Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:26, дипломная работа
Цель данной работы заключается в поиске путей повышения прибыли в ООО «Жалюзи».
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть значение прибыли и рентабельности в системе рыночных отношений;
- рассмотреть факторы, влияющие на прибыль и показатели рентабельности;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….......…6
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ
ОТНОШЕНИЙ………………….………………….…………………………9
1.1. Прибыль в системе рыночных отношений, ее экономическое
содержание, роль, виды и значение…………..……………………..….9
1.2. Рентабельность как показатель эффективности деятельности и
использования ресурсов, ее содержание и порядок расчета…….…...19
1.3. Факторы, влияющие на прибыль и показатели
рентабельности.........................................................................................24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
ООО «ЖАЛЮЗИ» ЗА 2010-2011 ГОДЫ……………………......................33
2.1. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Жалюзи» за 2010-2011 годы…….…....................33
2.2. Анализ состава и динамики прибыли. Оценка факторов,
влияющих на ее изменение…………......................................................40
2.3. Анализ показателей рентабельности…….......................................46
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «ЖАЛЮЗИ»……....52
3.1. Экономическое обоснование прибыли, как условия ее роста.......52
3.2. Пути увеличения прибыли ………………...………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………………….…….72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….……..
На основе данных таблицы 2.3 можно сделать следующие выводы:
- рост выручки от продажи товаров составил 5091 тыс.р., что является положительной стороной;
- соразмерно росту дохода возросла себестоимость услуг на 4651 тыс. р., а также возрос ее уровень с 85,44 до 87,54% (рис. 2.2);
- валовая прибыль возросла на 440 тыс.р., а ее уровень снизился с 14,56 до 12,46%;
- коммерческие и управленческие расходы возросли на 342 тыс.р., а их уровень – на 1,39 пункта;
- прибыль от продаж снизилась на 3,49 пункта и составила 8,25% в 2011 году (рис. 2.3);
- прибыль до налогообложения за 2011 год составила 690 тыс. р., а в процентах к обороту – 4,82. Сумма прибыли снизалась по сравнению с 2010 годом на 182 тыс. р., а по уровню – на 0,69% к выручке;
- чистая прибыль увеличилась на 146 тыс.р., а ее уровень в выручке снизился на 0,55 пункта с 4,40% до 3,86 %, что свидетельствует о снижении суммы прибыли с каждых 100 руб. объема продаж на 55 коп.
Рис. 2.2. Динамика выручки и себестоимости услуг ООО «Жалюзи»
На рис. 2.3 отображена динамика выручки, себестоимости услуг. прибыли от продаж ООО «Жалюзи» за 2010-2011 годы.
Из таблицы 2.3 видно, что в ООО «Жалюзи» доходы получены в анализируемом периоде только от основной деятельности в виде выручки от продаж, прочих доходов организация не имела.
Рис. 2.3. Динамика выручки, себестоимости услуг, прибыли от продаж
ООО «Жалюзи»
Расходы организации ООО «Жалюзи» представлены: себестоимостью услуг, включая коммерческие и управленческие расходы, процентами к уплате, прочими расходами (рис. 2.4).
Наибольший удельный вес в расходах организации занимает себестоимость услуг, причем ее вес увеличивается. Так в 2010 году себестоимость услуг составляла 85,44%, в 2011 году 87,54%, прирост составил 2,11%.
За анализируемый период наблюдается тенденция роста коммерческих расходов, удельный вес которых возрос с 2,82 % в 2010 году до 4,21% в 2011 году, прирост составил 1,39%.
Рис. 2.4. Динамика расходов ООО «Жалюзи»
Значительно снизились проценты к уплате с 6,05% в 2010 году до 3,27% в 2011 году, что свидетельствует об исполнении части обязательств по кредитам и займом организации. Прочие расходы снизились незначительно на 0,02%.
По данным таблицы 2.3 видно, что, несмотря на абсолютный рост показателей прибыли, относительные показатели снижаются. Так доля валовой прибыли – на 2,11%, прибыли от продаж – на 3,49%, налогооблагаемой – на 0,69%, чистой – на 0,55%. Снижение прибыли обусловлено ростом себестоимости услуг на 2,1%, наличием заемного капитала.
В процессе анализа необходимо установить факторы, влияющие на изменение прибыли в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Большое значение имеет факторный анализ прибыли от реализации услуг, так как её слагаемые оказывают влияние на прибыль до налогообложения.
