника.

Отношение прибыли от реализации товара к величине торговой площади торгового предприятия характеризует размер полученной прибыли на 1 кв. м. площади магазина. Этот показатель свидетельствует об эффективности использования торговых площадей и основного капитала. Считается, что рациональное использование торговых площадей позволяет повысить размер прибыли.

Показатели  рентабельности характеризуют эффективность предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Изучение системы показателей рентабельности торгового предприятия рекомендуется проводить в динамике и если возможно, в сравнении с показателями других аналогичных торговых предприятий.

 

1.3. Факторы, влияющие на прибыль  и показатели

рентабельности

 

Цель  анализа прибыли и рентабельности – выявление резервов ее роста, повышение  рентабельности и разработка конкретных мер по их использованию в текущей  деятельности и перспективе.

В процессе достижения основной цели решаются следующие задачи:

- определение базовых показателей  для разработки планов на предстоящий период;

- повышение научно – экономической  обоснованности планов и нормативов;

- объективное и всестороннее  изучение выполнения установленных  планов и соблюдение нормативов  по количеству, структуре и качеству  услуг;

- определение экономической эффективности  использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- прогнозирование результатов  деятельности;

- подготовка аналитических материалов  для выбора оптимальных управленческих  решений, связанных с корректировкой  текущей деятельности и разработкой  стратегических планов.

Анализ прибыли и рентабельности проводится с учетом соблюдения определенных принципов, основные из них представлены в табл. 1.2.

 

 

 

 

Таблица 1.2

Основные  принципы анализа показателей

прибыли и рентабельности предприятия

Принцип

Содержание принципа

Конкретность

Анализ  основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение

Комплексность

Всестороннее  изучение экономического явления или  процесса с целью объективной его оценки

Системность

Изучение  экономических явлений во взаимосвязи  друг с другом, а не изолированно

Регулярность 

Анализ  следует проводить постоянно  через заранее определенные промежутки времени, а не от случая к случаю

Действенность

Пригодность результатов анализа для использования  в практических целях для повышения результативности деятельности

Экономичность

Затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, который будет  получен в результате его проведения

Сопоставимость

Данные  и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов

Научность

При проведении анализа следует руководствоваться  научно обоснованными методиками и  процедурами


 

Формы анализа многообразны. Это  обусловлено объектом исследования, пользователями, масштабами деятельности предприятия, периодом проведения анализа. Объектом исследования может быть не только сам процесс формирования прибыли. Различают, как правило, два типа: анализ формирования прибыли и анализ ее распределения и использования.

Предприятие анализирует прибыль для внутреннего  применения с целью совершенствования  управления прибылью. Но анализ проводят и внешние пользователи: налоговые органы, банки, страховые компании, потенциальные инвесторы. Их цель – установление точности отражения финансовых результатов, оценки кредитоспособности предприятия и перспективы его доходности. С этих позиций различают внутренний и внешний анализ прибыли. В зависимости от масштабов деятельности анализ прибыли может проводиться по предприятию в целом, но его структурным подразделениям либо по отдельным коммерческим сделкам или товарам, товарным группам при наличии информации об их издержкоемкости.

Анализ  прибыли производится в следующей  последовательности:

- анализ выполнения плана, динамики прибыли и рентабельности;

- анализ факторов, влияющих на прибыль и рентабельность;

- анализ распределения и использования прибыли.

Первое  направление анализа, как правило, производится методом сравнения. При этом целесообразно производить анализ динамики показателя прибыли в сравнении с динамикой развития товарооборота, издержек обращения и дохода. Это позволит провести экспресс-анализ рентабельности и факторов, определяющих развитие прибыли, установить тенденцию изменения, как массы прибыли, так и уровня рентабельности (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Экспресс-анализ динамики прибыли и рентабельности

Соотношение динамики показателей

Аналитические выводы

Темп прироста товарооборота выше темпа прироста прибыли

Уровень рентабельности падает

Темп прироста товарооборота ниже темпа прироста прибыли

Уровень рентабельности растет

Темп прироста прибыли выше темпа  прироста издержек обращения 

Прирост прибыли обеспечен за счет опережающего роста суммы валового дохода по сравнению с издержками обращения 

Темп прироста валового дохода равен  темпу прироста издержек обращения

Масса прибыли увеличивается в  том же темпе 


 

Более конкретное представление о количественном влиянии на прибыль показателей, ее формирующих, дает факторный анализ прибыли.

Сумма и уровень прибыли формируется  под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину прибыли и рентабельности, вряд ли можно четко ограничить, оно весьма велико. Все факторы можно разделять на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влиянием которых можно пренебречь. Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой.

Информация о работе Прибыль в рыночных условиях: формирование, анализ, пути увеличения по материалам ООО «Жалюзи» г.Новосибирск