Прибыль от продажи товаров ООО «Жалюзи» в 2011 году составила 1181 тыс. р. и возросла по сравнению с 2010 годом на 98 тыс. р.
К основным факторам, влияющим на валовую прибыль относятся:
- выручка (объем продаж),
- цены;
- себестоимость.
На выручку значительное влияние оказывают ценовые факторы. С ростом цен на товары увеличиваются объем продаж и сумма доходов от реализации товаров.
Объем продаж в сопоставимых ценах в отчетном году составил 12778,6 тыс. р. (14312/1,12).
За счет роста цен выручка от реализации возросла на 1533,4 тыс. р. (14312 – 12778,6).
Увеличение физического объема продаж способствовало увеличению выручки в сумме 3557,6 тыс. р. (12778,6 - 9221).
В большей степени на изменение объема выручки оказало влияние физического объема продаж. Так за счет него выручка увеличилась на 24,86%.
Численность работников в анализируемом периоде осталась неизменной и не оказала влияние на выручку.
За счет роста производительности труда выручка ООО «Жалюзи» возросла на 1486348 тыс. р:
(1192,67 – 768,42)*12 = 5091 тыс.р.
Рост выручки (100%) произошел за счет интенсивного фактора, т.е. за счет производительности труда.
Общее влияние факторов на выручку ООО «Жалюзи» представлено в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Влияние факторов на изменение выручки
ООО «Жалюзи» за 2010-2011 годы
Факторы |
Размер влияния факторов, тыс. р. |
Цены |
1533,4 |
Физический объем продаж |
3557,6 |
Численность работников |
- |
Производительность труда работников |
5091 |
Изменение выручки |
5091 |
Рост выручки от реализации ООО «Жалюзи» на 5091 тыс. р. увеличил валовую прибыль на 634,34 тыс. р.:
Рост уровня себестоимости услуг на 2,11 % привел к снижению валовой прибыли на 166, 23 тыс. р.
Общее влияние факторов на валовую прибыль ООО «Жалюзи» представлено в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Влияние факторов на изменение прибыли от реализации товаров
ООО «Жалюзи» за 2011 год
Факторы |
Размер влияния факторов, тыс. р. |
Объем продаж |
+ 634,34 |
Себестоимость |
-166,23 |
Абсолютное изменение суммы |
+468,11 |
Анализ влияния факторов на изменение валовой прибыли за 2011 год показал:
- положительное
влияние роста выручки от
- отрицательное влияние роста себестоимости (-166,23 тыс. р.).
Факторы, влияющие на прибыль до налогообложения ООО «Жалюзи» в анализируемом периоде представлены в табл. 2.6.
Влияние изменения прочих доходов и расходов на прибыль до налогообложения определяется методом прямого счета.
Прибыль до налогообложения в 2011 году возросла на 182 тыс. р.
Таблица 2.6
Факторы, влияющие на прибыль до налогообложения ООО «Жалюзи»
за 2010-2011 годы, тыс. р.
Показатели |
Годы |
Отклонения |
Структура | |||
2010 |
2011 |
в сумме |
в % |
2010 |
2011 | |
Прибыль (убыток) от продаж |
1083 |
1181 |
98 |
-3,49 |
11,74 |
8,25 |
Проценты к уплате |
558 |
468 |
-90 |
-2,78 |
6,05 |
3,27 |
Прочие расходы |
17 |
23 |
6 |
-0,02 |
0,18 |
0,16 |
Прибыль до налогообложения |
508 |
690 |
182 |
-0,69 |
5,51 |
4,82 |
Положительное влияние на изменение прибыли до налогообложения оказало снижение процентов к уплате на 90 тыс. р. и рост прибыли от продаж на 98 тыс. р.
Отрицательное влияние на изменение прибыли до налогообложения оказало увеличение прочих расходов на сумму 6 тыс.р.
Таким образом, в параграфе 2.2 проведен анализ прибыли и факторов, влияющих на нее, который позволил сделать вывод о росте прибыли в абсолютном выражении и ее снижение в относительном выражении. Снижение прибыли вызвано ростом себестоимости продукции на 2,1%, наличием заемного капитала. Анализ массы полученной прибыли должен быть дополнен оценкой рентабельности реализации товаров. Рентабельность зависит от объема выручки, прибыли и формирующих ее элементов: валовой прибыли и коммерческих расходов.
В параграфе 2.3 будет произведена оценка и анализ показателей рентабельности по ООО «Жалюзи».
2.3.
Анализ показателей
Показатели рентабельности позволяют судить об общей эффективности работы фирмы, об успешной политике ее руководства и отдельных служб. При расчете показателей рентабельности чистая прибыль сравнивается с такими параметрами, как выручка от реализации, активы (имущество) и капитал фирмы. Экономический смысл показателей состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля реализованной продукции, а также средств (собственных или заемных), вложенных в организацию.
Анализ рентабельности позволяет определить уровень прибыльности использования капитала в целом или отдельных его частей, а также уровень прибыли по отношению к другим показателям хозяйственной деятельности. Основные показатели рентабельности ООО «Жалюзи» за 2010-2011 годы на основе данных бухгалтерского баланса (форма №1, приложение 2) и отчетах о прибылях и убытках (форма №2, приложение 3) представлены в табл. 2.7.
Таблица 2.7
Показатели рентабельности ООО «Жалюзи»
за 2010-2011 годы, %
Показатели |
2010 |
2011 |
Отклонение, (+,-) |
Рентабельность продаж |
5,7 |
5,0 |
-0,7 |
Рентабельность собственного капитала |
56,4 |
95,3 |
38,9 |
Экономическая рентабельность (активов) |
5,5 |
8,0 |
2,5 |
Чистая рентабельность |
4,40 |
3,86 |
-0,54 |
Рентабельность перманентного капитала |
6,74 |
9,39 |
+2,65 |
Оценку эффективности управления основной деятельностью предприятия с точки зрения извлечения прибыли дает показатель рентабельности, рассчитываемый по результатам от основной деятельности по оказанию услуг. Из данных табл. 2.7 видно, что за анализируемый период произошло снижение рентабельности продаж на 0,7 пункта: с 5,7 до 5,0%, что обусловлено снижением чистой прибыли.
Рентабельность собственного капитала (фактического) предприятия ООО «Жалюзи» (определяющая эффективность вложений средств собственников) на протяжении всего анализируемого периода повысилась с 56,4 до 95,3%, что свидетельствует о возможности привлечения инвестиционных вложений в предприятие.
Повысилась
эффективность использования
Чистая рентабельность в анализируемом периоде снизилась с 4,40 до 3,86%, т.е. происходит увеличение затрат для получения прибыли.
По данным рисунка 2.5 видно, что рентабельность продаж ООО «Жалюзи» снизилась на 0,7%, рентабельность собственного капитала и экономическая возросла. Таким образом, в целом можно говорить о повышении стабильности финансового состояния организации.
Рис. 2.5. Динамика показателей рентабельности ООО «Жалюзи»
за 2010-2011 годы
ООО «Жалюзи» активно использует в своей деятельности заемный капитал. Рассмотрим насколько этот капитал эффективно используется. С этой целью рассмотрим более подробно экономическую сущность следующего показателя – финансовый левиридж (др. название: уровень (плечо) финансового левириджа, уровень (плечо) финансового рычага). Функционирование организации сопряжено с различными рисками. Текущая деятельность сопровождается финансовым и производственным рисками (основываясь на балансовой оценке: правосторонним и левосторонним). Финансовый риск (правосторонний) обусловлен использованием организацией заемного капитала (при этом возникает риск его невозврата).
Иначе говоря, оценивать финансовый риск можно на основании анализа структуры источников капитала, то есть соотношения заемного и собственного капиталов. Понятно, что оценка этого соотношения является одной из основных характеристик финансовой устойчивости, но, важно и то, что она может быть использована не только для констатации сложившихся пропорций, но и для оценки возможностей и условий привлечения дополнительного капитала, так как между прибылью и финансовым риском имеется связь (простое рассуждение: чем больше организация привлекает заемных средств, тем больше у нее возможностей получать прибыль, но тем больше и финансовый риск). Количественная оценка финансового риска и факторов, его обусловивших, осуществляется на основе анализа вариабельности (изменчивости) прибыли. Связь между прибылью и стоимостной оценкой капитала (или активов), используемых для получения данной прибыли, характеризуется с помощью показателя «леверидж» (в буквальном понимании леверидж означает действие силы (рычага), с помощью которой можно перемещать тяжелые предметы).